Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Лесничий, помощник лесничего"
(подготовлен Минтрудом России 14.09.2015 г.)
Раздел 1. Общая характеристика вида профессиональной деятельности, трудовых функций
Лесопользование является основной целью ведения лесного хозяйства - отрасли экономики, в функции которой входит: изучение и учёт лесов, их воспроизводство, охрана от пожаров, вредителей и болезней, регулирование лесопользования, контроль за использованием лесных ресурсов.
Наиболее многочисленными, востребованными и значимыми категориями специалистов лесного хозяйства, в лесной отрасли, являются должности лесничего, специалистов по использованию, воспроизводству, охране и защите лесов.
1.1. Информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Перспективы развития профессиональной деятельности в области лесного хозяйства определяются "Лесным кодексом Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014) и описываются в документах перспективного планирования. Такими документами в лесной отрасли, к которым относится указанный вид профессиональной деятельности, являются "Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года" (далее- Стратегия) и государственная программа Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы (далее- Программа).
Целью программы является повышение эффективности использования, охраны, защиты лесов, обеспечение стабильного удовлетворения общественных потребностей в ресурсах и полезных свойствах леса при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций лесов. Направления деятельности государственной программы сгруппированы в 4 подпрограммы: "Охрана и защита лесов", "Обеспечение использования лесов", "Воспроизводство лесов", "Обеспечение реализации государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2012-2030 годы".
Согласно Стратегии, воспроизводством и защитой лесов, заготовкой и переработкой древесины занимаются около 60 тысяч крупных, средних и мелких предприятии?, расположенных во всех регионах страны. В 45 субъектах Российской Федерации производство лесобумажной продукции составляет от 10 до 50 процентов от общих объемов промышленной продукции этих регионов. На предприятиях и в организациях лесного комплекса занято более одного миллиона работающих.
В числе Основных факторов, обусловивших появление системных проблем в развитии лесного хозяйства, в Стратегии указаны значительные потери лесных ресурсов от пожаров, вредителей и болезней. Ущерб от лесных пожаров, вредных организмов и других неблагоприятных факторов значительно выше общих расходов на охрану, защиту и воспроизводство лесов.
В целях усиления охраны и защиты лесов предусматривается переход к стратегии управления лесными пожарами и интегрированному контролю вспышек вредных организмов на основе лесопожарного и лесозащитного районирования лесов Российской? Федерации, прогнозирования горимости и повреждения лесов, а также совершенствование механизма взаимодействия государственной? власти и лесного бизнеса при осуществлении лесопожарных и лесозащитных мероприятии?.
Реализация Стратегии за счет сбалансированного развития лесного хозяйства и промышленной? переработки древесины позволит получить многоуровневый? синергетический? эффект. Следует отметить, что леса России являются одним из возобновляемых природных ресурсов, которые удовлетворяют множественные потребности индустрии, общества и выполняют важнейшие средообразующие и средозащитные функции. На всех этапах развития лесного хозяйства организация устойчивого управления лесами, их многоцелевое, непрерывное и неистощительное использование являлись стратегически важной задачей.
Вместе с тем, обладая пятой частью мировых запасов лесов и имея огромный потенциал для освоения лесных ресурсов, Российская Федерация существенно уступает развитым зарубежным странам по уровню заготовки древесины (5-е место после США, Индии, Китая, Бразилии). Вследствие низкого уровня переработки древесины на долю лесопромышленного комплекса приходится всего 1,7 процента валового внутреннего продукта. На сегодняшний день осваивается не более 30 процентов объема древесины от потенциально возможного (допустимого) объема ее использования (расчетной лесосеки).
Принятие Лесного кодекса Российской Федерации в 2006 г. значительно расширило возможности для интенсификации использования лесов, внедрения рыночных механизмов в лесное хозяйство. Вместе с тем, передача отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений субъектам Российской Федерации обусловливает необходимость повышения эффективности использования лесов, снижение уровня их повреждения неблагоприятными факторами (прежде всего лесными пожарами), достижение требуемого качества работ по воспроизводству лесов и снижение объемов нелегального оборота древесины. Кроме того, требуется создание унифицированных подходов для всей территории страны по формированию региональных органов лесоуправления, организации государственного лесного надзора и государственного пожарного надзора в лесах, ведения государственного лесного реестра.
Лесное хозяйство Российской Федерации в настоящее время продолжает оставаться во многом отсталой отраслью, требующей существенной модернизации основных направлений деятельности с использованием современных инновационных научно-технических достижений.
Сегодня в лесном хозяйстве накопились системные проблемы, тенденции развития которых при сохранении текущей ситуации могут усилиться. Эти проблемы препятствуют повышению эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, улучшению их продуктивности и качества, сохранению экологических функций лесных насаждений и биологического разнообразия, что значительно снижает перспективы лесного комплекса в экономике страны, роль лесов в улучшении качества жизни граждан, сокращает возможности расширения глобальных конкурентных преимуществ России в международном переговорном процессе по лесам и укрепления ее позиций на мировом рынке продукции лесопромышленного комплекса. Проблемы носят комплексный характер, поэтому их решение требует скоординированного межведомственного взаимодействия, согласованных усилий органов государственной власти разного уровня на основе единых целевых установок и вытекающих из них задач.
Экстенсивное использование лесов России в течение многих десятилетий, особенно с применением сплошных рубок в лучших насаждениях хвойных пород, привело к существенному сокращению их площади и постоянному ухудшению качественного состава лесов в освоенной части лесного фонда. Наблюдается дефицит эксплуатационных запасов древесины в зонах расположения многих лесопромышленных предприятий и путей транспорта.
К системным проблемам, сдерживающим эффективное лесоуправление, относятся также недостаточная точность оценки лесоресурсного потенциала, относительно низкий уровень использования современных информационных технологий в лесном хозяйстве.
В последние 15 - 20 лет российское лесоустройство в значительной степени утратило свой производственный и кадровый потенциал. В настоящее время около 70 процентов лесов имеют давность лесоустройства более 10 лет, а на площади более 3 млн. га лесов, находившихся ранее во владении сельскохозяйственных организаций, лесоустройство вообще не проводилось. На указанных лесных землях требуется проведение мероприятий лесоустройства, а также модернизация технологий лесоучетных работ на основе использования современных дистанционных методов зондирования поверхности Земли, а также инновационных разработок по актуализации таксационных и картографических баз данных.
Организация использования лесов, проектирование их освоения сдерживается отсутствием актуализированной информации о лесных ресурсах, их количественных и качественных характеристиках в государственном лесном реестре. Необходимо обеспечить дальнейшее развитие государственного лесного реестра в целях актуализации его содержания и своевременного внесения в него изменений, связанных с использованием, воспроизводством, охраной и защитой лесов, а также обеспечить доступ к данным лесного реестра органам государственной власти, лесопользователям, заинтересованным организациям и гражданам.
