"Новации в бюджетном процессе" интервью с Р.Е. Артюхиным,
руководителем Федерального казначейства по актуальным вопросам
деятельности этого государственного органа
С 1 января 2009 г. вступит в силу большое количество новых нормативных правовых актов Минфина России и Федерального казначейства, которые благодаря своей значимости, несомненно, окажут значительное влияние на бюджетный процесс в Российской Федерации, что вызывает большой интерес со стороны многих читателей "Финансовой газеты". Публикуем интервью с Романом Евгеньевичем Артюхиным - Руководителем Федерального казначейства по актуальным вопросам деятельности этого государственного органа.
"ФГ": 2008 г. стал годом внимательного изучения и применения органами Федерального казначейства положений новой редакции Бюджетного кодекса Российской Федерации, главной новацией которой определен трехлетний бюджет страны. Как Вы оцениваете этот процесс?
Р. Артюхин: В 2008 г. начала действовать новая редакция Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одним из основных направлений бюджетной стратегии является составление и утверждение федерального бюджета сроком на три года, что способствует повышению устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, позволяет заключать государственные контракты на три года. Кроме того, учитывая, что формирование и утверждение федерального бюджета на трехлетний период является основой для перехода к долгосрочному финансовому планированию, госконтракты возможно будет заключать на весь срок реализации долгосрочных программ.
Согласно ст. 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетными полномочиями Федерального казначейства являются проведение кассовых операций в ходе исполнения федерального бюджета, контроль за соблюдением участниками бюджетного процесса бюджетного законодательства, распределение поступающих в бюджетную систему Российской Федерации доходов между соответствующими бюджетами, осуществление кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, составление отчетности об исполнении федерального и консолидированного бюджетов.
В рамках полномочий Федерального казначейства в целях реализации поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации, внесенных Федеральным законом от 27.04.07 г. N 63-ФЗ, Федеральное казначейство в течение текущего года совместно с Министерством финансов Российской Федерации провело работу по разработке более 11 нормативных правовых актов Минфина России и Федерального казначейства.
Эти нормативные акты направлены на дальнейшее совершенствование вопросов организации исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Среди них акты, которые регулируют:
операции со средствами, полученными от приносящей доход деятельности (приказ Минфина России от 1.09.08 г. N 88н);
порядок ведения сводного реестра участников бюджетного процесса (приказ Минфина России от 15.08.08 г. N 80н);
порядок завершения операций по исполнению федерального бюджета в текущем финансовом году (приказ Минфина России от 6.06.08 г. N 56н);
порядок санкционирования оплаты денежных обязательств (приказ Минфина России от 1.09.08 г. N 87н);
учет бюджетных обязательств получателей бюджетных средств (приказ Минфина России от 19.09.08 г. N 98н);
порядок доведения бюджетных данных (приказ Минфина России от 30.09.08 г. N 104н);
порядок учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (приказ Минфина России от 5.09.08 г. N 92н);
порядок обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы (приказ Минфина России от 3.09.08 г. N 89н);
порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы (приказ Федерального казначейства от 10.10.08 г. N 8н);
порядок ведения и открытия лицевых счетов (приказ Федерального казначейства от 7.10.08 г. N 7н).
Начиная с 2009 г. планируется внедрение указанных приказов Минфина России и Федерального казначейства по всей территории Российской Федерации.
"ФГ": Как известно, с 1 января 2010 г. Федеральное казначейство должно обеспечить полное кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех государственных внебюджетных фондов. Разработаны ли в настоящее время соответствующие нормативные правовые акты для достижения этой цели и будет ли апробировано их применение в 2009 г.?
Р. Артюхин: В соответствии со ст. 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов (далее - ГВБФ) с 1 января 2010 г. должно осуществляться Федеральным казначейством.
В настоящее время разработана Концепция по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов ГВБФ органами Федерального казначейства, которая проходит процедуру согласования. При этом следует отметить, что организация исполнения и исполнение соответствующего бюджета осуществляются государственным внебюджетным фондом самостоятельно.
После согласования Концепции в 2009 г. предполагается разработка нормативно-законодательной базы, регламентирующей кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов органами Федерального казначейства.
"ФГ": Порядок доведения до распорядителей бюджетных средств бюджетных данных через Федеральное казначейство в трехлетнем формате - очень важный документ. Каково отношение к нему участников бюджетного процесса, учитывая его особую значимость?
Р. Артюхин: Новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено расширение полномочий участников бюджетного процесса, например в части среднесрочного планирования расходов.
В связи с принятием трехлетнего бюджета изменяются процессы регистрации и доведения бюджетных данных до участников бюджетного процесса. Кроме того, теперь детализация бюджетных данных по статьям и подстатьям классификации операций может быть делегирована Министерством финансов Российской Федерации главному распорядителю, от него - распорядителю, далее в соответствии с соподчиненностью, заканчивая получателем бюджетных средств. Эти изменения нашли отражение в вышеуказанных нормативных правовых актах.
