Доработанный текст проекта Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и нормативов "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли, реализующие пищевые продукты"
(подготовлен Роспотребнадзором 17.10.2014)
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч.1), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч.1), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч.1), ст. 5498; 2007 N 1 (ч.1), ст. 21, ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч.1), ст. 3418; N 30 (ч.2), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч.1), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40 ст. 4969; 2011, N 1, ст. 6; N 30 (ч.1), ст. 4563, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596; N 50, ст. 7359; 2012, N 24, ст. 3069; N 26, ст. 3446; 2013, N 27, ст. 3477; N 30 (ч.1), ст. 4079; N 48, ст. 6165; 2014, N 26 (ч.1), ст. 3366, ст. 3377; 2015, N 1 (ч. I), ст. 11; N 27, ст. 3951; N 29 (ч. I), ст. 4339; N 29 (ч. I), ст. 4359; N 48 (часть I), ст. 6724; 2016, N 27 (Часть I), ст. 4160; N 27 (часть II), ст. 4238) и постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 "Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; 2004, N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:
1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила СП 2.3.6__.-17 "Санитарно-эпидемиологические требования к торговым объектам и рынкам, реализующим пищевую продукцию" (приложение).
2. Считать утратившими силу санитарно-эпидемиологические правила:
- СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.09.2001 N 23 (зарегистрированы Минюстом России 28.09.2001, регистрационный N 2956);
- СП 2.3.6.2203-07 "Изменение N 1 к СП 2.3.6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.05.2007 N 26 (зарегистрированы Минюстом России 07.06.2007, регистрационный N 9612).
|
А.Ю. Попова |
Приложение
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации
от " " N ___
Санитарно-эпидемиологические требования к торговым объектам и рынкам, реализующим пищевую продукцию
Санитарно-эпидемиологические правила
СП 2.3.6. _.. -17
__________________________________________________________________
I. Общие положения и область применения
1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила (далее - санитарные правила) разработаны в целях предотвращения возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений), связанных с реализацией пищевой продукции населению через торговые объекты и рынки.
1.2. Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, санитарно-техническому состоянию и содержанию торговых объектов (в том числе нестационарных торговых объектов) и рынков, реализующих пищевую продукцию (далее - организации), а также к условиям обращения пищевой продукции (перевозки, хранения и реализации пищевой продукции), личной гигиене работников организаций.
При проектировании, строительстве и реконструкции организаций должны соблюдаться требования настоящих санитарных правил.
Требования санитарных правил распространяются на все виды организаций и являются обязательными для исполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, реализующими пищевую продукцию.
1.3. В организациях должен быть организован производственный контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований настоящих санитарных правил.
1.4. Функционирование организаций осуществляется при условии соответствия их требованиям настоящих санитарных правил.
1.5. Контроль за выполнением настоящих санитарных правил осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации органами, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора*(1).
II. Требования к размещению организаций и их территории
2.1. Стационарные организации размещаются как в отдельно стоящем здании, так и в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам и зданиям общественного и административного назначения.
При размещении организаций в жилых зданиях должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях*(2). При установке и эксплуатации в организациях, размещенных в жилых зданиях, стационарных холодильных камер, холодильных агрегатов и грузоподъемников уровни шума и вибрации в жилых помещениях не должны превышать гигиенические нормативы.
2.2. В помещениях встроенных, встроенно-пристроенных к жилым зданиям и зданиям общественного и административного назначения, не допускается размещать специализированные рыбные магазины.
2.3. При размещении в зданиях торговых объектов и рынков предприятий общественного питания должны соблюдаться санитарно-эпидемиологические требования к предприятиям общественного питания.
2.4. При размещении рынков и отдельно стоящих зданий торговых объектов на территориях жилых микрорайонов должны соблюдаться расстояния до жилых домов в соответствии с требованиями санитарных правил*(3).
2.5. Планировка, обустройство, оборудование и содержание рынка, а также организация его деятельности по продаже продовольственных товаров, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации*(4) и настоящими санитарными правилами.
2.6. Над торговыми местами открытой торговой зоны рынка устанавливаются навесы или иные конструкции для защиты пищевой продукции от атмосферных осадков и прямых солнечных лучей.
2.7. Для сбора мусора и твердых бытовых отходов предусматриваются раздельные контейнеры с крышками (или другие закрывающиеся емкости), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров не менее 1 метра во все стороны.
2.8. Территория организации (при ее наличии) оборудуется ровным, твердым покрытием (заасфальтированным, бетонированным, выложенным плиткой) без выбоин.
III. Требования при организации водоснабжения и водоотведения
3.1. Здания организаций оборудуются системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения в соответствии с требованиями к общественным зданиям и сооружениям в части хозяйственно-питьевого водоснабжения и водоотведения.
