Проект Приказа Федеральной таможенной службы "Об утверждении Административного регламента осуществления Федеральной таможенной службой государственного контроля (надзора) при ввозе (прибытии) товаров, перемещаемых водным транспортом, в Российскую Федерацию либо вывозе (убытии) товаров, перемещаемых водным транспортом, из Российской Федерации в международном грузовом сообщении"
(подготовлен ФТС России 05.10.2018 г.)
В соответствии с частью 3 статьи 214 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082), Федеральным законом от 26 декабря 2018 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249), Правилами разработки и утверждения административных регламентов осуществления государственного контроля (надзора), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст. 3169, N 35, ст. 5092; 2012, N 28, ст. 3908, N 36, ст. 4903, N 50, ст. 7070, N 52, ст. 7507; 2014, N 5, ст. 506; 2017, N 44, ст. 6523, 2018, N 6, ст. 880, N 25, ст. 3696, N 36, ст. 5623), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Административный регламент осуществления Федеральной таможенной службой государственного контроля (надзора) при ввозе (прибытии) товаров, перемещаемых водным транспортом, в Российскую Федерацию либо вывозе (убытии) товаров, перемещаемых водным транспортом, из Российской Федерации в международном грузовом сообщении.
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя руководителя ФТС России Р.В. Давыдова.
3. Настоящий приказ вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Руководитель |
В.И. Булавин |
Приложение
к приказу Минфина России
от _______________N _______
Административный регламент осуществления Федеральной таможенной службой государственного контроля (надзора) при ввозе (прибытии) товаров, перемещаемых водным транспортом, в Российскую Федерацию либо вывозе (убытии) товаров, перемещаемых водным транспортом, из Российской Федерации в международном грузовом сообщении
I. Общие положения
Наименование функции
1. Функция по осуществлению таможенного контроля при ввозе (прибытии) товаров, перемещаемых водным транспортом, в Российскую Федерацию либо вывозе (убытии) товаров, перемещаемых водным транспортом, из Российской Федерации в международном грузовом сообщении (далее - Функция).
Наименование федерального органа,
осуществляющего государственный контроль (надзор)
2. Функция осуществляется Федеральной таможенной службой. Непосредственно Функция осуществляется таможенными органами Российской Федерации, находящимися в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее соответственно - таможенные органы, пункты пропуска), в которых осуществляется ввоз и вывоз в (из) Российскую (ой) Федерацию (ии) товаров и морских (речных) транспортных средств международной перевозки.
Нормативные правовые акты, регулирующие
осуществление государственного контроля (надзора)
3. Перечень нормативных правовых актов, регулирующих осуществление государственного контроля (надзора), размещен на официальном сайте ФТС России в сети Интернет (далее - сайт ФТС России) (www.customs.ru), в федеральной государственной информационной системе "Федеральный реестр государственных услуг (функций)" (далее - федеральный реестр) и в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) (далее - Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Предмет государственного контроля (надзора)
4. Предметом государственного контроля (надзора) является таможенный контроль должностными лицами структурных подразделений таможенных органов, находящимися в морском (речном) пункте пропуска (далее - МПП), уполномоченными на осуществление таможенных операций и проведение таможенного контроля в отношении ввозимых и вывозимых товаров (далее соответственно - должностные лица, структурное подразделение), за соблюдением перевозчиком или лицом, действующим по его поручению, в том числе таможенным перевозчиком (далее - перевозчик), положений актов, составляющих право Евразийского экономического союза (далее - право ЕАЭС), и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании (далее - Законодательство).
