Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционном товариществе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(подготовлен Минэкономразвития России 26.06.2020 г.)
В соответствии с пунктом 6 плана мероприятий, направленных на стимулирование инновационного развития Российской Федерации на 2017-2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2017 г. N 1817-р, необходимо усовершенствовать форму организации коллективных венчурных инвестиций (договора инвестиционного товарищества) в целях создания условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу посредством принятия федерального закона, а также во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 16 мая 2020 г. N ДГ-П13-4970 по вопросам совершенствования регулирования сектора прямых и венчурных инвестиций при реализации национальных проектов Российской Федерации и создания благоприятных условий для развития инновационных высокотехнологичных компаний.
Кроме того, в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2019 г. N ДМ-П13-9294 о мерах, направленных на реализацию поручений Президента Российской Федерации от 16 июля 2019 г. N Пр-1368 и от 14 октября 2019 г. N Пр-2091 по вопросу об ускорении экономического роста необходимо обеспечить координацию работы по достижению целевого уровня экономического роста не ниже 3 процентов начиная с 2021 года. При этом требуется подготовить и внести в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий ("дорожной карты") по эффективному использованию инструментов коллективного инвестирования в целях обеспечения механизма притока ресурсов из сырьевых секторов экономики в несырьевые.
Принятие Федерального закона от 28 ноября 2011 г. N 335-ФЗ "Об инвестиционном товариществе" (далее - Закон об ИТ) позволило создать правовые условия для развития инновационной экономики России на основе реализации бизнес-проектов с использованием специальной, соответствующей мировым стандартам организационно-правовой формы коллективного инвестирования - инвестиционного товарищества (далее - ИТ).
Вместе с тем за 9 лет количество созданных инвестиционных товарищество не превышает 80 (из них венчурными инвестициями в инновационный сектор, по оценкам РАВИ, занимается 25 инвестиционных товариществ).
Кроме того, по информации Института международных финансов (IIF), прямые иностранные инвестиции в Россию в среднем за 2015-2018 годы (без учета реинвестированных доходов) составили лишь 0,2% ВВП (последнее место развивающихся стран). При этом за указанный период прямые инвестиции, являющиеся реинвестированными средствами, составили 1,2 % ВВП. Главными причинами сокращения зарубежных инвестиций в Россию эксперты называют в том числе несовершенство организационно-правовых форм ведения бизнеса.
Представители профессионального сообщества, товарищи-вкладчики ИТ, а также лица, осуществляющие функции по управлению ИТ, высказывают различные предложения по совершенствованию норм Закона об ИТ.
Реализация на практике норм Закона об ИТ с момента его принятия до сих пор демонстрирует сохранение ряда сложностей в достижении некоторых целей, заявленных при принятии Закона об ИТ:
1. Форма ИТ на данный момент не получила повсеместного распространения в качестве формы широкого привлечения инвестиционных средств в реализацию бизнес-проектов, в том числе в инновационной сфере с использованием форм (институтов) коллективных инвестиций, включая софинансирование со стороны государственных институтов развития.
По сравнению с аналогами ИТ в иностранных государствах (в частности, limited partnership в Великобритании) количество заключенных договоров ИТ на данный момент остается незначительным.
2. При разработке Закона об ИТ предполагалось обеспечить его соответствие мировым стандартам прав коллективных инвесторов, лучшим международным практикам правового регулирования, а также общепризнанным принципам и нормам осуществления коллективной инвестиционной деятельности. Тем не менее, существующее правовое регулирование деятельности ИТ не в полной мере учитывает специфику существующих условий российской экономической и правовой действительности, несмотря на принятые в 2014 году Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 220-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционном товариществе" поправки в Закон об ИТ.
Таким образом, действующее правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в связи с осуществлением коллективной инвестиционной деятельности в форме ИТ, имеет очевидный потенциал для повышения его эффективности и качества правового регулирования соответствующих общественных отношений.
