Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области фармацевтической деятельности"
(подготовлен Минтрудом России 08.06.2015 г.)
Раздел I. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, обобщенных трудовых функций
1.1. Характеристика фармации как области профессиональной деятельности в Российской Федерации
Анализ отечественных и зарубежных литературных источников показал, что специалисты в области фармации занимаются разнообразными видами деятельности, связанными с обращением лекарственных средств, которые можно условно разделить на три основных направления: "Аптечная фармация", "Госпитальная фармация" и "Промышленная фармация", в зависимости от основных целей и задач профессиональной деятельности. В Таблице 1 приведено соотношение направления профессиональной деятельности специалиста и вида экономической деятельности организации (в соответствии с ОКВЭД ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)), где эти специалисты, как правило, работают.
Таблица 1
"Аптечная фармация" |
"Госпитальная фармация" |
"Промышленная фармация" |
46.46 Торговля оптовая фармацевтической продукцией |
52.10 Деятельность по складированию и хранению |
21 Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях |
47.73 Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) |
86.10 Деятельность больничных организаций |
21.1 Производство фармацевтических субстанций |
47.74 Торговля розничная изделиями, применяемыми в медицинских целях, ортопедическими изделиями в специализированных магазинах |
86.90 Деятельность в области медицины прочая |
46.46 Торговля оптовая фармацевтической продукцией |
47.75 Торговля розничная косметическими и товарами личной гигиены в специализированных магазинах |
|
47.73 Торговля розничная лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках) |
47.78 Торговля розничная прочая в специализированных магазинах |
|
52.10 Деятельность по складированию и хранению |
52.10 Деятельность по складированию и хранению |
|
72.1 Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук |
56.30 Подача напитков (в части деятельности фито-баров) |
|
86.10 Деятельность больничных организаций |
86.90 Деятельность в области медицины прочая |
|
|
В Международной Стандартной Классификации Образования (МСКО) ЮНЕСКО по версии 2013 года фармация принадлежит к группе специальностей 0916 (группа "091 - Здравоохранение", область образования "09 - здравоохранение и социальное обеспечение").
В Европейской классификации умений/компетенций, квалификаций и профессиональной деятельности (ESCO) для провизоров (pharmacist) выделено 7 видов профессиональной деятельности:
- консультант по лекарственным средствам (drugadviser);
- инспектор по лекарственным средствам (druginspector);
- зарегистрированный провизор-выпускник (graduatepharmacist (pharmacy);
- госпитальный провизор (hospitalpharmacist);
- провизор - специалист по информации (informationpharmacist);
- промышленный провизор (pharmacist (industry)).
Деятельность в области фармации регулируется государством во всех странах мира путем лицензирования (сертификации, аккредитации) фармацевтических специалистов (то есть физических лиц) и путем лицензирования юридических лиц на право осуществлять определенные виды деятельности. В Российской Федерации виды лицензируемой деятельности юридических лиц и требования к лицензиату в области фармации определены соответствующими федеральными законами и Постановлениями Правительства Российской Федерации, в том числе:
- Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации";
- Федеральным законом от 22.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств";
- Федеральным законом от 04.05.2011 N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности";
- Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2012 N 686 "О лицензировании производства лекарственных средств".
При этом в фармацевтической деятельности выделяют следующие лицензируемые виды работ:
- оптовая торговля лекарственными средствами (фармацевтическими субстанциями и лекарственными препаратами);
- хранение лекарственных средств и лекарственных препаратов;
- перевозка лекарственных средств и лекарственных препаратов;
- розничная торговля лекарственными препаратами;
- отпуск лекарственных препаратов;
- изготовление лекарственных препаратов.
В настоящее время в Российской Федерации фармацевтическую деятельность осуществляют 24 994 аптеки, 25 157 аптечных пунктов, 523 аптечных киоска, 3 408 больничные аптеки. Данные по сегментам аптечных организаций по видам собственности приведены на рис.2.
Рис. 2. Структура аптечных организаций по видам собственности.
При этом доля аптечных организаций, осуществляющих деятельность по изготовлению лекарственных препаратов, составляет только 8% от их общего количества и неуклонно сокращается.
Деятельность по оптовой продаже лекарственных средств имеют право осуществлять 962 организации; все они находятся в частной собственности.
Ежегодно вузы Российской Федерации готовят около 7,5 тысяч провизоров. Как правило, в Российской Федерации выпускник вуза, закончив интернатуру по одной из 3-х специальностей (см. ниже), в аптечной организации начинает карьеру с должности провизора или провизора-технолога. В течение 3-5 лет специалист поднимается по карьерной лестнице, занимая должности заместителя руководителя/ руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя/ руководителя аптеки. В организации оптовой торговли это могут быть должности заместителя заведующего/ заведующего складом/ руководителя структурного подразделения.
Таким образом, состоявшийся специалист, как правило, может выполнять целый комплекс трудовых функций:
- реализацию и отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента (далее - ТАА);
- проведение приемочного контроля поступающих в организацию лекарственных средств и других ТАА;
- обеспечение хранения лекарственных средств и других ТАА;
- информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других ТАА.
Деятельность по изготовлению лекарственных препаратов в условиях аптечной организации включает трудовые действия по непосредственному изготовлению лекарственных препаратов и проведению предусмотренных нормативной документацией различных видов контроля качества изготовленных препаратов.
При осуществлении организационно-управленческой деятельности на уровне руководителя структурного подразделения, специалист выполняет трудовые функции по организации, обеспечению и руководству основными работами по отпуску и розничной торговле лекарственными препаратами и другими ТАА, а также работами по изготовлению и контролю качества лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций, работами по хранению лекарственных средств и других ТАА, работами по оптовой торговле лекарственными средствами и по перевозке лекарственных средств. На должности руководителя фармацевтической организации специалист выполняет функции, связанные с планированием, управлением и контролем всех видов работ, составляющих фармацевтическую деятельность, которые тоже можно отнести к организационно-управленческой деятельности.
Каждая из трудовых функций специалиста состоит из трудовых действий, требования к выполнению многих из которых определены нормативными правовыми актами. Перечень нормативных правовых актов, включенных в анализ трудовых действий, приведен в Приложении 1.
Главой 9 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены требования к лицам, имеющим право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации:
- наличие фармацевтического образования, полученного в Российской Федерации в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, или подтвержденным в установленном порядке фармацевтическим образованием, полученным за рубежом;
- наличие свидетельства об аккредитации специалиста (требование вступает в силу с 1 января 2016 года).
В настоящее время вместо свидетельства об аккредитации специалист должен иметь сертификат специалиста. Порядок сертификации специалистов установлен приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 982н "Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста". Приказом определена обязательность для сертификации прохождения выпускниками интернатуры или ординатуры или профессиональной переподготовки (в случае получения новой специальности). В Российской федерации существует несколько специальностей провизоров:
- фармацевтическая технология (квалификация провизор-технолог);
- фармацевтическая химия и фармакогнозия (квалификация провизор-аналитик);
- управление и экономика фармации (квалификация провизор-руководитель).
При сдаче сертификационного экзамена устанавливается соответствие документов о профессиональной подготовке лиц квалификационным требованиям к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н "Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения", приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".
