Можно ли зарегистрировать юридическое лицо по месту жительства (адресу) руководителя или иного должностного лица, имеющего право действовать от его имени без доверенности? Почему налоговые органы отказывают в таких случаях в регистрации?
В соответствии с нормами российского законодательства государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. В практической деятельности нередко возникает необходимость зарегистрировать юридическое лицо по месту жительства (адресу) руководителя такого органа, то есть в жилом помещении.
Данный вопрос стал предметом изучения во многом в связи с тем, что у налоговых органов сложилась практика отказывать в регистрации юридических лиц по адресу места жительства руководителя постоянно действующего исполнительного органа, в то время как суды решают эту проблему иначе, то есть отсутствует единство в толковании и применении правовых вопросов, касающихся регистрации юридических лиц.
На судебных процессах налоговые органы обыкновенно приводили следующий аргумент. Государственная регистрация юридического лица в таком случае нарушала бы нормы гражданского и жилищного законодательства, в частности ст. 288 и п. 2 ст. 671 ГК РФ, п. 2 и 3 ст. 17 ЖК РФ, в силу которых, по мнению налоговой инспекции, не допускается использование жилого помещения юридическим лицом для осуществления своей деятельности, размещения промышленных производств, то есть размещение организаций в жилом помещении допускается только после перевода помещения в нежилое.
Суды с подобной аргументацией не соглашались, отмечая, что данные нормы не регулируют спорные правоотношения, а лишь указывают на назначение жилого помещения и предусматривают право юридического лица на использование жилых помещений только для проживания граждан (см., например, постановления ФАС ВВО от 17.03.2006 N А82-4788/2005-1, ФАС ВСО от 14.06.2007 N А33-18496/06-Ф02-3367/07).
ФАС СЗО в Постановлении от 27.03.2006 N А56-32038/2005 установил, что организация может быть зарегистрирована по месту жительства директора - постоянно действующего исполнительного органа. Суд отметил, что место нахождения юридического лица, то есть место нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, указываемое в учредительных документах и в ЕГРЮЛ, может не совпадать с фактическим размещением имущественного комплекса и производственных помещений юридического лица. Поэтому доводы налогового органа, что нахождение исполнительного органа юридического лица в жилом помещении нарушает законодательство, необоснованны.
ФАС ВСО в своем Постановлении от 14.06.2007 N А33-18496/06-Ф02-3367/07 также подтвердил сложившуюся судебную практику по вопросу о государственной регистрации юридических лиц. Налоговый орган в данном деле утверждал, что согласно п. 2.3 формы Р11001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании"*(1) (далее - Заявление) и п. 3.3 Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя*(2) следует отличать место нахождения постоянно действующего исполнительного органа, иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица, от домашнего адреса физического лица, представляющего соответствующий орган, или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Адрес (место нахождения) юридического лица указывается в соответствии с его учредительными документами. В связи с этим налоговый орган считает правомерным отказать в регистрации юридического лица в случае указания в п. 2.3 Заявления домашнего адреса физического лица, представляющего постоянно действующий исполнительный орган организации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, регистрирующий орган, рассмотрев документы, представленные для государственной регистрации юридического лица - ООО при его создании, отказал в государственной регистрации в связи с непредставлением указанных в ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) документов, необходимых для государственной регистрации. Основанием для отказа послужило мнение регистрирующего органа, что совпадение заявленного адреса места нахождения ООО с адресом места жительства генерального директора нарушает пп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о регистрации и свидетельствует о непредставлении заявления по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439. Считая принятое налоговой инспекцией решение незаконным, генеральный директор обратился в Арбитражный суд Красноярского края.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что оспариваемое решение регистрирующего органа не соответствует ст. 51, 54 ГК РФ и ст. 23 Закона о регистрации, предусматривающей исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации, а также нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Суды указали, что поскольку действующее законодательство определяет в качестве места нахождения юридического лица место его государственной регистрации, регистрация общества по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (генерального директора) не противоречит действующему законодательству. При этом фактическое размещение принадлежащих обществу производственных помещений имущественного комплекса, используемых в хозяйственной деятельности, не по месту нахождения общества, совпадающему с местом нахождения его руководителя, не свидетельствует о невозможности использования данного адреса в качестве местонахождения исполнительного органа юридического лица. Суд кассационной инстанции согласился с этими выводами.
Минфин высказал свое мнение по данному вопросу в Письме от 03.12.2008 N 03-01-11/5-159. Логика его рассуждений, учитывающих практику арбитражных судов, следующая. Согласно ст. 288 и п. 2 ст. 671 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан, соответственно, и юридические лица могут использовать жилые помещения только для проживания граждан. Размещение собственником в принадлежащем ему жилом помещении предприятий, учреждений, организаций допускается только после перевода такого помещения в нежилое. Перевод помещений из жилых в нежилые производится в порядке, определяемом жилищным законодательством. Однако п. 2 ст. 17 ЖК РФ устанавливает, что использование жилого помещения для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности проживающими в нем на законных основаниях гражданами допускается, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение. Данная норма является специальной по отношению к положениям ГК РФ и, соответственно, имеет приоритет.
Таким образом, руководитель постоянно действующего исполнительного органа или аналогичного органа может использовать свое жилое помещения для осуществления профессиональной деятельности с соблюдением указанных требований.
В итоге Минфин пришел к выводу, что законодательство РФ не содержит запрета на размещение постоянно действующего исполнительного органа юридического лица по месту жительства (адресу) руководителя этого исполнительного органа или иного должностного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, в связи с чем можно утверждать, что государственная регистрация в таком случае допускается, более того, в подобной ситуации отказ в государственной регистрации невозможен.
Возможно, после выхода этого письма Минфина налоговые органы изменят свою позицию, так как они обязаны руководствоваться разъяснениями Минфина, и количество обращений в суд уменьшится.
А.В. Серебрякова,
эксперт журнала "Упрощенная система налогообложения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
1 января 2009 г.
"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 1, январь 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
*(2) Утверждены Приказом ФНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16@.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"