Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
(подготовлен Минтрудом России 08.10.2020 г.)
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов" разработан в соответствии с пунктом 1 Плана мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2017 г. N 893-р, поручением Правительства Российской Федерации N ТГ-П12-9376 от 27 декабря 2018 г. и направлен на совершенствование механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Ключевым фактором, обеспечивающим наличие вакантных рабочих мест, является обязанность работодателей принимать на работу инвалидов
Согласно статьям 20 и 21 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ) инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем установления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
Так, работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников.
Работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов и принимать локальные нормативные акты, содержащие сведения о данных рабочих местах; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов (статья 24 Федерального закона N 181-ФЗ).
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) не содержит специальных норм о дополнительной обязанности руководителя организации по трудоустройству инвалида. При этом действуют нормы Трудового кодекса о том, что:
- права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются Трудовым кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 274 Трудового кодекса);
- недопустим необоснованный отказ в заключении трудового договора, установлен запрет ограничения прав или установления прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников (статья 64 Трудового кодекса);
- отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд (статья 64 Трудового кодекса).
За отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты руководитель организации как должностное лицо может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях).
В настоящее время действующий механизм трудоустройства инвалидов в рамках установленных соответствующих квот вызывает много нареканий как со стороны государственных органов, так и со стороны работодателей. Действующий механизм в совокупности с нормами, направленными на социальную защиту инвалидов на их рабочем месте, а также в связи с невысокой ответственностью работодателей за невыполнение квот для приема работу инвалидов и отдельными сложностями в механизме контроля за выполнением соответствующих квот, неоднозначен в выполнении, а также не позволяет в полной мере использовать потенциал механизма установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов.
Кроме того, как показывает опыт работы субъектов Российской Федерации, рабочие места, создаваемые в счет квоты, в значительной мере не соответствуют профессионально-квалификационной структуре инвалидов, не учитывают их психофизические и иные возможности и не ориентированы на инвалидов, имеющих значительные ограничения по состоянию здоровья и нуждающихся в специально оборудованных (оснащенных) рабочих местах.
По состоянию на декабрь 2016 года количество рабочих мест для трудоустройства инвалидов в рамках квоты, информация о которых представлена работодателями в органы службы занятости, составило 338,7 тыс. мест. Из них 233,2 тыс. рабочих мест были заняты инвалидами, что составляет 68,9 % от общего количества установленных квот. В 2017 году квота была установлена в количестве 429,7 тыс. рабочих мест, на которых осуществляли трудовую деятельность 304,4 тыс. инвалидов (70,8 %). В 2018 году квота было установлена для 442,7 тыс. рабочих мест, на которых осуществляли трудовую деятельность на конец отчетного периода 308,9 тыс. инвалидов (70 %). В 2019 году квота было установлена для 445,9 тыс. рабочих мест. При этом работодателями на указанные рабочие места на конец 2019 года были трудоустроены только 311,9 тыс. инвалидов (70 %).
В качестве обоснования необходимости внесения предлагаемых дополнений можно отметить, что согласно ежегодным письмам Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Минтруд России, например письму Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 3 сентября 2019 года N 74/1-07-2019 органами прокуратуры регулярно выявляются следующие распространенные нарушения работодателями трудовых прав граждан с инвалидностью - непринятие локальных актов о выделении рабочих мест в счет квоты для трудоустройства инвалидов, непредставление сведений в органы занятости о наличии вакантных рабочих мест, на которые возможно трудоустройство инвалидов, фактические отказы в трудоустройстве инвалидов на выделенные или созданные рабочие места.
Указанные дополнения предлагается внести также с учетом поступающих предложений уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые были подготовлены на основе анализа правоприменительной практики по вопросу трудоустройства инвалидов в рамках установленной квоты, а также реализации в субъектах Российской Федерации контрольно-надзорной деятельности по вопросу соблюдения трудовых прав инвалидов в части трудоустройства в рамках устанавливаемой для работодателей квоты для приема на работу инвалидов.
Полномочием по осуществлению надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов в соответствии с пунктом первым статьи 7.1-1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон о занятости населения) наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения.
Субъектами Российской Федерации в ходе проведения проверок также выявляются факты нарушений законодательства Российской Федерации по вопросам трудоустройства инвалидов
По итогам 2018 года в Российской Федерации проведено 4 126 проверок за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты.
В частности, можно отметить, что Главным управлением по труду и занятости Тверской области (письмо в Минтруд Росси от 4 октября 2019 года N 4881-СИ) отмечается, что наиболее частыми и системными нарушениями являются "формальное" исполнение закона, например посредством предоставления заявления в органы службы занятости заведомо неподходящих вакансий для инвалидов.
С учетом вышеизложенного, необходимо оптимизировать механизм установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов, в том числе в части установления понятия соблюдения работодателями квоты для приема на работу инвалидов.
