Пояснительная записка к проекту Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Дизайнер детской и ученической мебели"
(подготовлен Минтрудом России 08.12.2020 г.)
Профессиональный стандарт "Дизайнер детской и ученической мебели" разработан в целях реализации Указов Президента РФ от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" и N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в соответствии с которыми, в целях повышения темпов и обеспечения устойчивости экономического роста, необходимо создать и модернизировать к 2020 году 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест, и обеспечить указанные рабочие места высококвалифицированными кадрами.
Уведомление о разработке проекта профессионального стандарта размещено сайте "Профессиональные стандарты" (http://profstandart.rosmintrud.ru/):
https://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/podsistema-razrabotki-professionalnykh-standartov/upravlenie-uvedomleniyami/index.php?ELEMENT_ID=87111
Раздел 1. Общая характеристика области профессиональной деятельности, вида профессиональной деятельности, трудовых функций
1.1. Значение для отрасли, анализ существующей ситуации, информация о перспективах развития вида профессиональной деятельности
Значение данной области профессиональной деятельности для экономического развития индустрии детских товаров определяется существующей потребностью в подготовке квалифицированных кадров, способных осуществлять дизайн детской и ученической мебели с учетом потребностей разных групп потребителей. Это также связано с необходимостью обеспечить детей и семьи с детьми в России качественной, эстетичной и безопасной мебелью, что позволит улучшить среду обитания детей, создать достойные условия для развития интеллектуального, физического и социального потенциала подрастающего поколения.
Качественные отечественные дизайнерские разработки в сфере детской и ученической мебели позволят увеличить объем рынка товаров в данной сфере, создадут условия для импортозамещения и росту экспортного потенциала на основе глубокой переработки отечественной древесины. Важной задачей является обеспечение детей мебелью, которая не создает предпосылок для болезней, связанных с деформацией позвоночника. Сейчас сколиоз наблюдается у каждого второго ребенка в России.
Анализ государственных и отраслевых нормативных документов, анкетирование работодателей, анализ учебных программ профессионального образования, образовательных стандартов среднего профессионального образования, высшего образования, требований к профессии, квалификации Ворлдскиллс России показали, что в настоящее время государство уделяет большое внимание заботе о детях и развитию индустрии детских товаров. Подтверждением этому является Указ Президента России от 29 мая 2017 года N240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства" и поручение Президента России по итогам заседания Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей 28 ноября 2017 года (NПр-2440 от 2 декабря 2017 года, подпункт "б" пункта 6), а также Распоряжение от 6 июля 2018 года N1375-р. об утверждении плана основных мероприятий на 2018-2020 годы в рамках Десятилетия детства. В рамках последнего запланирована разработка новой стратегии развития индустрии детских товаров до 2030 года, включая повышение конкурентоспособности, устойчивости и структурной сбалансированности отечественной индустрии производства и продвижения, в том числе на зарубежные рынки, товаров для детей.
Дизайнер мебели - это специалист, который занимается разработкой и проектированием различной мебели. Профессиональные дизайнеры мебели хорошо владеют навыками дизайнера и конструктора. Результатом деятельности дизайнера мебели обычно является внешний вид будущего изделия, исполненный в виде трехмерной модели и комплект чертежей, необходимых для его изготовления. Нередко требуется умение быстро создать прототип будущей единицы мебели прямо в присутствии заказчика прямо в интерьере заказчика. Для этого специалисты активно используют пакеты программ AutoCAD и 3ds Max.
Специалисты этой творческой профессии достаточно востребованы на рынке труда. Так за последний месяц в России открыты около 1 800 вакансии по 2 должностям этой профессии "Дизайнер мебели" и "Дизайнер-консультант в салоне мебели". Средняя заработная плата составляет согласно вакансиям 46 000 руб, а максимальная - 204 000 руб.
Особенности профессии дизайнера детской и ученической мебели заключаются в наличия дополнительных требований к качеству мебели с учетом безопасности, педагогики, культурологии, эргономики и гигиены детей, а также детской возрастной физиологии и психологии. Дети проводят в школе и дома в среде этой мебели очень продолжительное время, что нередко приводит к деформации позвоночника, особенно при несоответствии размера стульев и парт изменяющемуся росту детей. Дизайнер школьной и ученической мебели должен учитывать эти возрастные и физиологические особенности. Подвижность и непредсказуемость поведения детей должны быть учтены в прочностных характеристиках мебели с целью предотвращения фактов разрушения мебели и нанесения ущерба жизни детей.