При отсутствии централизованных систем водоснабжения и водоотведения работа организаций допускается при условии организации нецентрализованного водоснабжения и водоотведения, в том числе систем автономного водоснабжения и водоотведения.
При организации автономной системы холодного водоснабжения, не имеющей собственного источника водоснабжения, обеспечивается доставка воды питьевого качества специализированным автотранспортом и оборудованием в организации устройств для приема, хранения и расхода воды.
3.2. Вода, используемая из систем централизованного и нецентрализованного водоснабжения, должна отвечать требованиям безопасности на питьевую воду.
Собственный источник водоснабжения должен отвечать санитарно-эпидемиологическим требованиям к источникам водоснабжения для питьевого назначения.
3.3. При отсутствии в здании организации горячего централизованного водоснабжения допускается установка водонагревающих устройств.
3.4. Системы хозяйственно-питьевого, горячего водоснабжения и водоотведения должны находиться в исправном состоянии.
3.5. При отсутствии возможности подключения к централизованной системе водоотведения, здания организаций допускается оборудовать внутренней канализационной сетью, при условии устройства локальных очистных сооружений. Не допускается сброс неочищенных сточных вод в открытые водоемы и на прилегающую территорию, а также устройство поглощающих колодцев.
При отсутствии централизованных и локальных очистных сооружений, водоотведение стоков допускается осуществлять в водонепроницаемую емкость, с последующим вывозом стоков специализированным автотранспортом на очистные сооружения или сливные станции.
3.6. Канализационное оборудование систем водоотведения в здании организации должно быть спроектировано и выполнено так, чтобы исключить риск загрязнения пищевой продукции. Организацией торговли не допускается осуществление деятельности при:
- невозможности обеспечения раздельных выпусков для производственных сточных вод и для хозяйственно-бытовых сточных вод в наружную сеть канализации;
- невозможности разделения системы водоотведения стоков организации торговли, при размещенной ее в жилом или общественном или административном здании, от систем водоотведения стоков этого здания;
- наличии отверстий для прочисток и ревизий в канализационных стояках, проходящих в производственных и складских помещениях организации;
- отсутствии защитных коробов для канализационных стояков, проходящих в производственных и складских помещениях организации;
- отсутствии воздушных разрывов (не менее 20 мм) в местах присоединении моечных ванн, предназначенных для мытья оборудования, инвентаря и тары, к канализационной сети;
- отсутствии гидравлических затворов (сифонов) у приемников стоков внутренней сети канализации;
- при наличии стояков системы канализации от верхних этажей здания жилого дома (или зданий общественного и административного назначения) в помещениях, предусмотренных для приема, хранения, подготовки и реализации пищевой продукции.
IV. Требования при организации отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, естественного и искусственного освещения помещений
4.1. Здания организаций оборудуются системами отопления, вентиляции и/или кондиционирования воздуха, обеспечивающими нормируемые параметры микроклимата на рабочих местах производственных помещений (за исключением складских помещений и холодильных камер) в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, установленными к температуре и влажности воздуха на рабочих местах*(5).
4.2 Системы вентиляции (естественная и механическая) в здании организации должны быть спроектированы и выполнены так, чтобы исключить риск загрязнения воздушной среды в помещениях организации, а также порчу пищевой продукции при ее хранении. Организацией торговли не допускается осуществление деятельности при невозможности:
- обеспечения раздельных систем вентиляции складских помещений продовольственных товаров от систем вентиляции складских помещений непродовольственных товаров;
- обеспечения раздельных систем вентиляции организаций торговли, расположенных в жилых домах (или зданиях общественного и административного назначения), от систем вентиляции этих зданий;
- устройства приточной вентиляции, обеспечивающей очистку подаваемого в помещения организации воздуха до гигиенических нормативов;
- устройства автономных систем вентиляции в санитарно-бытовых помещениях (туалетах, душевых, комнатах гигиены женщин);
- оборудования механической вентиляцией в охлаждаемых камерах для хранения овощей, фруктов, ягод и зелени;
- устройства шахт вытяжной вентиляции над коньком крыши или поверхностью плоской кровли здания на высоту не менее 1 метра, при наличии производственных цехов по изготовлению кулинарной продукции.
Выбросы от систем вентиляции организации не должны ухудшать условия проживания людей в жилом доме.
4.3. Помещения организации обеспечиваются естественным и искусственным освещением.
Уровни естественного и искусственного освещения в помещениях подготовки пищевой продукции, складских, санитарно-бытовых и административных помещениях, торговых залах должны соответствовать гигиеническим требованиям к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий*(6).
4.4. В помещениях для хранения, подготовки и реализации пищевой продукции светильники оборудуются специальными защитными устройствами (плафонами, решетками, сетками, рассеивателями) для предупреждения попадания в пищевую продукцию осколков стекла.