Права и обязанности должностных лиц
при осуществлении государственного контроля (надзора)
5. Должностные лица при осуществлении таможенного контроля при ввозе (прибытии) товаров, перемещаемых водным транспортом, в Российскую Федерацию либо вывозе (убытии) товаров, перемещаемых водным транспортом, из Российской Федерации в международном грузовом сообщении имеют право:
проводить проверку соблюдения перевозчиком норм права ЕАЭС и Законодательства, положений настоящего Административного регламента;
проводить проверку полноты и достоверности представления документов и сведений, установленных статьями 7, 11, 88, 89, 92 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (Федеральный закон от 14 ноября 2017 г. N 317-ФЗ "О ратификации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2017, N 47, ст. 6843) (далее - Кодекс Союза);
запрашивать и получать документы и сведения, которые связаны с проведением таможенных операций, совершаемых при ввозе (прибытии) товаров, перемещаемых водным транспортом, в Российскую Федерацию либо вывозе (убытии) товаров, перемещаемых водным транспортом, из Российской Федерации в международном грузовом сообщении;
принимать меры, предусмотренные международными договорами и правом ЕАЭС, Законодательством, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях обеспечения перевозчиками соблюдения этих актов (пункт 1 части 1 статьи 259 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 32, ст. 5082) (далее - Федеральный закон);
применять меры по минимизации рисков в рамках системы управления рисками (далее - СУР);
использовать технические средства таможенного контроля, перечень и порядок применения которых устанавливается Минфином России (пункт 1 статьи 342 Кодекса Союза, часть 1 статьи 249 Федерального закона);
осуществлять сбор информации о лицах, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, связанную с перемещением товаров через Государственную границу Российской Федерации, либо иную деятельность в отношении товаров, находящихся под таможенным контролем (пункт 1 статьи 361 Кодекса Союза);
запрашивать, а в случаях, установленных Кодексом Союза, требовать от декларанта, перевозчика, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, и иных лиц представления документов и (или) сведений, необходимых для проведения таможенного контроля, а также устанавливать срок их представления, который должен быть достаточным для представления запрашиваемых (истребованных) документов и (или) сведений (пункт 1 статьи 340 Кодекса Союза);
требовать документы и сведения, в том числе по телекоммуникационным каналам связи, через личный кабинет, представление которых предусмотрено международными договорами, правом ЕАЭС и Законодательством (пункт 2 части 1 статьи 259 Федерального закона);
требовать от лиц подтверждения полномочий на осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела или совершение определенных действий (пункт 3 части 1 статьи 259 Федерального закона);
задерживать и доставлять в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 259 Федерального закона);
осуществлять в пределах компетенции информационное взаимодействие с органами государственной власти, иными органами и организациями (пункт 8 части 1 статьи 259 Федерального закона), исключая требование от юридического лица, индивидуального предпринимателя представления документов и (или) информации, включая разрешительные документы, имеющиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, включенные в перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в рамках межведомственного информационного взаимодействия органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля при организации и проведении проверок от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2016 г. N 724-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 18, ст. 2647, N 42, ст. 5972, 2017, N 32, ст. 5152, N 35, ст. 5385) (далее - межведомственный перечень) (пункт 2 статьи 80 Кодекса Союза);
осуществлять иные права, предусмотренные правом ЕАЭС и Законодательством (статья 1 Федерального закона от 26 декабря 2018 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 52, ст. 6249) (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ)
Должностные лица при осуществлении функции обязаны:
осуществлять контроль за соблюдением перевозчиком права ЕАЭС и Законодательства;
соблюдать международные договоры, право ЕАЭС и Законодательство (пункт первый статьи 258 Федерального закона);
представлять информацию в Евразийскую экономическую комиссию о местах прибытия (убытия), об установленных ограничениях и о времени работы таможенных органов, в том числе с использованием информационных технологий (пункт 4 статьи 10 Кодекса Союза);
знакомить руководителя, иное должностное лицо или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с документами и (или) информацией, полученными в рамках межведомственного информационного взаимодействия;
соблюдать положения настоящего Административного регламента.
Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются
мероприятия по государственному контролю (надзору)
6. Перевозчик имеет право:
по собственной инициативе представить документы и (или) информацию, которые находятся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций и включены в межведомственный перечень;
на ознакомление с документированной информацией о себе, имеющейся у таможенных органов, и на уточнение этой информации в целях обеспечения её полноты и достоверности, в том числе полученной таможенными органами в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в распоряжении которых находятся эти документы и (или) информация, включенные в межведомственный перечень (пункт 3 статьи 361 Кодекса Союза);
обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа и его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность (часть 1 статьи 285 Федерального закона);
поручить представлять документы и сведения таможенному представителю либо иным лицам, действующим по поручению перевозчика (пункт 2 статьи 88 Кодекса Союза);
осуществлять иные права, предусмотренные правом ЕАЭС и Законодательством.
При ввозе товаров в Российскую Федерацию перевозчик обязан:
представить предварительную информацию не менее чем за 6 часов до планируемого времени захода судна в первый порт, расположенный на территории Российской Федерации, либо до фактического выхода судна из порта отхода, если время перехода (буксировки) судна до его захода в первый порт, расположенный на территории Российской Федерации, составляет менее 6 часов (пункт 4 Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза водным транспортом, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 апреля 2018 г. N 51 (официально опубликовано на сайте Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 13 апреля 2018 г.) (далее - Решение Коллегии ЕЭК N 51);
доставить товары в место прибытия или иное место, определенное в соответствии с пунктом 3 статьи 10 Кодекса Союза (пункт 1 статьи 87 Кодекса Союза);
уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию ЕАЭС путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 Кодекса Союза, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в следующие сроки:
в течение 3 часов с момента с момента постановки водного судна к причалу или на якорную стоянку в порту прибытия, а в случае прибытия вне времени работы таможенного органа - в течение одного часа с момента наступления времени начала работы таможенного органа (пункт 2 части 3 статьи 85 Федерального закона);
в случае если после пересечения Государственной границы Российской Федерации доставка товаров в место прибытия прерывается, а также если водное судно делает вынужденную остановку на территории Российской Федерации вследствие аварии, действия непреодолимой силы либо иных обстоятельств, препятствующих доставке товаров, осуществлению остановки в установленных местах, перевозчик обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и о месте нахождения товаров, а также при повреждении транспортного средства перевезти товары или обеспечить их перевозку (транспортировку) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом (пункт 2 статьи 87 Кодекса Союза);
в течение 3 часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии, если иной срок не установлен правом ЕАЭС и Законодательством в отношении товаров, перевозимых водным транспортом, перевозчик обязан совершить одну из таможенных операций, связанных с (пункт 5 статьи 88 Кодекса Союза):
1) помещением товаров на временное хранение;
2) перевозкой (транспортировкой) товаров из мест прибытия до места временного хранения в порядке, устанавливаемом законодательством государств-членов о таможенном регулировании (приказ ФТС России от 29 декабря 2012 г. N 2688 "Об утверждении порядка представления документов и сведений в таможенный орган при помещении товаров на склад временного хранения (иные места временного хранения товаров), помещения (выдачи) товаров на склад временного хранения (со склада) и иные места временного хранения, представления отчетности о товарах, находящихся на временном хранении, а также порядка и условий выдачи разрешения таможенного органа на временное хранение товаров в иных местах" (зарегистрирован Минюстом России 25.06.2013, регистрационный N 28894);
3) таможенным декларированием товаров;
4) помещением товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны на территории портовой свободной экономической зоны (далее - СЭЗ) или логистической СЭЗ;
5) вывозом товаров с таможенной территории ЕАЭС;
осуществлением иных обязанностей, предусмотренных правом ЕАЭС и Законодательством.
При вывозе товаров из Российской Федерации перевозчик обязан:
представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные подпунктом 2 пункта 1 статьи 89 и статьей 92 Кодекса Союза;
осуществлять иные обязанности, предусмотренные правом ЕАЭС и Законодательством.
Описание результата осуществления государственного контроля (надзора)
7. Результатом исполнения государственной функции является установление факта соблюдения (несоблюдения) перевозчиком права ЕАЭС и Законодательства.
Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) и достижения целей и задач проведения проверки
8. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, истребуемых в ходе таможенного контроля лично у перевозчика, установлен подпунктом 2 пункта 1, пунктом 2 статьи 89 и статьей 92 Кодекса Союза.
9. Исчерпывающий перечень документов и (или) информации, запрашиваемых и получаемых в ходе таможенного контроля в рамках межведомственного информационного взаимодействия от иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, установлен межведомственным перечнем.
II. Требования к порядку осуществления государственного контроля (надзора)
Порядок информирования об исполнении функции
10. Информация, по вопросам исполнения государственной функции, сведения о ходе исполнения государственной функции предоставляются путем размещения на официальном сайте ФТС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций) и в федеральном реестре.
Информация о порядке и ходе исполнения государственной функции по телефону предоставляется непосредственно должностными лицами.
В случае письменного обращения информирование о порядке и ходе исполнения государственной функции осуществляется в письменной форме путем направления в адрес заявителя ответа таможенного органа.
11. Информация о месте нахождения, графике работы, адресах электронной почты, номерах справочных телефонов и телефонов-автоинформаторов региональных таможенных управлений и таможен размещается:
на информационных стендах в местах нахождения региональных таможенных управлений и таможен;
на официальных сайтах региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
на Едином портале.
Сайт ФТС России содержит ссылки на официальные сайты региональных таможенных управлений и таможен, непосредственно подчиненных ФТС России, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Официальные сайты региональных таможенных управлений содержат информацию о таможнях, подчиненных соответствующему региональному таможенному управлению.
Информация о порядке исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля размещается на Едином портале, на сайте ФТС России.
Срок осуществления государственного контроля (надзора)
12. Срок осуществления государственного контроля (надзора) в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС водным транспортом, не может превышать 12 (двенадцати) часов с момента с момента выгрузки товаров.
В случае совершения таможенных операций без выгрузки товаров таможенные операции в месте ввоза (прибытия) товаров совершаются в течение двенадцати часов рабочего времени таможенного органа с момента уведомления о прибытии товаров (часть 11 статьи 85 Федерального закона).
13. Срок осуществления государственного контроля (надзора) в отношении товаров, вывозимых с таможенной территории ЕАЭС водным транспортом, не может превышать 3 (трех) часов с момента представления таможенному органу документов и сведений, предусмотренных пунктами 1 и 2 статьи 92 Кодекса Союза, если иной срок не установлен правом ЕАЭС и Законодательством в отношении отдельных категорий товаров.
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме
14. При исполнении государственной функции осуществляются следующие административные процедуры (действия):
1) проверка наличия документов и сведений, установленных статьями 89 и 92 Кодекса Союза;
2) проверка представленных перевозчиком документов и сведений с использованием СУР.
Проверка наличия документов и сведений, установленных статьями 89 и 92 Кодекса Союза
15. Основанием для начала административной процедуры является наличие зарегистрированного уведомления о прибытии либо сообщения об убытии посредством ЕАИС таможенных органов на основании поданных перевозчиком документов и сведений в объеме, установленном положениями статьи 89 Кодекса Союза, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа, в рамках исполнения обязанности, установленной положениями статей 88 и 92 Кодекса Союза.
При этом должностные лица в течение тридцати минут с момента получения уведомления о прибытии товаров, прибывших водным транспортом на территорию Российской Федерации, с использованием ЕАИС таможенных органов фиксируют дату и время уведомления в журнале регистрации уведомлений о прибытии товаров (часть 8 статьи 85 Федерального закона).
Должностное лицо проверяет полноту и достоверность информации, содержащейся в документах, и сведений, установленных статями 89 и 92 Кодекса Союза, представленных перевозчиком в соответствии положениями пункта 4 Решения Коллегии ЕЭК N 51.
При этом проставление отметок (личные номерные печати, отметки, штампы "Приход/отход судна", "Груз таможенный", "На приход проверено, сходно", "Отход", "На отход проверено, сходно") и составление документов (протокол о задержании товаров и документов на них, акт об аварии или действии непреодолимой силы, акта таможенного наблюдения) не требуется.
