Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438" (далее - проект акта), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Роспотребнадзором (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия проекта акта (далее - сводный отчет) в период с 16 по 30 июня 2020 года.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил провело публичные консультации по проекту акта, в рамках которых замечаний и предложений в отношении проекта акта не поступило.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта: 02/07/06-20/00102956).
Проектируемым регулированием предлагается внести изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - постановление N 438).
Согласно проектируемым изменениям в 2020 году предлагается проводить внеплановые проверки в отношении отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства организаций отдыха детей и их оздоровления (сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства) без указания конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя. Основанием для проведения таких проверок будет являться поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации, требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов, по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
Также проектом акта предлагается установить, что в 2020 году при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении организаций отдыха детей и их оздоровления, не отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, будут проводится только плановые проверки.
Стоит отметить, что проектируемые изменения в постановление N 438 требуют дополнительного обоснования.
Разработчиком не представлено информации о невозможности достижения заявленной в сводном отчете цели в части "обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия детей в период организации их отдыха и оздоровления, а также установления соответствия (несоответствия) деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги по организации отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям" в рамках уже существующих требований и ограничений. Информации о неэффективности существующих мер и требований, в том числе профилактических, разработчиком также не представлено.
Так, постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 марта 2017 г. N 38 внесены изменения в постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19 апреля 2010 г. N 25 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.2599-10 "Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул", постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. N 73 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 25 "Об утверждении СанПиН 2.4.4.3048-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству и организации работы детских лагерей палаточного типа" (далее - СанПиН 2.4.4.3155-13), постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2011 N 22 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2842-11 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы лагерей труда и отдыха для подростков", предусматривающие наличие санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии деятельности, осуществляемой организацией отдыха детей и их оздоровления, санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Согласно Порядку выдачи санитарно-эпидемиологических заключений, утвержденному приказом Роспотребнадзора от 19 июля 2007 г. N 224, санитарно-эпидемиологические заключения выдаются на деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, сроком действия 1 год. Отзыв санитарно-эпидемиологических заключений законодательством не предусмотрен.
Кроме того, в случае если в территориальных органах Роспотребнадзора появятся факты, свидетельствующие о несоответствии зданий, строений и сооружений требованиям санитарного законодательства, то на их основании выдается санитарно-эпидемиологическое заключение о несоответствии санитарным нормам и правилам, сведения о котором направляются в реестр организаций отдыха детей и их оздоровления, а хозяйствующий субъект информируется о выдаче такого заключения.
Следует обратить внимание, что санитарно-эпидемиологическое заключение может быть выдано по результатам контрольно-надзорной деятельности, при этом в настоящее время допускается проведение внеплановых проверок, связанных с угрозой жизни и здоровья людей.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации вправе выносить постановления, направленные на предотвращение угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В соответствии с пунктом 1.10 СанПиН 2.4.4.3155-13 прием детей в организацию отдыха детей и их оздоровления осуществляется при наличии заключения врача об отсутствии контактов с инфекционными больными. При приеме детей в организацию проводится их осмотр и термометрия. Заболевшие дети в организацию не допускаются.
Кроме того, Минэкономразвития России в рамках процедуры согласования проекта акта неоднократно обращало внимание разработчика на необходимость включения в проект акта положений в части проведения проектируемых внеплановых проверок по сформированному перечню (списку) таких организаций с обязательным опубликованием его на официальном сайте контрольного (надзорного) органа, а также предварительного уведомления организаций о времени проведения проверок в целях обеспечения профилактического сопровождения деятельности по организации отдыха детей и улучшения состояния соблюдения хозяйствующими субъектами обязательных требований (письма от 17 июня 2020 г. N 19498-АХ/Д24и, от 4 июля 2020 г. N 21442-АХ/Д24и).
Также отмечалась целесообразность урегулирования в проекте акта возможности проведения совместных проверок со стороны Роспотребнадзора и МЧС России в целях снижения избыточной административной нагрузки на хозяйствующие субъекты и экономии ресурсов органов государственного контроля (надзора). Соответствующей информации разработчиком не представлено.
Проектируемая возможность проведения плановых проверок организаций отдыха детей и их оздоровления при осуществлении всех видов государственного контроля (надзора) также требует дополнительного обоснования.
Указанными письмами Минэкономразвития России обращало внимание разработчика на целесообразность разработки проверочных листов, а также подготовки руководства по соблюдению обязательных требований для проведения организациями самообследования. Соответствующей поясняющей информации разработчиком также не представлено.
Кроме того, обращаем внимание, что разработчиком повторно допущено некорректное заполнение сводного отчета. Сохраняются замечания к сводному отчету*(1), изложенные в письме Минэкономразвития России от 14 июля 2020 г. N 22555-АХ/Д26и, в том числе в части количественной оценки основных участников проектируемого регулирования.
Учитывая проектируемое разграничение планируемых к проведению проверок в зависимости от отнесения/не отнесения организаций отдыха детей и их оздоровления к субъектам малого и среднего предпринимательства, приведение в сводном отчете соответствующей статистической информации представляется обязательным (раздел 7 сводного отчета).
Стоит отметить, что вышеуказанные сведения, обоснования и прогнозы последствий реализации предлагаемых решений имеют существенное значение для оценки регулирующего воздействия.
На основании проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
-------------------------------------------
*(1) Требование пункта 15 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.