Таким образом, главному распорядителю бюджетных средств предоставляется возможность распределять лимиты бюджетных обязательств одному своему подведомственному получателю более подробно, другому - менее. Такой гибкий подход позволит главному распорядителю создать эффективные системы управления финансами в своей сфере для достижения поставленных целей с делегированием отдельных полномочий и ответственности на уровень получателей бюджетных средств.
"ФГ": Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета часто называют сокращенно, но емко - "матрицей" бюджетного процесса. Уже утвержден приказ о новом порядке ведения сводного реестра, в чем заключаются важность этого документа и его отличия от прежнего порядка?
Р. Артюхин: Важность приказа Минфина России от 15.08.08 г. N 80н "О Порядке ведения сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, главных администраторов и администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" состоит в том, что по своей сути сводный реестр - это структурированный перечень, включающий сведения обо всех участниках бюджетного процесса федерального уровня. Включение в сводный реестр участника бюджетного процесса является необходимым условием для открытия в органах Федерального казначейства лицевых счетов.
В соответствии с изменениями в законодательных и нормативных документах в порядке формирования и ведения Сводного реестра произошли следующие изменения:
1. Расширен состав участников бюджетного процесса, включаемых в Сводный реестр. В Сводный реестр включаются:
главные администраторы, администраторы доходов с бюджетными полномочиями главного администратора, администраторы доходов федерального бюджета;
главные администраторы, администраторы источников внутреннего финансирования дефицита с полномочиями главного администратора, администраторы источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета;
главные администраторы, администраторы источников внешнего финансирования дефицита с полномочиями главного администратора, администраторы источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.
2. Для каждого участника бюджетного процесса в Сводный реестр включен перечень бюджетных полномочий, которыми он наделен.
3. Изменилась структура записи Сводного реестра.
4. Изменен порядок формирования Сводного реестра в части внесения, изменения, исключения реквизитов из Сводного реестра.
Отныне участники бюджетного процесса самостоятельно инициируют процедуру включения (изменения) реквизитов в Сводный реестр путем подготовки и представления в территориальный орган Федерального казначейства по месту своего административно-территориального нахождения соответствующей заявки. Тем самым достигается возможность обеспечения соответствия положений учредительных документов и/или документов о государственной регистрации реквизитам, отраженным в Сводном реестре, что в действующем порядке ведения Сводного реестра не всегда было достижимо.
"ФГ": В числе основополагающих имеется документ, регламентирующий порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета. Будут ли его положения в опережающем режиме применены до 1января 2009 г.?
Р. Артюхин: Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1.09.08 г. N 87н "О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета" предусмотрен новый порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, основывающийся на том, что орган Федерального казначейства будет осуществлять учет всех бюджетных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета. Кроме того, приказом предусмотрена возможность санкционирования оплаты денежных обязательств с применением электронной цифровой подписи без предоставления бумажного носителя.
Приказ вступает в силу с 1 января 2009 г. При этом некоторые положения вступят в силу с 1 января 2010 г., например положение о проверке на соответствие бюджетных обязательств получателей бюджетных средств сведениям, содержащимся в реестре госконтрактов.
Таким образом, положения приказа в опережающем режиме применяться не будут.
"ФГ": Какова степень вовлеченности участников бюджетного процесса в электронный документооборот?
Р. Артюхин: Федеральное казначейство уделяет большое внимание развитию электронного документооборота Федерального казначейства с участниками бюджетного процесса. В настоящее время систему электронного документооборота Федерального казначейства используют более 75 тыс. главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, администраторов поступлений и финансовых органов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, что составляет около 30% общего числа участников бюджетного процесса. Из них на федеральном уровне используют систему электронного документооборота 63% участников бюджетного процесса, на уровне бюджетов субъектов - 47% и 29% - на уровне местных бюджетов. Видно, что у электронного документооборота в Федеральном казначействе есть значительный потенциал роста. В органах Федерального казначейства в свою очередь созданы все условия для бесплатного подключения любого участника бюджетного процесса к системе электронного документооборота Федерального казначейства.
Следует особо отметить, что в Порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядке осуществления органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов, утвержденном приказом Федерального казначейства от 10.10.08 г. N 8н и вступающем в силу с 1 января 2009 г., явно указано, что "информационный обмен между участниками бюджетного процесса и Федеральным казначейством или органами Федерального казначейства осуществляется в электронном виде с применением средств электронной цифровой подписи", бумажный документооборот возможен только в случае отсутствия технической возможности информационного обмена в электронном виде.
В завершение хочется отметить, что благодаря новациям в рамках бюджетного законодательства работа Федерального казначейства и далее будет направлена на улучшение качества обслуживания своих клиентов.
"Финансовая газета", N 49, декабрь 2008 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71