Срок административной процедуры не может превышать 30 минут с момента регистрации уведомления о прибытии (уведомления об убытии) товаров и транспортных средств в (из) Российскую (ой) Федерацию (ии).
Ответственным за проверку наличия документов и сведений, установленных статьям 89 и 92 Кодекса Союза, является должностное лицо структурных подразделений таможенных органов, находящихся в МПП, уполномоченное на осуществление таможенных операций и проведение таможенного контроля в отношении ввозимых и вывозимых товаров.
Приостановление осуществления государственного контроля (надзора) в не предусмотрено правом ЕАЭС и Законодательством.
Критериями принятия решений о разрешении или запрете ввоза товаров в (из) Российскую (ой) Федерацию (ии) должностным лицом является наличие или отсутствие полной и достоверной информации, представленной в документах, и сведений, установленных статьями 89 и 92 Кодекса Союза.
Результатом административной процедуры является установление факта наличия (отсутствия) нарушения права ЕАЭС и Законодательства, которое фиксируется в ЕАИС таможенных органов.
Проверка представленных перевозчиком документов и сведений с использованием СУР
16. Основанием для начала административной процедуры является регистрация должностным лицом уведомления о прибытии или сообщения об убытии, а также загрузка в ЕАИС таможенных органов отдельных видов профилей рисков и (или) выявление должностным лицом необходимости применения мер по минимизации рисков (часть 2 статьи 313 Федерального закона).
Ответственным за проверку представленных перевозчиком документов и сведений с использованием СУР является должностное лицо структурных подразделений таможенных органов, находящихся в МПП, уполномоченное на осуществление таможенных операций и проведение таможенного контроля в отношении ввозимых и вывозимых товаров.
17. Проверка представленных перевозчиком документов и сведений, в том числе представленных в рамках предварительной информации, на соответствие профилям рисков осуществляется должностным лицом с использованием ЕАИС таможенных органов.
В случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в ЕАИС таможенных органов, информации, содержащейся в документах и сведениях, представленных перевозчиком, выявленные расхождения учитываются должностным лицом при принятии решения о необходимости применения мер по минимизации рисков, в том числе предусмотренных профилями рисков (часть 2 статьи 313 Федерального закона).
При выявлении необходимости применения мер по минимизации рисков, в том числе предусмотренных профилями рисков, должностным лицом осуществляется их применение.
18. При проверке документов и сведений, представленных перевозчиком, должностным лицом в случаях, определенных с использованием СУР, осуществляется организация и применение форм таможенного контроля и иных мер по минимизации рисков, предусмотренных правом ЕАЭС и Законодательством.
19. В целях установления фактов, касающихся получения от перевозчика сведений о международной перевозке, условий перевозки товаров и транспортных средств, имеющих значение для проведения таможенного контроля, должностным лицом, принимаются меры обеспечивающие проведение таможенного контроля в виде устного опроса (подпункт 1 пункта 1 статьи 338 Кодекса Союза), а также иных мер по минимизации рисков в случае их установления профилями рисков. После проведения устного опроса перевозчика и при отсутствии признаков нарушений права ЕАЭС и Законодательства должностное лицо проводит таможенные операции в отношении товаров.
При этом проставление отметок (личные номерные печати, отметки, штампы "Приход/отход судна", "Груз таможенный", "На приход проверено, сходно", "Отход", "На отход проверено, сходно") и составление документов (протокол о задержании товаров и документов на них, акт об аварии или действии непреодолимой силы, акта таможенного наблюдения) не требуется. Решение таможенного органа не выдается.
Время проведения или завершения отдельных форм таможенного контроля, иных мер по минимизации рисков установлено в соответствии с правом ЕАЭС и Законодательством.