4.5. При работе холодильного и иного оборудования уровни шума и вибрации на рабочих местах в помещениях организации должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям, предъявляемым к уровням шума и вибрации на рабочих местах5.
Уровни шума в торговых залах организации должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к уровням шума в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки*(7).
V. Требования к помещениям организации
5.1. Все помещения в организации располагаются с учетом поточности: отсутствия встречных и перекрестных потоков сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей.
5.2. В организациях, при наличии в них специализированных отделов, предусматриваются изолированные и специально оборудованные помещения для подготовки пищевой продукции к продаже: разрубочная для мяса, фасовочные помещения для подготовки гастрономических и молочно-жировых продуктов, рыбы, овощей и других продовольственных товаров.
Фасовочные помещения оборудуются двухгнездными моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук.
Фасовочные помещения для скоропортящихся пищевых продуктов оборудуются холодильным оборудованием для их хранения.
5.3. Помещения подготовки пищевой продукции к продаже не должны быть проходными. Не допускается хранение пищевой продукции в проходах и коридорах.
5.4. В организациях, использующие контейнеры, а также тележки и корзины для самообслуживания покупателей, создаются условия для обработки и хранения контейнеров, тележек и корзин отдельно от условий для мытья и хранения торгового оборудования и инвентаря.
5.5. В организации предусматривается помещение для хранения и обработки уборочного инвентаря, приготовления дезинфекционных растворов, оборудованное поддоном и подводкой к нему холодной и горячей воды. При отсутствии такого помещения допускается хранение уборочного инвентаря в специально отведенном месте (местах).
5.6. В организациях выделяются складские помещения для раздельного хранения продовольственных и непродовольственных товаров в целях исключения загрязнения пищевой продукции. При невозможности выделения раздельных складских помещений для продовольственных и непродовольственных товаров допускается наличие одного помещения с размещением пищевой продукции и непродовольственных товаров в разных зонах (участках), обеспечивающих условия, исключающие соприкосновение пищевой продукции и непродовольственных товаров, загрязнение и/или изменение органолептических свойств пищевой продукции.
В торговых залах для реализации непродовольственных товаров выделяются отдельные торговые зоны (секции, отделы).
При организации приема и хранения стеклотары от населения выделяются отдельные помещения с отдельным входом.
5.7. Помещения для хранения и подготовки пищевой продукции к продаже, охлаждаемые камеры не должны размещаться под душевыми, туалетами, моечными, а также под помещениями, оборудованными канализационными трапами.
5.8. В организациях материалы, используемые для внутренней отделки помещений, должны быть нетоксичными, устойчивыми к проведению уборки влажным способом и, при необходимости, обработки дезинфицирующими средствами. Стены и полы фасовочных, моечных, душевых и туалетных помещений выполняются влагостойкими материалами.
Потолки, стены и полы всех помещений должны быть гладкими, без нарушения целостности и признаков поражения грибком.
5.9. Для работников организации предусматриваются туалеты, раковины для мытья рук с подводом горячей и холодной воды со смесителем. Туалеты для посетителей, при их проектировании, предусматриваются отдельными от туалетов для работников организации.
VI. Требования к оборудованию, инвентарю и посуде
6.1. Организации оснащаются торговым оборудованием, инвентарем, посудой, тарой, упаковкой, изготовленными из материалов, соответствующие требованиям, предъявляемым к безопасности материалов, контактирующих с пищевой продукцией и средами*(8).
6.2. Холодильное оборудование оснащается термометрами или средствами автоматического контроля и регистрации температурного режима хранения скоропортящийся пищевой продукции. Складские помещения для хранения сыпучих продуктов, овощей и фруктов оснащаются средствами измерения температуры и влажности. Использование ртутных термометров для контроля температурного режима не допускается.
6.3. Контроль за температурно-влажностным режимом хранения пищевой продукции в холодильном оборудовании и складских помещениях производится ежедневно с регистрацией показателей температуры и влажности воздуха на бумажных и (или) электронных носителях.
6.4. Колода для разруба мяса ежедневно по окончании работы зачищается ножом и посыпается солью. Периодически, по мере необходимости, колоду спиливают и остругивают.
VII. Требования к приему, размещению и условиям хранения пищевой продукции
7.1. В организацию принимается пищевая продукция, сопровождаемая товаросопроводительной документацией, обеспечивающей ее прослеживаемость.
7.2. Пищевые продукты принимаются в чистой, сухой, без постороннего запаха и нарушений целостности таре и упаковке. Перетаривание пищевых продуктов (кроме свежих ягод, грибов, плодоовощной продукции) из тары поставщика в другую тару не допускается.
