Нюансы заполнения и представления новых форм статотчетности
Приказом Росстата от 20.08.2008 N 200 обновлены формы статнаблюдения для организаций, работающих в сфере ЖКХ. Заполнение форм может вызвать затруднения у бухгалтера в связи с тем, что данные статистического и бухгалтерского учета не всегда идентичны. В статье рассказано о том, какие следует провести корректировки и как составить статотчетность в 2009 году.
Какие формы отчетности предусмотрены за 2008 и 2009 годы?
Росстатом утверждены отраслевые формы для различных категорий отчитывающихся лиц. Мы перечислим лишь те, которые имеют отношение к организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги. Их немного*(1):
- за 2008 год (ежегодно): формы N 1-водопровод "Сведения о работе водопровода", N 1-канализация "Сведения о работе канализации", N 1-ТЕП "Сведения о снабжении теплоэнергией", N 1-КР "Сведения о капитальном ремонте жилищного фонда", N 1-КХ "Сведения о благоустройстве городских населенных пунктов"; данные формы представляются во второй половине января;
- за 2009 год (квартально) (начиная с отчета за январь - март): форма N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы", срок ее представления - 30-йдень после каждого квартала.
Исходными сведениями для заполнения статформ служат данные бухгалтерского и оперативного (управленческого) учета, в котором содержится больше количественных и качественных данных о деятельности предприятий ЖКХ. При отсутствии такого учета или недостаточности данных финансового учета бухгалтеру нечего не остается, как обратиться к отчетам руководителей структурных подразделений или к первичным документам.
Начинаем: заполнение квартальной формы
Форма N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы" представляется организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги (включая службы заказчика, управляющие организации, ЖСК, ТСЖ), а также начисляющими жилищно-коммунальные платежи (расчетные центры). Форма является универсальной и заполняется организациями в зависимости от видов предоставляемых услуг (по обслуживанию жилищного фонда, водоснабжению и водоотведению, отоплению и горячему водоснабжению, электро- и газоснабжению). В форме статистики отражаются объем услуг в натуральном выражении, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности (доходы и расходы по основным элементам, объем финансирования, "дебиторка" и "кредиторка"), данные об оплате населением оказываемых услуг.
Указания по заполнению данной формы отсылают к порядку заполнения и представления аналогичной формы, утвержденной Постановлением Росстата от 29.12.2006 N 89. Заметим, в отношении расходов в названном документе есть следующая рекомендация: показатели по элементам затрат, их составным частям отражаются в статформе в соответствии с нормативными актами по бухгалтерскому учету согласно гл. 25 НК РФ, а также Методике планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства, утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 23.02.1999 N 9, в части, не противоречащей гл. 25 НК РФ и Жилищному кодексу. По мнению автора, учесть требования всех перечисленных документов одновременно достаточно проблематично. В таком случае лучше расставить приоритеты и за основу взять данные бухгалтерского учета, а при необходимости провести их корректировку исходя из отраслевых рекомендаций по калькулированию себестоимости. Положения гл. 25 НК РФ вторичны и применяются для целей налогообложения, которое не имеет такого непосредственного отношения к статистике, как, например, данные бухгалтерского учета организации.
Продолжаем: заполнение годовых форм
Сведения о работе водопровода (форма N 1-водопровод) представляют организации, отпускающие воду населению или бюджетофинансируемым организациям. Сведения о работе канализации (форма N 1-канализация) подают в органы Росстата организации, осуществляющие централизованный отвод сточных вод от населения или от финансируемых из бюджета организаций. В обоих случаях обязанность представления сведений распространяется в том числе на организации, арендующие мощности для оказания коммунальных услуг.