Повышение эффективности ведения лесного хозяйства требует усиления системы государственного лесного надзора на местном, региональном и федеральном уровнях, что напрямую связано с деятельностью лесничих и их помощников. Использование в этих целях мероприятий в рамках контроля за исполнением субъектами Российской Федерации переданных им полномочий явно недостаточно. Задержка принятия экстренных и целенаправленных мер по усилению системы государственного лесного надзора, государственного пожарного надзора в лесах, а также по восстановлению лесной охраны приведет к дальнейшему снижению качества лесохозяйственных работ, увеличению числа случаев нарушения лесного законодательства и объемов нелегальных лесозаготовок.
Модернизация и инновационное развитие лесного хозяйства не могут быть осуществлены без укрепления научного и кадрового потенциала. Все острее ощущается недостаток квалифицированных кадров и остается низким уровень производительности труда, что обусловлено слабым развитием социального партнерства, невысоким (по сравнению с другими отраслями экономики) уровнем оплаты труда, а также ухудшающейся ситуацией в профессиональной и квалификационной подготовке специалистов.
1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации
Лесничий и помощник лесничего по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности относятся к следующим видам экономической деятельности: "Деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей), кроме судебной власти, представительств исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при Президенте Российской Федерации", "Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность", "Деятельность лесохозяйственная прочая", "Предоставление услуг в области лесоводства и лесозаготовок".
Основная цель вида профессиональной деятельности: "Обеспечение использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства".
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта в рамках указанного вида профессиональной деятельности были выделены обобщенные трудовые функции (ОТФ) и составляющие их трудовые функции (ТФ).
Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ и ТФ осуществлялась на основе следующих принципов:
1. Соответствие требованию полноты перечня. Совокупность ТФ полностью охватывает ОТФ; совокупность ТФ полностью охватывает вид профессиональной деятельности.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ и ТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются подавляющим большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ и ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности.
4. Соответствие требованию проверяемости (сертифицируемости). Существует возможность объективной проверки владения специалистом любой из ТФ и ОТФ.
Распределение трудовых функций лесничего и помощника лесничего по уровням квалификации произведено на основе дескрипторов Национальной рамки квалификации Российской Федерации в редакции Приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н "Уровни квалификации в целях разработки профессиональных стандартов".
В проекте профессионального стандарта определены пять обобщенных трудовых функций (таблица 1).
Таблица 1
Обобщенные трудовые функции и соответствующие им уровни квалификации
Обобщенные трудовые функции | ||
Код |
Наименование |
Уровень квалификации |
А |
Осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) |
6 |
В |
Осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах |
6 |
С |
Обеспечение комплекса мероприятий по тушению и предупреждению лесных пожаров |
6 |
D |
Планирование и организация лесохозяйственной деятельности, реализация лесохозяйственного регламента на территории лесничества (лесопарка) |
6 |
E |
Управление финансово-хозяйственной деятельностью лесничества (лесопарка) |
7 |
Первые четыре обобщённые трудовые функции предполагают для лесничего и его помощника шестой уровень квалификации. Широта полномочий и ответственность 6 уровня квалификации предусматривает ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений самостоятельную деятельность, предполагающую определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели, обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений, ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации.
Характер умений 6 уровня квалификации предполагает умение выполнять задание, предполагающее решение концептуальных, теоретических и практических задач в области лесного хозяйства, координация деятельности в коллективе, ведение соответствующей технической документации на рабочем месте, применение инноваций в производственной деятельности, разработку, внедрение, контроль, оценку и коррекцию компонентов профессиональной деятельности, новых технологических или методических решений.
Характер знаний: профессиональные знания, умения и навыки приобретены в результате высшего профессионального образования, повышения квалификации и на производстве. Изобретательность и способность к инновациям. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера, в том числе инновационных. Знания в области природоохранной деятельности и экологии. Самостоятельный поиск, анализ и оценка профессиональной информации. Знание нормативно-правовых актов РФ и субъектов федерации, регламентирующих соблюдение лесного законодательства.
Обобщённые трудовые функции А и В - надзорные. Лесничий и его помощник выступают здесь как государственные инспекторы, осуществляющие федеральный государственного лесной надзор (лесную охрану), а именно: осуществляют патрулирование лесов, проверку соблюдения лесного законодательства, а также пресечение и предотвращение его нарушения, контроль системы предупреждения лесных пожаров, контроль за соблюдением правил пожарной безопасности в лесах и т. д.
Обобщённую трудовую функция С лесничий выполняет в пожароопасный сезон в случае возникновения на территории лесничества одного или нескольких лесных пожаров. В этот период он выступает в качестве руководителя Оперативного штаба по тушению лесных пожаров и выполняет такие трудовые функции, как осуществление стратегического планирования сил и средств пожаротушения, взаимодействие с руководителями тушения лесных пожаров, организация мероприятий по межведомственному взаимодействию в целях тушения лесных пожаров, организация обеспечения работ по тушению лесных пожаров.
Обобщённая трудовая функция D является основным видом деятельности для лесничего и его помощника, главной областью применения их профессиональных знаний. Эта обобщённая трудовая функция включает 8 трудовых функций, важнейшими из которых являются: организация работ по охране и защите лесов, организация использования лесов, планирование и организация мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению. Остальные 5 трудовых функций заключаются во взаимодействии с лесопользователями, а также в работе с лесным реестром.
Обобщённая трудовая функция Е предполагает управленческую деятельность для лесничего. Как руководитель лесничий выполняет такие трудовые функции, как управление производственно-хозяйственной деятельностью и контроль финансово-хозяйственной деятельности лесничества (лесопарка), управление кадрами и обеспечение охраны труда работников лесничества (лесопарка), а также осуществляет чисто финансовую деятельность: обеспечивает осуществление закупок и контролирует поступление платежей в бюджетную систему Российской Федерации
Управление финансово-хозяйственной деятельностью лесничества (лесопарка) требует от лесничего более высокий - седьмой уровень квалификации. Широта полномочий и ответственность 7 уровня квалификации предусматривает определение стратегии, управление процессами и деятельностью, в том числе, инновационной, с принятием решения на уровне крупных организаций или подразделений. Характер умений 7 уровня квалификации предполагает решение задач развития области профессиональной деятельности и (или) организации с использованием разнообразных методов и технологий, в том числе, инновационных, а также разработку новых методов, технологий. Характер знаний: понимание методологических основ профессиональной деятельности, создание новых знаний прикладного характера в определенной области, определение источников и поиск информации, необходимой для развития области профессиональной деятельности и/или организации.
Для выполнения всех пяти обобщённых трудовых функций лесничему и его помощнику необходимо обладать личностными компетенциями: выполнение работ в срок и в полном объеме, организаторские способности, формирование корпоративной культуры предприятия, способность приобретать новые знания и умения для внедрения инноваций в производство, склонность к работе в лесу и ручному труду, способность мотивировать и влиять на подчиненных, работать в команде, мотивация подчиненных на выбор и реализацию экологически ответственных решений как в быту, так на и производстве, дисциплинированность, креативность, владение навыками разрешения конфликтных и спорных ситуаций. Также необходимо быть способным четко и понятно выражать свою позицию по производственным вопросам, уметь готовить аналитические письменные отчеты, участвовать в общественных дискуссиях.
