Порядок установления оклада и дополнительных выплат работникам
федеральных бюджетных учреждений
В предыдущем номере мы рассказали об особенностях заключения трудового договора с работниками федеральных бюджетных учреждений и привели примерную форму трудового договора, что связано с введением с 1 декабря 2008 года новой системы оплаты труда, утвержденной Постановлением N 583*(1). При этом новые трудовые договоры с сотрудниками федеральных бюджетных учреждений, работающими до 1 декабря 2008 года, не перезаключаются, а согласно ст. 57 ТК РФ недостающие условия определяются в приложении к трудовому договору либо отдельном соглашении сторон в письменном форме, которое является неотъемлемой частью трудового договора.
В этой статье рассмотрим особенности установления оплаты труда и премирования работников в соответствии с новой системой оплаты труда и включении положений об этом в трудовые договоры либо в дополнительные соглашения к ним.
С 1 декабря 2008 года во всех федеральных органах, ведомствах и учреждениях вводится новая система оплаты труда, которая потребовала принятия нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок и установление оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, включающих в себя размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
В соответствии с Постановлением N 583 были разработаны профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам для каждого федерального ведомства. Поскольку с 1 декабря 2008 года оплата труда будет зависеть от требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности с учетом сложности и объема выполняемой работы, работникам кадровых служб следует обратить внимание на ряд приказов Минздравсоцразвития, устанавливающих профессиональные квалификационные группы, в том числе:
- от 05.05.2008 N 216н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования";
- от 05.05.2008 N 217н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования";
- от 12.05.2008 N 225н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта";
- от 27.05.2008 N 242н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах";
- от 14.03.2008 N 121н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии";
- от 12.05.2008 N 225н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта";
- от 06.08.2007 N 526 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских работников";
- от 31.08.2007 N 570 "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии";
- от 03.07.2008 N 305н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок";
- от 29.05.2008 N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих";
- от 29.05.2008 N 248н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих".
Данные профессиональные квалификационные группы разработаны в соответствии с п. 13 Методических рекомендаций по введению в федеральных бюджетных учреждениях новой системы оплаты труда*(2) (далее - Методические рекомендации). Руководителю федерального бюджетного учреждения рекомендуется осуществлять определение размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы на основе группировки должностей специалистов по категориям различных работ, являющихся равноценными, по следующим параметрам:
- набор исполняемых трудовых функций;
- сложность труда (рекомендуется устанавливать путем аттестации (сертификации) работ и услуг (на основе экспертной оценки));
- интенсивность труда;
- результативность труда.
Также следует учитывать требования к профессиональной квалификации (наличию специального образования и профессионального опыта, в том числе с учетом требований, отраженных в порядке лицензирования отдельных видов деятельности), уставные цели, требования к стандартам оказываемых федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг и работ.
Общие положения об оплате труда
Статья 57 ТК РФ относит к условиям, обязательным для включения в трудовой договор, условия оплаты труда. К ним относятся размер тарифной ставки и должностного оклада работника, надбавки и поощрительные выплаты.
Согласно ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у данного работодателя системой оплаты труда. При этом в трудовом договоре в разделе, устанавливающем оплату труда, в графе "Должностной оклад" не может быть записи "Оплата согласно штатному расписанию".
По нормам ст. 129 ТК РФ базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессиям рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат, а тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (ст. 129 ТК РФ).
Таким образом, в трудовом договоре в разделе "Оплата труда" в обязательном порядке должен быть указан должностной оклад (тарифная ставка) в числовом выражении. Данный вывод содержится в Письме Роструда от 24.12.2007 N 5275-61.
Кроме должностного оклада в трудовом договоре в разделе "Оплата труда" должны быть прописаны компенсационные и стимулирующие выплаты работникам. Они могут прямо указываться в трудовом договоре либо в нем возможна ссылка к соответствующему локальному нормативному акту или коллективному договору, предусматривающим основания и условия названных выплат. В последнем случае работник должен быть ознакомлен с содержанием локальных актов и коллективным договором под роспись.
