Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части введения особого порядка досудебного производства)"
(подготовлен МВД России 31.01.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (в части введения особого порядка досудебного производства)" (далее - законопроект) разработан во исполнение указания Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. N Пр-884 и поручений Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2014 г. N РД-П4-2908 и от 15 ноября 2014 г. N РД-П4-8463 в целях обеспечения гарантированного Конституцией Российской Федерации права граждан на доступ к правосудию путем введения принципиально новой модели досудебного производства.
Законопроект направлен на адаптацию уголовного процесса к современным условиям, избавление его от избыточных дублирующих друг друга процедур по уголовным делам о преступлениях, не представляющих большой общественной опасности и сложности в доказывании.
Основным предметом правового регулирования законопроекта является дополнение Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК) разделом VIII1, содержащим главу 322, регламентирующую осуществление особого порядка досудебного производства, взамен главы 321, регламентирующей дознание в сокращенной форме, а также внесение корреспондирующих изменений в иные положения УПК.
Факторами, обусловливающими необходимость внесения изменений в уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации, являются:
1) несовершенство уголовно-процессуальных норм, регламентирующих порядок проведения дознания в сокращенной форме, приводящее к его невостребованности в правоприменительной практике;
2) высокая частота нарушений прав граждан на начальной стадии уголовного процесса, выражающаяся в препятствиях для своевременного доступа к правосудию и несоблюдении разумных сроков уголовного судопроизводства;
3) отсутствие эффективных процедур в стадии возбуждения уголовного дела и судебного разбирательства, а также наличие значительного количества формальных документов, которые в своей совокупности приводят к тому, что рассмотрение вопроса о привлечении лица к уголовной ответственности по уголовным делам о преступлениях, не представляющих сложности в доказывании, затягивается на необоснованно значительный период.
Данный неполный перечень проблемных вопросов свидетельствует о необходимости системной и коренной перестройки механизма осуществления начального этапа досудебного производства с выходом на качественно иной высокий уровень. В результате осложненного процесса собирания доказательств пострадавшим от преступлений не обеспечивается своевременная, гарантированная законом защита, а лица, их совершившие, получают возможность избежать уголовной ответственности.
Результаты правоприменительной практики свидетельствуют о том, что изменения, внесенные в УПК Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", не в полной мере обеспечивают достижение поставленных целей. О необходимости кардинального пересмотра порядка сокращенного производства свидетельствует то, что в 2013 году только 6938 уголовных дел расследовано органами внутренних дел в сокращенной форме, что составляет всего лишь 2% от общего количества расследованных в форме дознания и направленных в суд (346893); органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в 2013 году в сокращенной форме дознания расследовано 122 уголовных дела, что также составляет чуть выше 2% от общего количества расследованных в форме дознания и направленных в суд (5680); органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы 9 уголовных дел расследовано в сокращенной форме, что составляет лишь 4% от общего количества расследованных в форме дознания и направленных в суд (206); органами федеральной службы безопасности по 21 уголовному делу от общего числа находящихся в производстве уголовных дел (3391) осуществлялось дознание в сокращенной форме, что составляется менее 1%. За 9 месяцев 2014 года наблюдается рост количества расследованных органами внутренних дел, органами по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органами государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы уголовных дел в сокращенной форме (21611, 564, 17 соответственно). Однако их доля в общей массе расследованных в форме дознания и направленных в суд уголовных дел (254026, 4157, 202) по-прежнему незначительна и составляет всего 8,5%, 13,5% и 8,4% соответственно.
Пересмотр положений УПК, регламентирующих производство дознания в сокращенной форме необходим в целях:
1) оптимизации деятельности органов дознания и дознавателей по рассмотрению сообщений о преступлениях, повышения ее эффективности, быстроты, качества, снижения неоправданно высоких временных и ресурсных затрат правоохранительных органов;
2) усиления гарантий конституционного права граждан на доступ к правосудию;
3) приведения уголовного процесса в соответствие с новыми реалиями правоохранительной практики, связанными с большим количеством уголовных дел о преступлениях, не представляющих сложности в доказывании.
Законопроект предусматривает, что особый порядок досудебного производства может осуществляться по всем преступлениям, предусмотренным пунктом 1 части третьей статьи 150 УПК, то есть по которым производится дознание.
Обязательными условиями для начала особого порядка досудебного производства являются:
наличие одного из поводов для возбуждения уголовного дела, предусмотренных частью первой статьи 140 УПК, и достаточных данных, указывающих на признаки преступления;
очевидность причастности лица к совершению преступления, в случае, если доказывание не представляет сложности;
отсутствие обстоятельств, исключающих возможность применения особого порядка досудебного производства (проектная статья 22611 УПК), например, несовершеннолетний возраст лица, совершившего преступление.
Возможность применения предлагаемой формы досудебного производства будет оцениваться отдельно в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела.