7.3. Этикетки (ярлыки) от транспортной упаковки пищевой продукции поставщика или листок-вкладыш, помещаемый в каждую транспортную упаковку или прилагаемый к каждой транспортной упаковке, или нанесенная непосредственно на транспортную упаковку маркировка сохраняются до момента реализации пищевой продукции в организации.
7.4. Хранение пищевой продукции в организации осуществляется в соответствии с условиями, установленными изготовителями пищевой продукции с учетом требований к помещениям для хранения, установленных в пунктах 5.6 и 5.7 настоящих санитарных правил.
7.5. При размещении пищевой продукции соблюдаются правила товарного соседства: пищевые продукты, имеющие специфический запах (сельди, рыба, специи и аналогичные), размещаются отдельно от пищевой продукции, воспринимающие запахи.
7.6. Не допускается размещать продовольственное (пищевое) сырье и полуфабрикаты вместе с готовой к употреблению пищевой продукцией.
Допускаться хранение продовольственного (пищевого) сырья и полуфабрикатов промышленного изготовления совместно с готовой пищевой продукцией при условии, что такое сырье, полуфабрикаты и готовая пищевая продукция упакованы промышленным способом, исключающим их соприкосновение, перекрестное загрязнение и/или изменение органолептических свойств, а также при условии, что они имеют одинаковые температурно-влажностные параметры хранения.
Фасование непродовольственных товаров в отделах по реализации пищевой продукции, а также в фасовочных помещениях для пищевой продукции, не допускается.
Пищевая продукция, не соответствующая требованиям технических регламентов Таможенного союза, в том числе пищевая продукция с истекшими сроками годности, размещается в организации изолировано от пищевой продукции, предназначенной для реализации потребителю.
7.7. В складских помещениях, холодильном оборудовании и фасовочных помещениях пищевая продукция размещается на стеллажах, поддонах или подтоварниках, изготовленных из материалов, поддающихся мойке и дезинфекции.
Размещение пищевой продукции вблизи трубопроводов систем водоснабжения и водоотведения, приборов отопления, вне складских помещений, а также размещение не упакованной в транспортную тару пищевой продукции непосредственно на полу не допускается.
7.8. В холодильных камерах создаются условия для хранения охлажденного мяса (туш, полутуш, четвертин) в вертикальном подвешенном состоянии без соприкосновения друг с другом, а также без соприкосновения со стенами и полом холодильной камерой.
Хранение мороженого мяса обеспечивается на стеллажах или подтоварниках.
Мясные полуфабрикаты, субпродукты, птица мороженая и охлажденная хранятся в транспортной таре. При укладке пищевой продукции в штабеля создаются условия для циркуляции воздуха между тарой и обеспечиваются проходы для беспрепятственного доступа к пищевой продукции.
7.9. В организации обеспечиваются условия хранения охлажденной и мороженной рыбы в транспортной таре, в соответствии с условиями хранения, установленными изготовителем.
7.10. Хранение хлеба и хлебобулочные изделия обеспечивается в чистых, сухих, хорошо проветриваемых помещениях на стеллажах. Не допускается хранение хлеба и хлебобулочных изделий навалом и соприкасающимися со стенами и/или полом помещений.
В случаях обнаружения в процессе хранения или продажи признаков заболевания хлеба и хлебобулочных изделий картофельной болезнью необходимо немедленно изъять такие изделия из торгового зала и складских помещений, стеллажи промыть теплой водой с моющими средствами и обработать 3%-ным раствором уксусной кислоты.
7.11. Прием кондитерских изделий с кремом (тортов и пирожных) от поставщика проводится упакованными в потребительскую или транспортную упаковку с крышками. В организации кондитерские изделия отпускаются продавцом в потребительской упаковке.
7.12. Хранение сыпучих пищевых продуктов производится в сухих, чистых, хорошо проветриваемых помещениях, не зараженных амбарными вредителями, при условиях, установленных производителем продукции.
Сыпучие пищевые продукты хранят в мешках штабелями или потребительской упаковке на стеллажах, на расстоянии не менее 50 см от стен и не менее 75 см. между штабелями.
7.13. В организации обеспечиваются условия для хранения овощей и корнеплодов, установленными производителями продукции. Хранение в складских помещениях картофеля и корнеплодов обеспечивается в темноте (без доступа естественного и искусственного освещения в помещения для хранения, или помещенных в светонепроницаемую упаковку).
Овощи и корнеплоды в процессе хранения периодически проверяются и подвергаются переборке.
7.14. Лед, используемый для охлаждения пищевой продукции, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к питьевой воде.
VIII. Требования к условиям реализации пищевой продукции
8.1. При реализации пищевой продукции должны соблюдаться требования технических регламентов, а также условия хранения и сроки годности (при наличии) такой продукции, установленные ее изготовителем. Не допускается реализация пищевой продукции, не отвечающей требованиям технических регламентов.