Анализ указанных Квалификационных требований в отношении уровня подготовки выявил различия требований по специальностям. Так, только для специальности 33.08.02 "Управление и экономика фармации" допускается ее получение путем профессиональной переподготовки. Для получения двух других специальностей необходимо окончание интернатуры (продолжительность обучения в настоящее время составляет 11 месяцев, в дальнейшем, возможно, это будет ординатура продолжительностью обучения 22 месяца):
Специальность 33.08.02 "Управление и экономика фармации" | |
Уровень профессионального образования |
Высшее профессиональное образование по специальности "Фармация" (в ред. приказа Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 N 1644н) |
Послевузовское профессиональное образование или дополнительное образование |
Интернатура по специальности "Управление и экономика фармации" или профессиональная переподготовка руководителей аптечных организаций по специальности "Управление и экономика фармации" |
Дополнительное профессиональное образование |
Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности |
Должности |
Заведующий-провизор; заместитель заведующего-провизора |
Специальность 33.08.01 "Фармацевтическая технология" | |
Уровень профессионального образования |
Высшее профессиональное образование по специальности "Фармация" (в ред. приказа Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 N 1644н) |
Послевузовское профессиональное образование |
Интернатура по специальности "Фармацевтическая технология" |
Дополнительное профессиональное образование |
Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности |
Должность |
Провизор, провизор-технолог |
Специальность 33.08.03 "Фармацевтическая химия и фармакогнозия" | |
Уровень профессионального образования |
Высшее профессиональное образование по специальности "Фармация" (в ред. приказа Минздравсоцразвития России от 26.12.2011 N 1644н) |
Послевузовское образование |
Интернатура по специальности "Фармацевтическая химия и фармакогнозия" |
Дополнительное профессиональное образование |
Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности |
Должность |
Провизор-аналитик |
Согласно этому положению, если провизор со специальностью "Управление и экономика фармации" нашел работу только на должности "провизор-аналитик" или "провизор-технолог", включая трудовую деятельность по отпуску и реализации лекарственных препаратов, ему необходимо получить новую специальность, или, если стаж был непрерывным, то допускается прохождение профессиональной переподготовки в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации N 499 от 01.07.2013 г. - не менее 250 ч.
Исходя из меняющейся системы допуска специалистов к осуществлению профессиональной деятельности (переход от сертификации к аттестации), в проект профессионального стандарта введены общие указания на необходимость наличия у специалистов допуска к профессиональной деятельности в установленном порядке.
1.2. Зарубежный опыт
Профессиональная деятельность провизора, как специалиста в области фармации, описана в международных и национальных стандартах надлежащей практики, а также в профессиональных стандартах.
Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) указывается, что провизор может играть ключевую роль в системе общественного здравоохранения:
- провизор - это консультант врача, он принимает участие в выборе лекарственных средств и дает рекомендации относительно их рационального использования;
- провизоры играют ведущую роль в предоставлении информации и рекомендаций пациенту, касающихся применения лекарственных средств;
- провизоры с опытом работы должны участвовать в разработке законодательства о лекарственных средствах;
- руководство закупками, хранением и распределением лекарственных средств должны осуществлять провизоры, а не врачи;
- провизоры должны быть членами "бригады работников здравоохранения", совместно с другими специалистами участвовать в научных исследованиях, подготовке медицинских кадров, распространении информации, работе международных организаций.
Фармацевтическое образование дает провизору исключительное право:
- лично отвечать за реализацию продукции фармацевтического производства на рынке;
- возможность гарантировать в интересах сохранения здоровья и безопасности населения адекватный контроль за качеством, хранением, безопасностью и вопросами снабжения населения лекарствами;
- управлять аптекой.
По итогам совещания ВОЗ в Ванкувере (1997 г.) была предложена концепция роли провизора, получившая название "семи звезд":
работник системы здравоохранения, предоставляющий услуги пациенту;
способен принимать ответственные решения;
специалист по коммуникации - посредник между врачом и пациентом;
готов к лидерству в интересах общества;
руководитель, способный управлять ресурсами и информацией;
готов учиться, повышать квалификацию всю жизнь;
наставник, участвующий в подготовке молодых провизоров.
Эти принципы и признание особой ответственности провизоров нашли отражение в рекомендациях ВОЗ по Надлежащей фармацевтической практике (GРР).
Совместная рабочая группа ВОЗ, ЮНЕСКО и Международной Фармацевтической Федерации (FIP) занимается разработкой глобальной модели компетенций для фармацевтических специалистов (Global Competency Framework, GbCF). Первая версия модели, опубликованная в 2012 году, была разработана на основе сравнительного анализа 47 документов, включая государственные образовательные стандарты, законодательные акты и рекомендации профессиональных ассоциаций. Она включает четыре основных области, обозначенные на рис. 1.
Научные знания | |
Фармация в системе здравоохранения Участие в охране здоровья; распространение информации о применении лекарственных средств |
Фармацевтическая помощь Консультации пациента; контроль за назначением, изготовлением, отпуском, безопасностью лекарственных средств |
Общественное здравоохранение |
Ориентация на нужды пациента |
Системные компетенции |
Практические компетенции |
Управление Бюджет, страховые возмещения; управление кадрами; улучшение сервиса; закупки и поставки лекарственных средств; организация рабочего процесса |
Профессиональные/личные навыки Навыки общения, обучение в течение всей жизни; юридические, этические аспекты, обеспечение качества на рабочем месте, управление собой |
Управленческие знания |
Рис. 1 Базовые области глобальной модели компетенций FIP/ВОЗ
Модель отражает концепцию провизора ВОЗ, которая стала основой для многих национальных профессиональных стандартов для провизоров. В ней и в других национальных профессиональных стандартах, используется поведенческий подход: описывается профессиональное поведение специалиста в различных областях профессиональной деятельности, что отличается от структуры макета профессионального стандарта, утвержденного приказом Минтруда России от 12.04.2013 N 147н и, в дальнейшем, приказом Минтруда России от 29.09.2014 N 665н.
В Таблице 2 приведен пример описания трудовых функций в глобальной модели компетенций FIP/ВОЗ.