Качество мебели имеет огромное значение для физического развития детей. Требования к мебели в детских учреждениях регламентируются государством и зафиксированы в ГОСТах и СанПиН. Нормы для детской мебели значительно жёстче, чем для остальных типов. В детских садах за жизнь и здоровье ребёнка отвечают воспитатели, поэтому обстановка в них должна быть максимально безопасной. Кроме того, мебель помогает выработать правильную осанку, снизить нагрузку на мышцы и позвоночник, обеспечить комфорт при длительных занятиях. Дизайнер детской и ученической мебели должен уверенно владеть всеми этими требованиями.
В условиях конкурентного международного рынка детской мебели необходимо обеспечить конкурентоспособность дизайна мебели, а это значит, что дизайнер должен владеть и навыками маркетинга, учета интересов различных потребителей и пользователей. Объем рынка детской мебели в 2019 году составлял около 28 миллиардов рублей, а темп роста рынка 3-4% в год. Растет также доля мебели российских производителей.
На современном этапе развития сферы дизайна его востребованность постоянно возрастает. Красота стала востребованной и относительно доступной. И это очень хорошо, что от проблем обеспечения выживания и нормативного распределения благ мы перешли к возможности самовыражения через окружающую среду - мебель, интерьер, одежду. Достаток людей постепенно возрастает и вместе с этим растет возможность приобретать красивую, удобную и безопасную мебель. Люди, имеющие достаток могут позволить себе обеспечивать детей такой мебелью, которая не будет приводить к утомлению детей во время занятий и возникновению неправильной осанки, поэтому профессия дизайнера детской и ученической мебели будет все более востребована.
По мнению дизайнеров в настоящее время актуальна функциональная мебель, максимально простая, но при этом интересная с эстетической точки зрения. Основные тенденции дизайна мебели в настоящее время следующие:
- Использование натуральных материалов, обеспечивающих долговечность и безопасность мебели, а также возможность переработки без вреда экологии
- Многофункциональность
- Простота использования, в частности, быстрая сборка и возможность хранения в разобранном виде
- Использование складывающейся мебели, освобождающей пространство помещения
- Изящная сдержанность
- Переход от этнических и цветочных орнаментов к более четким формам. Строгость интерьера будет скрашиваться округлыми формами мебели
- Автоматизация
- Новые формы, позволяющие комфортно жить в ограниченном пространстве жилья
- Возможность изменения предметов мебели под потребности и возраст ребенка, добавления дополнительных мест для хранения и сна, а также другие способы приспосабливания мебели к изменяющимся потребностям и вкусам ребенка
- Широкая дифференциация стилей мебели в зависимости от вкусов потребителей
- Использование тканей и аксессуаров для создания увлекательной для детей обстановки и ее изменения по мере ростаддетей.
Данный стандарт является многофункциональным межотраслевым нормативным документом, описывающим области профессиональной деятельности, содержание трудовых функций и необходимых для их выполнения компетенций по пятому, шестому и седьмому квалификационным уровням, а также ряд других параметров, характеризующих специфику труда.
Профессиональный стандарт разработан также в целях обеспечения единства требований оценки профессиональной компетентности и квалификации работника.
При разработке данного профессионального стандарта принимали во внимание отсутствие специальной нормативно-правовой базы, регулирующей данный вид профессиональной деятельности.
Области профессиональной деятельности (виды экономической деятельности) в которых применим профессиональный стандарт "Дизайнер детской и ученической мебели" приведены в таблице 1.
Таблица 1. Области профессиональной деятельности
Коды ОКВЭД |
Вид экономической деятельности |
31.01 |
Мебель для офисов и предприятий торговли |
31.09 |
Производство прочей мебели |
32.99 |
Производство прочих готовых изделий, не включенных в другие группировки |
74.10 |
Деятельность, специализированная в области дизайна |
82.99 |
Деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки |
Основной целью вида экономической деятельности (области профессиональной деятельности) является: Разработка дизайн-проекта детской и ученической мебели обладающей эргономическими, гигиеническими и эстетическими функциями, с учетом возрастных особенностей детей и требований безопасности.
Основными задачами профессиональной деятельности являются:
- проведение сравнительных исследований прототипов детской и ученической мебели
- разработка дизайн-проекта детской и ученической мебели.
