Таможенные платежи
(тематический обзор судебной практики)
В обзоре использованы следующие сокращения:
ВАС РФ - Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
ФАС ДО - Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа;
ФАС МО - Федеральный арбитражный суд Московского округа;
ФАС СЗО - Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа. ВНА
Общие вопросы администрирования таможенных платежей
В удовлетворении заявления о признании недействительным решения таможенного органа об отказе в возврате излишне уплаченной таможенной пошлины отказано, так как общество не представило доказательств излишней уплаты таможенных пошлин, а оспариваемое решение соответствует таможенному кодексу РФ.
Суть дела
Общество (ОАО) обратилось в ФТС России с заявлением о возврате излишне уплаченной таможенной пошлины. Основанием для обращения послужило вступившее в силу решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21 декабря 2006 г. по делу N А32-61819/2005-57/1461, которым были признаны незаконными решение Краснодарской таможни, выразившееся в отказе в принятии временной ГТД, и решение Южного таможенного управления, которым действия должностного лица, связанные с отказом в применении упрощенного порядка декларирования товаров, признаны правомерными.
Мнение налогоплательщика
Излишняя уплата таможенной пошлины образовалась в результате неправомерного отказа таможенным органом в принятии первичных временных таможенных деклараций по ставкам пошлин, установленным на день их подачи. При подаче повторных деклараций ОАО уплатило таможенную пошлину в большем размере, поскольку действовали более высокие ставки. Обязанность по возврату излишне уплаченной пошлины возложена на ФТС России.
Мнение таможни
Согласно п. 5, 6 ст. 138 ТК РФ ставки таможенных пошлин применяются на день принятия таможенным органом временной таможенной декларации, а вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации. Правовые основания для возврата либо зачета излишне уплаченных таможенных платежей в предусмотренном ст. 355 ТК РФ порядке отсутствуют.
Мнение судов
Сославшись на определение излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных платежей (ст. 355 ТК РФ), суды отметили следующее. Из представленного ОАО расчета следует, что сумма излишне уплаченных таможенных платежей, заявленная к возврату, исчислена как разница между суммой уплаченных пошлин по принятым таможенными органами декларациям (повторным декларациям) и суммой авансовых платежей по непринятым декларациям (первичным декларациям). Учитывая данное обстоятельство, суды пришли к выводу, что указанная сумма не является излишне уплаченной.
В соответствии с п. 1 ст. 319 ТК РФ при вывозе товаров через таможенную границу обязанность по уплате таможенных платежей возникает с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ. Согласно п. 5, 6 ст. 138 ТК РФ вывозные таможенные пошлины уплачиваются одновременно с подачей временной таможенной декларации в таможенный орган. При этом ставки этих пошлин применяются на день принятия таможенным органом данной декларации.
Таможенная декларация с момента ее принятия таможенным органом становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение (ст. 132 ТК РФ). Если декларация не принята, то она считается для таможенных целей неподанной. На этом основании суд сделал вывод, что в данном случае отсутствует факт распоряжения денежными средствами, внесенными в качестве авансовых платежей, и, как следствие, отсутствует факт уплаты вывозной таможенной пошлины, что исключает вывод об излишней уплате таможенных платежей.
По временным таможенным декларациям (первоначальным декларациям), не принятым таможенными органами, распоряжения денежными средствами, внесенными в качестве авансовых платежей, не произошло, поскольку в силу п. 1 ст. 330 ТК РФ авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет таможенного органа в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.
Вместе с тем авансовые платежи согласно нормам ТК РФ не являются вывозной таможенной пошлиной, а по принятым таможенными органами декларациям излишняя уплата таможенных пошлин также отсутствует, поскольку вывозные пошлины были уплачены по ставкам, действовавшим на момент их подачи. В связи с этим денежные средства в указанной сумме нельзя признать излишне уплаченными.
Постановление ФАС МО от 27 октября 2008 г. по делу N КА-А40/9897-08
По истечении годичного срока, установленного п. 2 ст. 361 ТК РФ, неправомерно не только проведение мероприятий таможенного контроля, но и применение к лицу, в отношении которого эти мероприятия проводятся, каких-либо принудительных мер, в том числе по взысканию таможенных платежей.
Суть дела
В адрес предпринимателя поступили товары, в том числе легковой автомобиль, в отношении которого заявлен код по ТН ВЭД 8703239028. Товар выпущен в свободное обращение.
После выпуска товара таможней принято решение о новой классификации товара в соответствии с ТН ВЭД, поскольку декларант заявил неверный код товара. Новый код товара определен как 8703239027. Требованием предпринимателю предложено уплатить дополнительно начисленные таможенные платежи, а также пени за их несвоевременную уплату.
В связи с неисполнением требования таможня обратилась с заявлением о взыскании таможенных платежей и пеней в арбитражный суд.