При распределении должностей (профессий), а в итоге трудовых функций, по квалификационным уровням учитывались требования, действующих в Российской Федерации, классификаторов:
1) ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности;
2) ОКЗ - Общероссийский классификатор занятий;
3) ОКПДТР - Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов;
4) ЕКС - Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих.
5) Общероссийский классификатор специальностей по образованию;
6) Приказ Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 г. N 559н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", а так же требования Приказа Минтруда России от 12.04.2013 г. N148н "Об утверждении уровня квалификации в целях разработки профессиональных стандартов".
1.3. Описание состава трудовых функций и обоснование их отнесения к конкретным уровням (подуровням) квалификации
Трудовые функции и соответствующие им уровни квалификации приведены в табл. 2.
Таблица 2
Трудовые функции и соответствующие им уровни квалификации
Обобщенные трудовые функции |
Трудовые функции |
||||
код |
наименование |
уровень квалификации |
наименование |
код |
уровень (подуровень) квалификации |
А |
Осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) |
6 |
Организация и осуществление патрулирования лесов в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений лесного законодательства |
А/01.6 |
6 |
Осуществление проверки соблюдения лесного законодательства |
А/02.6 |
6 |
|||
Осуществление мероприятий по межведомственному взаимодействию с правоохранительными и контролирующими органами |
А/03.6 |
6 |
|||
Пресечение и предотвращение нарушения лесного законодательства в установленном порядке, оформление материалов по правонарушениям в рамках полномочий |
А/04.6 |
6 |
|||
Контроль за деятельностью лесопользователей |
А/05.6 |
6 |
|||
В |
Осуществление федерального государственного пожарного надзора в лесах |
6 |
Организация проверки первичной документации, оформление протоколов о лесных пожарах и оказание содействия компетентным органам, уполномоченным производить в соответствии с законодательством Российской Федерации дознание по делам о пожарах и по делам о нарушениях требований пожарной безопасности в лесах |
В/01.6 |
6 |
Организация мероприятий по ограничению пребывания граждан в лесах, въезда в них транспортных средств, проведения в лесах определенных видов работ в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах |
В/02.6 |
6 |
|||
Организация и контроль системы предупреждения лесных пожаров, в том числе противопожарного обустройства лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров лесничества (лесопарка) |
В/03.6 |
6 |
|||
Организация и осуществление контроля за соблюдением лесопользователями правил пожарной безопасности в лесах |
В/04.6 |
6 |
|||
Организация и контроль за выполнением плановых объемов по охране лесов от пожаров в соответствии с документами лесного планирования |
В/05.6 |
6 |
|||
Организация и осуществление проверки подготовки лесопользователей к пожароопасному периоду |
В/06.6 |
6 |
|||
С |
Обеспечение комплекса мероприятий по тушению и предупреждению лесных пожаров
|
6 |
Осуществление стратегического планирования сил и средств пожаротушения, действий по ликвидации лесных пожаров |
С/01.6 |
6 |
Взаимодействие с руководителями тушения лесных пожаров |
С/02.6 |
6 |
|||
Организация мероприятий по межведомственному взаимодействию в целях тушения лесных пожаров |
С/03.6 |
6 |
|||
Организация обеспечения работ по тушению лесных пожаров |
С/04.6 |
6 |
|||
D
|
Планирование и организация лесохозяйственной деятельности, реализация лесохозяйственного регламента на территории лесничества (лесопарка)
|
6
|
Организация работ по охране и защите лесов |
D/01.6 |
6 |
Организация использования лесов |
D/02.6 |
6 |
|||
Планирование и организация мероприятий по воспроизводству лесов и лесоразведению |
D/03.6 |
6 |
|||
Организация работ по формированию лесных участков |
D/04.6 |
6 |
|||
Организация работ по первичному документированию и по сбору данных для государственного лесного реестра и отраслевой статистической отчетности |
D/05.6 |
6 |
|||
Контроль выполнения лесохозяйственных и противопожарных работ на территории лесничества (лесопарка) |
D/06.6 |
6 |
|||
Подготовка реестра лесных участков |
D/07.6 |
6 |
|||
Подготовка документов по передаче лесных участков в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование, сервитут, а также для федеральных нужд |
D/08.6 |
6 |
|||
E |
Управление финансово-хозяйственной деятельностью лесничества (лесопарка) |
7 |
Управление производственно-хозяйственной деятельностью лесничества (лесопарка) |
E/01.7 |
7 |
Контроль финансово-хозяйственной деятельности лесничества (лесопарка) |
E/02.7 |
7 |
|||
Управление кадрами лесничества (лесопарка) |
E/03.7 |
7 |
|||
Выявление отклонений от плановых показателей деятельности лесничества (лесопарка) |
E/04.7 |
7 |
|||
Обеспечение осуществления закупок в строгом соответствии с требованиями законодательства об осуществлении закупок товаров, работ и услуг |
E/05.7 |
7 |
|||
Контроль за поступлениями платежей в бюджетную систему Российской Федерации и бюджет субъекта Российской Федерации |
E/06.7 |
7 |
|||
Контроль за внесением документированной информации в единые автоматизированные информационные системы лесной отрасли |
E/07.7 |
7 |
|||
Обеспечение охраны труда работников лесничества (лесопарка) |
E/08.7 |
7 |
Раздел 2. Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта
Основные этапы разработки проекта профессионального стандарта "Лесничий, помощник лесничего":
-подготовка проекта профессионального стандарта;
-проведение широкого обсуждения проекта профессионального стандарта;
- доработка проекта профессионального стандарта в соответствии с полученными в ходе обсуждения замечаниями и предложениями.
При разработке профессионального стандарта необходимо было для каждого уровня квалификации выделить обобщенные трудовые функции и трудовые функции, входящие в обобщенные, определить перечень необходимых умений и знаний для каждой единицы профессионального стандарта, для чего использовались следующие методы опроса специалистов и работодателей в сфере лесного хозяйства:
Проведение круглых столов- это один из самых эффективных способов сбора информации, при котором сразу несколько приглашенных специалистов собираются в одном месте и устраивают обсуждение проекта профессионального стандарта, трудовых функций и уровней квалификации.
Индивидуальная консультация - это метод получения необходимой информации путем непосредственной целенаправленной беседы в форме "вопрос-ответ". Используется, когда требуется узнать мнения, взгляды конкретного специалиста или для более детального изучения материалов, собранных методом анкетирования.
Форум - создание Форума в сети Интернет. Форум был создан на сайте http://lesprof.rusff.ru. На форуме был выложен в формате .doc проект профессионального стандарта, а так же была создана тема для Вопросов и замечаний. Любой специалист, пройдя регистрацию, на Форуме мог оставить свои замечания и предложения по поводу проекта профессионального стандарта.