- организация надзора за реализацией дизайн-проекта в производстве детской и ученической мебели
Основными сферами применения профессионального стандарта являются:
- широкий круг задач в области управления персоналом (разработка стандартов организаций, систем мотивации и стимулирования персонала, должностных инструкций; тарификация должностей; отбор, подбор и аттестация персонала; планирование карьеры);
- процедуры стандартизации и унификации в рамках вида (видов) экономической деятельности (установление и поддержание единых требований к содержанию и качеству профессиональной деятельности, согласование наименований должностей, упорядочивание видов трудовой деятельности и пр.);
- оценка квалификаций граждан;
- формирование государственных образовательных стандартов и программ профессионального образования и обучения, а также разработка учебно-методических материалов к этим программам.
Профессиональный стандарт "Дизайнер детской и ученической мебели" может быть использован работодателем для решения следующих задач:
- выбор квалифицированного персонала на рынке труда, отвечающего поставленной функциональной задачи;
- определение критериев оценки при подборе и отборе персонала;
- обеспечение качества труда персонала и соответствия трудовых функций, выполняемых персоналом, установленным требованиям;
- обеспечение профессионального роста персонала;
- поддержание и улучшение стандартов качества в организации через контроль и повышение профессионализма своих работников;
- повышение мотивации персонала к труду в своей организации;
- повышение эффективности, обеспечения стабильности и качества труда, а, следовательно, и высоких экономических результатов.
Профессиональный стандарт "Дизайнер детской и ученической мебели" является основой для работника в следующих направлениях:
- определение собственного профессионального уровня, направлений и задач профессионального обучения и совершенствования;
- эффективное функционирование на предприятии;
- обеспечение собственной востребованности на рынке труда и сокращение сроков поиска подходящей работы;
- карьерный рост и увеличение доходов.
Профессиональный стандарт "Дизайнер детской и ученической мебели" необходим для сферы образования в качестве основы для формирования федеральных образовательных стандартов и образовательных программ всех уровней профессионального образования, разработки методических материалов и выбора форм и методов обучения в системе профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования персонала на предприятиях.
1.2. Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в рамках вида профессиональной деятельности "Разработка дизайна детской и ученической мебели" были выделены обобщенные трудовые функции (ОТФ).
Декомпозиция вида профессиональной деятельности на составляющие его ОТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ОТФ полностью охватывает вид профессиональной деятельности "Разработка дизайна детской и ученической мебели". Установленные ОТФ необходимы и достаточны для достижения цели вида профессиональной деятельности.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки ОТФ соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы, и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ОТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть профессиональной деятельности, ее выполнение возможно одним работником, и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником любой ОТФ.
Объективным основанием для выделения ОТФ является вид работ и сложность их выполнения.
В соответствии приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 148н и с учетом Отраслевой рамки квалификаций для каждой ОТФ установлены уровни квалификаций. С учетом анализа требований профессиональной деятельности "Дизайнер детской и ученической мебели" ОТФ отнесены к пятому, шестому и седьмому уровням квалификации.
Описание обобщенных трудовых функций, входящих в вид профессиональной деятельности, и обоснование их отнесения к конкретным уровням квалификации представлены в таблице 2.
Таблица 2. Обобщенные трудовые функции
Код |
Обобщенные трудовые функции |
Уровень квалификации |
Обоснование уровня квалификации |
A |
Проведение предпроектных дизайнерских исследований требований, предъявляемых к детской и ученической мебели |
5 |
В соответствии с приказом Минтруда "Об утвер-ждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" N 148н от 12.04.2014 г. данный уровень квалификации предполагает: Самостоятельную деятельность по решению практических задач, требующих самостоятельного анализа ситуации и ее изменений. Участие в управлении решением поставленных задач в рамках подразделений. Ответственность за решение поставленных задач или результат деятельности группы работников или подразделений. Решение различных типов практических задач с элементами проектирования. Выбор способов решения в изменяющихся условиях рабочей ситуации. Текущий и итоговый контроль, оценка и коррекция деятельности. Применение профессиональных знаний технологического или методического характера. Самостоятельный поиск информации, необходимой для решения поставленных профессиональных задач. В данном проекте на 5-м квалификационном уровне имеется в виду, прежде всего самостоятельный поиск информации о требованиях, предъявляемых к детской и ученической мебели |
B |
Разработка дизайн-проекта детской и ученической мебели и надзор за его реализацией в единичном, серийном и массовом производстве |
6 |
В соответствии с приказом Минтруда "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" N 148н от 12.04.2014 г. данный уровень квалификации предполагает: Самостоятельная деятельность, предполагающая определение задач собственной работы и/или подчиненных по достижению цели. Разработка, внедрение, контроль, оценка и коррекция компонентов профессиональной деятельности, новых технологических или методических решений. |
С |
Руководство процессом создания и реализации дизайн-проекта детской и ученической мебели в единичном, серийном и массовом производстве |
6 |
В соответствии с приказом Минтруда "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов" N 148н от 12.04.2014 г. данный уровень квалификации предполагает: Обеспечение взаимодействия сотрудников и смежных подразделений. Ответственность за результат выполнения работ на уровне подразделения или организации. |
1.3. Описание состава трудовых функций
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта, в каждой ОТФ были выделены отдельные трудовые функции (ТФ).