Рассматриваемые формы по структуре данных и порядку заполнения имеют много общего. Они включают три раздела (наличие сетей, их работа, энергосбережение). Все разделы заполняются в основном исходя из натуральных показателей, характеризующих водопроводные (канализационные) сети, но есть и стоимостные показатели, которые бухгалтеру предстоит внести самостоятельно. В их числе среднегодовая стоимость водопроводов (канализаций), экономия от работ по модернизации, затраты на мероприятия по энергосбережению и экономия от таких мероприятий. Обязательно указываются данные о среднегодовой стоимости водопроводных (канализационных) сетей. Она определятся как частное от деления на 12 (мес.) суммы, полученной от сложения половины стоимости на 1 января отчетного года, половины стоимости на 1 января следующего за отчетным года и стоимости водопроводов (канализационных сетей) на 1-е число всех остальных месяцев отчетного года.
Не правда ли, порядок напоминает расчет среднегодовой стоимости по налогу на имущество? Однако при исчислении налоговых обязательств в знаменателе количество месяцев в году увеличено на единицу (то есть 13) и стоимость имущества учитывается в полной сумме за каждый месяц (п. 4 ст. 376 НК РФ). При этом для расчета налога на имущество используется остаточная стоимость, а в указаниях по заполнению статформ говорится о стоимости основных фондов, что не меняет сущности оценки среднегодовой балансовой стоимости производственных мощностей водопроводных (канализационных) сетей по данным бухгалтерского учета.
Рассматриваемый показатель используется еще в одной форме, которую представляют компании, осуществляющие снабжение населения или бюджетофинансируемых организаций теплоэнергией и горячим водоснабжением (включая организации, арендующие мощности для оказания услуг). Речь идет о сведениях, касающихся снабжения теплоэнергией (форма N 1-ТЕП), которые представляются практически в таком же формате, как и предыдущие формы. Различие состоит лишь в указываемых натуральных показателях, которые не одинаковы для тепловых, водопроводных и канализационных сетей. Эти данные бухгалтеру следует взять из отчетов экономического и технического отделов предприятия, в которых содержатся сведения о мощностях тепловых, водопроводных (канализационных) сетей.
Следующая группа отчетов включает сведения о капитальном ремонте жилищного фонда (форма N 1-КР) и сведения о благоустройстве городских населенных пунктов (форма N 1-КХ). Последняя форма вообще не содержит стоимостных показателей, все данные о благоустройстве населенных пунктов, включая уборку территорий и вывоз мусора, представляют собой натуральные величины.
Форма N 1-КР имеет больше отношения к бухгалтерскому учету, при этом ее подают юридические лица, представляющие интересы собственников жилых помещений в вопросе проведения капитального ремонта (управляющие компании, ТСЖ, ЖСК). Они указывают в форме данные о капитально отремонтированных жилых домах, а также общие затраты на капитальный ремонт в том числе многоквартирных домов.
Отметим, общие затраты на ремонт (строка 07 формы N 1-КР) приводятся на основании утвержденных в установленном порядке смет и описей, в то время как данные по ремонту многоквартирных домов (строка 08) вписываются исходя из фактических затрат в отчетном году на объекты, законченные капитальным ремонтом. В отдельной позиции (строка 09) выделяются данные о стоимости ремонтно-строительных работ*(2), выполняемых подрядным или хозяйственным способом. Есть в статформе место для данных о стоимости незавершенного капитального ремонта на конец года (строка 16).
В одном из указаний по заполнению формы говорится, что в затраты на капитальный ремонт жилищного фонда включается НДС, начисленный на стоимость выполненных строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ, принятых заказчиком. О каком налоге идет речь? Если о том, который начисляется на стоимость СМР, выполненных для собственного потребления (п. 3 ст. 146 НК РФ), то возникает неувязка. В указаниях статведомства сказано о СМР и ремонтно-строительных работах, принятых заказчиком (надо думать, организацией ЖКХ), в то время как стоимость работ, выполненных сторонними подрядчиками, не включается в налоговую базу по НДС (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 09.10.2007 N 7526/07). С другой стороны, если включать в состав затрат "обычный" НДС, предъявленный подрядчиками за выполненные работы, то нарушается общая методология учета затрат. Если же организация находится на спецрежиме или получает бюджетное финансирование (в котором заложена компенсация налога), то в состав расходов она включает весь предъявленный НДС по всем расходам на капитальный ремонт. В такой неурегулированной ситуации организации, выступающей в роли заказчика, следует самостоятельно принять решение об отражении в статформе стоимости строительно-монтажных и ремонтно-строительных работ.