8.2. Подготовка к реализации, взвешивание и упаковка сырой, непереработанной пищевой продукции (мяса, мяса птицы, рыбы, морепродуктов, яиц, овощей, фруктов, зелени и других) производится раздельно от пищевой продукции, готовой к употреблению (в специальных отделах или секциях или на отдельных весах).
Уборщицы и подсобные рабочие не привлекаются для подготовки пищевой продукции к продаже.
8.3. При подготовке пищевой продукции к реализации продавцом используется промаркированный инвентарь. Для каждого вида пищевой продукции выделяются отдельные разделочные доски и ножи с буквенной маркировкой, указывающей на вид пищевой продукции ("хлеб", "сыр", "масло", "колбасные изделия" и другие). Не допускается использование разделочных досок и ножей, предназначенных для разделки продовольственного (пищевого) сырья и полуфабрикатов, для нарезки готовой к употреблению пищевой продукции.
Разделочные доски и ножи хранятся в соответствующих фасовочных помещениях или отделах и используются строго по назначению.
8.4. Отпуск покупателям пищевой продукции, в том числе продовольственного (пищевого) сырья, неупакованной производителем, осуществляется с использованием потребительской упаковки, соответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза.
8.5. В организациях не допускается:
- взвешивание продавцом на весах пищевых продуктов без упаковки;
- отпуск покупателям пищевых продуктов, упавших на пол или загрязненных иным путем (далее - санитарный брак);
- сливать жидкие пищевые продукты из посуды покупателя обратно в общую тару, при их отпуске;
- продажа яиц в отделах (секциях), реализующие не упакованные производителем пищевые продукты, готовые к употреблению;
- упакование пищевых продуктов под вакуумом.
8.6. Допускается реализовывать вразвес пищевую продукцию (мясные изделия в парогазопроницаемых оболочках или вакуумной упаковке, салаты и готовые охлажденные многокомпонентные блюда и другую пищевую продукцию), поступившую от производителей в потребительской упаковке или транспортной таре, при условии наличия раковин для мытья используемого торгового инвентаря и мытья рук.
Реализация скоропортящейся пищевой продукции с момента вскрытия потребительской упаковки осуществляется в течение не более 12 часов при соблюдении условий хранения. Продавец после вскрытия упаковки должен указать срок годности (дату и время) реализуемой вразвес скоропортящийся пищевой продукции, который не должен превышать срок годности, установленный производителем на данную продукцию.
Сроки годности нескоропортящейся пищевой продукции, подлежащей фасованию в процессе реализации пищевой продукции, не должны превышать сроков годности пищевой продукции в первичной упаковке и отсчитываются со дня изготовления пищевой продукции изготовителем.
8.7. Отпуск покупателям готовой к употреблению нефасованной плодоовощной переработанной пищевой продукции (квашеной, соленой, маринованной) производится раздельно от сырых овощей и фруктов с использованием специального инвентаря (ложек, вилок, щипцов).
8.8. В организациях допускается осуществлять мытье корнеплодов и их фасовку (после просушивания) в сетки или иную потребительскую упаковку при условии наличия специально выделенного и оборудованного помещения.
8.9. Автоматы для реализации напитков в розлив обеспечиваются одноразовой посудой или потребительской упаковкой.
8.10. Реализуемая живая рыба и живые водные беспозвоночные содержатся в условиях, обеспечивающих их жизнедеятельность, без ограничения срока годности. Емкости, предназначенные для содержания живой рыбы и живых водных беспозвоночных, должны быть произведены из материалов, не изменяющих качество воды, и оборудованы устройством обеспечивающим жизнедеятельность рыбы и водных беспозвоночных.
8.11. Замороженная пищевая продукция, размещенная в витринах самообслуживания торгового зала или в холодильном оборудовании прилавка, обеспечивается условиями ее хранения, установленными изготовителем. Реализация замороженных пищевых продуктов осуществляется в потребительской упаковке.
Витрины самообслуживания оборудуются средствами температурного контроля, позволяющими соблюдать и контролировать установленный температурный режим.
8.12. В организацию не допускается принимать и реализовывать населению:
- пищевую продукцию без товаросопроводительных документов;
- пищевую продукцию в загрязненной транспортной упаковке, если это может привести к загрязнению пищевой продукции;
- консервы, имеющие дефекты: бомбаж, хлопуши, подтеки, пробоины и сквозные трещины, деформированные, с признаками микробиологической порчи (плесневение, брожение, ослизнение);
- загнившие овощи и фрукты;
- позеленевшие клубни картофеля;
- дефростированную и повторно замороженную пищевую продукцию;
- пищевую продукцию с истекшими сроками годности;
- пищевую продукцию без маркировки, предусмотренной требованиями технических регламентов;
- мясо без ветеринарного клейма;
- непотрошенную птицу, за исключением дичи, яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам, а также с загрязненной скорлупой, с пороками (красюк, туман, кровяное кольцо, большое пятно, миражные), с насечкой, "тек", "бой", утиные и гусиные яйца.