Кроме того, представляется целесообразным уточнить полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в части их компетенции, касающейся обеспечения трудоустройства инвалидов, в том числе в части оказания соответствующих государственных услуг инвалидам.
С учетом вышеизложенного, настоящим проектом федерального закона предлагается внести следующие изменений и дополнения в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации (далее - Закон о занятости) и в Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (далее - ФЗ о социальной защите инвалидов).
В целях повышения оказания качества услуг по трудоустройству инвалидов органами службы занятости предлагается внести ряд изменений и дополнений в Закон о занятости населения в части касающейся повышения уровня доступности и удобства получения вышеуказанных услуг инвалидами, в том числе и по уточнению компетенции соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также по вопросу содействия работодателям в выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В частности пункт 1 статьи 13 Закона о занятости населения предлагается дополнить нормой, что в целях содействия занятости инвалидов органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать более удобные в целях трудоустройства инвалида сроки оказания предоставления государственных услуг в сфере содействия занятости населения для инвалидов, исходя из имеющихся ограничений жизнедеятельности инвалида, в том числе без личной его явки в орган службы занятости населения, а также с использованием электронной почты и "личного кабинета" на портале Общероссийской базы вакансий "Работа в России".
Кроме того, в целях обеспечения улучшения информационного обмена по вопросу оказания услуг по трудоустройству инвалидам предлагается дополнить пункт 7 статьи 15 Закона о занятости инвалидов нормой, согласно которой органами службы занятости будет осуществляться взаимодействие также и с организациями профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования, в том числе по программам профессиональной переподготовки, инвалида для целей замещения свободных рабочих мест, вакантных должностей в рамках установленной квоты для трудоустройства инвалидов.
Порядок и условия взаимодействия органов службы занятости с работодателями и организациями профессионального обучения, получения дополнительного профессионального образования, в том числе по программам профессиональной переподготовки, будет устанавливаться законодательством субъекта Российской Федерации.
Законопроектом также предлагается уточнить положения статьи 13.1 Закона о занятости населения, предусмотрев, что в рамках сопровождения при содействии занятости инвалидов помощь инвалидам в формировании пути их передвижения до места работы и обратно при наличии такой потребности может оказываться в числе негосударственных организаций также и общероссийские общественные объединения инвалидов.
При этом работодателям предоставляется право в целях осуществления сопровождения при содействии занятости инвалида при наличии особенностей в сопровождении инвалида, включая особенности коммуникационного общения, привлекать на возмездной основе в качестве наставников работников соответствующих общероссийских общественных объединений инвалидов.
В статье 5 ФЗ о социальной защите инвалидов предлагается уточнить направления содействия общественным объединениям инвалидов, оказываемого органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в части указания направления по созданию условий для повышения занятости инвалидов в организациях, созданных обществами инвалидов.
В части порядка выполнения квоты для приема на работу инвалидов в статье 21 ФЗ о социальной защите инвалидов предлагается установить, что квота для трудоустройства инвалидов будет считаться выполненной работодателем только в случаях оформления в установленном порядке трудовых отношений с инвалидами в рамках исполнения обязанности по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной для них квотой для приема на работу инвалидов.
Кроме того, оформление работодателем в установленном порядке трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место в рамках проведения настоящего эксперимента считается в счет выполнения квоты для трудоустройства инвалидов.
Также предлагается уточнить механизм установления размера квоты для филиалов и представительств работодателя, расположенных в других субъектах Российской Федерации.
С учетом изложенного, предлагается уточнить редакцию статьи 24 ФЗ о социальной защите инвалидов в части касающейся обязанностей работодателей по выполнению установленной квоты для приема на работу инвалидов. В связи с чем, предлагается уточнить редакцию абзаца третьего вышеуказанной статьи, что к обязанностям работодателей будет отнесено не только создание или выделение рабочих места для трудоустройства инвалидов, но и их последующее обязательное трудоустройство на указанные рабочие места не позднее 6 месяцев с момента создания и выделения таких рабочих мест.
Кроме того, в целях стимулирования работодателей к выполнению установленной квоты предлагается дополнить статью 24 ФЗ о социальной защите инвалидов положением, согласно которому работодатели, не выполнившие обязанность по трудоустройству инвалидов в соответствии с установленной для них квотой для приема на работу инвалидов, не вправе претендовать на получение мер государственной поддержки в рамках мер по обеспечению финансовой поддержки, осуществляемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
В целях методологического обеспечения реализации на практике норм проекта федерального закона после его принятия в установленном порядке предлагается наделить уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере содействия занятости населения правом издавать методические рекомендации по его реализации.
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" в целях совершенствования регулирования вопросов установления и выполнения квоты для приема на работу инвалидов" не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.