Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 16.07.2015 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации приказов Министерства юстиции Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 28 "Об утверждении Плана мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации на 2013 год и Перечня правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений, подлежащих инкорпорации в законодательство Российской Федерации в 2013 году", от 20 марта 2014 г. N 33 "Об утверждении Плана мероприятий по инкорпорации правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений в законодательство Российской Федерации и (или) по признанию указанных актов недействующими на территории Российской Федерации на 2014 год и Перечня правовых актов СССР и РСФСР или их отдельных положений, подлежащих инкорпорации в законодательство Российской Федерации в 2014 году" .
Законопроектом предусматривается инкорпорация отдельных положений следующих правовых актов СССР и РСФСР в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс), в этой связи предполагается признание недействующими на территории Российской Федерации некоторых правовых актов СССР и РСФСР.
1. В статью 93 Кодекса инкорпорирована норма части 1 пункта 8 Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 г. N 111/8-51 "Об утверждении Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время" в связи со следующим.
Частью первой пункта 8 определено, что режимы труда, устанавливаемые при работе с неполным рабочим временем, могут предусматривать: сокращение продолжительности ежедневной работы (смены) на определенное количество рабочих часов во все дни рабочей недели; сокращение количества рабочих дней в неделю при сохранении нормальной продолжительности ежедневной работы (смены); сокращение продолжительности ежедневной работы (смены на определенное количество рабочих часов при одновременном сокращении количества рабочих дней в неделю.
В части первой статьи 93 Кодекса указано, что по соглашению между работником и работодателем могут устанавливаться как при приеме на работу, так и впоследствии неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя.
В этой связи предлагается в части первой статьи 93 Кодекса слова "неполный рабочий день (смена) или неполная рабочая неделя" заменить словами "неполный рабочий день (смена) и (или) неполная рабочая неделя". Иные положения Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 г. N 111/8-51 урегулированы Кодексом (статьей 93, 100, 121, 105, 108, 119, 190, 258, 259), с учетом этого законопроектом предусматривается принятие приказа Минтруда России "О признании утратившим силу постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 г. N 111/8-51 "Об утверждении Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время".
2. В связи с возникающими проблемами в правоприменительной практике законопроектом предлагается инкорпорировать пункт 28 Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 г. N 169 (далее - Правила), в статью 127 Кодекса в части урегулирования вопроса о размере компенсации за отпуск работнику, проработавшему не менее 11 месяцев и порядка подсчета дней отпуска при увольнении для определения размера компенсации в пределах месяца (менее или более половины месяца).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 01 декабря 2004 г. N ГКПИ04-1294 и Определением Верховного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2005 г. N КАС05-14 был признан действующим пункт 29 Правил и соответствующим нормам Кодекса (в том числе его статье 291).
Как отмечено Верховным Судом Российской Федерации, то обстоятельство, что пункт 28 Правил предусматривает право проработавшего не менее 11 месяцев работника при его увольнении на получение полной (а не пропорциональной, соответствующей 11 месяцам работы) компенсации за неиспользованный отпуск, само по себе не может свидетельствовать о наличии каких-либо противоречий между пунктом 29 Правил и положениями статей 3, 114 и 127 Кодекса. Принцип пропорционального расчета компенсации за неиспользованный отпуск, предусмотренный пунктом 29 Правил, полностью соответствует аналогичному принципу, содержащемуся в статье 291 Кодекса.
Федеральный закон не регулирует вопрос о механизме расчета компенсации за неиспользованный отпуск работникам, проработавшим до увольнения не менее 11 месяцев, а положения, которые бы запрещали регулировать этот вопрос, таким образом, в федеральном законе не содержатся.
С учетом изложенного, нормы, признанные Верховным Судом Российской Федерации действующими, предложено инкорпорировать. В связи с урегулированностью в Кодексе (глава 19, статьи 137, 286, 291) остальных положений Правил, законопроектом предусматривается принятие приказа Минтруда России "О признании утратившими силу Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 г. N 169".
3. В связи с возникающими проблемами на практике при учете суммированного рабочего времени с целью приведения к единообразию применения статьи 152 Кодекса при различных режимах рабочего времени в часть первую статьи 152 Кодекса предлагается инкорпорировать пункт 5.5 Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства, утвержденные Постановлением Госкомтруда СССР N 162, ВЦСПС N 12-55 от 30 мая 1985 г. (далее - Рекомендации).