Пункт 7 Постановления N 583 установил, что до 01.09.2008 должны быть разработаны примерные положения об оплате труда работников соответствующих учреждений по видам экономической деятельности. Был разработан ряд приказов, в том числе:
- приказы Минздравсоцразвития РФ от 28.08.2008 N 462н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации", от 28.08.2008 N 463н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации", от 28.08.2008 N 464н "О введении новой системы оплаты труда работников санаторно-курортных федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации";
- Приказ ГУСП от 20.08.2008 N 31 "О системе оплаты труда гражданского персонала службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации и подведомственных ей федеральных бюджетных учреждений";
- Приказ Минобразования РФ от 05.09.2008 N 1169 "Об утверждении примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений по видам экономической деятельности";
- Приказ Роспотребнадзора от 14.08.2008 N 285 "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений Роспотребнадзора".
Формирование окладов
Порядок формирования окладов, компенсационных и стимулирующих выплат сотрудникам федеральных бюджетных учреждений рассмотрим на примере педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала. Приказом N 523н*(3) утверждено Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных образовательных - реабилитационных учреждений среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее - Положение). Положение разработано в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 583 и включает:
- рекомендуемые минимальные размеры окладов работников;
- условия и размеры выплат компенсационного характера;
- рекомендуемые размеры повышающих коэффициентов к окладам и выплаты стимулирующего характера;
- условия оплаты труда руководителей учреждений;
- определение оплаты труда работников учреждения, занятых по совместительству.
Положение содержит разделы, которые описывают условия оплаты труда отдельных категорий персонала:
- педагогических работников и работников учебно-вспомогательного персонала (раздел II);
- медицинских работников (раздел III);
- работников учреждения, занимающих должности служащих (раздел IV);
- работников учреждения, осуществляющих профессиональную деятельность по профессиям рабочих (раздел V);
- руководителя учреждения и его заместителей, главного бухгалтера (VI);
Минимальный размер окладов для работников федеральных бюджетных учреждений устанавливается на основе отнесения занимаемых ими должностей к профессиональным квалификационным группам. Педагогическим работникам и учебно-вспомогательному персоналу минимальный размер оклада устанавливается от 3 800 руб. (должности, отнесенные к ПКГ "Учебно-вспомогательный персонал первого уровня") до 7 300 руб. (должности, отнесенные к ПКГ "Руководители структурных подразделений": 3-й квалификационный уровень), в зависимости от отнесения к профессиональной квалификационной группе (п. 2.1 Положения).
Рекомендуется размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы в соответствии со штатным расписанием утверждать локальным нормативным актом по согласованию с профсоюзом (п. 13 Методических рекомендаций).
При составлении штатного расписания в нем необходимо прописать минимальные оклады по профессиональным квалификационным группам, а также обязательно указывать повышающиеся коэффициенты к каждой группе.
Согласно Приказу N 523н предполагается установление:
- повышающего коэффициента к окладу по занимаемой должности (от 0,05 (ПКГ "Учебно-вспомогательный персонал": 1-й квалификационный уровень) до 0,2 (ПКГ "Руководители структурных подразделений": 3-й квалификационный уровень));
- персонального повышающего коэффициента к окладу (в совокупности до 3,0);
- повышающего коэффициента к окладу за выслугу лет (от 0,05 до 0,3);
- повышающего коэффициента к окладу за квалификационную категорию (от 0,1 до 0,15).
Повышающие коэффициенты к окладам устанавливаются на определенный период времени в течение соответствующего календарного года. Повышающий коэффициент (за выслугу лет, за квалификационную категорию, персональный повышающий коэффициент) к окладу не образует новый оклад и не учитывается при начислении иных стимулирующих и компенсационных выплат (п. 2.4 Положения).
Компенсационные выплаты
Выплаты компенсационного характера устанавливаются в соответствии с Перечнем видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, который утвержден Приказом N 822*(4) и включает в себя выплаты, установленные действующим трудовым законодательством РФ. К ним относятся выплаты:
- работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными или иными условиями труда (ст. 147 ТК РФ);
На момент введения новых систем оплаты труда выплаты работникам, занятых на тяжелых работах, на работах, связанных с вредными или опасными или иными особыми условиями труда, устанавливаются всем работникам учреждения, получавшим ее ранее. При этом руководитель учреждения принимает меры по проведению аттестации рабочих мест с целью разработки и реализации действий по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Если по итогам аттестации рабочее место признается безопасным, то указанные выплаты не производятся. С 01.09.2008 проведение аттестации рабочих мест регулируется Приказом N 569*(5).
