Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.М. Тумаркина, судей Е.Н. Зарубиной, С.М. Петровой рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "РН Холдинг" (до переименования 27.06.2013 - открытое акционерное общество "ТНК-ВР Холдинг") (ул. Беговая, д. 3, стр. 1 (18С-28), Москва, 125284) от 16.05.2014 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.02.2014 по делу N А40-56991/2013 Арбитражного суда города Москвы по заявлению открытого акционерного общества "ТНК-ВР Холдинг" к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (просп. Мира, ВВЦ, стр. 194, Москва, 129223) о признании незаконным требования от 10.11.2011 N 99 об уплате налога, сбора, пени и штрафа и обязании возвратить излишне взысканные 1 937 570 рублей 59 копеек пеней.
СУД УСТАНОВИЛ:
Межрегиональной инспекцией ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "ТНК-ВР Холдинг" (далее - общество) за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.
По результатам названной проверки инспекцией принято решение от 30.06.2011 N 52-20-18/328-2р (л.д. 46 т. 1) о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ему, в частности, предложено уменьшить на 223 503 651 рубль предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах налог на добавленную стоимость за 2009 год (в том числе, на 15 055 376 рублей - за I квартал, на 52 454 703 рубля - за II квартал, на 2 051 553 рубля - за III квартал, на 153 942 019 рублей - за IV квартал). За данное нарушение общество к налоговой ответственности не привлекалось, так как неправомерное предъявление к возмещению из бюджета указанных сумм налога не привело к налоговому правонарушению; суммы пеней инспекцией также не были начислены (л.д. 69 т. 1).
Федеральная налоговая служба решением от 24.10.2011 N СА-4-9/17532@, принятым по апелляционной жалобе общества, решение инспекции от 30.06.2011 N 52-20-18/328-2р утвердила (л.д. 123 т. 1).
В ноябре 2011 года обществу вручено требование от 10.11.2011 N 99 (л.д. 74 т. 1), которым предложено уплатить следующие суммы: 36 565 026 рублей 64 копейки общей задолженности (в том числе 15 681 000 рублей задолженности по налогам и сборам), 223 503 651 рубль налога на добавленную стоимость, а также 16 767 389 рублей 64 копейки пеней, начисленных в соответствии с пунктом 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в соответствии с решением инспекции от 30.06.2011 N 52-20-18/328-2р с учетом решения ФНС России от 24.10.2011 N СА-4-9-16148@ в связи с уменьшением ранее предъявленного к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость (л.д. 74 т. 1).
На основании данного требования общество платежным поручением от 11.11.2011 N 54168 перечислило 16 767 389 рублей 64 копейки пеней в бюджет (л.д. 95 т. 1) и обратилось в инспекцию с заявлением об их возврате (л.д. 23,59 т. 3).
Инспекция письмом от 21.12.2011 N 52-12-11/25260 сообщила о частичном возврате 14 829 819 рублей 5 копеек пеней, приложив извещение о принятом решении о возврате от 16.12.2012 N 2906 (л.д. 25, 26, 57, 58 т. 3).
Общество дважды обжаловало в Федеральную налоговую службу требование инспекции и ее бездействие по отказу в возврате 16 767 389 рублей 64 копеек пеней (л.д. 96 - 108 т. 1).
Федеральная налоговая служба решениями от 02.03.2012 N СА-4-9/3402@ и от 14.08.2012 N СА-4-9/13446@ оставила жалобы общества без удовлетворения (л.д. 109 - 122 т. 1).
Обоснованность исключения из налоговых вычетов 223 503 651 рубля налога на добавленную стоимость общество не оспаривает.
Общество обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным требования от 10.11.2011 N 99 и обязании возвратить 1 937 570 рублей 59 копеек пеней (разницы между уплаченными в бюджет 16 767 389 рублями 64 копейками пеней и 14 829 819 рублями 5 копейками возвращенными пенями).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.07.2013 требование общества об обязании инспекции возвратить излишне взысканные 1 937 570 рублей 59 копеек пеней удовлетворено, в удовлетворении заявления о признании незаконным требования от 10.11.2011 N 99 обществу отказано на основании части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В обоснование частичного удовлетворения заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций указали, что возмещение налога на добавленную стоимость в завышенных размерах не свидетельствует о наличии у налогоплательщика недоимки перед бюджетом, позволяющей инспекции начислять пени. Решение инспекции от 30.06.2011 N 52-20-18/328-2р в части признания необоснованным принятия к вычету сумм налога на добавленную стоимость не увеличило налоговых обязательств общества. Размер налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость за периоды начисления пеней с 20.04.2009 по 10.11.2011 многократно превышал сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную к уплате по операциям, признаваемым объектом обложения названным налогом, в связи с чем частичный отказ от возмещения налога на добавленную стоимость не мог привести и не привел к возникновению обязанности по уплатите налога в бюджет.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 17.02.2014 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменил, в удовлетворении заявленных обществом требований отказал.