Декомпозиция ОТФ на составляющие ее ТФ осуществлялась на основе следующих принципов.
1. Соответствие требованию полноты. Совокупность ТФ полностью охватывает соответствующую ОТФ.
2. Соответствие требованию точности формулировки. Формулировки трудовых действий, умений и знаний, требуемых ТФ, соответствуют терминологии и положениям законодательной и нормативно-правовой базы и одинаково понимаются большинством представителей профессионального сообщества.
3. Соответствие требованию относительной автономности трудовой функции. Каждая ТФ представляет собой относительно автономную (завершенную) часть ОТФ и приводит к получению конкретного результата.
4. Соответствие требованию проверяемости. Существует возможность объективной проверки владения работником каждой ТФ.
Объективным основанием для выделения ТФ выступает вид работы. В состав трудовых функций включены конкретные трудовые действия, выполняемые Дизайнером детской и ученической мебели в процессе работы.
Описание состава трудовых функций представлено в таблице 3.
Таблица 3. Трудовые функции
Код |
Уровень квалификации |
Трудовые функции |
A/01.5 |
5 |
Сбор и систематизация результатов отчетов и исследований по лучшим концепциям и прототипам детской и ученической мебели |
A/03.5 |
5 |
Проведение сравнительных исследований прототипов детской и ученической мебели, и формирование предложений по направлениям дизайнерских работ |
B/01.6 |
6 |
Разработка концепции дизайна и документации дизайн-проекта детской и ученической мебели |
B/02.6 |
6 |
Подготовка прототипов и образцов детской и ученической мебели в соответствии с дизайн-проектом |
B/03.6 |
6 |
Авторский надзор за реализацией дизайн-проекта в единичном, серийном и массовом производстве детской и ученической мебели |
С/01.6 |
6 |
Организация разработки концепции дизайна и дизайн-проекта детской и ученической мебели |
С/02.6 |
6 |
Организация надзора за реализацией дизайн-проекта в единичном, серийном и массовом производстве детской и ученической мебели |
Таблица 4. Информация об учете цифровых технологий в профессиональных стандартах
N п/п |
Обобщенная трудовая функция (код и наименование) |
Необходимые умения, обеспечивающие \определяющие использование цифровых технологий при выполнении данной функции |
Необходимые умения, обеспечивающие \определяющие использование цифровых технологий при выполнении данной функции |
Примеры цифровых технологий, используемых в профессиональной деятельности |
1 |
А. Проведение предпроектных дизайнерских исследований требований, предъявляемых к детской и ученической мебели |
Осуществлять поиск и сбор данных о лучших концепциях и прототипах детской и ученической мебели Систематизировать, обобщать и представлять полученные данные о дизайне детской и ученической мебели Осуществлять процедуры сбора, сортировки, анализа, оценки и критического резюмирования больших объемов информации |
Использовать специализированные программные продукты, применяемые для технологического обеспечения производства детских товаров |
1. Компьютерные программы, предназначенные для систематизации и визуализации информации 2. Компьютерные программы, предназначенные для формирования баз данных |
2 |
В. Разработка дизайн-проекта детской и ученической мебели и надзор за его реализацией в единичном, серийном и массовом производстве |
Осуществлять объемно-пространственное и графическое проектирование, визуализацию технических, технологических процессов и потребительских ожиданий в области дизайна детской и ученической мебели Визуализировать, моделировать и проектировать прототипы детской и ученической мебели с использованием специализированного оборудования для прототипирования |
Использовать специализированные программные продукты, применяемые для технологического обеспечения производства детских товаров |
1. Специализированные компьютерные программы, используемые для моделирования, визуализации и автоматизированного проектирования дизайна детской и ученической мебели 2. Специализированные компьютерные программы для разработки эскизных и рабочих чертежей детской и ученической мебели в соответствии с дизайн-проектом 3. Компьютерные программы для работы с оборудованием для прототипирования |
3 |
С. Руководство процессом создания и реализации дизайн-проекта детской и ученической мебели в единичном, серийном и массовом производстве |
Определение и согласование с заказчиком концепции и дизайн-проекта детской и ученической мебели Консультировать участников творческого коллектива по вопросам создания концепции дизайна и дизайн-проекта детской и ученической мебели Осуществлять финансовые расчеты |