19.1. В целях получения информации об обстоятельствах, имеющих значение для осуществления таможенного контроля, либо информации, уточняющей либо дополняющей представленные перевозчиком сведения, должностным лицом применяется форма таможенного контроля в виде получения объяснений, а также иных мер по минимизации рисков в случае их установления профилями рисков. Полученный результат оформляется в письменном виде по форме, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 260 "О формах таможенных документов" (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 2 июня 2010 г.), с изменениями, внесенными Решением Комиссии Таможенного союза от 22 июня 2011 г. N 676 (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 29 июня 2011 г.), решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23 августа 2012 г. N 136 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 23 августа 2012 г.), от 18 декабря 2014 г. N 238 (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.eurasiancommission.org/, 19 декабря 2014 г.), от 11 июля 2017 г. N 84 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 17 июля 2017 г.), от 17 апреля 2018 г. N 58 (официальный сайт Евразийского экономического союза http://www.eaeunion.org/, 4 мая 2018 г. (далее - Решение КТС N 260).
После получения от перевозчика объяснения и при отсутствии признаков нарушений права ЕАЭС и Законодательства должностное лицо проводит таможенные операции, предусмотренные статьями 88 и 92 Кодекса Союза в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
19.2. В целях осуществления наблюдения за перевозкой товаров, в том числе транспортных средств, находящихся под таможенным контролем, совершения с ними грузовых и иных операций должностным лицом принимаются меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля в виде таможенного наблюдения (подпункт 12 пункта 1 статьи 338 Кодекса Союза), а также иных мер по минимизации рисков (при необходимости).
Контроль за действиями перевозчика осуществляется под непосредственным или опосредованным наблюдением, в том числе с использованием технических средств таможенного контроля.
По результатам таможенного наблюдения составляется акт по форме, утвержденной приказом ФТС России от 25 октября 2011 г. N 2199 "Об утверждении форм документов для целей применения отдельных форм таможенного контроля" (зарегистрирован Минюстом России 5 декабря 2011 г., регистрационный N 22502) (далее - приказ ФТС России N 2199).
При отсутствии признаков нарушений права ЕАЭС и Законодательства должностное лицо проводит дальнейшие таможенные операции в отношении товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.
19.3. В целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль, а также в целях проверки наличия на товарах, транспортных средствах и их грузовых помещениях (отсеках) таможенных пломб, печатей и других средств идентификации должностным лицом применяется форма таможенного контроля - таможенный осмотр, а также иные меры по минимизации рисков (при необходимости). Таможенный осмотр в отношении товаров и транспортных средств осуществляется с использованием технических средств таможенного контроля, в том числе с применением инспекционно-досмотровых комплексов (далее - ИДК).
Результаты проведения таможенного осмотра оформляются путем составления акта таможенного осмотра, форма которого утверждена Решением КТС N 260, либо проставления отметок о факте проведения таможенного осмотра на представленных таможенному органу транспортных (перевозочных), коммерческих или таможенных документах.
В случае если результаты проведения таможенного осмотра оформлены путем проставления отметок о факте проведения таможенного осмотра на представленных таможенному органу транспортных (перевозочных), коммерческих или таможенных документах, по требованию лица, обладающего полномочиями в отношении товаров, должностные лица обязаны составить акт таможенного осмотра.
19.4. В целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль, должностным лицом применяется форма таможенного контроля в виде таможенного досмотра (пункт 2 статьи 328 Кодекса Союза), а также иные меры по минимизации рисков в случае их установления профилями рисков. Таможенный досмотр применяется на основании выявленных профилей рисков. Решение о проведении таможенного досмотра оформляется в виде поручения по форме, утвержденной приказом ФТС России N 2199. При этом перевозчик письменно уведомляется о месте и времени проведения таможенного досмотра по форме, утвержденной приказом ФТС России N 2199.
Исходя из характеристик досматриваемых товаров перевозчику выставляется письменное требование о предъявлении товаров по форме, утвержденной приказом ФТС России N 2199. Кроме того, если предъявленные для таможенного досмотра товары не разделены на упаковочные места по отдельным видам и (или) наименованиям товаров и (или) сведения об упаковке и о маркировке не указаны в коммерческих и (или) транспортных (перевозочных) документах на товары, по решению начальника таможенного поста (либо лица, его замещающего) выставляется письменное требование о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств по форме, утвержденной приказом ФТС России N 2199.