Таблица 2
Примеры конкретных знаний и навыков, соответствующих ключевым компетенциям в глобальной модели компетенций FIP/ВОЗ
Общие компетенции |
Примеры полученных знаний и навыков |
Фармация в системе здравоохранения | |
Участие в охране здоровья |
1.1.1 Оценка первоочередных потребностей пациента в медицинском уходе с учетом культурных и социальных условий |
1.1.2 Рекомендации по оптимальному уходу, укреплению здоровья, предотвращении заболеваний и поддержания здорового образа жизни | |
Распространение информации о применении лекарственных препаратов |
1.2.1 Предоставление рекомендаций по безопасному и рациональному использованию лекарственных средств и медицинских приборов (включая выбор, применение, противопоказания, хранение и побочные эффекты) |
1.2.2 Идентификация источников, поиск, оценка, организация, распространение и предоставление необходимой медицинской информации в соответствии с нуждами пациентов и других клиентов | |
Фармацевтическая помощь | |
Контроль за назначением лекарственных препаратов |
2.1.1 Выбор подходящих лекарственных средств с учетом особенностей пациента и утвержденных процедур (принятых в конкретном учреждении или на государственном уровне) |
2.1.2 Идентификация, определение, и принятие мер по минимизации ущерба от взаимодействий лекарственных средств с другими лекарствами, с болезнями, с пищей и индивидуальными особенностями пациента | |
Изготовление лекарственных препаратов |
2.2.1 Изготовление препаратов (например по экстемпоральной рецептуре, цитотоксические препараты), определение требований для изготовления (расчеты, процедуры, лекарственная форма, материалы, оборудование и т.п.) |
2.2.2 Приготовление препаратов в соответствии с Правилами организации производства и контроля качества лекарственных средств (Good manufacturingpractice, GMP) | |
Отпуск лекарственных препаратов |
2.3.1 Правильный отпуск препаратов по рецепту и безрецептурный отпуск, мониторинг (контрольная проверка) препаратов |
2.3.2 Обнаружение дефективных или некачественных лекарственных препаратов и отправление отчета в соответствующие инстанции | |
2.3.3 Контроль за рецептами, подтверждение того, что рецепты правильно интерпретированы и соответствуют юридическим требованиям | |
2.4 Консультация пациента и постановка диагноза |
2.6.1 Оказание первой доврачебной помощи пациенту и организация необходимой медицинской помощи |
2.6.2 Направление к врачу, по необходимости | |
2.6.3 Оценка состояния пациента и постановка диагноза, основываясь на объективных и субъективных параметрах | |
2.6.4 Консультация пациента по правильному и безопасному использованию лекарственных средств, с учетом индивидуальных предпочтений пациента | |
Управление и менеджмент | |
Бюджет, страховые возмещения |
3.1.1 Понимание организационной структуры учреждения |
3.1.2 Эффективная разработка и ведение бюджета | |
3.1.3 Предоставление необходимой документации для страховочных возмещений | |
3.1.4 Ведение прозрачной финансовой отчетности | |
Управление персоналом |
3.2.1 Демонстрация необходимых организационных и управленческих навыков (т.е. знание, понимание и демонстрация лидерских качеств в области управления временем, рисками, медицинскими услугами и продуктами, персоналом и т.п.) |
3.2.2 Эффективное управление человеческими ресурсами, распознавание проблем с кадровым обеспечением | |
3.2.3 Участие в принятии терапевтических решений, направление к необходимым специалистам и сотрудничество в рамках междисциплинарной команды работников здравоохранения | |
Профессиональные знания и навыки | |
Навыки общения |
4.1.1 Навыки открытой, точной, и целесообразной коммуникации в роли ментора или инструктора |
4.1.2 Эффективные навыки общения с работниками здравоохранения и социальной сферы, административным персоналом и другими сотрудниками учреждения, пациентами, их родственниками и лицами, осуществляющими уход и прочими клиентами, используя понятную лексику и убеждаясь в их понимании | |
4.1.3 Демонстрация понимания культурных различий | |
Обучение в течение всей жизни |
4.2.1 Документация повышения квалификации и непрерывного профессионального развития |
4.2.2 Работа со студентами/практикантами/резидентами | |
4.2.3 Текущая оценка собственных знаний и навыков |
В австралийском профессиональном стандарте провизора (NationalcompetencestandardsframeworkforpharmacistsinAustralia) выделено 8 областей (доменов) профессиональной деятельности, в каждой из которых указаны отдельные профессиональные функции (от 3 до 7). Каждая функция разбита на компоненты, и для каждого компонента приведены примеры оценки соответствия специалиста по данному компоненту по шкале Миллера, то есть или владения, или умения, или только знания. Следует отметить, что в указанном стандарте четко описаны требования к выпускнику, то есть те компетенции, которые будут оцениваться при аттестации специалиста на право профессиональной деятельности. Похожие стандарты есть в США, Великобритании.
Осуществлять вышеописанную профессиональную деятельность за рубежом могут только специалисты с высшим образованием. Например, во многих штатах США даже нахождение фармацевта (специалиста со средним специальным образованием) в помещении аптеки без присутствия провизора запрещено законом. Как правило, провизор - это второй цикл высшего образования (магистр или доктор фармации). В некоторых странах имеются системы углубленной специализации. Например, во Франции после 5 лет обучения студенты имеют право попытаться сдать государственный экзамен для получения углубленной квалификации (Diplфme d'Йtudes Spйcialisйes) в области госпитальной фармации или исследовательской деятельности; продолжительность обучения в этом случае составляет 9 лет. В Швейцарии под эгидой Швейцарской Фармацевтической Федерации (Federatio Pharmaceutica Helvetiae, FPH) разработаны программы углубленного образования для лицензированных провизоров по направлениям "аптечная фармация" (необходима для желающих руководить аптекой), "госпитальная фармация" и "классическая гомеопатия". Также доступны сертификаты углубленного образования в области вакцинации, клинической фармакологии, фитотерапии, ветеринарной фармации и т.п. В Великобритании, Ирландии и Германии для получения специализации в госпитальной фармации, первичной фармацевтической помощи и т.п. дополнительное образование не обязательно (достаточно выбрать интернатуру в соответствующей области), но существуют программы дополнительного образования, часто при поддержке соответствующих профессиональных ассоциаций.
Провизору для начала профессиональной деятельности, как и в России, необходимо сдать экзамен, формат и содержание экзамена в разных странах различается, и может включать в себя как проверку исключительно теоретических знаний, так и оценку общих компетенций, таких, как коммуникационные навыки, готовность к сотрудничеству с другими специалистами здравоохранения, понимание принципов управления аптекой и т.п.
Также совпадают российские и зарубежные требования в отношении регулярного повышения квалификации - в видеконцепции непрерывного профессионального развития" (Continuing Professional Development, CPD). FIP определяет последнюю как "индивидуальная ответственность фармацевтических работников систематически поддерживать, развивать и расширять свои знания и навыки для обеспечения постоянной поддержки профессиональной квалификации в течение всей профессиональной деятельности". Концепция непрерывного профессионального развития, таким образом, включает все виды образовательной деятельности, способствующие улучшению практической деятельности. Это циклический процесс, состоящий из пяти ключевых элементов: анализ для определения возможных пробелов знаний (самооценка), разработка персонального плана повышения квалификации, выполнение плана повышения квалификации, ведение документации и оценка результатов. Требования к дополнительному профессиональному образованию и непрерывному повышению квалификации различаются. В Австралии и Великобритании программы непрерывного профессионального развития обязательны для всех провизоров и фармацевтов, начиная с 2010 года. Австралийский Фармацевтический Совет разработал кредитную систему оценки программ профессионального развития, по которой все зарегистрированные провизоры обязаны были набрать 40 кредитов до конца 2013 года. В Канаде требования зависят от провинции: в некоторых обязательны лишь программы дополнительного образования, в некоторых введена концепция непрерывного профессионального развития. В Германии дополнительное профессиональное образование не регламентировано законодательно, но рекомендации, составленные в 2008 году Федеральной Палатой Фармацевтов (Bunderapothekerkammer) возлагают на региональные палаты обязанность разработать конкретные рекомендации и образовательные программы для поддержки непрерывного профессионального развития всех фармацевтических работников. В Швейцарии, Сингапуре и США получение определенного количества кредитов дополнительного образования необходимо для обновления лицензии провизора, а концепция непрерывного профессионального развития еще не получила широкого распространения.