Особый порядок досудебного производства начинается по письменному поручению начальника органа дознания дознавателю. В этой связи уточняется понятие "дознаватель".
Законопроектом не предполагается обязательное согласие заявителя и лица, в отношении которого будет применяться особый порядок досудебного производства, на его применение. Одновременно проектными положениями предусматривается, что в течение 24 часов с момента дачи начальником органа дознания письменного поручения о применении особого порядка досудебного производства указанные лица письменно уведомляются и им разъясняются их право обжаловать данное поручение и порядок его обжалования.
В целях обеспечения права на защиту предусматривается обязательное участие защитника с момента дачи начальником органа дознания поручения об осуществлении особого порядка досудебного производства.
Согласно положениям законопроекта осуществление особого порядка досудебного производства должно быть окончено в срок 10 суток, который исчисляется с момента поступления сообщения о преступлении до направления уголовного дела прокурору для утверждения обвинительного постановления.
Продление этого срока не допускается, что предполагает реальную возможность скорейшего обеспечения права на доступ к правосудию и, как следствие, восстановление нарушенного права потерпевшего. В случае невозможности завершения особого порядка досудебного производства в установленный срок, принимается решение в порядке, установленном главами 19 и 20 УПК.
Исходя из этого срока, особый порядок досудебного производства может быть начат в любой момент проверки сообщения о преступлении. При этом после начала особого порядка досудебного производства продление срока проверки сообщения о преступлении не требуется.
Предполагается, что в ходе особого порядка досудебного производства будут производиться только те следственные и иные процессуальные действия, производство которых допускается в настоящее время до возбуждения уголовного дела. При этом в ходе особого порядка досудебного производства не могут быть применены меры принуждения, за исключением обязательства о явке и привода, которые предлагаются для целей особого порядка досудебного производства в качестве обеспечительных мер. Такие меры процессуального принуждения, как обязательство о явке и привод, в настоящее время могут применяться не только в отношении подозреваемого и обвиняемого, но и потерпевшего, свидетеля.
В законопроект включены положения, которые будут гарантировать права и законные интересы лиц, участвующих при осуществлении особого порядка досудебного производства. В частности, лицам, участвующим при осуществлении особого порядка досудебного производства, разъясняются права, предусмотренные частью первой1 статьи 144 УПК. При ознакомлении с обвинительным постановлением и материалами уголовного дела заявленные обвиняемым и его защитником, а также потерпевшим и (или) его представителем ходатайства указываются в соответствующих протоколах ознакомления с материалами уголовного дела, а также подлежат рассмотрению и разрешению непосредственно после их заявления (части четвертая - шестая проектной статьи 22616 УПК)
В ходе особого порядка досудебного производства доказательства собираются в объеме, достаточном для обоснованного вывода о событии преступления, характере и размере причиненного им вреда, а также о виновности лица в совершении преступления.
Также проектные положения предусматривают возможность перехода к производству предварительного расследования в общем порядке на любом этапе осуществления особого порядка досудебного производства, в том числе если устанавливается, что собранных доказательств в совокупности недостаточно для обоснованного вывода о событии преступления, характере и размере причиненного им вреда, а также о виновности лица в совершении преступления.
По окончанию особого порядка досудебного производства составляется обвинительное постановление, в котором, в том числе принимаются процессуальные решения о возбуждении уголовного дела, признании потерпевшим, гражданским истцом, привлечении в качестве обвиняемого, признании вещественными доказательствами. Обвинительное постановление предъявляется для ознакомления обвиняемому и его защитнику, а также потерпевшему и (или) его представителю. Кроме того, обвиняемый и его защитник, а при наличии ходатайства потерпевший и (или) его представитель знакомятся с материалами уголовного дела.
В протоколе ознакомления с материалами уголовного дела указывается отношение обвиняемого к предъявленному обвинению, заявленные ходатайства и иные заявления. Если при этом обвиняемый заявляет ходатайство о применении особого порядка судебного разбирательства в случаях, предусмотренных статьей 314 УПК, то он незамедлительно допрашивается.
Законопроектом предусматривается, что судебное производство осуществляется в общем порядке. Такое положение связано с тем, что при особом ("усеченном") порядке досудебного производства необходимы механизмы, гарантирующие исключение судебных ошибок, обеспечение прав участников уголовного судопроизводства на полное и всестороннее рассмотрение уголовного дела судом. Вместе с тем производство судебного разбирательства в особом порядке также не исключается при наличии соответствующего ходатайства обвиняемого в случаях, предусмотренных статьей 314 УПК.
Таким образом, предлагаемые правила особого порядка досудебного производства способны обеспечить в скорейшие сроки реализацию назначения уголовного судопроизводства, предусмотренного статьей 6 УПК, с соблюдением основополагающих прав обвиняемых и потерпевших, установленных Конституцией Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.