В Письме Минфина РФ от 29.04.2008 N 01-СШ/30 "Об исчислении и уплате налога на прибыль организаций бюджетными учреждениями с доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности" говорится о том, что бюджетные учреждения обязаны платить налог на прибыль с доходов от арендной платы. За счет какого источника бюджетные учреждения должны платить налог на прибыль, если согласно договору арендная плата поступает на лицевой счет по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей, отрытый в ОФК? Как рассчитать налоговую базу по налогу на прибыль с указанных доходов?
Вопрос уплаты налога на прибыль с доходов от сдачи имущества в аренду волнует бюджетные учреждения уже несколько лет. И на протяжении нескольких лет Минфин отвечает на этот вопрос. В письмах от 28.01.2004 N 04-02-05/3/6, от 20.02.2006 N 03-03-04/4/34 финансовое ведомство указывает на то, что платить налог нужно, при этом можно учесть расходы, соответствующие критерию ст. 252 НК РФ. В Письме от 27.09.2007 N 03-02-07/2-162/2 Минфин в добавление к тому, что платить налог с доходов от аренды имущества надо, признает, что механизм уплаты налога в случае поступления арендной платы на счета ОФК не определен законодательством и в настоящее время разрабатывается Правительством РФ. В Письме N 01-СШ/30, ссылаясь на Бюджетный и Налоговый кодексы, финансовое ведомство еще раз разъясняет, на каком основании бюджетные учреждения являются плательщиками налога на прибыль при сдаче государственного и муниципального имущества в аренду. И снова Минфин признает, что в связи с отсутствием до настоящего времени механизма, обеспечивающего реализацию положений бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах в части налогообложения доходов от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного им в оперативное управление, бюджетные учреждения до введения в действие указанного механизма лишены возможности самостоятельно исполнять свою обязанность по уплате налога на прибыль организаций в части указанных доходов. Между тем согласно п. 3 Письма N 01-СШ/30 ОФК должны принимать к исполнению платежные поручения бюджетных учреждений на уплату налога на прибыль организаций с доходов от сдачи в аренду имущества за счет средств, учитываемых на балансовом счете 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации".
И наконец, в одном из последних писем финансовое ведомство сделало еще один шаг и разъяснило, за счет какого источника должен быть уплачен налог на прибыль (Письмо от 14.11.2008 N 02-03-0/3467).
Доходы от аренды подлежат зачислению на счета ОФК, открытые для учета и распределения этими органами указанных средств между соответствующими бюджетами (ст. 40 БК РФ). Согласно налоговому законодательству бюджетные учреждения должны самостоятельно исчислять и уплачивать налог на прибыль (ст. 45, 52, гл. 25 НК РФ). Между тем денежное обязательство бюджетного учреждения должно быть исполнено только в порядке, установленном для исполнения бюджетного обязательства получателя средств бюджета (ПСБ). Согласно ст. 161 и 219 БК РФ оплата денежных обязательств ПСБ осуществляется в пределах доведенных до него по соответствующим кодам классификации расходов лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ*(1) определено, что расходы на уплату налогов и сборов относятся на статью 290 "Прочие расходы" КОСГУ.
Таким образом, для уплаты налога на прибыль бюджетному учреждению должны быть доведены ЛБО по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ в порядке, установленном приказами Минфина РФ:
- от 10.06.2003 N 50н "Об утверждении Порядка доведения через Федеральное казначейство и его территориальные органы объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета" - в 2008 году;
- от 30.09.2008 N 104н "О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня" (далее - Приказ N 104н) - с 1 января 2009 года.
Далее Минфин говорит о том, что указанное положение не распространяется на федеральные бюджетные учреждения, имеющие право на получение дополнительного источника бюджетного финансирования за счет арендных платежей, в соответствии с положениями ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации". На основании вышеуказанной нормы до дня вступления в силу отдельного федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, предусмотрена возможность федеральным бюджетным учреждениям, имеющим право на допфинансирование, осуществлять расходы за счет допфинансирования в размере поступившей на счет 40101 суммы доходов от сдачи в аренду имущества.
За счет указанного источника бюджетные учреждения осуществляют операции в порядке, установленном Минфином:
- Приказом от 30.06.2004 N 57н "Об утверждении Положения о порядке осуществления операций за счет средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование" (далее - Приказ N 57н) - в 2008 году;
- Приказом N 104н - с 1 января 2009 года.
Таким образом, уплата налога на прибыль бюджетными учреждениями, имеющими право на допфинансирование, должна осуществляться в пределах доведенных до них ЛБО по дополнительному источнику бюджетного финансирования по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ. Доведение указанных ЛБО осуществляется главными распорядителями средств федерального бюджета на основании:
- Уведомления о лимитах бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию за счет арендных платежей (приложение 1 к Приказу N 57н) - в 2008 году;
- Расходного расписания (приложение 2 к Приказу N 104н) - с 1 января 2009 года.
Однако окончательную точку в данном вопросе Минфин так и не поставил. Письмо не содержит ответа на вопрос, как определять налоговую базу по налогу на прибыль с доходов от аренды. Разъяснения будут даны Минфином дополнительно.
Л. Максимова,
главный редактор журнала
"Бюджетные организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 января 2009 г.
"Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 24.08.2007 N 74н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"