1.3. Описание обобщенных трудовых функций в проекте профессионального стандарта
Проект профессионального стандарта Специалист в области фармации описывает трудовые функции и действия, характерные для организаций, осуществляющих фармацевтическую деятельность, под которой согласно Федеральному закону N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", подразумевается "деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку и (или) розничную торговлю лекарственными препаратами, их отпуск, хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов". Данное определение было взято за основу формулировки вида профессиональной деятельности.
Соответственно, основной целью сформулированного вида профессиональной деятельности специалиста в области фармации является обеспечение населения и медицинских организаций безопасными, эффективными и качественными лекарственными препаратами.
Уровни квалификаций специалистов в области фармации определены в соответствии с "Уровнями квалификации в целях подготовки профессиональных стандартов", утвержденными Минтрудом России и соответствуют 7 уровню.
При установлении требований к стажу работы по специальности разработчики руководствовались постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности".
При указании требований к наличию дополнительных документов при допуске к трудовой деятельности был учтен запланированный Федеральным законом N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" переход от сертификации специалистов к их аккредитации.
При описании трудовых функций были учтены нормативные правовые акты, определяющие порядок ведения фармацевтической деятельности в аптечных организациях, медицинских организациях, организациях оптовой торговли лекарственными средствами, использована терминология Федерального закона N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", подзаконных нормативных актов, приведенных в Приложении 1.
Исходя из формулировки вида деятельности и цели профессиональной деятельности и структуры выполняемых действий определена одна обобщенная трудовая функция, связанная с обеспечением физических лиц и организаций лекарственными препаратами и другими товарами аптечного ассортимента (ТАА) (далее - ОТФ А);
В ОТФ А включено 5 трудовых функций:
- оптовая, розничная торговля, отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента - А/01.7;
- проведение приемочного контроля поступающих в организацию лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента - А/02.7;
- обеспечение хранения лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента - А/03.7;
- информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других товарах аптечного ассортимента - А/04.7;
- изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций - А/05.7.
Отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента (далее - ТАА) - А/01.7
Реализация и отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента (далее - ТАА) - А/01.7
Данная функция характерна для специалистов, работающих в аптечных организациях любого типа.
Основные требования к работам по отпуску лекарственных препаратов установлены приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств", приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 N 562н "Об утверждении Порядка отпуска физическим лицам лекарственных препаратов для медицинского применения, содержащих кроме малых количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров другие фармакологические активные вещества". Отдельные аспекты рецептурного отпуска описаны в приказе Минздравсоцразвития России от 20.12.2012 N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения", приказе Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания", перечень ЖНВЛП и минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утверждены Распоряжением Правительства России от 30.12.2014 г. N 2782-р.
Действия при отпуске лекарственных препаратов, изготовленных в аптеках, регламентированы приказом Минздрава России от 16.07.1997 N 214 "О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)", при отпуске медицинских иммунобиологических препаратов - СП 3.3.2.1120-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения".
Проведение приемочного контроля поступающих в организацию лекарственных средств и других ТАА - А/02.7
Данная функция характерна для специалистов, работающих в аптечных организациях любого типа. Часть действий, включенных в данную трудовую функцию, касается приемочного контроля лекарственных препаратов, часть - приемочного контроля лекарственных субстанций для последующего изготовления лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций. Поэтому в названии функции было использовано обобщенное понятие "лекарственные средства", включающее, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" как лекарственные препараты, так и фармацевтические субстанции.
Обеспечение хранения лекарственных средств и других ТАА - А/03.7
Основные требования к действиям по хранению лекарственных средств определены приказом Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств", приказом Минздравсоцразвития России от 16.05.2011 N 397н "Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами", приказом Минздрава России от 16.07.1997 N 214 "О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)", приказом Минздрава России от 13.11.1996 N 377 "Об утверждении Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения", постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1148 "О порядке хранения наркотических средств и психотропных веществ", постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1085 "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений".
Отдельные аспекты определены приказом Минздравсоцразвития России от 09.01.2007 N 2 "Об утверждении норм естественной убыли при хранении лекарственных средств в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами и учреждениях здравоохранения", приказом Минздрава России от 20.07.2001 N 284 "Об утверждении норм естественной убыли лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных организациях независимо от организационно - правовой формы и формы собственности", приказом Минздрава России от 17.06.2013 N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения", СП 3.3.2.1248-03 "Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов", СП 3.3.2.1120-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения".
Информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других ТАА - А/04.7
В настоящее время действия по информированию населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и других ТАА не регулируются нормативными правовыми актами. Общие (не отраслевые) требования о порядке предоставления информации о товаре регламентируются Федеральным законом от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Изготовление лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций - А/05.7
Трудовые действия по этой трудовой функции, описаны в соответствии с приказом Минздрава России от 16.07.1997 N 214 "О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)", приказа Минздрава России от 21.10.1997 N 309 "Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)", инструкциями и методическими указаниями по изготовлению лекарственных форм, с учетом положений Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
Раздел II. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта.
Первоначальные (исходные) проекты профессиональных стандартов в области фармации были разработаны в 2013 году указанными в проекте организациями, ответственным разработчиком был Институт труда и страхования РАНХиГС. Для разработки трудовых функций и трудовых действий, выявления необходимых специалисту в области фармации знаний и умений основным разработчиком было проведено анкетирование специалистов и руководителей фармацевтических организаций. Разработанная анкета распространялась при содействии Министерства здравоохранения Российской Федерации, по электронной почте, а также и путем размещения анкеты на сайте www.profstandarts.ru.
Также учитывались положения профессиональных стандартов на деятельность провизоров, действующие в Австралии, Великобритании, Швейцарии, Европейская таксономия навыков, компетенций, квалификаций и областей трудовой деятельности (ESCO).
Проекты стандартов прошли несколько циклов общественного обсуждения и были представлены в Экспертный совет по профессиональным стандартам Минтруда России.
После получения целого ряда критических замечаний, включая замечания Экспертного совета при Минтруде России, вышеуказанные стандарты были полностью переработаны, изменен и расширен перечень разработчиков, в число разработчиков включены сотрудники Минздрава России, профессиональных организаций и профильных учебных заведений, что позволило успешно объединить опыт практических специалистов и преподавателей с опытом и знаниями специалистов по государственному регулированию обращения лекарственных средств и кадровой политики в здравоохранении.
Раздел III. Экспертиза и профессионально - общественное обсуждение проекта профессионального стандарта
В 2013 году обсуждение основных положений концепции формирования профессионального стандарта специалиста в области фармации, целей и задач профессиональной деятельности, функционала и умений данного специалиста проводилось на круглых столах, заседаниях рабочей группы и на Интернет-форуме.
С целью обсуждения содержания проекта профессионального стандарта специалиста в области фармации в широком профессиональном сообществе Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации были проведены три межрегиональных круглых стола:
Межрегиональный круглый стол для представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по теме "Разработка профессиональных стандартов специалистов в сфере здравоохранения" (08.08.2013, ГБОУ ДПО "Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию" Минздрава России, г. Москва). В работе круглого стола приняли участие 32 человека.