Информация с приглашением к участию в разработке и обсуждению профессионального стандарта рассылалась по не менее, чем 200 организациям лесного комплекса по всем регионам Российской Федерации.
Проведение опроса производилась в письменной форме в виде официальной переписки. Преимущество данного метода заключается в возможности проведения исследования большой группы людей одновременно и в сравнительной легкости статистической обработки данных.
Проведение круглого стола, переписки и консультаций со специалистами и работодателями в сфере лесного хозяйства является неотъемлемой частью при разработке профессиональных стандартов и моделей компетенций специалистов.
Задачами всех видов опросов являются:
1) выявление обобщенных трудовых функций, трудовых функций (единиц профессионального стандарта) специалистов различного квалификационного уровня в соответствии с отраслевой рамкой квалификаций. Источниками первоначальной информации, как правило, служат должностные инструкции специалистов, программы проведения обучения, квалификационные справочники и др.;
2) определение характеристик трудовых функций, а так же необходимых знаний и умений для успешного их выполнения на различных квалификационных уровнях в соответствии с требованиями работодателей в сфере лесного хозяйства;
Результаты опроса специалистов и работодателей являются основной базой для разработки профессиональных стандартов и моделей компетенций специалистов.
В соответствии с Приказом Минтруда России от 29.04.2013 г. N170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта" были определены следующие этапы разработки профессионального стандарта:
1) формирование рабочей и экспертной группы, в состав которой включаются руководители и специалисты-эксперты в данном виде профессиональной деятельности;
2) анализ состояния и перспектив развития области и видов профессиональной деятельности с учетом отечественных и международных тенденций;
3) анализ нормативной, методической, учебной, технологической документации по конкретному виду профессиональной деятельности и трудовым функциям;
4) формирование перечня организаций и экспертов, предполагающихся к участию в исследовании (создание ИБД с контактами и "ответственными")
5) подготовка проектов писем (информационных, писем-приглашений, предложений по участию в разработке и экспертизе и т.д.
6) создание Форума в сети интернет с информацией о проекте профессионального стандарта, и обработка замечаний и комментариев поступивших на Форум.
7) проведение "Круглого стола" со специалистами в сфере лесного хозяйства.
8) проведение личных бесед (в том числе по телефону) со специалистами в сфере лесного хозяйства.
9) проведение экспертизы профессионального стандарта с привлечением специалистов, не принимавших участие в его разработке;
10) внесение корректив по итогам обсуждений, консультаций и анкетирования.
Разработчики принимают на себя обязательства по соблюдению процедур и содержательных требований к разработке, согласованию, внедрению и изменению профессионального стандарта, а также:
1) организуют разработку и согласование профессиональных стандартов;
2) информирует представителей заинтересованных организаций о ходе разработки и согласования профессиональных стандартов;
3) организуют внедрение профессиональных стандартов, формируют и сопровождают базы данных его потенциальных пользователей;
4) проводят мониторинг изменений технологий и содержания профессиональной деятельности в целях организации изменения профессиональных стандартов;
5) представляют в Минтруд России справки о состоянии разработки, применения и изменения профессиональных стандартов.
2.1 Информация об организациях, на базе которых проводились исследования, и обоснование выбора этих организаций.
Ответственная организация-разработчик профессионального стандарта ООО "СМУ 3" привлекла к организации и проведению разработки профстандарта ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет" и ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1" - научно-образовательные организации в которых работают специалисты высшей квалификации различного профиля деятельности, имеющие опыт разработки профессиональных стандартов, в том числе в области лесного хозяйства. Специалисты данных организаций выполняют научно-исследовательские и методические работы, экспертизы в данной области. Кроме этого, к разработке профессионального стандарта была привлечена коммерческая организация ООО "Воронец", являющаяся лесопользователем. Сотрудники данной организации имеют многолетний опыт работы в производственной сфере лесного хозяйства. Вопросы юридического сопровождения разрабатываемого документа решала Общественная организация Межрегиональное Санкт-Петербурга и Ленинградской области объединение организаций профсоюзов "Ленинградская Федерация Профсоюзов".Все привлеченные к разработке профстандарта организации располагаются в различных регионах Российской Федерации и обладают высококвалифицированными специалистами, способными эффективно работать с учетом требований, предъявляемых к разработчикам профессиональных стандартов.
Перечень организаций, сведения об уполномоченных лицах, участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта, приводятся в приложении N 1 к пояснительной записке.
2.2 Описание требований к экспертам (квалификация, категории, количество), привлекаемым к разработке проекта профессионального стандарта, и описание использованных методов
На первом этапе была сформирована экспертная группа (7 чел.), в состав которой входили руководители и специалисты-эксперты, специалисты в области управления, обучения и развития персонала, нормирования и охраны труда, представители профсоюзных организаций, и согласован план-график ее деятельности.
Далее был проведен предварительный анализ вида профессиональной деятельности. Для этого были проанализированы:
- актуальное состояние и перспективы развития вида профессиональной деятельности с учетом отечественных и международных тенденций, нормативной, методической, учебной, технологической документации;
- российские и международные профессиональные стандарты по родственным видам профессиональной деятельности;
- квалификационные характеристики, содержащиеся в действующих классификаторах и справочниках социально-экономической информации;
- информация о предприятиях, где реализуется исследуемый вид профессиональной деятельности и которые могут быть привлечены к разработке проекта профессионального стандарта.
На втором этапе был разработан проект Функциональной карты вида профессиональной деятельности (черновой вариант).
Участниками экспертной группы и привлеченными специалистами были реализованы следующие виды деятельности:
- подготовка программы разработки проекта профессионального стандарта (выбор методов, расчет выборки и т.д.);
- проведение структурно-функционального анализа вида профессиональной деятельности и предварительное отнесение трудовых функций к уровням квалификации;
- сбор информации о квалификационных требованиях к вальщику леса из дополнительных источников.
На третьем этапе был сформирован черновой вариант проекта профессионального стандарта посредством реализации следующих видов деятельности:
- проведение фокус-групп с экспертами-производственниками;
- организация индивидуальных опросов экспертов-производственников по анкетам, составленным на основе чернового варианта Функциональной карты;
- доработка проекта функциональной карты.
На четвертом этапе был организован масштабный заочный экспертный опрос, составленных по материалам Функциональной карты. Выборка исследования составила более 60 организаций и предприятий различных форм собственности, расположенных в разных субъектах Российской Федерации.
Пятый этап был посвящен подготовке проекта профессионального стандарта, включающего описание основных обобщенных трудовых функций.