При проведении таможенного досмотра должностными лицами может быть принято решение о назначении таможенной экспертизы в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 г. N 258 "О порядке проведения таможенной экспертизы при проведении таможенного контроля" (официально опубликовано на сайте Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru/, 2 июня 2010 г.). При этом сроки проведения таможенной экспертизы определены положениями статьи 390 Кодекса Союза.
По результатам таможенного досмотра составляется акт по форме, утвержденной Решением КТС N 260, один экземпляр которого направляется перевозчику.
Операции, связанные с проведением таможенного досмотра, осуществляются в ЗТК, расположенной в пункте пропуска. В соответствии со статьей 311 Кодекса Союза и исходя из положений пункта 12 статьи 310 Кодекса Союза осуществляются операции, связанные с проведением таможенного досмотра в ЗТК, расположенных в регионе деятельности ближайших таможенных органов (далее - ближайшие ЗТК).
Перемещение транспортных средств на ближайшие ЗТК осуществляется в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
В случаях, если ближайшая ЗТК расположена таким образом, когда перемещение транспортных средств осуществляется непосредственно из ЗТК пункта пропуска в ближайшую ЗТК, допускается перемещение транспортных средств под непосредственным или опосредованным наблюдением, в том числе с использованием технических средств таможенного контроля.
Результаты проведенного таможенного досмотра таможенный орган, в регионе деятельности которого расположена ближайшая ЗТК, незамедлительно направляет в таможенный орган, расположенный в пункте пропуска. Данные сведения используются таможенным органом, расположенным в пункте пропуска, в целях фиксации результатов примененных мер по минимизации рисков.
Срок выполнения административной процедуры устанавливается исходя из времени, необходимого для применения мер по минимизации рисков, в соответствии с правом ЕАЭС и Законодательством.
Результатом административной процедуры является установление факта наличия (отсутствия) нарушения права ЕАЭС и Законодательства.
20. Результаты осуществления государственного контроля (надзора) фиксируются в ЕАИС таможенных органов.
IV. Порядок и формы контроля за осуществлением государственного контроля (надзора)
Порядок осуществления текущего контроля за соблюдением
и исполнением должностными лицами положений Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля (надзора), а также за принятием ими решений
21. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля (надзора), а также за принятием ими решений осуществляется начальниками таможенных органов или их заместителями (в ФТС России - начальником Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля, либо лицом, его замещающим), начальниками уполномоченных подразделений или их заместителями.
22. Текущий контроль за соблюдением последовательности действий, определенных административными процедурами (действиями) при осуществлении государственного контроля (надзора), осуществляется начальником таможенного органа, начальником отдела структурного подразделения или его заместителем.
Порядок и периодичность осуществления плановых
и внеплановых проверок полноты и качества осуществления государственного контроля (надзора), в том числе порядок и формы контроля
за полнотой и качеством осуществления государственного контроля (надзора)
23. Контроль за полнотой и качеством осуществления должностными лицами таможенного органа государственного контроля осуществляется в форме функциональных проверок деятельности уполномоченных подразделений, при проведении которых в том числе рассматриваются вопросы, связанные с осуществлением государственного контроля.
24. Функциональные проверки подразделяются на плановые и внеплановые. Функциональные проверки проводятся на основании приказа таможенного органа.
Периодичность осуществления плановых функциональных проверок устанавливаются руководителем (его заместителем) вышестоящего таможенного органа.
Внеплановые функциональные проверки проводятся по результатам анализа информации о нарушении должностными лицами таможенных органов положений Административного регламента и иных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля.
25. Результаты функциональной проверки оформляются актом об итогах проверки, который содержит в том числе оценку полноты и качества осуществления должностными лицами таможенного органа государственного контроля и рекомендации по устранению последствий выявленных нарушений.