Мнение таможни
К спорным правоотношениям, касающимся срока, в течение которого таможенный орган может обратиться в суд, нельзя применять положения Налогового кодекса РФ, а следует применять ст. 9 ТК РФ, согласно которой если Таможенным кодексом РФ не установлен специальный порядок исчисления сроков, то для определения дня начала и дня окончания сроков в таможенном деле применяются правила, установленные Гражданским кодексом РФ. С учетом положений п. 3 ст. 129 ТК РФ, а также ст. 196 ГК РФ срок обращения таможенных органов в суд с заявлениями о взыскании таможенных платежей составляет три года. Кроме того, таможней не пропущен и срок, установленный п. 2 ст. 361 ТК РФ, поскольку п. 3 данной статьи предусмотрено право таможенных органов проводить проверки товаров, утративших статус находящихся под таможенным контролем и находящихся в обороте на территории России. При этом срок проверки не установлен, следовательно, она может проводиться также в течение трех лет с момента утраты товарами указанного статуса.
Мнение судов
После выпуска товаров таможенные органы вправе проверять достоверность заявленных при таможенном оформлении сведений в порядке, определенном главой 35 ТК РФ. Проверка достоверности сведений после выпуска может проводиться таможенными органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем (п. 1 и 2 ст. 361 ТК РФ).
Из анализа приведенной нормы права, а также п. 1 ст. 360, подп. 19 п. 1 ст. 11 ТК РФ следует, что по истечении годичного срока, установленного п. 2 ст. 361 ТК РФ, неправомерно не только проведение мероприятий таможенного контроля, но и применение к лицу, в отношении которого эти мероприятия проводятся, каких-либо принудительных мер, в том числе по взысканию таможенных платежей.
Следовательно, не имеет правового значения факт своевременного либо несвоевременного выставления требования об уплате таможенных платежей и пеней и обращения с заявлением об их взыскании в судебном порядке, так как таможня не имела права принимать упомянутое классификационное решение и доначислять таможенные платежи и пени.
Спорный товар выпущен для свободного обращения 30 июля 2005 г., поэтому проверка достоверности сведений, заявленных при его таможенном оформлении, могла проводиться до 30 июля 2006 г., решение же о классификации товара принято таможней 27 сентября 2006 г., т.е. по истечении годичного срока.
В связи с изложенным отклоняется довод таможни, что таможенным законодательством не установлен срок проведения проверки достоверности сведений после выпуска товаров и поэтому таможней указанный срок не пропущен, как противоречащий поименованным нормам и фактическим обстоятельствам дела.
Также отклоняется как ошибочный довод таможни со ссылкой на ст. 9 ТК РФ о том, что к спорным правоотношениям вместо положений НК РФ следует применять правила, установленные ГК РФ, а именно ст. 196, так как в ст. 9 ТК РФ говорится не о применении сроков исковой давности, а о порядке исчисления сроков.
Постановление ФАС ДО от 6 августа 2008 г. по делу N Ф03-А51/08-2/3024
Таможенным органам при определении сроков давности для обращения в суды с исками о взыскании подлежащих уплате таможенных платежей необходимо руководствоваться п. 3 ст. 48 НК РФ, устанавливающим срок для взыскания в судебном порядке неуплаченного налога, равный шести месяцам*(1).
Суть дела
Аналогичная предыдущему делу (Постановление ФАС ДО по делу N Ф03-А51/08-2/3024). Декларант тот же.
Мнение таможни
Поскольку ТК РФ сроков обращения в суд за взысканием таможенных платежей не установлено, суду следовало руководствоваться нормами ГК РФ, предусматривающими трехлетний срок исковой давности, который таможней не был пропущен.
Мнение судов
Порядок взыскания таможенных платежей установлен главой 32 ТК РФ. Так, в п. 1 ст. 348 Кодекса определено, что в случае неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей в установленные сроки указанные пошлины, налоги взыскиваются таможенными органами принудительно в порядке, установленном настоящей главой.
До применения мер по принудительному взысканию таможенный орган выставляет лицу, ответственному за уплату таможенных платежей, требование об их уплате, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 352 ТК РФ.
Пунктом 3 ст. 350 ТК РФ предусмотрено, что требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты. Срок исполнения требования составляет не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня получения требования (п. 4). Требование может быть, в частности, направлено по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня отправления заказного письма (п. 5).
В соответствии со ст. 349 ТК РФ при неуплате таможенных платежей в определенный срок уплачиваются пени. За исключением случаев, предусмотренных п. 3-5 данной статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов, начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах, соответствующих 1/300 ставки рефинансирования Банка России, от суммы неуплаченных таможенных платежей.
Вместе с тем в ТК РФ отсутствуют нормы, определяющие срок для обращения таможенного органа в суд с иском о взыскании таможенных платежей. Однако это не означает, что взыскание таких платежей в судебном порядке не ограничено во времени. Иное противоречило бы принципам целесообразного и справедливого налогообложения. В этой связи и на основании п. 1 ст. 3 ТК РФ и п. 2 ст. 2 НК РФ таможенным органам при определении сроков давности для обращения в суды с исками о взыскании подлежащих уплате таможенных платежей необходимо руководствоваться положениями п. 3 ст. 48 НК РФ, устанавливающими срок для взыскания в судебном порядке не уплаченного физическим лицом налога, равный шести месяцам.