Использовать специализированные программные продукты, применяемые для технологического обеспечения производства детских товаров |
1. Специализированные компьютерные программы, используемые для моделирования, визуализации и автоматизированного проектирования дизайна детской и ученической мебели 2. Компьютерные программы для выполнения финансовых расчетов |
Раздел 2. Основные этапы разработки профессионального стандарта
2.1. Информация об организациях, на базе которых проводились исследования
В соответствии с Правилами разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 г., N 23, профессиональный стандарт разработан Ассоциацией предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) и ФГУБ "ВНИИ труда Минтруда России" с участием представителей работодателей ключевых отраслей, ведущих образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования. Перечень организаций, участвовавших в разработке проекта профессионального стандарта, приведены в приложении 1.
2.2. Сведения о нормативно-правовых документах, регулирующих вид профессиональной деятельности, для которого разработан проект профессионального стандарта
Профессиональная деятельность Дизайнера детской и ученической мебели регулируется следующими федеральными и отраслевыми нормативно-правовыми актами.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018).
2. Распоряжение Правительства РФ от 11.07.2020 г. N 1813-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по развитию индустрии детских товаров на 2020 - 2024 годы".
3. Федеральный закон от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
4. Федеральный закон от 29.06.2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".
5. ТР ТС 007/2011 Технический регламент Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков".
6. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности мебельной продукции" (ТР ТС 025/2012)
7. Технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011)
8. ГОСТ Р 56645.5-2015. Национальный стандарт Российской Федерации. Системы ди-зайн-менеджмента. Термины и определения.
9. Постановление Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии"
2.3. Требования к экспертам, привлеченным к разработке проекта профессионального стандарта
В целях разработки профессионального стандарта была сформирована рабочая группа экспертов, в состав которой были включены специалисты в области разработки профессиональных стандартов, специалисты в области дизайна, конструирования и производства детской мебели, руководители предприятий, занимающихся производством детской мебели, специалисты в области управления, обучения и развития персонала, специалисты в области педагогики, культурологии, эргономики и гигиены детей, а также детской возрастной физиологии и психологии.
Эксперты в рабочую группу выбирались исходя из следующих требований:
- требования к представителю профессионального сообщества - высшее образование, стаж работы в профессиональной области не менее 10 лет;
- требования к представителю образовательного сообщества - высшее образование, стаж педагогической деятельности по профильным дисциплинам не менее 10 лет, стаж работы в профессиональной области не менее 5 лет.
Все эксперты рабочей группы должны знать:
- Трудовой кодекс РФ в части, регламентирующей трудовые отношения в области образования, разработку и применение профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик;
- методические рекомендации по разработке профессионального стандарта, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.04.2013 г. N 170н, а также другие нормативные, правовые и иные акты и документы, регулирующие процесс разработки и утверждения профессиональных стандартов, включая законы, подзаконные акты, локальные нормативные акты;
- уровни квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12.04.2013 N 148н;
- содержание и структуру профессиональной деятельности в рамках предметной области профессионального стандарта, трудовые функции и действия, выполняемые работниками, профессиональные знания и умения, которыми должны они обладать;
- зарубежную и отечественную практику разработки профессиональных стандартов и иных инструментов определения квалификационных требований;
- методы эффективной командной работы, приемы эффективных коммуникаций.
Все эксперты рабочей группы должны уметь:
- собирать, агрегировать и декомпозировать исходные сведения;
- анализировать информацию, включая функциональный анализ сферы профессиональной деятельности;
- формулировать дефиниции, классификации и атрибуты в целях разработки профессионального стандарта;
- взаимодействовать с другими экспертами, работать в команде.