Ответственность должностных лиц таможенных органов
за решения и действия (бездействие), принимаемые
(осуществляемые) ими в ходе осуществления государственного контроля (надзора)
26. По результатам проведенных проверок в случае выявления нарушений соблюдения положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля (надзора) должностные лица несут ответственность в соответствии со своими должностными инструкциями и регламентами.
Положения, характеризующие требования к порядку
и формам контроля за осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе со стороны граждан, их объединений
и организаций
27. Контроль за осуществлением государственного контроля (надзора), в том числе со стороны граждан, их объединений и организаций, должен быть, всесторонним и объективным.
28. Контроль за осуществлением государственного контроля (надзора) со стороны граждан, их объединений и организаций осуществляется путем направления обращений в таможенные органы, а также путем обжалования действий (бездействия) и решений таможенных органов, осуществляемых (принятых) в ходе осуществления государственного контроля, а также принимаемых ими решениях нарушений положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов, устанавливающих требования к осуществлению государственного контроля (надзора).
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) таможенного органа, исполняющего государственный контроль (надзор), а также их должностных лиц
Информация для заявителя о его праве подать жалобу
Досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) ФТС России, а также ее должностных лиц частью 2 статьи 286 Федерального закона не предусмотрено.
Досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия) уполномоченных таможенных органов, предоставляющих государственную услугу, а также их должностных лиц осуществляется в соответствии с положениями главы 51 Федерального закона.
Предмет жалобы
Предметом жалобы являются решение (акт ненормативного характера) уполномоченных таможенных органов, предоставляющих государственную услугу, а также действие (бездействие) их должностных лиц при предоставлении государственной услуги (далее - жалоба), которые, по мнению заявителя, нарушают его права.
Органы государственной власти, организации, должностные лица, которым может быть направлена жалоба
Жалоба на решение, действие (бездействие) уполномоченных таможенных органов, предоставляющих государственную услугу, и их должностных лиц в соответствии с положениями части 1 статьи 288 Федерального закона подается в вышестоящий таможенный орган через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого обжалуются.
Порядок подачи и рассмотрения жалобы
Жалоба на решение, действие (бездействие) уполномоченных таможенных органов, предоставляющих государственную услугу, и их должностных лиц подается и подлежит рассмотрению или оставлению без рассмотрения вышестоящим таможенным органом в соответствии со статьями 288 - 296 Федерального закона.
Сроки рассмотрения жалобы
116. Жалоба на решение, действие (бездействие) уполномоченных таможенных органов, предоставляющих государственную услугу, и их должностных лиц подлежит рассмотрению в сроки, предусмотренные частями 1 и 2 статьи 297 Федерального закона, с учетом сроков, предусмотренных частью 4 статьи 291 Федерального закона.
Результат рассмотрения жалобы
По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) уполномоченных таможенных органов, предоставляющих государственную услугу, и их должностных лиц вышестоящим таможенным органом принимается решение в соответствии с частями 1 - 4 статьи 298 Федерального закона.
Порядок информирования заявителя о результатах
рассмотрения жалобы
Решение о результатах рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) уполномоченных таможенных органов, предоставляющих государственную услугу, и их должностных лиц вручается (направляется) вышестоящим таможенным органом заявителю, подавшему жалобу, в соответствии с частью 6 статьи 298 Федерального закона.
Порядок обжалования решения по жалобе
Решение по жалобе на решение, действие (бездействие) уполномоченных таможенных органов, предоставляющих государственную услугу, и их должностных лиц может быть обжаловано в порядке, предусмотренном частью 7 статьи 298 Федерального закона.
Право заявителя на получение информации и документов,
необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы
Право заявителя на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) уполномоченных таможенных органов, предоставляющих государственную услугу, и их должностных лиц, реализуется в соответствии со статьей 265 Федерального закона.
Способы информирования заявителей о порядке подачи
и рассмотрения жалобы
Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы осуществляется в соответствии с пунктом 3 Административного регламента.".
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.