Учитывая изложенное Минэкономразвития России подготовлен законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционном товариществе" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым предлагается внести следующие изменения в Закон об ИТ:
1) предусмотреть статью, регулирующую правоотношения по договору инвестиционного товарищества в сфере прямых и венчурных инвестиций;
2) снять установленное Законом об ИТ ограничение по количеству участников договора инвестиционного товарищества;
3) снять установленное Законом об ИТ ограничение на инвестирование общих средств товарищей инвестиционного товарищества в иностранные ценные бумаги;
4) устранить необоснованное ограничение на участие в ИТ российских образований, не имеющих статуса юридического лица (в частности, других ИТ, паевых инвестиционные фондов);
5) допустить прямое участие физических лиц в качестве товарищей-вкладчиков ИТ при условии наличия статуса квалифицированного инвестора;
6) уточнить Закон об ИТ и исключить запрет на участие в других ИТ управляющего товарища в качестве товарища-вкладчика в случае, когда договором инвестиционного товарищества установлен запрет на участие такого управляющего товарища в других ИТ в качестве управляющего товарища;
7) внести техническое изменение в Закон об ИТ и устранить неопределенность в вопросе необходимости получения согласия контрагентов ИТ на изменение состава участников (вкладчиков) ИТ путем указания на отсутствие необходимости получать согласие контрагентов ИТ или вносить изменения в договоры, заключенные ИТ с третьими лицами, в связи с изменением состава товарищей ИТ;
8) усовершенствовать положения Закона об ИТ в части нотариального удостоверения договора инвестиционного товарищества и дальнейших документов, связанных с договором и требующих нотариального удостоверения, в частности:
а) отменить обязательное нотариальное удостоверение договора инвестиционного товарищества по месту нахождения управляющего товарища;
б) отменить требование об обязательном нотариальном удостоверении всех документов, связанных с договором инвестиционного товарищества, у одного нотариуса;
в) предусмотреть процедуру внесения договора инвестиционного товарищества и связанных с ним документов в единую информационную систему нотариата для обеспечения к ним доступа всех нотариусов;
9) прямо предусмотреть в Законе об ИТ ссылку на положения главы 9.1 Гражданского кодекса Российской Федерации "Решения собраний" как на общее правило принятия решений товарищами в случае отсутствия иных правил в договоре инвестиционного товарищества;
10) предусмотреть обязанность управляющего товарища предоставлять третьему лицу по его требованию определенную информацию, которая в любом случае требуется третьему лицу для принятия решения о заключении договоров с ИТ;
11) прямо указать в Законе об ИТ на возможность установить в договоре инвестиционного товарищества запрет на снижение судом неустойки;
12) отменить действие предельного срока действия договора инвестиционного товарищества и предоставить возможность заключения такого договора на более длительный срок;
13) изменить положения Закона об ИТ и сократить перечень существенных условий, которые обязательно должны быть включены в договоры с третьими лицами при заключении договора с ИТ;
14) предусмотреть особенности обращения взыскания на интеллектуальные права, являющиеся общим имуществом товарищей;
15) предусмотреть возможность одностороннего внесудебного отказа от договора инвестиционного товарищества в случаях нарушения такого договора, предусмотренных в таком договоре.
Реализация положений законопроекта позволят учесть в рамках правового регулирования потребности профессионального сообщества, и тем самым развить действующее регулирование инвестиционной деятельности в рамках ИТ, в том числе, путем создания дополнительных условий для:
1) более удобного использования формы ИТ по ее предназначению (осуществление коллективных инвестиций в венчурные бизнес-проекты);
2) укрепления доверия российского и международного инвестиционного сообщества к российской правовой системе как системе, способной реагировать на потребности заинтересованных лиц и создавать качественные и понятные условия для дальнейшего устойчивого развития; а также
3) увеличения популярности ИТ как организационной формы осуществления коллективных инвестиций и привлечения большего количества инвестиций в российскую экономику как со стороны национальных, так и иностранных инвесторов.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе и положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, оказывающих влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В настоящее время аналогичные по содержанию проекты федеральных законов не рассматриваются в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение указанных обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.