С учетом позиции, высказанной в п. 12 Постановления Президиума ВАС РФ от 28 февраля 2001 г. N 5, отмечается: основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения, судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в п. 3 ст. 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.
При этом установленный п. 3 ст. 48 НК РФ срок для обращения налогового органа в суд в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного п. 3 ст. 46 Кодекса для бесспорного взыскания соответствующих сумм.
Таким образом, довод таможни, что шестимесячный срок для обращения в арбитражный суд таможенным органом не пропущен, несостоятелен, поскольку течение указанного срока начинается со следующего дня после истечения срока, предоставленного таможенным органом в требовании для добровольной уплаты таможенных платежей и пеней, а именно с 31 октября 2006 г. Иными словами, срок для обращения в арбитражный суд с заявлением о взыскании таможенных платежей и пеней истекает 30 апреля 2007 г. Таможня обратилась в суд с заявлением о взыскании спорной суммы 6 июня 2007 г., т.е. с пропуском шестимесячного срока, установленного действующим законодательством.
Постановление ФАС ДО от 4 августа 2008 г. по делу N Ф03-А51/08-2/3035
Таможенные пошлины
Заявление о признании незаконным решения таможенного органа об отказе возвратить излишне уплаченную пошлину удовлетворено, поскольку от пошлины освобождаются суда, регистрируемые в соответствии с законом о таможенном тарифе*(2), и то, что на день подачи таможенной декларации порядок предоставления льготы не был установлен Правительством РФ, не может препятствовать реализации права на ее получение.
Суть дела
ООО приобрело за рубежом по договору купли-продажи судно, которое было зарегистрировано в Российском международном реестре судов 9 февраля 2007 г. При таможенном оформлении ООО заявило тарифную льготу, предусмотренную п. "с" ст. 35 Закона о таможенном тарифе. В применении льготы таможней было отказано и выставлено требование об уплате таможенной пошлины, которую ООО уплатило.
Письмом таможни ООО отказано в возврате излишне уплаченных денежных средств, поскольку для этого не имелось оснований, предусмотренных ст. 355 ТК РФ. Общество не согласилось с решением таможни и обратилось в арбитражный суд.
Мнение судов
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что ООО правомерно в соответствии с п. "с" ст. 35 Закона о таможенном тарифе заявило льготу по таможенной пошлине, а отсутствие порядка применения установленной данным Законом льготы не лишает права на нее.
ФАС СЗО отказал в удовлетворении требований, так как согласно ст. 34 названного Закона порядок предоставления установленных им льгот определяется Правительством РФ. Поскольку Постановление Правительства РФ от 16 июля 2007 г. N 448 "О порядке предоставления тарифной льготы в виде освобождения от обложения ввозной таможенной пошлиной судов, регистрируемых в Российском международном реестре судов" введено в действие после принятия таможней от ООО декларации, оснований для применения льготы у ООО не имелось.
По мнению Президиума ВАС РФ, кассационная инстанция не учла следующее. Пунктом "с" ст. 35 Закона о таможенном тарифе установлено, что от пошлины освобождаются суда, регистрируемые в Российском международном реестре судов. Для этого в течение 45 дней с даты принятия таможенной декларации декларант обязан представить в таможенный орган свидетельство о регистрации судна в данном Реестре и копию документа об уплате государственной пошлины за регистрацию. Таким образом, Закон о таможенном тарифе непосредственно определяет условия и порядок предоставления льготы.
То обстоятельство, что на день подачи таможенной декларации порядок предоставления названной льготы не был установлен правительством, не может служить препятствием для реализации права на ее получение.
Постановление Президиума ВАС РФ от 14 октября 2008 г. N 4797/08
Обзор подготовил доцент кафедры "Налоги
и налогообложение" Финансовой академии
при Правительстве РФ А.А. Артемьев
"Ваш налоговый адвокат", N 12, декабрь 2008 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ссылки на НК РФ приведены в редакции Кодекса, действующей в период рассмотрения дела в суде. - Прим. ред.
*(2) Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-I "О таможенном тарифе".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "ФБК-Пресс"
Издательский дом ФБК-ПРЕСС выпускает журналы по бухгалтерскому учету, аудиту и налоговому праву с 1991 года. Специализированные издания уже тогда были хорошо известны на рынке деловой литературы и пользовались особой популярностью у широкого круга специалистов. В последующие годы издательству удалось закрепить достигнутое и добиться качества изданий, которое отвечает самым высоким требованиям специалистов. Это - результат слаженной работы высококвалифицированных профессионалов Издательского дома ФБК-ПРЕСС: экономистов, финансистов, юристов и полиграфистов.
Учредитель: ООО "ИД ФБК-ПРЕСС"
Почтовый адрес: 101990, г. Москва, ул. Мясницкая, д.44/1
Телефон редакции: (495) 737-53-53
E-mail: fbk-press@fbk.ru
Адрес в Интернете: www.fbk-press.ru