Пунктом 5.5 Рекомендаций определено, что в случае выполнения сверхурочных работ лицами с нормированным рабочим днем, переведенными на режим гибкого рабочего времени, почасовой учет этих работ ведется суммарно по отношению к установленному учетному периоду (неделя, месяц), т.е. сверхурочными считаются только часы, переработанные сверх установленного для этого периода нормы рабочего времени. Их оплата производится в соответствии с действующим законодательством - в полуторном размере за первые два часа, приходящиеся в среднем на каждый рабочий день учетного периода, в двойном - за остальные часы сверхурочной работы. Данный пункт признан действующим решением Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2012 г. N АКПИ12-1068.
Одновременно в решении Верховного Суда Российской Федерации указано, что пункт 5.5 Рекомендаций устанавливает правила оплаты сверхурочной работы при суммированном учете рабочего времени, которые законодательством Российской Федерации не определены.
Также решением Верховного Суда Российской Федерации отмечено, что согласно статье 104 Кодекса, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать одного года (часть первая); нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени. Для работников, работающих неполный рабочий день (смену) и (или) неполную рабочую неделю, нормальное число рабочих часов за учетный период соответственно уменьшается (часть вторая).
В соответствии с частью первой статьи 99 Кодекса сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.
В силу статьи 152 Кодекса сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере.
По смыслу приведенных законоположений, в двойном размере оплачивается работа, продолжаемая по истечении первых двух часов переработки в течение рабочего дня (смены), а не учетного периода.
Нормальное число рабочих часов за учетный период, как следует из статьи 104 Кодекса, определяется в зависимости от установленной для данной категории работников продолжительности ежедневного или еженедельного рабочего времени. Поскольку при суммированном учете рабочего времени невозможно соблюсти продолжительность рабочего времени в течение дня (смены) или недели, то соответственно и невозможно установить продолжительность ежедневной переработки и определить количество часов, из которых два часа подлежат оплате в полуторном размере, а остальные часы - в двойном размере.
Установление в статье 152 Кодекса вышеуказанной нормы устранит
существующие разногласия при расчете оплаты сверхурочных работ.
В этой связи законопроектом предусматривается принятие приказа Минтруда России "О признании утратившим силу пункта 5.5 постановления Госкомтруда СССР N 162, ВЦСПС N 12-55 от 30 мая 1985 г. "Об утверждении Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства".
Также законопроектом предлагается инкорпорировать пункт 4 постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08 августа 1966 г. N 465/П-21 "Об утверждении разъяснения N 13/п-21 "О компенсации за работу в праздничные дни" (далее - постановление N 465/П-21) путем дополнения статьи 152 Кодекса частью второй, устанавливающей, что при подсчете сверхурочных часов работа в праздничные дни, произведенная сверх нормы рабочего времени, не должна учитываться, поскольку она уже оплачена в двойном размере. Действие данной нормы подтверждено решением Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2005 г. N ГКПИ05-1341.
Пункт 1 постановления N 465/П-21 урегулирован статьей 153 Кодекса. С учетом этого, законопроектом предусматривается принятие приказа Минтруда России "О признании утратившим силу постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08 августа 1966 г. N 465/П-21 "Об утверждении разъяснения N 13/п-21 "О компенсации за работу в праздничные дни".
4. Законопроектом предлагается инкорпорировать в статью 153 Кодекса абзац второй пункта 1 постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08 августа 1966 г. N 465/П-21 "Об утверждении разъяснения N 13/п-21 "О компенсации за работу в праздничные дни" путем дополнения частью второй о том, что оплата за работу в праздничные дни в размере, указанном в части первой статьи 153 Кодекса, производится всем работникам за часы, фактически проработанные в праздничный день, а когда на праздничный день приходится часть рабочей смены, то в двойном размере оплачиваются часы, фактически проработанные в праздничный день (от 0 часов до 24 часов). В остальной части предлагается постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08 августа 1966 г. N 465/П-21 "Об утверждении разъяснения N 13/п-21 "О компенсации за работу в праздничные дни" приказом Минтруда России признать утратившим силу.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом изменения не ухудшают положения работников в сфере трудовых отношений.
Перечень
федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих принятию, признанию утратившими силу, приостановлению или изменению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" потребует принятия приказов Минтруда России:
О признании утратившим силу постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 29 апреля 1980 г. N 111/8-51 "Об утверждении Положения о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время";
О признании утратившим силу пункта 5.5 постановления Госкомтруда СССР N 162, ВЦСПС N 12-55 от 30 мая 1985 г. "Об утверждении Рекомендаций по применению режимов гибкого рабочего времени на предприятиях, в учреждениях и организациях отраслей народного хозяйства";
О признании утратившим силу постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 08 августа 1966 г. N 465/П-21 "Об утверждении разъяснения N 13/п-21 "О компенсации за работу в праздничные дни";
О признании утратившими силу Правил об очередных и дополнительных отпусках, утвержденных НКТ СССР 30 апреля 1930 г. N 169";
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.