Все эксперты рабочей группы должны обладать навыками:
- оформление документации в соответствии с принятыми (установленными) нормами и правилами;
- эффективная коммуникация с использованием современных средств связи/ИКТ;
- подготовка и представление презентационных материалов.
Кроме того, при отборе экспертов учитывались требования, не связанные с профессиональными компетенциями, но необходимые для разработки профессиональных стандартов:
- независимость;
- широкий кругозор;
- способность формировать и отстаивать точку зрения.
Сведения об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 1 к пояснительной записке.
2.4. Этапы разработки профессионального стандарта
1 этап: анализ квалификационных требований и разработка концепции профессиональных стандартов в области оборудования термического производства.
2 этап: разработка проекта профессионального стандарта.
3 этап: обсуждение проекта профессионального стандарта, сбор отзывов, доработка проекта с учетом поступивших замечаний.
Раздел 3. Профессионально-общественное обсуждение профессионального стандарта
3.1. Порядок обсуждения
Обсуждение проекта профессионального стандарта "Дизайнер детской и ученической мебели" с заинтересованными организациями проводилось следующим путем:
- размещение проекта профессионального стандарта на сайте Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, ВНИИ труда и других Интернет-ресурсов:
http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/podsistema-razrabotki-professionalnykh-standartov/upravlenie-uvedomleniyami/index.php?ELEMENT_ID=67564/;
https://acgi.ru/news/association/standart-dizayner-detskoy/
https://kidsoboz.ru/news/aidt_pristupila_k_razrabotke_professionalnogo_standarta_dizayner_detskoy_i_uchenicheskoy_mebeli/
https://mghpu.ru/newsblok/nachalas-podgotovka-novogo-professionalnogo-standarta-dizajner-detskoj-i-uchenicheskoj-mebeli
- проведение круглых столов и вебинаров;
- размещение информации о разработанном проекте стандарта и его публичном обсуждении на сайтах Ассоциации предприятий индустрии детских товаров;
- направление информации о разработанном проекте стандарта и его публичном обсуждении в более чем 80 предприятий и организаций (статистика посещаемости сайта показала, что проект стандарта был просмотрен более чем 320 пользователями);
- организация сбора отзывов и предложений на сайте разработчика;
- прозвон по телефону наиболее компетентных в вопросах конструирования кукол и персонажей организаций и специалистов, а также профессионалов в области разработки профессиональных стандартов - более 30 контактов;
- профессиональный стандарт согласован с 11 организациями, от которых получены письма согласия, представленные в Приложении 6.
3.2. Организации и эксперты, привлеченные к обсуждению проекта профессионального стандарта
Участники фокус-групп и выборка респондентов, принимавших участие в экспертных опросах, формировались из числа специалистов, обладающих знанием специфики данного вида трудовой деятельности, квалификационных требований, предъявляемых к работникам (эксперты двух категорий: производственники и специалисты по работе с персоналом).
Данные об организациях и экспертах, привлеченных к обсуждению проекта профессионального стандарта, приведены в Приложении 2.
3.3. Данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта и к проектам квалификаций, сформированных на его основе
Поступило 15 отзывов от 15 организаций из 3 регионов Российской Федерации, в том числе:
- вебинары - 3 участника, 5 (пять) предложений и замечаний;
- обсуждение на Интернет-площадках: 320 посещений/просмотров, предложения и замечания пересылались по электронной почте;
- заочные мероприятия: 80 адресов рассылки, 13 (тринадцать) предложений и замечаний;
Сводные данные по результатам публичного обсуждения, поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта приведены в Приложении 3.
Ассоциация предприятий индустрии детских товаров, в соответствии с требованиями, содержащимися в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. N 23 "О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" и приказах Минтруда России от 12 апреля 2013 г. N 147н "Об утверждении Макета профессионального стандарта" и N 148н "Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов", провели доработку профессионального стандарта "Дизайнер детской и ученической мебели".
Раздел 4. Согласование проекта профессионального стандарта
В проекте профессионального стандарта трудовые функции, особо регулируемые законодательством и требующие проведения согласования, отсутствуют.
Проект профессионального стандарта "Дизайнер детской и ученической мебели вносится в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации для утверждения в установленном порядке.
