Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - правила проведения оценки регулирующего воздействия), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 г. N 815" (далее - проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минфином России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
По результатам рассмотрения установлено, что при подготовке проекта акта процедуры, предусмотренные пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, разработчиком соблюдены не в полной мере.
Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в срок с 2 по 16 июня 2017 г., а также проекта акта и сводного отчета в срок с 26 июня по 21 июля 2017 года.
Разработчиком представлена сводка предложений по итогам размещения текста проекта акта, в которой представлены сведения об учете или причинах отклонения представленных в рамках публичного обсуждения проекта акта замечаний и предложений.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://regulation.gov.ru (ID проекта акта 02/07/06-17/00066872).
В ходе подготовки настоящего заключения Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил проведения оценки регулирующего воздействия были проведены дополнительные публичные консультации по проекту акта в срок с 22 по 29 сентября 2017 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых замечания представили X5 Retail Group, ЗАО "Игристые вина", НП "СРО "Виноградари и виноделы", СРО "Винодельческий Союз", Геннадий и Юлия Опарины (справка прилагается).
Проектом акта предусмотрены изменения форм деклараций об объеме производства, оборота этилового спирта (приложение N 1 к проекту акта), об объеме использования этилового спирта (приложение N 2 к проекту акта), об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 3 к проекту акта), об объеме использования алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 4 к проекту акта), об объеме оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 5 к проекту акта), об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 6 к проекту акта), об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (приложение N 7 к проекту акта), о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции (приложение N 8 к проекту акта), об использовании производственных мощностей по производству этилового спирта и алкогольной продукции, в том числе пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (приложение N 9 к проекту акта), об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции (приложение N 10 к проекту акта), об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (приложение N 11 к проекту акта).
Обращаем внимание на следующие риски проектируемого регулирования.
1. Приложения 6, 7 и 11 к проекту акта содержат новые разделы и новые графы. Так, и приложение 6, и приложение 7 к проекту акта содержат раздел II, в котором хозяйствующий субъект должен указывать сведения, аналогичные данным, отраженным в разделе I. Разница состоит только в редакции граф 14 и 15: в разделе I в графе 14 отражаются данные об "объемах поставленной" продукции, в разделе II в графе 14 указывается информация об объеме "возвращенной поставщику" продукции; в разделе I в графе 15 отражаются данные об объемах "фактически поставленной" продукции, в разделе II в графе 15 указывается информация об объеме "фактически возвращенной поставщику" продукции.
1.1. Вместе с тем проект акта не содержит пояснений, какие данные должны указываться в столбцах 14, 15 разделов I, II приложений 6, 7 к проекту акта, в чем разница между объемами "поставленной" и "фактический поставленной" продукции, а также "возвращенной" и "фактически возвращенной" поставщику продукции.
Обращаем внимание, что порядок заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей определен приказом Росалкогольрегулирования от 23 августа 2012 г. N 231 "О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - приказ N 231) и должен быть дополнен положениями о порядке заполнения декларации об объеме поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в проектируемой редакции.
Представляется необходимым предусмотреть одновременное вступление в силу проекта акта и проекта изменения приказа N 231 с соответствующими дополнениями с определением достаточного переходного периода (не менее 3 месяцев) для целей адаптации бизнес-процессов к новым требованиям.
1.2. Кроме того, представляется избыточным ради получения информации об объемах возращенной поставщику продукции вводить дополнительную форму, необходимую к заполнению, в которой дублируется вся остальная информация (о виде продукции, сведениях о производителе/импортере, поставщике, дате закупки, номере товарно-транспортной накладной, номере таможенной декларации).
2. В части проектируемой редакции приложений 10, 11 к проекту акта обращаем внимание на замечания, аналогичные указанным в пункте 1.1 настоящего заключения. Раздел II декларации об объеме розничной продажи алкогольной (за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) и спиртосодержащей продукции дополняется графой 14 "Объем фактически закупленной продукции" (при наличии графы 12 "Объем закупленной продукции"), раздел II декларации об объеме розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи дополняется графой 13 "Объем фактически закупленной продукции" (при наличии графы 12 "объем закупленной продукции").
Остается неясным, в чем разница между объемами "поставленной" и "фактический поставленной" продукции, а также "возвращенной" и "фактически возвращенной" поставщику продукции. Представляется необходимым дополнить приказ N 231 положениями в части порядка заполнения указанных деклараций в проектируемой редакции. В отсутствие такой информации хозяйствующие субъекты не смогут реализовать проектируемые требования. Между тем статьей 15.13 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей.
3. В части соблюдения процедур, предусмотренных пунктами 9 - 23 правил проведения оценки регулирующего воздействия, обращаем внимание на некорректность заполнения сводного отчета. Разделом 7 сводного отчета предусмотрена оценка количества участников отношений, которых разработчик определяет как "лица, представляющие декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда". Разработчик указал на отсутствие данных для такой оценки. Между тем регулятор не может не располагать данными о количестве хозяйствующих лиц, подающих такие декларации.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта Минэкономразвития России сделан вывод о достаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Приложение: на л. в 1 экз.