Межрегиональный круглый стол "Разработка профессиональных стандартов специалистов в сфере здравоохранения" (08.08.2013, ГБОУ ДПО "Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию" Минздрава России, г. Москва). В работе круглого стола приняли участие 36 человек.
Межрегиональный круглый стол "Разработка профессиональных стандартов специалистов в сфере здравоохранения" (12.08.2013, ГБОУ ДПО "Всероссийский учебно-научно-методический центр по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию" Минздрава России, г. Москва). В работе круглого стола приняли участие 33 человека.
В обсуждении профессионального стандарта в рамках круглых столов в 2013 году приняли участие 101 человек (полный список участников круглых столов, а также организаций, принявших участие в общественном обсуждении приводится в Приложении 2).
05.09.2013 в РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, г. Москва состоялось расширенное совещание по обсуждению отраслевой рамки квалификаций и проектов профессиональных стандартов для специалистов в области здравоохранения в целом при участии сотрудников Минздрава России и его главных внештатных специалистов или их представителей.
В 2014- 2015 г.г. также был проведен ряд круглых столов с участием представителей работодателей, высших учебных заведений и профессиональных ассоциаций:
1. Всероссийская конференция на тему "Проблемы преемственности образовательных и профессиональных стандартов в Фармации" (15.02.2014 г., г. Москва) - 30 участников
2. Круглый стол по профессиональным стандартам и компетентностным моделям специалистов Первого МГМУ им. И.М. Сеченова (22.10.2014, г. Москва) - 21 участник.
3. Круглый стол Комиссии РСПП по индустрии здоровья, Подкомиссии по медицинским технологиям, Комиссии РСПП по фармацевтической и медицинской промышленности "Развитие государственно-частного партнерства в фармацевтической отрасли российской федерации. Проблемы и перспективы" (23.10.2014, г. Москва) -21 участник.
4. Научно-практическая конференция "Кадры для инновационных фармкластеров: проблемы и перспективы развития" (г. Обнинск) - 29 октября 2014 - 42 участника.
5. Круглый стол "Новые кадры для новых фармзаводов. Как повысить эффективность подготовки?" на 16-й международной выставке Pharmtech 2014 - 93 участника.
6. Всероссийская конференция "Формирование профессиональных компетенций по специальности Фармация" (18.04.2015 г. г. Москва) - 58 участников.
Кроме этого проект стандарта был разослан участникам Некоммерческого партнерства "Аптечная гильдия".
Процесс доработки проекта профессионального стандарта и его общественного обсуждения проходили в параллельном режиме. Данный подход позволил проводить сравнительный анализ замечаний и оперативно осуществлять корректировку проекта. В результате общественного обсуждения был получен ряд замечаний и рекомендаций по содержанию профессионального стандарта "Специалиста в области фармации". Рекомендации и замечания были учтены в рамках подготовки итогового варианта.
Замечания экспертной группы и приятые решения приведены в Приложении 3.
Раздел IV. Предложения
В связи с принятием настоящего проекта потребуется внесение изменений в нормативный правовой акт в части наименований должностей фармацевтических работников, предусмотренных проектом (провизор, провизор-технолог). А именно.
Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденная приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н.
В абзаце четвертом пункта 2.2 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников слова "провизор-стажер" исключить.
Профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 N 526.
В профессиональной квалификационной группе "Врачи и провизоры" в графе "Должности служащих, отнесенные к квалификационным уровням" позиции "1 квалификационный уровень" слова "провизор-стажер" исключить".
В профессиональной квалификационной группе "Врачи и провизоры" в графе "Должности служащих, отнесенные к квалификационным уровням" позиции "2 квалификационный уровень" слова "врачи-специалисты <*>; провизор-технолог; провизор-аналитик" дополнить словом "провизор".
Квалификационные требования к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 N 415н.
Дополнить разделом следующего содержания.
Специальность "Фармация"
Уровень профессионального образования Высшее профессиональное образование по специальности: "Фармация"
Дополнительное профессиональное образование Повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности
Должности Провизор, Провизор-технолог
Раздел "Специальность "Фармацевтическая технология" исключить.
Исполнительный директор Некоммерческого партнерства содействия развитию аптечной отрасли "Аптечная гильдия" |
Е.В. Неволина |
Приложение 1
Перечень нормативных правовых актов, использованных для описания трудовых функций фармацевтических специалистов
|
Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" |
|
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ |
|
Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" |
|
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" |
|
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" |
|
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" |
|
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" |
|
Федеральный закон от 21.12.2013 N 355-ФЗ "О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2014 год" |
|
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 N 710 "О Порядке и нормах льготного обеспечения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения инвалидов войны и других групп населения в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 05.11.1997 N 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации" |
|
Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 N 55 |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 08.04.1999 N 393 "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами" |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1148 "О порядке хранения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 03.09.2010 N 674 "Об утверждении Правил уничтожения недоброкачественных лекарственных средств, фальсифицированных лекарственных средств и контрафактных лекарственных средств" |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов" |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1085 "О лицензировании деятельности по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивированию наркосодержащих растений" |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1086 "Об утверждении Правил формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан" |
|
Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 294 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" |
|
Приказ Минздрава СССР от 17.11.1983 N 1325 "Об утверждении инструкции по ведению первичного учета и составлению отчетности в аптеках, состоящих на централизованном учете" |
|
Приказ Минздрава СССР от 31.03.1987 N 468 "Об утверждении Инструкции по ведению журнально - ордерной формы учета и форм журналов - ордеров в аптечных учреждениях" |
|
Приказ Минздравмедпрома России от 18.01.1996 N 16 "О введении форм штатных расписаний учреждений здравоохранения" |
|
Приказ Минздрава России от 10.10.1996 N 357 "Об утверждении "Положения о порядке централизованных закупок лекарственных средств и медицинской техники" |
|
Приказ Минздрава России от 13.11.1996 N 377 "Об утверждении Инструкции по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения" |
|
Приказ Минздрава России от 16.07.1997 N 214 "О контроле качества лекарственных средств, изготовляемых в аптечных организациях (аптеках)" |
|
Методические указания "Единые правила оформления лекарств, приготовляемых в аптечных учреждениях (предприятиях) различных форм собственности", утвержденные Минздравом России 24.07.1997 |
|
Приказ Минздрава России от 21.10.1997 N 309 "Об утверждении Инструкции по санитарному режиму аптечных организаций (аптек)" |
|
"Альбом унифицированных форм первичной учетной документации по учету продукции, товарно-материальных ценностей в местах хранения", утвержденный постановлением Госкомстата России от 09.08.1999 N 66 |
|
Приказ Минздрава России от 20.07.2001 N 284 "Об утверждении норм естественной убыли лекарственных средств и изделий медицинского назначения в аптечных организациях независимо от организационно - правовой формы и формы собственности" |
