Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (по вопросам оплаты предоставляемых органами власти государственных, муниципальных услуг и иных платных услуг, а также услуг жилищно-коммунального хозяйства с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры)"
(подготовлен ФАС России 20.04.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оплаты предоставляемых органами власти государственных, муниципальных услуг и иных платных услуг, также услуг жилищно-коммунального хозяйства с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", а также Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Проект) подготовлен в рамках реализации пункта 8 раздела XIV Плана мероприятий ("дорожная карта") по развитию конкуренции в отраслях экономики Российской Федерации и переходу отдельных сфер естественных монополий из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка на 2018 - 2020 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 августа 2018 г. N 1697-р (далее - Дорожная карта).
В результате анализа, проведенного ФАС России, было установлено, что отсутствие единых правил организации приема платы за соответствующие услуги с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры приводит к формированию отрицательных практик, связанных с отсутствием на сайтах органов, оказывающие такие услуги, а также на едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) и Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) доступных и понятных для потребителей сведений о порядке и способах оплаты услуг, применение которых в отдельных случаях может быть обусловлено выбором потребителя определенных способов направления заявки на получение услуги; о наличии, а также размере взимаемой комиссии в зависимости от выбранного способа оплаты.
Указанные выводы подтверждены поступающими в ФАС России жалобами от потребителей, а также сообщениями от непосредственных участников рынка, отмечающих необходимость обеспечения прозрачных и недискриминационных условий доступа кредитных организаций к оказанию платежных услуг при организации приема платы за государственные и муниципальные услуги, а также услуги жилищно-коммунального хозяйства с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры.
На данный момент существует несколько сценариев получения государственных и муниципальных, среди которых: заказ услуги и ее дальнейшая оплата на официальном сайте органа, предоставляющего государственные и муниципальные услуги, с регистрацией непосредственно на сайте такого органа; заказ и оплата услуги на сайте органа с авторизацией на ЕПГУ; ссылка на сайте органа, предоставляющего государственные и муниципальные услуги, на ЕПГУ для дальнейшего выбора и оплаты услуги.
Аналогичная ситуация действует в отношении способов оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства.
При этом в зависимости от выбранного способа оплаты изменяется перечень организаций, с помощью которых можно оплатить государственные и муниципальные, а также услуги жилищно-коммунального хозяйства, что, в свою очередь, затрудняет процесс оплаты таких услуг заявителями.
Кроме того, отсутствие законодательной обязанности обеспечения равного доступа для всех хозяйствующих субъектов, осуществляющих прием платы за государственные и муниципальные, а также услуги жилищно-коммунального хозяйства, приводит к формированию недобросовестных практик.
В частности, за период всего функционирования ГИС ЖКХ не было разработано критериев и правил по подключению платежных организаций к ГИС ЖКХ, а также не было проведено какого-либо конкурентного отбора среди заинтересованных участников рынка, предлагающих аналогичные платежные услуги.
В результате чего, возможность оплаты услуг жилищно-коммунального хозяйства в ГИС ЖКХ без взимания комиссионного вознаграждения с заявителей возможна посредством лишь одного банка (ПАО "Почта Банк"), предлагающего виртуальную карту для оплаты таких услуг.
Влияние наличия только одного бесплатного способа оплаты соответствующих услуг через ГИС ЖКХ на потребительский спрос подтверждается полученной в рамках проведенного ФАС России анализа статистикой распределения платежей между различными способами оплаты.
Наличие у одного хозяйствующего субъекта такого эксклюзивного положения представляет собой неконкурентное преимущество и способно оказать негативное влияние на состояние конкуренции на соответствующем рынке.
Целью Проекта является установление единых правил организации приема платы за государственные и муниципальные услуги, жилищно-коммунальные услуги с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, а также прозрачных и недискриминационных условий доступа платежных организаций к оказанию платежных услуг при организации приема такой платы.
Так, Федеральный закон от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Закон о ГИС ЖКХ) регулирует отношения, возникающие при создании, эксплуатации и модернизации государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, при этом не предусматривая возможность внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги непосредственно на официальном сайте системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Законом о ГИС ЖКХ также не установлен механизм отбора финансовых организаций, осуществляющих прием платы за такие услуги, для участия в процессах оплаты.
Пунктом 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" установлена обязанность органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
При этом, действующие законодательные нормы не устанавливают единых стандартов предоставления таких услуг, а также норм, предусматривающих унифицированный порядок оплаты соответствующих услуг.
На основании изложенного разработанный Проект направлен на уточнение отдельных положений Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и Закона о ГИС ЖКХ, связанных с осуществлением оплаты заявителями государственных и муниципальных услуг, а также услуг жилищно-коммунального хозяйства.
В частности, будет установлена обязанность для органов, оказывающих государственные и муниципальные услуги, обеспечивать возможность осуществления оплаты заявителем таких услуг с использованием платежного сервиса единого портала государственных и муниципальных услуг и региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Аналогичные положения будут установлены также в отношении организации приема платы за жилое помещение и коммунальные услуги с использованием ГИС ЖКХ.
Одновременно Проектом предусмотрено обязательное раскрытие информации о порядке, способах осуществления оплаты за такие услуги, а также сведений о наличии (отсутствии) комиссионного вознаграждения в соответствии с единым стандартом раскрытия информации, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Кроме того, Проект предусматривает установление обязанности для органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, а также операторов соответствующих систем (ЕПГУ, ГИС ЖКХ) в части обеспечения конкурентного доступа организаций, осуществляющих прием платы за государственные и муниципальные услуги, а также за жилое помещение и коммунальные услуги, к участию в организации приема оплаты таких услуг непосредственно в системе.
Равный доступ к функционирующим системам оплаты на официальных сайтах органов, ЕПГУ и ГИС ЖКХ должен быть обеспечен хозяйствующим субъектам путем присоединения к публичной оферте, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Проект требует особого порядка вступления в силу ввиду необходимости двухэтапного перехода к указанному способу организации оплаты услуг.
В частности, до реализации мероприятий, связанных с созданием единого платежного сервиса, предполагается, что сохраняющиеся сервисы оплаты услуг на сайтах органов, оказывающих государственные, муниципальные и жилищно-коммунальные услуги, должны функционировать на основании принципов открытости и недискриминационного доступа участников рынка к организации оплаты.
В Проекте отсутствуют обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация Проекта потребует дополнительных денежных средств из федерального бюджета, не влечет необходимости создания и (или) реорганизации действующих органов государственной власти, и не окажет влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.