Приложение 1
к пояснительной записке к проекту
профессионального стандарта
"Дизайнер детской и ученической мебели"
Сведения об организациях, привлеченных к разработке и согласованию проекта профессионального стандарта
N п/п |
Организация |
Субъект Российской Федерации |
Разработка профессионального стандарта | ||
1 |
Некоммерческая организация "Ассоциация предприятий индустрии детских товаров" |
г. Москва |
2 |
Национальная ассоциация игрушечников |
г. Москва |
3 |
ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России |
г. Москва |
Согласование профессионального стандарта | ||
1. |
Профильные министерства, профсоюзы и СПК. |
|
Приложение 2
к пояснительной записке к проекту
профессионального стандарта
"Дизайнер детской и ученической мебели"
Сведения о мероприятиях профессионально-общественного обсуждения проекта профессионального стандарта
Мероприятие |
Дата проведения |
Наименования организаций, участвующих в мероприятии (с указанием субъекта Российской Федерации) |
Общее количество участников мероприятия |
URL-адрес Интернет-ресурса, содержащего информацию о проведенном мероприятии |
Совещание по разработке профессионального стандарта |
12 марта 2020 года |
- Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, г. Москва - ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, г. Москва - АНО ВО "Международный институт менеджмента ЛИНК", Московская область |
Четыре |
Рассылка по электронной почте |
Установочное совещание |
6 апреля 2020 года |
- Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, г. Москва - ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, г. Москва - Национальная ассоциация игрушечников (НАИР), г. Москва - АНО ВО "Международный институт менеджмента ЛИНК", Московская область - РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва |
Шесть |
Рассылка по электронной почте |
Заседание Экспертной группы разработчиков профессионального стандарта "Дизайнер детской и ученической мебели" |
23 июля 2020 года |
- "Ассоциация предприятий индустрии детских товаров" (АИДТ), г. Москва - Национальная ассоциация игрушечников (НАИР), г. Москва - ФГБУ "ВНИИ труда" Минтруда России, г. Москва - ООО "Мартела", г. Москва - ООО "Андрей первый", г. Москва - ООО "СКВ - Компани", Архангельская область - ООО "Светоч - Плюс", Самарская область - ООО "Бэлси", г. Москва - Союза дизайнеров России, г. Москва - ФГБОУ ВО "МГХПА им. С.Г. Строганова, город Москва - ООО "Мебельный Комбинат N7" (Mr. Doors), Костромская область - ООО "Воткинская промышленная компания", Удмуртская республика - ООО "Дилер", Новосибирская область - ИП Синцов В.В., Нижегородская область - ООО "ДЭМА", Московская область - ООО "Росметалл", Самарская область - ООО "ТЕХ КИДС", Республика Мордовия - ООО "ПТК ВИТА", Свердловская область - ООО "Умные игры", г. Москва - ТД ООО "Дэми", Пермская область - РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва - АНО ВО "Международный институт менеджмента ЛИНК", Московская область |
Семнадцать |
Рассылка по электронной почте |
Приложение 3
к пояснительной записке к проекту
профессионального стандарта
"Дизайнер детской и ученической мебели"
Сводные данные о поступивших замечаниях и предложениях к проекту профессионального стандарта "Дизайнер детской и ученической мебели", проектам квалификаций и описанию профессий для Справочника профессий
N п/п |
ФИО эксперта |
Организация, должность |
Замечание, предложение |
Принято, отклонено, частично принято (с обоснованием) |
Замечания и предложения к проекту профессионального стандарта | ||||
1 |
Чебурашкин К.Н. |
МГХПА им. С.Г. Строганова, зав. кафедрой "Дизайн мебели" |
В профессиональный стандарт обязательно должно быть включено изучение актуальных САНПИНов, СНИПов и ГОСТов, потому что это очень важные знания для специалиста. Также необходимо включить изучение информации о всех требованиях и ограничениях, действующих при закупках детской и ученической мебели. Для того чтобы сразу, при разработке понимать, какие проекты просто не смогут быть проданы на рынке, в силу действующих требований и стандартов на детскую продукцию. |
Принято частично. Во второй и третьей ОТФ в требованиях к знаниям в первой строчке изменена фраза следующим образом: "Российские и международные нормативные правовые акты, методическая документация, регламентирующие деятельность организаций, занимающихся производством, закупкой детской и ученической мебели, а также требования к качеству и безопасности детских товаров и продукции", т.е. добавлены требования законодательства не только в отношении самих товаров, но и деятельности организаций, которые их производят и покупают. Указания конкретных нормативных правовых актов (САНПИНов, СНИПов и ГОСТов) нет, так как профессиональный стандарт разрабатывается на длительное время, в течение которого вид нормативных и правовых актов может измениться. |