Справка о результатах публичных консультаций, проведенных в рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 г. N 815"
В рамках подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия на проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 г. N 815" (далее - проект акта) Минэкономразвития России были проведены публичные консультации в срок с 22 по 29 сентября 2017 г. с целью выявления мнения заинтересованных лиц относительно потенциальных рисков применения предлагаемого проектом акта правового регулирования, по результатам которых замечания представили X5 Retail Group,
ЗАО "Игристые вина", НП "СРО "Виноградари и виноделы", СРО "Винодельческий Союз", Геннадий и Юлия Опарина.
X5 Retail Group: "1. Указанный проект нормативно-правового акта не приводит постановление Правительства Российской Федерации N 815 от 9 августа 2012 г. к соответствию требованиям статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в редакции Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ, вступающими в силу с 1 января 2018 г.).
2. Анализ новых форм деклараций, предусмотренных проектом нормативного правового акта, показывает, что вместе с исключением из деклараций сведений, имеющих не значительный характер (количество листов, подписи ген. директора и главного бухгалтера), формы деклараций дополняются новыми содержательными графами и разделами.
При этом в тексте проекта отсутствует порядок заполнения новых граф, разделов деклараций. Порядок заполнения новых форм деклараций (новых граф, разделов) отсутствует и в действующем приказе Росалкогольрегулирования от 23 августа 2012 г.
N 231 "О Порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
2.1. Декларация форма N 6 дополняется Разделом II, которые по информации абсолютно идентичен Разделу I данной декларации. Цель такого дублирования не ясна.
Кроме того, данная декларация дополняется новой графой "Объем фактически поставленной продукции", при этом наряду с указанной графой в декларации присутствует графа "Объем поставленной продукции", именно в данной графе ранее всегда указывался объем фактически поставленной продукции. В связи с чем не установлено, что должно указываться во вновь вводимой графе.
2.2. Декларация N 11 дополняется новым разделом III, порядок заполнения которого также не ясен. Например, при заполнения информации о возврате алкоголя покупателем, какой именно подтверждающий документ необходимо указывать в графах 10-11 Раздела III, когда у покупателя есть только чек и отсутствует ТТН/ТД.
Аналогичные замечания и по форме N 12 декларации.
В связи с тем, что с 1 января 2018 года изменяется перечень видов деятельности по производству и обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, подлежащих декларированию (в соответствии Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 278-ФЗ), а также то, что с принятием изменений в Постановлении Правительства N 815 от 9 августа 2012 г. потребуется изменение приказа Росалкогольрегулирования N 231 от 23 августа 2012 г., которым регламентируется Порядок заполнения деклараций, необходимо одновременно с изменением форм деклараций изменить и "Правила предоставления деклараций об объеме производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции_", утвержденные постановлением Правительства Российской федерации
N 815 от 9 августа 2012 г.
Учитывая установленную статьей 15.13 КоАП административную ответственность за искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей, представляется необходимым установить срок вступления в силу обновленных Правил, Порядка и форм предоставления деклараций (например, начиная с отчета за 2 квартал 2018 года) для того, чтобы участники рынка смогли обеспечить доработку программных средств и информационных систем, осуществляющих формирование Деклараций".
ЗАО "Игристые вина": "Неоднозначен порядок заполнения Приложений NN 6,7, 10.
Возникает вопрос о необходимости декларирования данных в Приложениях NN 6,7,10 по движению продукции:
- в случае несостоявшейся реализации (продукция не принята покупателем, в ЕГАИС накладная отказана);
- в случае, если накладная была отозвана поставщиком до выезда транспортного средства с территории в связи с внесением исправлений.
Необходим переходный период: дата вступления в силу проекта акта - 1 апреля 2018 года".
НП "СРО "Виноградари и виноделы", СРО "Винодельческий Союз":
"В соответствии с правилами представления деклараций, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 2012 г. N 815 "О представлении деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда" сельско-хозяйственными товаропроизводителями, организациями, не признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, осуществляющими выращивание винограда для производства винодельческой продукции с ЗГУ представляют декларации об объеме собранного винограда по формам NN 13-15 ежегодно, до 15 февраля года, следующего за годом сбора винограда по состоянию на 31 декабря года урожая.
Как показывает практика, основной сбор урожая винограда заканчивается к середине октября года сбора урожая, далее начинается процесс производства молодого вина. В последнее время все большую популярность в России набирает праздник молодого вина. Молодое вино - это продукция, которая должна быть реализована предприятием-изготовителем до 1 января следующего за урожаем года. Сам праздник молодого вина в России отмечается в конце октября - начале ноября. Однако организации в связи с введением обязательного декларирования объемов винограда, собранного и использованного для производства винодельческой продукции с ЗГУ, не смогут в текущем году реализовать молодое вино с ЗГУ.
В связи с этим, считаем необходимым, предусмотреть сдачу деклараций
"Об объеме собранного винограда для производства винодельческой продукции"
(по форме N 13), "Об объеме винограда, использованного для производства вина, игристого вина (шампанского)" (по форме N 14), "Об объеме винограда, использованного для производства винодельческой продукции с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения и полного цикла производства дистиллятов" (по форме N 15) на 1 ноября года сбора урожая и возможностью разрешения дальнейшей ее корректировки".
Геннадий и Юлия Опарины сообщили, что возражений по проекту акта не имеют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.