Рабочая (экспертная) группа, участники фокус-групп и выборка респондентов, принимающих участие в экспертных опросах, формировались из числа специалистов, обладающих знанием специфики данного вида трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам. Это эксперты двух категорий:
1. Специалисты производственно-технологического блока: высококвалифицированные специалисты, руководители (линейные, среднего звена, функциональные - от мастера до инженера и технолога лесного хозяйства). Требования к компетенциям данных специалистов включают в себя знания:
- технологий производства, современных видов оборудования, инструментов, средств и предметов труда в исследуемом виде трудовой деятельности;
- трудовых функций работников, основные производственные операции;
- положений действующих отраслевых регламентов, нормативных документов, определяющих требования к содержанию и качеству профессиональной деятельности, критерии отраслевой системы квалификаций и требования по сертификации работников (при наличии таковых), наименования существующих должностей;
- требований, предъявляемых к профессиональным знаниям и умениям работников.
2. Специалисты в области управления персоналом. Они должны знать:
- требования, предъявляемые к работникам данного вида трудовой деятельности по состоянию здоровья, опыту работы, уровню образования, наличию специальных сертификатов;
- необходимые компетенции для выполнения работниками своих трудовых функций, включая дескрипторы компетенций, представленные по каждому квалификационному уровню в Национальной рамке квалификаций Российской Федерации.
Эксперты, которые были вовлечены в сбор информации на предприятиях, проходили инструктаж, который включал в себя освоение следующих знаний и умений:
- составлять план и осуществлять необходимые процедуры по организации разработки профессионального стандарта совместно с руководителями и специалистами подразделений управления персоналом;
- составлять анкеты для опроса персонала предприятий с целью определения перечня трудовых функций, необходимых профессиональных знаний и умений;
- проводить опросы (интервью, анкетирование) персонала предприятий, обрабатывать результаты опроса;
- разъяснять порядок использования инструментария исследования привлеченным специалистам-интервьюерам (при необходимости).
В процессе разработки профессионального стандарта использовались следующие группы методов:
1. Аналитические методы исследования:
1.1. анализ общероссийских классификаторов социально-экономической информации и квалификационных справочников (ОКПДТР, ЕТКС, ОКЗ, ОКВЭД), профессиональных стандартов (в том числе корпоративных), квалификационных характеристик по виду профессиональной деятельности;
1.2. анализ отраслевых, ведомственных и корпоративных инструкций (в том числе определяющих должностные и функциональные обязанности персонала), квалификационные характеристики, описания рабочих мест;
1.3. анализ отраслевых, ведомственных и корпоративных нормативных актов (приказы, постановления, распоряжения), содержащих сведения о характеристиках вида профессиональной деятельности, об определении уровня квалификации при присвоении разрядов, квалификационных категорий и т.п.;
1.4. анализ документации предприятий (должностных инструкций, внутрифирменных регламентов взаимодействия работников и др.);
1.5. анализ технической документации (в том числе - компаний-производителей) на оборудование, инструменты (средства труда), технологических регламентов и карт по виду профессиональной деятельности и т.д.;
1.6. моделирование профессиональной деятельности (метод структурно-функционального анализа деятельности).
2. Методы экспертных опросов:
- анкетирование;
- интервьюирование;
- метод фокус-групп (групповые экспертные оценки).
2.3 Общие сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
Проект профессионального стандарта "Лесничий, помощник лесничего" подготовлен в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
- "Лесной кодекс Российской Федерации" от 04.12.2006 N 200-ФЗ (ред. от 21.07.2014);
- Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов";
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";
- Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) от 8 июля 2014 г. N 313 г. "Об утверждении Правил тушения лесных пожаров";
- Приказ Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) от 16 декабря 2008 г. N 532 "Об утверждении классификации природной пожарной опасности лесов и классификации пожарной опасности в лесах по условиям погоды, а также требований к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения лесов, показателей природной пожарной опасности лесов и показателей пожарной опасности в лесах по условиям погоды";
- Письмо Рослесхоза от 10 ноября 2009 года N АС-05-54/7018 "Рекомендации по порядку формирования и учета затрат на тушение лесных пожаров..";
- Приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 4 апреля 2012 года N 126 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений";
- Проект Приказа Минприроды России "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений" (по состоянию на 24.04.2015);
- Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений";
- Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2593-р <Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы>;
- Постановление Правительства РФ от 05.06.2013 N 476 (ред. от 30.04.2015) "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 14.04.2014) "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах";
- Приказ Рослесхоза от 16.04.2012 N 141 "Об утверждении целевых прогнозных показателей, форм отчетов о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которого является субвенция, и о достижении целевых прогнозных показателей";
- "Гражданский кодекс Российской Федерации" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 23.05.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2015);
- "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2014, с изм. от 08.03.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2015);
- Постановление Правительства РФ от 02.09.2010 N 671 (ред. от 15.10.2014) "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (вместе с "Положением о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания");
- Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 06.04.2015) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- Трудовой кодекс Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.12.2012 года N 236-ФЗ);
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях";
- Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 27-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и осуществления мероприятий по защите и воспроизводству лесов";
- "Основы государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года" утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р
- Постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 21 августа 1998 года N 37 "Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих";
- Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников сельского хозяйства", утвержденный Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15 февраля 2012 N 126н (далее - ЕКС);
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта";
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 года N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов";
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 апреля 2013 года N 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта".
Раздел 3. Обсуждение проекта профессионального стандарта
Проект профессионального стандарта был размещен на официальном сайте разработчиков для профессионального и общественного обсуждения. Был создан Форум на сайте http://lesprof.rusff.ru.
Для обсуждения проекта профстандарта были также организованы круглые столы в рамках различных мероприятий с широким привлечением профессионального сообщества, опросы, консультации и анкетирование. Сводные данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приводятся в приложении N 2 к пояснительной записке.
Целью проведения профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта является определение особенности профессиональной деятельности работников в сфере лесного хозяйства и согласование с требованиями рынка труда и развитием системы образования.
Задачей общественного обсуждения являлось уточнение обобщенных трудовых функций и трудовых функций, входящих в обобщенные, а также перечня трудовых действий, необходимых умений и знаний для каждой трудовой функции.
Профессионально-общественное обсуждение проходило на заседаниях круглых столов из числа представителей профессионального сообщества, работодателей, их объединений, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (таблица 3). Такой тип обсуждения был принят в связи с необходимостью провести очную дискуссию специалистов и представителей отрасли в целях коллективного принятия решений (профессиональное обсуждение) по ключевым вопросам разработки профессионального стандарта, касающихся формулировки и определения обобщенных трудовых функций, трудовых функций и формирования Функциональной карты вида профессиональной деятельности.
Был организован масштабный заочный экспертный опрос на основе материалов, составленных по материалам Функциональной карты вида профессиональной деятельности. Выборка исследования составила более 60 организаций и предприятий различных форм собственности, расположенных в разных субъектах Российской Федерации.
Выбор организаций был обусловлен спецификой вида профессиональной деятельности. Все организации, участвующие в заочном экспертном опросе, как правило, относятся к категории крупных региональных организаций. К заочному опросу привлекались эксперты различных уровней квалификации и должностей (инженеры, специалисты в области охраны и защиты леса, обучения и развития персонала, специалисты по охране труда, руководители). По результатам опроса были получены замечания и предложения, направленные, как правило, в виде официальных писем от руководителей организаций и ведущих специалистов по данному профилю.