Отмену судебных актов судов первой и апелляционной инстанций суд кассационной инстанции, ссылаясь на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 12207/11, мотивировал тем, что суммы налога на добавленную стоимость, восстановленные к уплате по результатам выездной налоговой проверки, ранее незаконно возмещенные инспекцией, являются недоимкой, определение которой содержится в пункте 2 статьи 11 Кодекса; неправомерное возмещение этого налога привело к излишнему изъятию из бюджета денежных средств, в связи с чем на сумму неправомерно возмещенного налога следует начислить пени, предусмотренные статьей 75 Кодекса. В результате проведенных мероприятий налогового контроля инспекция установила необоснованное возмещение обществом из бюджета 223 503 651 рубля налога на добавленную стоимость. Инспекция, предложив обществу уменьшить сумму налога на добавленную стоимость, заявленную к возмещению, и начислив на эту сумму соответствующие пени, не нарушила положения статей 11, 69, 75, пункта 1 статьи 171 и пункта 1 статьи 176 Кодекса, а также права и законные интересы общества.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции общество, ссылаясь на постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 07.06.2005 N 1321/05, от 16.01.2007 N 10312/06, от 17.04.2007 N 15000/06, от 23.10.2007 N 1238/07, от 31.01.2012 N 12207/11, просит его отменить как нарушающее единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инспекции - оставить без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и материалы дела, коллегия судей усматривает основания, установленные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Согласно статье 75 Кодекса пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, и определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Таким образом, начисление пеней непосредственно связано в несвоевременной уплатой налогов в бюджет.
Уплата налога на добавленную стоимость по операциям, признаваемым объектом налогообложения, производится по итогам каждого налогового периода (квартала) исходя из фактической реализации (передачи) товаров (выполнения, в том числе для собственных нужд, работ, оказания, в том числе для собственных нужд, услуг) за истекший налоговый период равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса (пункт 1 статьи 174 Кодекса).
Подлежащая уплате в бюджет сумма названного налога исчисляется по итогам каждого налогового периода как уменьшенная на налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 Кодекса, общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 (пунктом 3 статьи 170) Кодекса (пункт 1 статьи 173 Кодекса).
Следовательно, недоимкой, определение которой содержится в статье 11 Кодекса, признается сумма налога, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок в результате ошибочного исчисления названного налога, определяемая (применительно к налогу на добавленную стоимость) как положительная разница между налогом, исчисленным по операциям, признаваемым объектом налогообложения, и суммой налоговых вычетов, перечисленных в статье 171 Кодекса (в частности, суммами налога, уплаченными налогоплательщиком контрагентам при осуществлении финансово-хозяйственных операций).
На основании пункта 1 статьи 176 Кодекса налогоплательщик вправе претендовать на возмещение суммы налога на добавленную стоимость в форме возврата налога, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения.
Уменьшение инспекцией размера налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, заявленных налогоплательщиком в налоговых декларациях, не влечет начисления пеней, если в результате такого уменьшения сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, не превышает сумм налоговых вычетов.
Возможность начисления процентов (а не вмененных инспекцией обществу пеней, установленных статьей 75 Кодекса) на суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие возврату налогоплательщиком в бюджет в случае их излишнего возмещения в заявительном порядке, установлена статьей 176.1 Кодекса, введенной в главу 21 Кодекса Федеральным законом от 17.12.2009 N 318-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с введением заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость", и применяется к налоговым декларациям начиная с первого квартала 2010 года.
В данном случае общество не имело возможности использовать и не пользовалось заявительным порядком возмещения налога на добавленную стоимость по налоговым декларациям за 2009 год.
Ссылка Федерального арбитражного суда Московского округа на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2012 N 12207/11 представляется не корректной, поскольку по делу N А33-10298/2010 Арбитражного суда Красноярского края инспекцией вменена налогоплательщику к возврату сумма налога на добавленную стоимость в результате завышения налоговых вычетов по названому налогу, вопрос о привлечении к ответственности и начислении пеней Президиумом не решался.
Следовательно, выводы суда кассационной инстанции о допустимости начисления пеней, предусмотренных статьей 75 Кодекса, на суммы необоснованно возмещенного налога на добавленную стоимость не основаны на нормах главы первой и второй Кодекса. Нарушение прав общества усматривается в незаконном удержании 1 937 570 рублей 59 копеек пеней, начисленных инспекцией по указанным основаниям.
Однако в судебных заседаниях инспекцией давались пояснения суду, что 16 767 389 рублей 64 копейки пеней напрямую не связаны с 223 503 651 рублем налога на добавленную стоимость, подлежащего восстановлению по результатам налоговой проверки, а начислены на суммы задолженности по этому налогу (л.д. 32, 68, 74 т. 3). В таком случае в соответствии с пунктом 4 статьи 69 Кодекса требование должно было содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, подробные данные об основаниях взимания налога, ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог. Обстоятельства корреспонденции начисленных 16 767 389 рублей 64 копеек пеней, отраженных в требовании от 10.11.2011 N 99, какой-либо задолженности по налогу на добавленную стоимость (недоимке по налогу на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет по результатам исчисления этого налога в порядке, предусмотренной главой 21 Кодекса) судами не выяснялись.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-56991/2013 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.02.2014.
Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Верховный Суд Российской Федерации на заявление открытого акционерного общества "РН Холдинг" о пересмотре судебного акта суда кассационной инстанции в порядке надзора до 1 сентября 2014 года.
Председательствующий судья |
В.М. Тумаркин |
Судьи |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 июля 2014 г. N ВАС-6159/14
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6159/14
16.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6159/14
22.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6159/14
14.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6159/14
17.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-17487/13
27.09.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29677/13
08.07.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-56991/13
Хронология рассмотрения дела:
29.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6159/14
16.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6159/14
22.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6159/14
14.05.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6159/14
17.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-17487/13
27.09.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29677/13
08.07.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-56991/13