Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в раздел V перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 Статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5"
(подготовлен Минобрнауки России 29.09.2020 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в раздел V перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 Статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5" (далее - проект постановления, Перечень*(1)) разработан во исполнение пункта 4 Плана мероприятий по реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 2019 г. N 2942-р.
Указанным пунктом предусмотрена разработка предложений по подготовке проектов нормативных правовых актов, предусматривающих предоставление налоговых льгот для инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР) в части разработки технологий производства автокомпонентов.
Проект постановления разработан также в целях реализации Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2017 г. N1455-р (далее - Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России) и Стратегии развития экспорта в отрасли сельскохозяйственного машиностроения на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2017 г. N1876-р (далее - Стратегия развития экспорта в отрасли сельскохозяйственного машиностроения).
В соответствии со Стратегией развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 г. N 831-р (далее - Стратегия развития автомобильной промышленности России), в среднем международные автопроизводители тратят на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы не менее 4% выручки в год, что существенно выше расходов российских автопроизводителей, которые, как правило, не превышают 1 - 1,5%. В условиях передачи автопроизводителями функций разработки отдельных автокомпонентов производителям таких компонентов, инжиниринговая нагрузка на последних существенно возрастает.
И если в мировых масштабах указанная практика (разработка автокомпонентов осуществляется в большей степени производителями автокомпонентов, а не производителями автомобилей) применяется достаточно давно, то в Российской Федерации большинство локальных производителей автокомпонентов оказалось к этому не готово. В качестве обеспечения целевого развития исследований и разработок для автомобильной промышленности до 2025 г. необходимы максимальное повышение уровня локализации, развитие конструкторско-технологических компетенций по разработке продуктов и компонентов, достижение конкурентоспособности результатов интеллектуальной деятельности на международных рынках.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" установлены критерии локализации продукция автомобилестроения, автокомпонентов, сырья, материалов, комплектующих, НИОКР.
Учитывая цели (показатели эффективности реализации) Стратегии развития автомобильной промышленности России по среднему уровню локализации автомобилей в размере 70-85%, а также положения постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, в настоящее время требуется существенное развитие технологического и инжинирингового уровня российских производителей автокомпонентов, а также повышения уровня инвестиций в НИОКР до уровня среднемировых.
В соответствии со Стратегией развития сельскохозяйственного машиностроения России, доля инвестиций предприятий сельхозмашиностроения в НИОКР составляет 0,67% от выручки, у ведущих предприятий отрасли - более 4%. Низкий уровень инвестирования в НИОКР ограничивает развитие предприятий сельхозмашиностроения как на внутрироссийском, так и на зарубежных рынках. В процессе расширения экспортных поставок отечественным предприятиям приходится конкурировать с ведущими мировыми производителями, которые постоянно инвестируют в инновации.
Доля российской продукции сельскохозяйственного машиностроения на внутреннем рынке в общем объеме продукции сельскохозяйственного машиностроения составляет порядка 56%. Согласно Целевым индикаторам реализации Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России к концу 2030 года, доля российской продукции должна составлять не ниже 80%.
На внутреннем рынке строительно-дорожной, коммунальной, наземной аэродромной, прицепной, пожарной, лесной техники доля отечественных производителей составляет всего 29%. Согласно проекту Стратегии развития строительно-дорожной, коммунальной, наземной аэродромной, прицепной, лесной и пожарной техники в Российской Федерации до 2030 года, на конец периода этот показатель должен составлять не менее 75%.
В настоящее время доля иностранных компонентов и материалов в общей себестоимости произведенной в России продукции сельскохозяйственного машиностроения в среднем составляет 35%, а в некоторых случаях достигает 70%. Согласно целевым индикаторам Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России к концу 2030 г., доля иностранных компонентов должна составлять 10%.
В отрасли строительно-дорожной, коммунальной, наземной аэродромной, прицепной, пожарной, лесной техники доля иностранных компонентов сейчас составляет 35%, а в некоторых случая достигает порядка 80%. Согласно проекту Стратегии развития производства строительной, дорожной, коммунальной и наземной аэродромной техники в Российской Федерации до 2030 года, к концу периода этот показатель должен составлять 11%.
Для реализации целей Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России и повышения конкурентоспособности российской продукции сельхозмашиностроения, а также строительно-дорожной, коммунальной, наземной аэродромной, прицепной, пожарной, лесной техники, необходимо укрепление позиции отечественных производителей как на внутреннем, так и на международном рынке.
Для этого, в первую очередь, необходимо повысить уровень отечественной техники, а также развивать производство современных высокотехнологичных компонентов и материалов. Одним из шагов к решению этой задачи, является увеличение инвестиций в области исследований и разработок, которые помогут российской технике конкурировать с высокотехнологичными зарубежными аналогами. Также необходимо создать благоприятные условия для производителей компонентов, которые позволят не только увеличить ассортимент отечественных компонентов на внутреннем рынке, а также будут способствовать выходу российских производителей на международный рынок.
В постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" (далее - постановление Российской Федерации N 719) предусмотрено увеличение локализации продукции отрасли специализированного машиностроения, компонентов для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин в Российской Федерации.
Для реализации положений постановления Российской Федерации N 719 в настоящее время требуется существенное развитие технологического и инжинирингового уровня российских производителей компонентов, сырья, комплектующих, а также повышение уровня инвестиций в НИОКР до среднемирового уровня.
В целях реализации Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2030 года, Стратегии развития экспорта в отрасли сельскохозяйственного машиностроения, а также в целях стимулирования разработки и производства автокомпонентов и компонентов для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин, на территории Российской Федерации, в том числе указанных в разделе II "Продукция автомобилестроения" и в разделе III "Продукция отрасли специального машиностроения" постановления Правительства Российской Федерации N 719 и повышения привлекательности инвестиций в НИОКР в автомобильной промышленности и в отрасли специального машиностроения, проектом постановления предлагается дополнить раздел V перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 Статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5 пунктом "Технологии создания автомобильной и самоходной техники", включающий в себя разработку технологий производства автокомпонентов и компонентов для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин.
Ожидаемыми результатами применения указанных налоговых льгот для инвестиций в НИОКР по разработке автокомпонентов и компонентов для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин, а также технологий их производства будут:
повышение эффективности и активности локализации производства автокомпонентов, компонентов для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин, и узлов, приведенных в постановлении Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. N 719, как по объёмам и глубине локализации, так и по сокращению сроков локализации;
повышение конкурентоспособности локальных производителей автокомпонентов и компонентов для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин, включая конкурентоспособность при осуществлении поставок на экспорт;
сохранение российских производителей автокомпонентов и компонентов для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин, сохранение рабочих мест и уровня налоговых поступлений;
возможность участия в новых проектах автопроизводителей производителей сельскохозяйственных и строительно-дорожных машин и глобальных производителей автокомпонентов и компонентов для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин, с целью встраивания в глобальные цепочки поставок мирового автопрома;
создание новых высокопроизводительных рабочих мест как за счет развития инжиниринговых компетенций, так и развития локальных производств автокомпонентов и компонентов для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин;
рост производительности труда;
повышение уровня создания добавленной стоимости при производстве автокомпонентов и компонентов для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин;
повышение налогооблагаемой базы за счет увеличения товарооборота производителей автокомпонентов и компонентов для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин, в рамках получения ими новых проектов локализации производства автокомпонентов и компонентов для тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин.
Проект постановления не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте постановления отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
______________________________
*(1) Перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 г. N 988 "Об утверждении перечня научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.