При разработке стандарта также использовался активный обмен замечаниями и версиями стандарта по электронной почте. Было разработано более 13 версий профессионального стандарта.
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приводятся в таблице приложения N 3 к пояснительной записке.
Таблица N 3
Перечень мероприятий, в рамках которых были проведены публичные мероприятия пообсуждению проекта профессионального стандарта
N п/п |
Наименование мероприятия |
Место проведения |
Кол-во участников |
Дата |
1 |
Заседание рабочей группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального отделения общероссийского общественного движения "Народный фронт" "За Россию" в Ленинградской области |
г. Санкт-Петербург |
9 |
06 мая 2015 г. |
2 |
Совещание Рабочей группы по подготовке проектов профессиональных стандартов в Минтруда России |
г. Москва |
16 |
05 июня 2015 г. |
3 |
Круглый стол по обсуждению проектов проофстандартов "Лесничий, помощник лесничего" и "Лесничий, помощник лесничего", проводимый в рамках работы 3-й Международной конференции EUROFORESTER "Широкий взгдяд на исследования в области управления лесами и лесной продукции" |
г. Лигатне, Латвия |
17 |
04 июля 2015 г. |
Согласование проекта профессионального стандарта не требуется, так как в проекте профессионального стандарта не содержится трудовых функций, особо регулируемых законодательством. Нормативные основания для проведения согласования отсутствуют.
Приложение N 1 к пояснительной записке
Сведения об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта "Лесничий, помощник лесничего"
N п/п |
Организация |
Должность уполномоченного лица |
ФИО уполномоченного лица |
Подпись уполномоченного лица |
Разработка проекта профессионального стандарта | ||||
1 |
ООО "Воронец" |
Генеральный директор, заслуженный лесовод России |
Чеснов Н.Н. |
|
2 |
ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный университет" |
Заведующий кафедрой биогеографии и охраны природы, доцент, кандидат биологических наук |
Егоров А.А. |
|
3 |
ФГБОУ ВПО "Воронежский государственный аграрный университет имени императора Петра 1" |
Заведующий кафедрой, доктор технических наук |
Пухов Е.В. |
|
4 |
Общественная организация Межрегиональное Санкт-Петербурга и Ленинградской области объединение организаций профсоюзов "Ленинградская Федерация Профсоюзов" |
Ведущий юрисконсульт |
Добрыш И.А. |
|
Приложение N 2
к пояснительной записке
Сведения об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта
"Лесничий, помощник лесничего"
Мероприятие |
Дата проведения |
Организации |
Участники |
|
Должность |
ФИО |
|||
Заседание рабочей группы общественного мониторинга по проблемам экологии и защиты леса регионального отделения Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" в Ленинградской области
|
06 мая 2015 г.
|
ОНФ по Ленинградской области |
Сопредседатель регионального штаба |
Кузьмин А.В. |
Всеволожское отделение ООО "Всероссийское педагогическое собрание" |
Руководитель |
Маркова Т.В. |
||
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу |
Заместитель начальника |
Ердяков С.В. |
||
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Председатель комитета |
Курышкин С.П. |
||
Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства |
Ведущий научный сотрудник |
Антонов О.И. |
||
ФГБОУ ВПО "Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова" |
Заведующий каф. Лесоводства |
Кузнецов Е.Н. |
||
Инженер |
Шведова О.А. |
|||
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова |
Профессор, д. с.-х. н |
Смирнов А.П. |
||
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова / ООО "СМУ 3" |
Директор Межотраслевого института повышения квалификации/ Руководитель рабочей группы |
Ахматович Н.А. |
||
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова / ООО "Гелиантус" |
Заместитель декана лесохозяйственного факультета /Генеральный директор |
Добровольский А.А. |
||
Совещание Рабочей группы по подготовке проектов профессиональных стандартов в Минтруда России |
05 июня 2015 г. |
ФГБУ "НИИ ТСС" Минтруда России |
Старший научный сотрудник |
Зайцева О.М. |
ФБУ "Учебно-методический центр" |
Директор |
Берснева Л.А. |
||
ООО "СМУ 3"/ Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова |
Заместитель директора по развитию / доцент |
Смирнов А.А. |
||
ООО "Кадастр СПб" |
Генеральный директор |
Нешатаев Н.В. |
||
ФГБНУ ВНИИОЗ им. проф. Б.М. Житкова |
Заведующий отделом |
Миньков С.И. |
||
ООО Фирма "Илига" |
Президент |
Галяутдинов И.И. |
||
ООО "Союз машиностроителей России" |
Первый заместитель Исполнительного директора |
Ажгиревич А.И. |
||
3-я Международная Конференция EUROFORESTER, Круглый стол по обсуждению проектов профессиональных стандартов "Лесничий, помощник лесничего", "Лесничий, помощник лесничего" |
04 июля 2015 г. |
Университет леса и окружающей среды г. Каунас |
Заведующий каф. Лесоводства |
Довиле Д. |
Латвийский государственный лесной научно-исследовательский институт |
Научный сотрудник |
Здорс Л. |
||
Министерство аграрной политики и продовольствия Украины |
Директор департамента |
Романовский О. |
||
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова |
Заведующий кафедры общей экологии, физиологии растений и древесиноведения |
Капица Е.А. |
||
Министерство природопользования и экологии Республики Карелия |
Начальник отдела ГЛР и ГИС |
Путешов Н.С. |
||
Санкт-Петербургский государственный лесотехнический университет им. С.М. Кирова / ООО "Гелиантус" |
Заместитель декана лесохозяйственного факультета /Генеральный директор |
Добровольский А.А. |
||
Гринпис России |
Специалист по геоинформационным системам |
Хакимулина Т.В. |
||
Лесное предприятие Хеменсинас |
Инженер лесного хозяйства |
Битаускас Б. |
||
NEPCon LT |
Менеджер по лесной сертификации |
Логинас Х. |
||
ЛОГКУ "Ленобллес" |
Лесничий, помощник лесничего |
Акайкин Д. |
||
Московский государственный университет леса |
Ведущий инженер |
Сиротова А. |
||
Шведский сельскохозяйственный университет |
Ведущий научный сотрудник департамента лесного хозяйства |
Эко П. |
||
Министерство Природных ресурсов Республики Литва |
Ведущий специалист |
Стуронате Г. |
||
Университет Александраса Стулгинскиса, Литва |
аспирант |
Лагим С. |
Приложение N 3
к пояснительной записке
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение* |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием принятия или отклонения) |
1 |
Зайцева О.М. |
ФГБУ "НИИ ТСС" Минтруда России, Старший научный сотрудник |
В проекте профстандарта недопустимо использовать наименования конкретных нормативно-правовых документов, кодексов, писать названия документации (Акт, Сводный план и прочее) |
Рекомендация учтена "Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта", утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N170н. |
2 |
Берснева Л.А. |
ФБУ "Учебно-методический центр", директор |
Добавить трудовую функцию (ТФ): оформление и ведение первичной документации, актов осмотра выполненных мероприятий по охране лесов от пожаров |
Предложение принято как трудовое действие (ТД) к ТФ: "Организация работ по первичному документированию и по сбору данных для государственного лесного реестра и отраслевой статистической отчетности" Ст. 91 ч. 9, 10 и п.6 ч.9 ст. 82 ЛК |
3 |
Третьяков А.Н. |
Архангельский филиал ФГУП "Рослесинфорг", директор |
Трудовую функцию (ТФ): "Контроль за поступлениями платежей в бюджетную систему Российской Федерации" сформулировать как "Контроль за поступлениями платежей в бюджетную систему Российской Федерации и бюджет субъекта Российской Федерации" |
Предложение принято |
4 |
Гришин В.Е. |
ФБУ "Авиалесо-охрана", начальник |
Добавить ТФ: привлечение к ответственности юридических и физических лиц за нарушение установленных требований в части обеспечения пожарной безопасности в лесах, участие в судах |
Предложение принято как ТД к ТФ: "Пресечение и предотвращение нарушения лесного законодательства в установленном порядке, оформление материалов по административным правонарушениям в рамках полномочий" |
