Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства экономического развития РФ "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 28 ноября 2016 гола N 763 Об утверждении требований к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности"
(подготовлен Минэкономразвития России 22.11.2017 г.)
Проект приказа Минэкономразвития России "О внесении изменений в приказ Минэкономразвития России от 28 ноября 2016 г. N 763 "Об утверждении требований к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности" (далее - Проект приказа) разработан в целях стандартизации работы региональных гарантийных организаций, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и приказом Минэкономразвития России от 28 ноября 2016 г. N 763 "Об утверждении требований к фондам содействия кредитованию (гарантийным фондам, фондам поручительств) и их деятельности" (далее - Приказ).
В соответствии с Приказом основным источником финансирования текущей деятельности региональных гарантийных организаций и выполнения ими своих обязательств по выдаваемым независимым гарантиям и (или) поручительствам являются доходы от размещения временно-свободных денежных средств и вознаграждения за выдачу независимых гарантий и (или) поручительств.
В настоящее время в связи со снижением ключевой ставки Банка России до 9 %, наблюдается тенденция к снижению процентных ставок банками для размещения денежных средств в депозиты.
Так, средняя процентная ставка топ-5 банков составляет менее 8 % при условии невозможности частичного изъятия и на срок, превышающий 180 дней (в случае досрочного расторжения договора предусматривается перерасчет процентов по ставке до востребования (0,1 %), что приводит к потерям доходности).
По данным отчетности РГО, процентная ставка от размещения временно свободных денежных средств в депозиты по состоянию на 01.01.2017 составляла 8,33 %; а на 01.07.2017 - 7,66 %.
Кроме того, в рамках унификации деятельности РГО намечается тренд по снижению стоимости размера вознаграждения за предоставление поручительства и (или) независимой гарантии.
Учитывая необходимость формирования резервов по сомнительным долгам РГО в объемах и в сроки, предусмотренные Приказом, при снижении доходной составляющей, требования к РГО по ограничению 30 %-го дохода от размещения средств для покрытия операционных расходов, а также по достижению положительного результата от операционной и финансовой деятельности представляется неисполнимым.
В этой связи предлагается пересмотреть принципы планирования деятельности РГО, в том числе, путем:
- снятия ограничения по использованию доходов от размещения временно свободных денежных средств;
- направления финансового результата от деятельности на пополнение гарантийного капитала РГО,
а также предусмотреть увеличение сроков по формированию резервов и достижению их значения на уровне 100 % до 31.12.2020.
Также Проект приказа предусматривает изменение порядка расчета допустимого размера убытков в связи с исполнением региональными гарантийными организациями своих обязательств по независимым гарантиям и (или) поручительствам.
В соответствии с Приказом в качестве порогового значения уровня убыточности региональной гарантийной организации установлен уровень просроченной задолженности в общем объеме кредитов и прочих средств, предоставленных нефинансовым организациям. Принимая во внимание, что общий объем привлеченного нефинансовым сектором финансирования формируется в большей степени за счет крупнейших компаний сырьевого сектора, которые в том числе обладают хорошей финансовой устойчивостью, данный показатель становится не корректным для применения к субъектам малого и среднего предпринимательства.
Так, по состоянию на 01.08.2017 совокупный объем кредитов, предоставленных субъектам нефинансового сектора составляет 28,7 трлн рублей, доля кредитов субъектам МСП в общем объеме кредитов нефинансовому сектору составляет лишь 21,2 % или 4,7 трлн рублей.
При этом, размер просроченной задолженности субъектов нефинансового сектора составляет 7,0 % в общем объеме кредитов,а просроченная задолженность по кредитам, предоставленным субъектам МСП - 13,7 %.
В этой связи проектом приказа предусматривается использование показателя "уровень просроченной задолженности в общем объеме задолженности по кредитам, предоставленным субъектам МСП (в целом по Российской Федерации)" и приводится расчет указанного показателя.
Одновременно, учитывая что убытки, понесенные региональной гарантийной организацией в связи с совершением платежа по независимой гарантии и (или) поручительству, должны компенсироваться соответствующим заемщиком, предлагается скорректировать порядок "расчета фактического размера убытков в связи с исполнением РГО своих обязательств" путем вычитания из объема исполненных РГО обязательств по договору поручительства и (или) независимой гарантии фактически полученной от заемщика (его поручителя, залогодателя) средств за весь период деятельности.