|
Приказ Минфина России от 28.12.2001 N 119н "Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов" |
|
СП 3.3.2.1120-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям транспортировки, хранению и отпуску гражданам медицинских иммунобиологических препаратов, используемых для иммунопрофилактики, аптечными учреждениями и учреждениями здравоохранения" |
|
СП 3.3.2.1248-03 "Условия транспортирования и хранения медицинских иммунобиологических препаратов" |
|
Методические рекомендации по обеспечению необходимыми лекарственными средствами отдельных категорий граждан при обязательном медицинском страховании, утвержденные ФОМС 30.12.2004 N 4742/40 |
|
Приказ Минздравсоцразвития России от 14.12.2005 N 785 "О порядке отпуска лекарственных средств" |
|
Приказ Минздравсоцразвития России от 09.01.2007 N 2 "Об утверждении норм естественной убыли при хранении лекарственных средств в аптечных учреждениях (организациях), организациях оптовой торговли лекарственными средствами и учреждениях здравоохранения" |
|
Приказ Минздравсоцразвития России от 12.02.2007 N 110 "О порядке назначения и выписывания лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания" |
|
Приказ Руководителя Департамента здравоохранения г. Москвы от 13.02.2008 N 86 "О проведении вводного инструктажа и обучения по охране труда и пожарной безопасности в аппарате и подведомственных учреждениях и предприятиях департамента здравоохранения города Москвы" |
|
Методические рекомендации "Об организации контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении фармацевтической деятельности аптеками лечебно-профилактических учреждений", утвержденные Росздравнадзором 01.08.2008 |
|
Методические рекомендации "Алгоритм взаимодействия участников системы фармаконадзора по выявлению и работе со спонтанными сообщениями", утвержденные Росздравнадзором 22.10.2009 |
|
Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" |
|
Приказ Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 706н "Об утверждении Правил хранения лекарственных средств" |
|
Приказ Минздравсоцразвития России от 28.12.2010 N 1222н "Об утверждении Правил оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения" |
|
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060301 Фармация (квалификация (степень) "специалист"), утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.01.2011 N 38 |
|
Приказ Минздравсоцразвития России от 16.05.2011 N 397н "Об утверждении специальных требований к условиям хранения наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в установленном порядке в Российской Федерации в качестве лекарственных средств, предназначенных для медицинского применения, в аптечных, лечебно-профилактических учреждениях, научно-исследовательских, учебных организациях и организациях оптовой торговли лекарственными средствами" |
|
Приказ Минздрава России от 03.08.2012 N 66н "Об утверждении порядка и сроков совершенствования медицинскими работниками и фармацевтическими работниками профессиональных знаний и навыков путем обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам в образовательных и научных организациях" |
|
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения" |
|
Приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н "Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" |
|
Приказ Минздрава России от 23.04.2013 N 240н "О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории" |
|
Приказ Минпромторга России от 14.06.2013 N 916 "Об утверждении Правил организации производства и контроля качества лекарственных средств" |
|
Приказ Минздрава России от 17.06.2013 N 378н "Об утверждении правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения" |
|
Приказ Минздрава России от 22.04.2014 N 183н "Об утверждении перечня лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету" |
|
Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2014 N 2782-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2015 год, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи" |
Члены НП "Аптечная гильдия"
1. ООО "Ригла",
2. ООО "Аптека "Авиценна",
3. ЗАО "Фармленд" г.Уфа
4. ООО "Фора-Фарм Инвест"
5.
6. ООО "Мир здоровья" г.Якутск
7. ООО "Панацея" г.Кострома
8.
9. ГУП "Волгофарм"
10.
11. ООО "Фармперспектива"
12.
13. ООО "Аптечная сеть "Эвалар"
14. ООО "Суперфарма" г.Хабаровск
15. ООО "Триада"
16. ООО "Аптека 236" (г.Самара)
17. ЗАО "ЦРА N28"
18. МУП "ЦРА N29"
19. Общественная организация "Самарская областная фармацевтическая ассоциация"
20. ООО "Аптека "Вита"
21. ООО "Нова Вита"
22. Сахалинское отделение Российской фармацевтической ассоциации
23. ООО "ОренЛек"
24. Государственное унитарное предприятие Республики Адыгея Аптечная база
25. Вологодская ассоциация аптечных сетей (ВААС)
26. ООО "Аптека-Алекс" г.Ангарск
27. ООО "Аптека "Добрый доктор"
28. ООО "Фарма-Елизово"
29. ООО "Леко"
30. ООО "ВИФ"
31. ООО "Здоровье"
32. ООО "Фармация Сибири"
33. ООО "Камея" (г.Владимир)
34. МУП "Аптека N3"
35. ООО "Народная линия"
36. ИП Меланина Н.К.
37. ИП Золотарева С.И.
38. ООО "Альянс"
39. МУП "Аптека 159" г.Можга Удмуртской Республики
40. МУП "Аптека 79" г.Костромы
41. ООО "Аптека N47
42. НП "Фармацевтическое содружество"
43. РОО "Алтайский фармацевтический Союз"
44. ООО "Лекарь" (Яр.обл., Большое село)
45. ИП Косцова Н.С. (аптечная сеть "Династия")
46. ООО "МегаФарм"
47. ООО "Аптечная сеть О3"
48.
49. ГУП "Столичные аптеки"
50.
51. Иркутская Фармацевтическая Ассоциация
Приложение 3
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта "Специалист в области фармации"
N |
ФИО эксперта |
Организация, должность (дата и номер письма) |
Структурный элемент (раздел, пункт) проекта |
Замечание, предложение |
Результат рассмотрения разработчиком |
Обоснование разработчика |
|
|
Получены при Интернет-обсуждении |
I. Общие сведения Отнесение к видам экономической деятельности |
Дополнить: Хранение лекарственных препаратов для медицинского применения Отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения Изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения |
Отклонено |
Предлагаемых видов экономической деятельности нет в ОКВЭД |
|
|
Получены при Интернет-обсуждении |
3.1.1. Трудовая функция "Отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента (ТАА)" |
Включить в Трудовые действия: Заказ товара у оптовых поставщиков ЛП и др. видов товара у оптовых поставщиков и дистрибьютеров. Претензионная работа |
Принято |
Включено в трудовую функцию С/01.7 |
|
|
Получены при Интернет-обсуждении |
3.1.1. Трудовая функция "Отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента (ТАА)" |
Включить в Трудовые действия: Предпродажная подготовка товара |
Принято |
Включено в следующей формулировке "Проведение предпродажной подготовки лекарственных препаратов и ТАА" |
|
|
Получены при Интернет-обсуждении |
3.1.1. Трудовая функция "Отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента (ТАА)" |
Включить в Трудовые действия: Контроль сроков годности |
Принято |
Учтено в действии "Проведение контроля при отпуске лекарственной формы (соответствие наименования рецепту/требованию, дозировки ядовитых, наркотических, сильнодействующих лекарственных веществ возрасту больного, целостности упаковки, правильности маркировки)", маркировка включает срок годности |
|
|
Получены при Интернет-обсуждении |
3.1.1. Трудовая функция "Отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента (ТАА)" |
Включить в Трудовые действия: Работа с ККМ и ведение документации |
Принято |
Включено в действие: Делопроизводство по ведению кассовых, методических, организационно-распорядительных, отчетных документов и нормативно-правовых актов в области фармации
Включено в умение: Вести кассовые документы |
|
|
Получены при Интернет-обсуждении |
3.1.1. Трудовая функция "Отпуск лекарственных препаратов и других товаров аптечного ассортимента (ТАА)" |
Уточнить формулировку в Умениях: Организовывать прием, хранение, учет, отпуск лекарственных средств и медицинских изделий, другой продукции аптечного ассортимента в организациях оптовой и розничной торговли - Код указан только как отпуск лек.средств и ТАА (А/01.7), и в умениях указывается и организация приема, прием товара это код А/02.7 и здесь уже приемочный контроль нужен |