- за работу в местностях с особыми климатическими условиями (ст. 148 ТК РФ);
- за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149 ТК РФ);
- за выполнение работ различной квалификации (ст. 150 ТК РФ);
- за совмещение профессий (должностей) (ст. 151 ТК РФ);
- за сверхурочную работу (ст. 152 ТК РФ);
- за работу в выходные и праздничные дни (ст. 153 ТК РФ);
- за работу в ночное время (ст. 154 ТК РФ).
Виды компенсационных выплат (как и повышающиеся коэффициенты к окладам), предусмотренных новой системой оплаты труда (районные коэффициенты, повышения за работу в тяжелых, вредных и опасных условиях труда, выплаты за квалификационные категории и учетную степень и т.п.) не включаются в состав должностных окладов по соответствующим должностям и вследствие этого не формируют базу для расчета других надбавок и доплат.
Согласно п. 6 приложения 2 к Приказу N 822, кроме выплат компенсационного характера, предусмотренных федеральными законами, другими нормативными правовыми актами, в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах в рамках указанного выше перечня могут устанавливаться иные выплаты компенсационного характера.
Однако в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса учреждение не имеет права без согласования с вышестоящим распорядителем бюджетных средств осуществлять расходование данных средств на выплаты, не предусмотренные внутренними документами. С 01.01.2008 в силу Федерального закона N 63-ФЗ*(6) из ст. 161 БК РФ исключено положение о самостоятельности учреждения в использовании доходов от коммерческой и иной приносящей доход деятельности. Таким образом, при установлении учреждением компенсационных выплат, не предусмотренных государственными нормативными документами, они все равно подлежат утверждению вышестоящими министерствами (ведомствами).
Стимулирующие выплаты
Новой системой оплаты труда предусмотрены выплаты, носящие стимулирующий характер, которые направлены на поощрение за выполненную работу и стимулируют работника более качественно выполнять его трудовые обязанности. Перечень видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях утвержден Приказом N 818*(7), но с учетом особенностей, определенных Приказом N 523н:
1. За интенсивность и высокие результаты работы. Здесь определяющими критериями является специфика контингента и разнообразие развивающихся программ, непосредственное участие в реализации национальных проектов, федеральных и региональных целевых программ.
2. За качество выполняемых работ. Учреждения разрабатывают самостоятельно критерии, которые позволят оценить результативность и качество работы.
Надбавки устанавливаются приказом руководителя учреждения на один год, размер надбавки может быть установлен как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к окладу (п. 8.2 Положения).
3. Премии за выполнение особо важных и ответственных работ. К таким работам относятся: подготовка объектов к учебному году, устранение последствий аварий, подготовка и проведение различных мероприятий.
4. Премиальные по итогам работы. Могут выплачиваться за месяц (квартал, год). При этом учитывается достижение высоких результатов в работе в соответствующий период, участие в инновационной деятельности, участие в соответствующем периоде в выполнении важных работ и мероприятий.
Размер премии может быть установлен как в абсолютном значении, так и в процентном отношении к окладу. Максимальный размер премии по итогам работы не установлен (п. 8.5 Положения).
Выплаты стимулирующего характера осуществляются по решению руководителя учреждения в пределах бюджетных ассигнований на оплату труда работников учреждений, а также средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, направленных учреждением на оплату труда работников. Однако следует помнить, что согласно п. 11 Положения к Приказу N 583 средства на оплату труда, поступающие от приносящей доход деятельности, направляются на выплаты стимулирующего характера, но только по решению федерального государственного органа, являющегося главным распорядителем средств федерального бюджета.
Е.А. Соболева,
редактор журнала "Оплата труда бюджетного
учреждения: акты и комментарии для бухгалтера"
"Отдел кадров бюджетного учреждения", N 5, ноябрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений".
*(2) Утвержденные Приказом Минздравсоцразвития РФ от 22.10.2007 N 663.
*(3) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 25.09.2008 N 523н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений образовательно-реабилитационных учреждений среднего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации".
*(4) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 822 "Об утверждении перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях".
*(5) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569 "Об утверждении порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда".
*(6) Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации".
*(7) Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2007 N 818 "Об утверждении перечня выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"