Реализация сырого молока на сельскохозяйственных рынках допускается при наличии предупреждающей надписи о необходимости его кипячения.
8.13. При организации обслуживания на дому доставка пищевой продукции заказчику должна осуществляться в условиях, обеспечивающих их качество, безопасность и исключающих их загрязнение и порчу.
8.14. В период массового поступления картофеля, корнеплодов, бахчевых культур и свежей плодоовощной продукции допускается продажа овощей и фруктов с лотков, тележек и на открытых, специально оборудованных, площадках, в том числе на бахчевых развалах.
Не допускается реализация картофеля, корнеплодов, сезонной плодоовощной продукции, бахчевых культур непосредственно с земли.
IX. Санитарно-эпидемиологические требования к нестационарным объектам торговли при организации мелкорозничной торговли
9.1. При организации мелкорозничной торговли в нестационарных объектах торговли (далее - объект мелкорозничной торговли) реализация пищевой продукции осуществляется при наличии соответствующих условий для ее хранения и реализации, установленных производителем продукции. При наличии одного рабочего места продажа осуществляется только упакованной производителем пищевой продукции в потребительскую упаковку. Реализация напитков в розлив осуществляется при наличии посуды одноразового использования.
9.2. Объекты мелкорозничной торговли (торговые палатки, киоски, торговые павильоны) обеспечиваются раковинами для мытья рук, присоединенными к водопроводу и канализации, и туалетами, расположенными в радиусе не более 100 метров от рабочего места. Допускается применение нецентрализованных систем автономного водоснабжения и канализации.
9.3. Передвижные средства, используемые при организации мелкорозничной торговли, по окончании рабочего дня подвергаются санитарной обработке. Не допускается хранение на дому у продавцов передвижного и переносного торгового оборудования, инвентаря, спецодежды и пищевой продукции, предназначенной для реализации.
9.4. Не допускается реализация на объектах мелкорозничной торговли скоропортящейся пищевой продукции при отсутствии холодильного оборудования.
9.5. Отпуск хлеба, кондитерских и хлебобулочных изделий осуществляется в упакованном виде.
Для отпуска горячих готовых кулинарных изделий (пирожков, беляшей, чебуреков, котлет и других аналогичных кулинарных изделий) используются изотермические или подогреваемые емкости, тележки, внутренняя поверхность которых выполнена из моющихся и нетоксичных материалов.
Продажа бахчевых культур частями и с надрезами не допускается.
9.6. Продавец (владелец) объекта мелкорозничной торговли обеспечивает:
а) содержание объекта мелкорозничной торговли, а также окружающей территории в чистоте;
б) наличие щипцов, совков, лопаток и другого инвентаря при отпуске пищевой продукции вразвес;
в) контроль за соблюдением сроков годности пищевой продукции.
9.7. Оборотная тара после завершения работы ежедневно вывозится с территории объекта мелкорозничной торговли. Хранение тары на прилегающей территории к объекту мелкорозничной торговли не допускается.
9.8. Продавец обеспечивается санитарной одеждой (халатом или курткой, колпаком или косынкой или иной формой одежды, принятой в организации) и условиями для соблюдения правил личной гигиены. Мыло и одноразовые полотенца возле рукомойника должны быть в наличии постоянно. Замена санитарной одежды производится по мере загрязнения.
9.9. Продавец должен иметь при себе и предъявлять для контроля должностным лицам, уполномоченным осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, личную медицинскую книжку установленного образца с отметками, о пройденном медосмотре и заключение врача о допуске к работе, товаросопроводительные документы на реализуемую пищевую продукцию, обеспечивающие ее прослеживаемость.
X. Требования к содержанию территории, помещений и оборудования
10.1. Территория организации должна содержаться в чистоте. Уборка территории проводится ежедневно.
10.2. Твердые бытовые отходы и другой мусор собираются в мусоросборники. Вывоз отходов и очистка мусоросборников проводится организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации*(9).
10.3. Пищевые отходы и санитарный брак собираются в выделенные емкости с крышками, имеющие соответствующую маркировку: "Пищевые отходы". Допускается временное хранение пищевых отходов в отдельно выделенной холодильной камере (при ее наличие) или ином выделенном холодильном оборудовании.
Холодильная камера (холодильное оборудование) и емкости после удаления пищевых отходов моются, с применением моющих и дезинфицирующих средств, ополаскиваются горячей водой и просушиваются. Выделяется место для мытья тары, предназначенной для пищевых отходов.