Принято |
Умение переформулировано: "Организовывать учет и отпуск лекарственных средств и медицинских изделий, другой продукции аптечного ассортимента в организациях оптовой и розничной торговли" |
|
|
Получены при Интернет-обсуждении |
3.1.2 Проведение приемочного контроля поступающих в организацию лекарственных средств и других ТАА |
Уточнить (исключить) действия
"Выбор способов отбора проб для приемочного контроля в соответствии с действующими требованиями" "Проведение лабораторных испытаний лекарственных средств с использованием химических и физико-химических методов в соответствии с требованиями Государственной фармакопеи" Непонятно о каких отборах проб идет речь? Где описаны способы отбора? Как и где эти способы отбора отражать, что они проводятся? Это наверное подходит для складов, где партии большие, а для аптек насколько это актуально? В аптеках практически каждая упаковка проверяется_.., поставщики назад практически не принимают товар, если это не забраковка по письму. |
Принято |
Действия исключены |
|
|
Получены при Интернет-обсуждении |
3.1.2 Проведение приемочного контроля поступающих в организацию лекарственных средств и других ТАА |
Уточнить (исключить) действия
"Регистрация испытаний и оформление результатов испытаний лекарственных средств в соответствии с установленными требованиями" Как в аптеке можно провести испытания или анализ, если лекарство сдавать в лаборатории, то за чей счет? |
Принято |
Действие исключено |
|
|
Получены при Интернет-обсуждении |
3.1.2 Проведение приемочного контроля поступающих в организацию |
Уточнить (исключить) умения, связанные с вопросами в пп.7-8 замечаний |
Принято |
Умения исключены |
|
|
Получены при Интернет-обсуждении |
3.1.2 Проведение приемочного контроля поступающих в организацию |
Уточнить формулировку знания: "Рекомендуемые способы выявления фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств и ТАА"
Где эти способы выявления можно узнавать и кто их будет рекомендовать? |
Принято |
Способы выявления фальсифицированных и контрафактных ЛС и ТАА рекомендует Росздравнадзор в своих информационных письмам. Формулировка уточнена: "Рекомендуемые Росздравнадзором способы выявления фальсифицированных и контрафактных лекарственных средств и ТАА" |
|
|
Получены при Интернет-обсуждении |
3.1.3. Обеспечение хранения лекарственных средств и других ТАА |
Исключить из действия "Обеспечение режимов и условий хранения, , в том числе "холодовой цепи", необходимых для сохранения качества, эффективности и безопасности лекарственных средств и других ТАА и их физической сохранности" обеспечение условий "холодовой цепи", так как этот комплекс мероприятий не может быть организован в рамках этой трудовой функции |
Принято |
Формулировка изменена: "Обеспечение режимов и условий хранения, необходимых для сохранения качества, эффективности и безопасности лекарственных средств и других ТАА и их физической сохранности" |
|
|
Получены при Интернет -обсуждении |
3.1.3. Обеспечение хранения лекарственных средств и других ТАА 3.3.3 |
Уточнить умение "Определять риски потери качества лекарственных средств при хранении и транспортировке"
Как можно определить риски. Потерю качества можно определить только экспертизой |
Принято |
Формулировка изменена: "Прогнозировать риски потери качества при отклонениях режимов хранения и транспортировки лекарственных средств" |
|
|
Получены при Интернет -обсуждении |
3.2.2. Контроль качества лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций |
Уточнить формулировку трудовой функции на "Контроль качества лекарственных препаратов, изготовленных в условиях аптечных организаций" |
Принято |
Формулировка трудовой функции скорректирована |
|
|
Получены при Интернет -обсуждении |
3.3.2 |
Изменить формулировку трудовой функции: Организация и обеспечение работ по изготовлению и контролю качества изготовленных в аптеке лекарственных препаратов в условиях аптечных организаций |
Принято |
Новая редакция: Организация и обеспечение работ по изготовлению лекарственных препаратов и их контролю качества в условиях аптечных организаций |
|
|
Получены при Интернет-обсуждении |
3.3.3 Организация, обеспечение и руководство работами по хранению лекарственных средств и других ТАА в оптовых/розничных фармацевтических организациях |
Уточнить знание: Порядок транспортирования термолабильных лекарственных средств по "холодовой цепи" и используемые для контроля в процессе перевозки средства, фиксирующие соблюдение температурного режима |
Принято |
Формулировка изменена |
1. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
Общее |
Обеспечить единство подходов к отражению требований в данном разделе: при отсутствии требований - в проектах - либо прочерк, либо разные формулировки - без предъявления требований к опыту практической работы; обязательные требования к трудовому стажу по специальности не установлены |
Принято |
Выбрали: обязательные требования к трудовому стажу по специальности не установлены |
2. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
Общее - формулировка раздела 5 |
Предусмотреть единство подходов к формированию этого раздела по категориям специалистов |
Принято |
Уточнить в МЗ желаемую формулировку |
3. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
Общее - уровни квалификации |
Учитывая подготовку специалистов, предусмотреть уровень квалификации 7 по ОТФ А и В |
Принято |
Уровень квалификации по ОТФ А и В установлен - 7 Уровень квалификации 6 был установлен, исходя из мнения Экспертного совета при Минтруде России при обсуждении проекта стандарта в 2013 году. |
4. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ОТФ 3.1 |
Возможные наименования должностей привести в соответствие с Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183 - исключить должность "провизор-консультант" |
Отклонено |
Консультирование - одна из важнейших функций провизора в обеспечении безопасности и рационального применения лекарственных средств. Должность давно используется в негосударственных аптеках, и в проекте стандарта учтена действующая ситуация. Будем предлагать внести изменения в приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1183 |
5. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ОТФ 3.2 |
Возможные наименования должностей привести в соответствие с Номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183 - исключить должности "старший провизор-технолог", "старший провизор-аналитик" |
Отклонено |
В настоящее время приказ не предполагает промежуточной должности между "провизором-технологом" и заведующим (заместителем заведующего) отделом/лабораторией. Стандарт исправляет эту ситуацию и обеспечивает более плавное формирование трудовой траектории. Будем предлагать внести изменения в приказ Минздрава России от 20.12.2012 N 1183 |
6. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
Общее |
Описание трудовых функций "Подбор лекарственных препаратов", "Хранение и учет лекарственных средств" присущи практически всем категориям медперсонала, но представлены в стандартах по-разному |
Принято |
Формулировки действий в стандарте приведены в соответствии с приказами Минздравсоцразвития от 23.08.2010 N 706н, от 16.05.2011 N 397н, от 16.07.1997 N 214, действие которых не распространяется на медицинские организации |
7. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ОТФ 3.4. |
По должностям руководителей разного уровня сформулировать трудовые действия, связанные с обеспечением трудовых прав работников в соответствии с действующим законодательством в части режима труда и отдыха, оплаты труда, оценки результатов и эффективности труда отдельных категорий персонала |
Принято |
Включены в действия и в умения ТФ категории D |
8. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ОТФ 3.1. |
Изменить название ОТФ А на "Обеспечение населения и медицинских организаций лекарственными препаратами" |
Отклонено |
Данная ОТФ присуща не только аптечным организациям, но и организациям оптовой торговли лекарственными средствами, а также медицинским организациям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность |
9. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ОТФ 3.1. |