5 |
Сементин В.Л. |
ФБУ "Авиалесо-охрана", начальник летно-производственной службы |
Добавить ТФ: административное делопроизводство по результатам плановых и внеплановых проверок субъектов предпринимательской деятельности, а также патрулирования лесного фонда |
Предложение принято как ТД к ТФ: "Пресечение и предотвращение нарушения лесного законодательства в установленном порядке, оформление материалов по административным правонарушениям в рамках полномочий" |
6 |
Шереметьев А. Г. |
ФБУ "Авиалесо-охрана", главный специалист-эксперт отдела использования лесов и ведения государственного реестра |
Добавить ТФ: осуществление мероприятий по ограничению доступа граждан и въезда транспортных средств в леса |
Предложение принято частично как ТФ в обобщённой трудовой функции (ОТФ) "Обеспечение комплекса мероприятий по тушению лесных пожаров" руководителя Оперативного штаба лесничества (лесопарка) по организации тушения лесных пожаров Ст. 53.5 ЛК |
7 |
Шишкин А. И. |
КУ Воронежской области "Лесная охрана", руководитель |
Исключить из списка следующие наименования должностей: руководитель-лесничий, заместитель руководителя-лесничего |
Предложение отклонено. Данные наименования должностей присутствуют в штатном расписании некоторых субъектов РФ. |
8 |
Эглит А.А. |
Департамент СЗФО, начальник |
Добавить ТД: Осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях |
Предложение принято как ТД в ТФ "Осуществление проверки соблюдения лесного законодательства" (Глава 12 статья 96 Лесного кодекса РФ). |
9 |
Ермакова Н.А. |
Министерство лесного хозяйства Калужской области, начальник отдела юридической, кадровой и организационно - контрольной работы |
Обобщённую трудовую функцию (ОТФ) "Осуществление федерального государственного надзора (лесной охраны)" заменить на "Осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны)" |
Предложение принято (гл.12 ст.96 ЛК). |
10 |
Коршунов Н. А. |
ФАУ ДПО ВИПКЛХ, зав. кафедрой охраны лесов от пожаров |
Необходимые знания (НЗ): "Правила по охране труда" заменить на "Правила по охране труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ" |
Замечание принято "ПОТ РМ 001-97. "Правила по охране труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ" (утв. Постановлением Минтруда РФ от 21.03.1997 N 15) (ред. от 21.04.2011) |
11 |
Гайнетдинов А.Н. |
Федеральное государственное унитарное предприятие "Рослесинфорг" (ФГУП "Рослесинфорг"), директор |
ТД: "Организация проведения отвода лесных участков": данная формулировка не соответствует наименованию действия, установленному Правилами заготовки древесины. Заменить на "Организация проведения отвода лесосек" |
Предложение принято (Правила заготовки древесины, утверждённые приказом ФАЛХ от 01.08.2011 г. N337). |
12 |
Ермаш В.Л. |
Министерство лесного хозяйства Тверской области, специалист отдела правовой и организационно-кадровой работы |
Наименование должности "Старший государственный лесной инспектор" заменить на "Государственный лесной инспектор на территории участкового лесничества" |
Предложение отклонено. В наименовании профстандарта под лесничим и помощником подразумевается руководитель районного лесничества и его заместитель. Профстандарт под названием "Участковый лесничий, помощник участкового лесничего" разрабатывается другой организацией |
13 |
Васильев Д.П. |
Департамент лесного хозяйства по Уральскому федеральному округу, заместитель начальника отдела федерального государственного лесного надзора, федерального государственного пожарного надзора в лесах |
Добавить ОТФ: "Разработка и ведение документации, связанной с работой по охране и защите лесов" и ТФ: "Ведение статистической и отчетной документации", "Подготовка документации на осуществление и приемку мероприятий по охране и защите лесов", "Подготовка материалов по фактам лесных пожаров" |
Предложение отклонено. Данная ОТФ, а также предложенные ТФ являются зоной ответственности инженера по охране и защите леса. Лесничий решает задачи более высокого уровня: планирует и организует лесохозяйственную деятельность. |
14 |
Барановский А. В. |
Главное управление лесами Челябинской области, заместитель начальника управления |
Обобщённый трудовой функционал и обеспечение комплекса мероприятий по тушению лесных пожаров объединены с функцией и реализацией лесохозяйственного регламента на территории лесничества (лесопарка) |
Предложение отклонено. Обобщённые трудовые функции "Обеспечение комплекса мероприятий по тушению и предупреждению лесных пожаров" и "Планирование и организация лесохозяйственной деятельности, реализация лесохозяйственного регламента на территории лесничества (лесопарка)" разделены. (см. проект профстандарта) |
15 |
Карелина Н.С. |
Министерство лесного хозяйства Удмуртской Республики, начальник отдела кадрового, документационного и информационно-технического обеспечения |
В соответствии с пунктом 17 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2014 г. N313, руководителем тушения лесных пожаров является прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо подразделения лесопожарной организации. При тушении нескольких пожаров руководителями тушения могут быть разные должностные лица. Также тушение лесных пожаров носит сезонный характер. В связи с этим введение должность "руководитель тушения лесных пожаров" в профессиональный стандарт нецелесообразно |
Принято. В разрабатываемый проект профессионального стандарта "Лесничий, помощник лесничего" введено наименование должности "Руководитель Оперативного штаба лесничества (лесопарка) по организации тушения лесных пожаров" вместо "Руководитель тушения лесных пожаров". Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2014 N 313 "Об утверждении правил тушения лесных пожаров" |
16 |
Седелкин К.В. |
ГОКУ "Мурманское лесничество", руководитель |
Необходимо добавить ОТФ "Управление финансово-хозяйственной деятельностью лесничества (лесопарка)" |
Принято. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" |
17 |
Шлямин А. В. |
Комитет лесов республики Коми, |
Добавить ТФ "Организация и контроль за выполнением плана противопожарного обустройства лесов" |
Принято Cт. 53.1 ЛК. |
18 |
Голубев А. С. |
Департамент лесного хозяйства Костромской области, директор |
Снизить требования к образованию до уровня среднего образования |
Принято. В проекте профессионального стандарта изначально были заложены такие требования - уровень квалификации 6 предусматривает наличие среднего профессионального образования для указанных должностей |
19 |
Козлов А. Н. |
ОГКУ "Смолупрлес", директор |
Наименование должности "Руководитель тушения лесных пожаров" заменить на "Руководитель Оперативного штаба лесничества (лесопарка) по организации тушения лесных пожаров" |
Принято. Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2014 N 313 "Об утверждении правил тушения лесных пожаров" |
20 |
Острая Т. И. |
Комитет лесного хозяйства Волгоградской области, председатель |
Наделение лесничего и помощника лесничего полномочиями руководителя тушения лесных пожаров противоречит п. 17 Правил тушения лесных пожаров, утвержденных приказом Минприроды России от 08.07.2014 N 313, в соответствии с которым предусмотрено, что руководителем тушения лесного пожара является прибывшее первым на пожар старшее должностное лицо подразделения лесопожарной организации. |
Принято. Правила пожарной безопасности в лесах (утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417); Правила тушения лесных пожаров, утвержденные приказом Минприроды России от 08.07.2014 N 313 |
21 |
Королёва Т. С. |
ФБУ "СПбНИИЛХ", зам. директора по международной и образовательной деятельности |
Не определены экономические и иные показатели, на основании которых могла бы происходить оценка работы лесничего и помощника лесничего. |
Отклонено. В наименовании ТФ определить "экономические и иные показатели, на основании которых могла бы происходить оценка работы лесничего и помощника лесничего" невозможно. Данная процедура не предусмотрено при разработке профессионального стандарта.
"Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта", утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N170н. (далее- Рекомендации) глава I ч. 2 "Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов", утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 г. N 23 глава III Приказ Минтруда России от 12.04.2013 N 147н (ред. от 29.09.2014) "Об утверждении Макета профессионального стандарта" |
22 |
Логачёв О. А. |
ГКУ "Изобильнен-ское лесничество", начальник |
Обобщенной трудовой функцией - Планирование и организация лесной деятельности на территории лесничества (лесопарка) (входящими в неё трудовыми функциями) в лесничествах занимается заместитель начальника/лесничего/главного лесничего (из вашего письма не совсем понятно какая должность руководящая высшего или среднего звена). А управлением финансово-хозяйственной деятельностью без сомнения занимается руководитель. Однако входящими в этот раздел трудовыми функциями занимается не только руководитель. А именно:руководитель, заместитель руководителя, заместитель руководителя, главный бухгалтер |
Замечание отклонено. Трудовые функции главного бухгалтера не затрагиваются в разрабатываемом профстандарте "Лесничий, помощник лесничего" Приказ Минтруда России от 08 мая 2013 г. N 200 "Об утверждении перечня проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2013 - 2014 годах за счет средств федерального бюджета" |
23 |
Вавруш В. Т. |
Департамент лесного хозяйства министерства природных ресурсов и экологии Тульской области, заместитель директора |
Исключить из трудовых функций разработку мероприятий по межведомственному взаимодействию с правоохранительными органами и контролирующими органами. |
Принято частично. Трудовая функция сформулирована как: Осуществление мероприятий по межведомственному взаимодействию с правоохранительными и контролирующими органами Распоряжения Правительства РФ от 28.12.2012 N 2593-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства" на 2013 - 2020 годы" Приказ Рослесхоз от 26 июня 2012 г. N 275 "О внесении изменений в Порядок использования лесов для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых и Порядок подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности" Приказ Рослесхоза от 22.10.2008 n 322 "Об утверждении формы и порядка представления отчетов Департаментов лесного хозяйства по федеральным округам о проделанной работе и заключений по ним" Приказ Рослесхоза от 31.01.2011 N 10 "О создании Межведомственной комиссии по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины" |
24 |
Суслова Е. И. |
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края, начальник отдела по вопросам государственной службы и кадров |
Добавить ТФ "Организация работ по внесению информации в федеральную автоматизированную информационную систему (АИС ГЛР)" |
Предложение принято частично. При написании профстандарта недопустимо упоминание конкретных нормативных правовых актов, законов, а также названий программных продуктов и информационных систем. ТФ сформулирована как "Контроль за внесением документированной информации в единые автоматизированные информационные системы лесной отрасли" Методические указания по написанию профессиональных стандартов |
25 |
Козина Т. А. |
Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды, и. о. председателя комитета |
До принятия Лесного кодекса в 2006 г. структурными подразделениями учреждений-лесхозов были лесничества с руководителем лесничим. В Псковской области на данный момент структурными подразделениями учреждений-лесничеств являются участковые лесничества с руководителем участковый лесничий.
До принятия Лесного кодекса в 2006 г. в учреждениях-лесхозов заместителем директора лесхоза был главный лесничий. В Псковской области на данный момент в учреждениях-лесничеств заместителем руководителя лесничества является заместителем руководителя. Государственный комитет Псковской области по природопользованию и охране окружающей среды просит при разработке профессиональных стандартов четко разделить функции и обязанности по должностям участковый лесничий и лесничий (старший государственный инспектор по охране леса) и соответственно главный лесничий и заместитель руководителя лесничества, если в лесничестве всего 1 заместитель. |
Принято частично. Профессиональный стандарт не должен быть привязан к определенному региону, однако должен учитывать все многообразие возможных наименований должностей. Таким образом в разрабатываемый проект профессионального стандарта "Лесничий, помощник лесничего" введено наименовании должности "Заместитель руководителя лесничества". Должность "участкового лесничего" не может быть включена в перечень возможных наименований должностей, так как для указанной должности разрабатывается отдельный профстандарт "Участковый лесничий, помощник участкового лесничего" Комплексный план мероприятии? по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. No 487-р) "Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта", утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N170н. (далее- Рекомендации) глава I ч. 2 "Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов", утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 г. N 23 глава III |
26 |
Ягунов М. Н. |
Филиал ФБУ "Рослесозащита" "ЦЗЛ Красноярского края", и. о. директора |
Страница 10, 11, 13, 14, 30 - в графу "Необходимые знания" добавить "Правила санитарной безопасности в лесах, Правила пожарной безопасности в лесах, Правила заготовки древесины" |
Принято. В графу "Необходимые знания" добавлено "Правила санитарной безопасности в лесах, Правила пожарной безопасности в лесах, Правила заготовки древесины" "Методические рекомендации по разработке профессионального стандарта", утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N170н |
* В таблице приводятся только некоторые замечания/предложения от каждого эксперта, полный перечень замечаний и ответов на них в приложении 5 и приложении 8 к пояснительной записке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.