Как представляются сведения по статистике?
Все рассмотренные формы организации представляют в органы статистики по месту своего нахождения или по месту фактического осуществления деятельности. Для организаций ЖКХ, имеющих обособленные подразделения, объем статформ увеличен. Практически для всех статформ прописаны одинаковые указания, их суть в следующем. Компании, имеющие структурные подразделения, заполняют каждую форму статистики отдельно о деятельности:
- компании с учетом расположенных в этом же регионе структурных подразделений;
- компании без учета подразделений, информация о которых приводится отдельно;
- всех обособленных подразделений, расположенных в других регионах (о них сведения представляются в территориальные органы Росстата соответствующих регионов).
Руководитель организации обязан назначить должностных лиц, уполномоченных представлять статистическую информацию от имени юридического лица, в том числе в обособленных подразделениях, расположенных в различных регионах. Порядок сдачи статистических сведений в территориальные органы Росстата прописан в положении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008 N 620.
Несколько слов о новой "кризисной" форме статистики
В условиях финансовой нестабильности Росстат Приказом от 21.11.2008 N 284 утвердил новую форму статнаблюдения за просроченной задолженностью по заработной плате - форма N 3-Ф (декадная). Заполнять ее должны юридические лица по работникам, основной вид деятельности которых относится в том числе к таким группам ОКВЭД, как производство и распределение электроэнергии, газа и воды (раздел E); управление недвижимым имуществом (код 70.32); удаление сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (код 90).
Форма представляется на следующий день после 11-го и 21-го чисел ежемесячно. Основными показателями являются численность и просроченная задолженность по заработной плате работников списочного и несписочного состава (с учетом совместителей и уволенных работников). Задолженностью по зарплате считаются суммы, фактически начисленные работникам, но не выплаченные в срок, установленный коллективным договором или договором на расчетно-кассовое обслуживание, заключенным с банком. В статформе приводится вся сумма просроченной задолженности по заработной плате (включая переходящие остатки задолженности за предыдущие периоды, НДФЛ и отпускные), не учитывается лишь задолженность на внутримесячные даты (аванс). Отдельно в статформе указывается сумма просроченной задолженности по заработной плате работников из-за несвоевременного получения средств целевого бюджетного финансирования предприятия.
Ответственность за непредставление форм статистики
В КоАП РФ включена отдельная ст. 13.19, согласно которой нарушение порядка представления статинформации, а равно представление недостоверной информации, может привести к штрафным санкциям в размере от 3 000 до 5 000 руб. В территориальные органы Росстата организациям нужно подавать не только статотчетность, но и бухгалтерскую отчетность, об этом сказано в п. 1, 2 ст. 15 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете". За нарушение этого требования ответственность предусмотрена ст. 19.7 КоАП РФ, согласно которой в пользу казны могут взыскать с организации от 3 000 до 5 000 руб., а с должностного лица - от 300 до 500 руб. Конечно, штрафные санкции не так уж высоки, но в любом случае неприятны, надеемся, что обзор обновленных статформ поможет бухгалтеру отчитаться перед органами статистики.
Ю.А. Локтева
"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2009 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Полный перечень форм статотчетности, а также статкалендарь на 2009 год можно найти на сайте Федеральной службы государственной статистики (Росстата): http://www.gks.ru/bgd/free/b09_43/Main.htm.
*(2) К таким работам можно отнести ремонт и замену строительных конструкций, инженерного оборудования, наружных инженерных сетей, лифтового оборудования, ремонт фасадов, крыш, кровли.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"