10.4. Вывоз пищевых отходов производится выделенным транспортом. Использование одного и того же транспорта для перевозки пищевой продукции, вывоза мусора и перевозки пищевых отходов не допускается.
10.5. Помещения организации содержатся в чистоте. Во всех помещениях ежедневно и по мере необходимости в течение смены проводится влажная уборка с применением моющих средств. Уборка торгового зала проводится ежедневно в конце рабочего дня с применением моющих средств. В туалетах уборка проводится с применением чистящих и дезинфицирующих средств ежедневно.
Осветительные приборы и окна очищаются по мере загрязнения.
10.6. Один раза в месяц проводится генеральная уборка всех помещений организации с использованием дезинфицирующих средств.
10.7. Для уборки торговых залов, складских и вспомогательных помещений уборочный инвентарь маркируется, в зависимости от назначения помещений и видов уборочных работ, и храниться в помещении для уборочного инвентаря или в специально оборудованном шкафу. Уборочный инвентарь для туалета (ветошь, ведра, щетки) маркируется и хранится в туалетной комнате в специальном шкафу или в отведенном месте отдельно от другого уборочного инвентаря.
По окончании уборки помещений уборочный инвентарь промывается, с использованием моющих и дезинфицирующих средств, просушивается и хранится в чистом виде в специально отведенном для него месте.
10.8. Моющие и дезинфицирующие средства, используемые для уборки помещений и мытья торгового инвентаря и оборудования, применяются в соответствии с прилагаемыми к ним инструкциями и хранятся в таре изготовителя в отдельных помещениях или специально отведенных местах. Не допускается хранение в одном помещении моющих и дезинфицирующих средств совместно с пищевыми продуктами.
10.9. В помещениях организации не должно быть насекомых и грызунов, при их обнаружении проводятся мероприятия по дезинсекции и дератизации специализированными организациями.
При реконструкции и ремонте зданий организации проводятся инженерно-технические мероприятия по защите зданий и помещений от проникновения грызунов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации и проведению дератизационных мероприятий*(10).
В объектах торговли не допускается содержать домашних животных и птиц. В производственных и складских помещениях не должны находиться посторонние лица.
10.10. Мытье торгового инвентаря ручным способом осуществляется в следующем порядке:
а) механическое удаление остатков пищевых продуктов;
б) мытье инвентаря щеткой с добавлением моющих средств;
в) ополаскивание инвентаря горячей проточной водой с температурой не ниже + 500С;
г) просушивание.
Стеллажи для хранения хлеба моются теплой водой, с использованием моющих средств, обрабатываются 1%-ным раствором уксусной кислоты и просушиваются.
Ванны для мытья инвентаря ежедневно промываются, с применением моющих и дезинфицирующих средств.
Щетки для мытья инвентаря, посуды, тары ежедневно промываются, с применением моющих средств, сушатся и хранятся в специально выделенном месте.
10.11. Изотермические емкости автоцистерн, используемые для реализации кваса, пива и молока, подвергаются мойке и дезинфекции на предприятии - изготовителе этих пищевых продуктов.
10.12. Режим мытья автоматов по продаже пищевой продукции проводится в соответствии с инструкцией по их эксплуатации.
10.13. Обработка пиво- и виноразливочного оборудования, используемого в организации, проводится в соответствии с инструкцией по эксплуатации с использованием моющих и дезинфицирующих средств.
XI. Гигиенические требования к транспортировке пищевой продукции
11.1. Для транспортировки пищевых продуктов используются специально предназначенные или специально оборудованные транспортные средства. При перевозке пищевых продуктов должны соблюдаться требования технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции"*(11), установленные к грузовым отделениям транспортных средств и контейнеров и условиям перевозки пищевых продуктов в них, а также требования к процессам перевозки (транспортирования) отдельных видов пищевой продукции, установленные в других технических регламентов Таможенного союза.
11.2. Лица, сопровождающие пищевую продукцию в пути следования и выполняющие их погрузку и выгрузку, должны использовать санитарную одежду (халат или куртку, колпак или косынку или иную форму одежды, принятую в организации, рукавицы), проходить медицинский осмотр в установленном порядке, с отметкой о результатах его прохождения в личных медицинских книжках.
11.3. При транспортировке пищевой продукции должны соблюдаться правила последовательной ее укладки, исключающие контакт сырой и готовой пищевой продукции, загрязнения пищевой продукции при ее погрузке и выгрузке, а также условия перевозки пищевой продукции (в т.ч. температурный режим), установленные изготовителем пищевой продукции.