Включить требование согласно приказу N 541 о 5-летнем стаже для назначения на должность старшего провизора |
Отклонено |
Приказ Минздравсоцразвития N 541 от 23.07.2010 "Об утверждении ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" в отношении требований к стажу фармацевтических работников противоречит логике Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", которым для руководителя фармацевтической организации установлена длительность трудового стажа - 3 года. В настоящее время такое требование существенно осложняет работу государственных фармацевтических организаций и повышает в них текучесть кадров, так как коммерческие организации данное требование ЕКС не выполняют |
10. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ТФ.3.1.1. - необходимые знания |
Дополнить "Действующие законодательные и нормативно-правовые акты по выписывания рецептов/ требований и отпуску лекарственных препаратов, медицинских изделий, БАД, (ТАА) их хранению" |
Отклонить |
Мы не нашли действующие НПА, регулирующие выписывание рецептов на БАД, другие ТАА и хранение рецептов на них |
11. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ТФ 3.1.1 - необходимые знания |
Дополнить: Правила ценообразования и цены на ЛС и ТАА |
Принято |
Порядок ценообразования на лекарственные средства установлен в РФ соответствующими НПА, знание которых предусмотрено проектом ПС. Учитывая важность данного вопроса, внесли в ПС данную детализацию |
12. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ТФ 3.1.2 |
Изменить название трудовой функции на "Проведение приемочного контроля поступающих в аптечную организацию лекарственных средств (препаратов и фармацевтических субстанций)" |
Отклонено |
Данная ТФ присуща не только аптечным организациям, но и организациям оптовой торговли лекарственными средствами, а также медицинским организациям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность |
13. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ТФ 3.1.3 |
Изменить название трудовой функции на "Обеспечение хранения лекарственных средств и ТАА в аптечных организациях" |
Отклонено |
Данная ТФ присуща не только аптечным организациям, но и организациям оптовой торговли лекарственными средствами, а также медицинским организациям, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность |
14. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ТФ 3.1.3 - трудовые действия |
Дополнить "Проведение сортировки поступающих в организацию лекарственных средств, медицинских изделий, БАД и других ТАА с учетом их физико-химических свойств и требований к условиям и режиму хранения особых групп лекарственных средств и другой продукции" |
Принято |
|
15. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ТФ 3.1.3. - трудовые действия |
Дополнить перечень трудовых действие - Уничтожение лекарственных средств |
Частично Принято |
Лекарственные средства приравнены к медицинским отходам, уничтожение которых регламентируется соответствующим НПА и проводится или специализированным предприятием (имеющим лицензию на уничтожение отходов), или соответствующим подразделением (при наличии высокотемпературной установки). Сами фармацевтические организации уничтожением ЛС не занимаются. Однако есть небольшая категория ЛС, которые могут уничтожаться путем слива в канализацию (солевые растворы, глюкоза, ГЭК). В действиях руководителя есть такая функция по организации уничтожения лекарственных средств |
16. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ТФ 3.1.4 |
Изложить название ТФ в следующей редакции Информирование населения и медицинских работников о лекарственных препаратах и ТАА |
Принято |
|
17. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ТФ 3.1.4 - необходимые умения |
Уточнить формулировку "Использовать современные информационные технологии для получения и проверки информации о лекарственных препаратах, медицинских изделиях, БАД ( ТАА) |
Принято |
|
18. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ОТФ 3.3 - наименование должностей |
Уточнить: Заведующий (начальник, руководитель) структурного подразделения (отдела) аптечной организации / организации оптовой торговли лекарственными средствами Заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами / аптечной организации |
Принято |
|
19. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ОТФ 3.3 - требования к опыту практической работы |
По аналогии с приказом N 541 - возможно, следует установить 5 лет |
Отклонено |
Приказ Минздравсоцразвития N 541 от 23.07.2010 "Об утверждении ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" в отношении требований к стажу фармацевтических работников противоречит логике Постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", которым для руководителя фармацевтической организации установлено требование наличия трудового стажа 3 года. В настоящее время такое требование существенно осложняет работу государственных фармацевтических организаций и повышает в них текучесть кадров, так как коммерческие организации данное требование ЕКС не выполняют |
20. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ТФ 3.3.1. - другие характеристики |
Не следует ли включить указания о возможности выполнения ТФ 3.1.1. фельдшером |
Отклонено |
Более логичным будет внесение этого уточнения в профессиональный стандарт на фельдшера ФАП |
21. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ТФ 3.3.2. |
Уточнить формулировку трудового действия _организация аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда) |
Принято |
Включили также в 3.3.1 |
22. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ТФ 3.3.4. |
Уточнить формулировку трудового действия Организация аттестации рабочих мест (специальной оценки условий труда) |
Принято |
|
23. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ОТФ 3.4. |
Уточнить требования к стажу - не соответствует приказу N 541 |
Отклонено |
Приказ Минздравсоцразвития N 541 от 23.07.2010 "Об утверждении ЕКС должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" в отношении требований к стажу фармацевтических работников противоречит логике Постановления Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности", которым для руководителя фармацевтической организации установлена длительность трудового стажа - 3 года. В настоящее время такое требование существенно осложняет работу государственных фармацевтических организаций и повышает в них текучесть кадров, так как коммерческие организации данное требование ЕКС не выполняют. |
24. |
Гончарова Тамара Александровна |
Профсоюз работников здравоохранения РФ, Секретарь ЦК профсоюза - заведующий отделом экономической работы и оплаты труда аппарата Профсоюза (01.10.2014 N 01-03Г/518) |
ТФ 3.4.1. |
Включить трудовое действие: Обеспечение трудовых прав работников в соответствии с трудовым законодательством, материального стимулирования их труда |
Принято |
|
*(1) Исполнительный директор
Некоммерческого партнерства содействия развитию аптечной отрасли "Аптечная гильдия" Е.В. Неволина |
(подпись) |
Приложение 4
Сведения об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Должность уполномоченного лица |
ФИО уполномоченного лица |
Подпись уполномоченного лица |
1. |
Некоммерческое партнерство содействия развитию аптечной отрасли "Аптечная гильдия" |
Исполнительный директор |
Неволина Елена Викторовна |
|
2. |
Российский Университет Дружбы Народов |
Профессор кафедры управления и экономики фармации |
Косова Ирина Владимировна |
|
3. |
Российский Университет Дружбы Народов |
Зав.кафедрой управления и экономики фармации |
Лоскутова Екатерина Ефимовна |
|
4. |
ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России |
Председатель, доцент кафедры промышленной фармации
|
Аладышева Жанна Игоревна |
|
5. |
ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Минздрава России |
Заместитель директора по научной работе НИИ фармации, профессор кафедры промышленной фармации, к.ф.н., доцента |
Пятигорская Наталья Валерьевна |
|
-------------------------------------------
*(1) Таблица N4 к пояснительной записке подписывается полномочным представителем разработчика проекта профессионального стандарта с указанием его должности, наименования организации и даты подписания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.