Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минкомсвязью России 10.08.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан Минкомсвязью России во исполнение пункта 61 плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2015 год (далее - план), утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 2736-р, и направлен на совершенствование использования электронной подписи в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц.
Распоряжениями Правительства Российской Федерации (N 1815-р от 20.10.2010; N 2516-р от 25.12.2013) предусмотрено создание в Российской Федерации единого пространства доверия электронной подписи. Формирование единого пространства доверия электронной подписи направлено, в том числе на организацию обеспечения взаимного признания единой усиленной квалифицированной электронной подписи (созданной в соответствии с федеральным законом от 06 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" и приказом ФСБ России от 27.12.2011 г. N 795 "Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи") в различных правоотношениях, в том числе при оказании государственных услуг и исполнении государственных функций в электронной форме.
В настоящее время в Российской Федерации сформирована нормативно-правовая база, обеспечивающая возможность осуществлять электронное взаимодействие между гражданами, организациями и органами государственной власти с использованием единой усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - КЭП).
Однако, при взаимодействии с различными ведомствами пользователи (как юридические и физические лица, так и органы государственной власти) сталкиваются с проблемой отсутствия возможности применять для идентификации и аутентификации в информационных системах соответствующих ведомств при получении государственных услуг и направлении межведомственных запросов один (единый) сертификат ключа проверки усиленной квалифицированной электронной подписи (далее - квалифицированный сертификат), соответствующий требованиям федерального закона от 06 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - федеральный закон N 63-ФЗ) и приказа ФСБ России от 27 декабря 2011 г. N 795 "Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи".
Одной из причин возникновения указанной проблемы являются требования ведомств по содержанию в квалифицированных сертификатах объектных идентификаторов (OID) тех или иных полномочий, закрепляемых за пользователем в рамках конкретного ведомства или конкретной информационной системы.
Сертификаты, выданные аккредитованными Минкомсвязью России удостоверяющими центрами (далее - УЦ), не могут быть использованы для проверки электронной подписи в информационных системах таких отдельных ведомств, в них отсутствуют требуемые ведомствами идентификаторы. Это ограничение привело к тому, что УЦ предлагают пользователям к приобретению квалифицированные сертификаты, предназначенные для работы с конкретным ведомством.
При взаимодействии с такими ведомствами допускается использование КЭП, квалифицированный сертификат ключа проверки которой создан исключительно УЦ, входящими в состав "доверенных" удостоверяющих центров данного ведомства, из числа аккредитованных Минкомсвязью России.
Представленный законопроект содержит положения, направленные на решение указанной проблемы в части регулирования процедур установления и проверки полномочий лица, использующего электронную подпись в различных информационных системах, и на обеспечение достоверности идентификации лица с использованием электронного сервиса, обеспечивающего электронное взаимодействие.
В целях установления возможности проверки полномочий физических и юридических лиц, как в государственных информационных системах, так и в негосударственных информационных системах законопроектом вносятся изменения в федеральный закон N 63-ФЗ. В частности, устанавливается понятие сертификата атрибутов, который определяется как электронный документ, созданный центром атрибутирования, содержащий, в том числе информацию о полномочиях, а также идентификационные сведения о владельце сертификата ключа проверки электронной подписи, и непосредственно связанный с этим сертификатом ключа проверки электронной подписи.
Законопроект закрепляет положения, согласно которым сертификат атрибутов обеспечивает реализацию указанных в нем полномочий владельца сертификата ключа проверки электронной подписи, а также обеспечивает возможность получения доступа к информации, содержащейся в информационных системах, в целях, установленных в сертификате атрибутов.
Законопроектом устанавливаются функции центра атрибутирования, порядок создания и сроки действия сертификатов атрибутов.
Определяется, что порядок создания, использования, обслуживания и проверки сертификатов атрибутов операторами государственных информационных систем будет устанавливаться Правительством Российской Федерации.
В целях обеспечения достоверности идентификации лица, обратившегося в орган государственной власти или многофункциональный центр, и подтверждения его полномочий, законопроектом вносятся изменения в статью 14 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в части установления обязанности государственных органов, являющихся владельцами информационных ресурсов, содержащих сведения о полномочиях лиц (физических лиц, юридических лиц, должностных лиц), в целях предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций, обеспечивать по запросу органов, предоставляющих государственную услугу и осуществляющих государственную функцию, либо многофункциональных центров подтверждение полномочий лиц, обратившихся в указанные органы и организации (данная норма разработана, в том числе с учетом, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" государственными информационными ресурсами является информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы).
Проверка полномочий указанных лиц в электронной форме будет осуществляться посредством сервисов инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, по принципу действующего порядка осуществления межведомственного взаимодействия, установленного следующими нормативными правовыми актами:
постановление Правительства Российской Федерации от 08.06.2011 N 451 "Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме";
постановление Правительства Российской Федерации от 08.09.2010 N 697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия";
постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2011 N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".
Законопроектом определяется, что порядок межведомственного взаимодействия в целях осуществления подтверждения полномочий лиц, в том числе сроки обмена информацией о проверке полномочий, будет установлен Правительством Российской Федерации.
Обеспечение перехода органов государственной власти на межведомственное информационное взаимодействие в электронной форме с целью подтверждения полномочий лиц будет осуществляться в порядке, установленном Правительством. Предполагается, что данный переход будет осуществляться путем формирования технологических карт межведомственного информационного взаимодействия в электронном виде между получателем информации и обладателем информации.
Обращаем внимание, что указанный порядок уже установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2011 N 1184 "О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде". В данное постановление Правительства потребуется внесение изменений в соответствие с законопроектом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.