Допускаться транспортировка продовольственного (пищевого) сырья и полуфабрикатов промышленного изготовления совместно с готовой пищевой продукцией при условии, что такое продовольственное (пищевое) сырье, полуфабрикаты и готовая пищевая продукция упакованы промышленным способом, исключающим их соприкосновение, перекрестное загрязнение и/или изменение органолептических свойств, а также при условии, что они имеют одинаковые температурно-влажностные параметры хранения и транспортировки.
11.4. Грузовые отделения транспортных средств и контейнеры подвергаются регулярной очистке, мойке, дезинфекции с периодичностью, необходимой для того, чтобы грузовые отделения транспортных средств и контейнеры не могли являться источником загрязнения пищевой продукции. Вода, используемая для мойки внутренних поверхностей грузовых отделений транспортных средств и контейнеров, должна соответствовать требованиям к питьевой воде.
XII. Санитарные требования к личной гигиене работников организации
12.1. Работники, занятые на работах, которые связаны с хранением, перевозкой (транспортированием) и реализацией пищевой продукции и имеющие непосредственный контакт с пищевой продукцией, проходят обязательные, предварительные при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке*(12).
12.2. Работники организации, имеющие непосредственный контакт с пищевой продукцией, должны иметь личную медицинскую книжку установленного образца, в которую должны быть внесены результаты медицинских обследований и лабораторных исследований, сведения о прививках, сведения о прохождении профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, допуск к работе.
12.3. Работники организации, имеющие непосредственный контакт с пищевой продукцией, проходят профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию при приеме на работу и далее с периодичностью не реже 1 раз в 2 года.
12.4. В организациях создаются необходимые условия для соблюдения правил личной гигиены: мыло, туалетная бумага и одноразовые полотенца (или электрополотенца) должны быть в наличии постоянно. Для дополнительной обработки рук допускается применение кожных антисептиков.
12.5. Работники организации, имеющие контакт с пищевой продукцией, обеспечиваются санитарной одеждой (халатом или курткой, колпаком или косынкой или иной формой одежды, принятой в организации). Для уборки помещений выделяются отдельные халаты.
Замена санитарной одежды производится по мере загрязнения. Стирка санитарной одежды осуществляется централизованно.
Санитарная одежда хранится отдельно от домашней одежды. Персонал обеспечивается вешалками или двухсекционными шкафчиками для раздельного хранения домашней и санитарной одежды.
12.6. Слесари, электромонтеры и другие работники, занятые ремонтными работами в торговых и складских помещениях организации, работают в чистой санитарной (или специальной) одежде, переносят инструменты в специальных закрытых ящиках.
12.7. Работники организации, имеющие контакт с пищевой продукцией, должны соблюдать следующие правила личной гигиены:
- перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду, подбирать волосы под головной убор;
- при посещении туалета снимать санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом;
- при появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщать администрации и обращаться в медицинское учреждение для лечения;
- сообщать обо всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника.
XIII. Требования к соблюдению санитарных правил
13.1. Руководитель организации торговли обеспечивает:
- выполнение требований санитарных правил всеми работниками организации;
- организацию производственного контроля;
- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию;
- наличие личных медицинских книжек на каждого работника;
- организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной одежды;
- наличие достаточного количества санитарной одежды;
- исправную работу и своевременный ремонт технологического, холодильного и другого оборудования;
- проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.
-------------------------------------------
*(1) Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст. 2999) с изменениями, внесенными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2014 N 228 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 13, ст. 1484).
*(2) Санитарные правила СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64, зарегистрированным в Минюсте России 15.07.2010, регистрационный N 17833, с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.12.2010 N 175, зарегистрированным в Минюсте России 28.02.2011, регистрационный N 19948.
*(3) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, зарегистрированным в Минюсте России 25.01.2008, регистрационный N 10995).
*(4) Федеральный закон от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
*(5) СанПиН 2.2.4.3359-16 "Санитарно-эпидемиологические требования к физическим факторам на рабочих местах" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21.06.2016 N 81, зарегистрированным в Минюсте России 08.08.2016, регистрационный N 43153).
*(6) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 "Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 08.04.2003 N 34, зарегистрированным Минюстом России 23.04.2003, регистрационный N 4443).
*(7) СН 2.2.4/2.1.8.562-96 " Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки." (утверждены постановлением Госкомсанэпиднадзора Российской Федерации от 31.10.1996 N 36).
*(8) Решение Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе"
*(9) Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"
*(10) СП 3.5.3.3223-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий" (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.09.2014 N 58, зарегистрированным в Минюсте России 26.02.2015, регистрационный N 3621).
*(11) Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 "О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции".
*(12) Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда" (зарегистрирован Минюстом России 21.10.2011, регистрационный N 22111) с изменениями, внесенными приказом Минздрава России от 15.05.2013 N 296н (зарегистрирован Минюстом России 03.07.2013, регистрационный N 28970).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.