Предлагается уточнить критерии отбора кредитных организаций и микрофинансовых организаций в целях заключения с ними соглашений о сотрудничестве. Учитывая, что в настоящее время на официальном сайте Центрального Банка Российской Федерации публикуется обзор ключевых показателей МФО, в состав которого не включены показатели просроченной задолженности портфеля микрозаймов, предлагается в критериях отбора РГО микрофинансовых организаций для целей заключения соглашения о сотрудничестве установить пороговое значение просроченной задолженности портфеля микрозаймов микрофинансовой организации в размере 15 % размера совокупной задолженности по портфелю займов на последнюю отчетную дату.
Проект приказа предусматривает внесение ряда технико-юридических изменений в Приказ, которые позволят привести его в соответствие с действующим законодательством и практикой. В частности, предлагается:
1) предусмотреть возможность привлечения региональными гарантийными организациями индивидуальных аудиторов для осуществления оценки их годовой бухгалтерской отчетности в целях приведения данной нормы в соответствие с Федеральным законом от 31.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (с учетом необходимости внесения соответствующих изменений в часть 3 статьи 15.2 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"). Одновременно, учитывая, что региональные гарантийные организации самостоятельно разрабатывают порядок отбора аудиторских организаций, предлагается скорректировать требования к публикуемому региональной гарантийной организацией комплекту документов об отборе аудиторской организации;
2) приведение порядка расчета вознаграждения за выдачу независимых гарантий и (или) поручительств в соответствие с налоговым законодательством (в части отсутствия в соответствии с пунктом 3 статьи 149 НК РФ необходимости начисления налога на добавленную стоимость в связи с уплатой вознаграждения за выдачу независимой гарантии и (или) поручительства);
3) предусмотреть условие по не предоставлению поручительства и (или) независимой гарантии РГО субъектам МСП и (или) организациям инфраструктуры поддержки субъектов МСП в связи с выявленным в ходе анализа заявки неприемлемым кредитным риском и (или) полученной негативной информацией о деловой репутации;
4) отменить критерий по выполнению обязательных нормативов, установленных в соответствии со статьей 62 Закона о Банке России в целях заключения соглашения о сотрудничестве с кредитной организацией для оказания поддержки субъектам МСП и (или) организациям инфраструктуры поддержки, учитывая факт неприменения Банком России в отношении кредитных организаций, находящихся на санации санкций в форме запрета на совершение отдельных банковских операций, в т.ч. кредитование субъектов МСП;
5) в связи с изменением Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 26.07.2017) "О банках и банковской деятельности" заменить "генеральную лицензию Центрального Банка Российской Федерации" на "универсальную или базовую лицензию Центрального Банка Российской Федерации";
6) пересмотреть перечень документов, подтверждающих целевое использование кредита (займа) при принятии требования финансовой организации об исполнении обязательств по договорам поручительств и (или) независимых гарантий, учитывая контрольную функцию Банка России за деятельностью кредитно-банковской системы, в т.ч. в части целевого кредитования, приведя в соответствие с соответствующими положениями Методических рекомендаций по вопросам оказания финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в рамках Национальной гарантийной системы (вопрос выносится на утверждение Совета директоров АО "Корпорация "МСП" в срок 22.09.2017);
7) предусмотреть необходимость предоставления документов, подтверждающих списание денежных средств на условиях заранее данного акцепта со счетов субъектов МСП и (или) организаций инфраструктуры поддержки, открытых в финансовых организациях только при условии наличия соответствующего акцепта;
8) уточнить показатель ожидаемых потерь по предоставленным поручительствам и (или) независимым гарантиям на уровне прогнозных значений в целях подсчета операционного лимита на вновь принятые условные обязательства на год.
В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 01.03.2017 N 91 "Об утверждении Порядка, сроков и форм представления информации, предусмотренной пунктами 5 и 6 Правил проведения акционерным обществом "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" мониторинга оказания федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и мониторинга оказания организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также состава такой информации" предусмотрен порядок и сроки представления РГО информации об оказанной в отчетном периоде поддержке и о результатах использования такой поддержки с использованием АИС "Мониторинг МСП".
В соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 N 316 (ред. от 17.08.2017) предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке и на условиях, установленных Минэкономразвития России.
В связи с этим предоставление региональными гарантийными организациями Минэкономразвития России информации относительно их деятельности может осуществляться в соответствии с приказом Минэкономразвития России от 25.03.2015 N 167 (ред. от 28.11.2016) "Об утверждении условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства", а также в рамках заключаемых соглашений между Минэкономразвития России и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства.
Таким образом, в целях исключения дублирующих положений в различных нормативных актах о предоставлении информации РГО относительно осуществляемой деятельности предлагается исключить раздел XIV "Иные требования, связанные с деятельностью РГО".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.