2 |
Кологреев А.С. |
ООО "СКВ - Компани", генеральный директор |
Для нас максимально важно, чтобы дизайнер, который будет разрабатывать детскую мебель для нашего предприятия, особое внимание обращал на её безопасность. Чтобы вся новая продукция была максимально безопасной, учитывала все требования технических регламентов, отдельных ГОСТов, размеров, функциональных особенностей и других требований, которые на сегодняшний день существуют. Чтобы это было основной линией в разработке и в производстве новой продукции". |
Отклонено Требования к безопасности детской и ученической мебели уже отражены в профстандарте. В ТФ 1.1. есть трудовое действие : "Мониторинг требований к безопасности детской и ученической мебели" и требование к знаниям: "Требования к безопасности детской и ученической мебели", а требование к знаниям нормативных и правовых актов есть в ТФ 2 и 3: "Российские и международные нормативные правовые акты, методическая документация, регламентирующие деятельность организаций, занимающихся производством, закупкой детской и ученической мебели, а также требования к качеству и безопасности детских товаров и продукции" |
3 |
Ставицкий В.В. |
Союз дизайнеров России, президент |
Помимо знаний о безопасности, необходимы сведения обо всех технологических процессах и материалах, используемых при производстве детской мебели. |
Отклонено. Это требование к знаниям уже есть в профстандарте: В ТФ 3.2.1. в требованиях к знаниям указано: "Характеристики и свойства материалов, применяемых в производстве детской и ученической мебели, технологии производства изделий из них" |
4 |
Рогачева Е.Б. |
ведущий сотрудник Учебного цента, руководитель Школы дизайнера ООО "Мебельный Комбинат N7" (Mr. Doors). |
Необходимо включить в стандарт изучение вопросов, связанных с интеллектуальной собственностью, условиями, критериями и патентоспособностью изобретений. Сегодня конкуренция на российском рынке становится более сложной и напряженной. Поэтому необходимо, чтобы при разработке мебели вопросы, касающиеся интеллектуальной собственности, также учитывались. |
Принято Изменено требование к знаниям в ТФ 3.1, 3.2 и .3.3.: Российский и зарубежный опыт в области дизайна детской и ученической мебели, защиты интеллектуальной собственности на эти товары и продукцию Кроме того, в ТФ 3.3.1. есть требование к знаниям: "Системы сертификации, лицензирования и патентоведения детской и ученической мебели" |
5 |
Островский Б.М. |
ООО "Светоч - Плюс", директор по развитию |
Сегодня мы пытаемся соединить мебель с образовательным процессом. Мы разрабатываем и выпускаем не просто столы, стулья или наборы для хранения робототехники, мы делаем мебель, которую можно использовать в процессе образования. Этот подход наиболее эффективен. Дизайнер именно с такими компетенциями необходим на современном производстве, и это необходимо отразить в требованиях к компетенциям в данном профстандарте |
Отклонено Замечание не конкретно, не понятно, что именно предлагается изменить в тексте профстандарта. Считаем, что возможности использования детской мебели в образовательном процессе отражены в требованиях к знаниям в ТФ 3.1, 3.2 и .3.3.: Рекомендации педагогов, педиатров, педагогов-психологов, физиологов по безопасности, развивающим и обучающим функциям, гигиеничности, эстетичности и этичности детских товаров и продукции |
6 |
Виденеева О.Ю |
ООО "Андрей первый", директор по развитию |
Необходимо дополнить профстандарт компетенциями в области цифровизации и 3D-моделирования |
Отклонено В требованиях к знаниям в ТФ 3.1.1. уже указано: "Специализированные компьютерные программы, используемые для моделирования, визуализации и автоматизированного проектирования дизайна детской и ученической мебели" |
7 |
Панфилов А.В. |
ООО "Андрей первый", генеральный директор |
Нужно внести в профессиональный стандарт компетенции, связанные с пониманием конструктивной части разрабатываемого изделия, с формированием практических навыков, привязанных к реальным профессиональным задачам. |
Отклонено. В ТФ 3.2.2. уже указано требование к умениям: "Разрабатывать и обосновывать технические и конструктивные решения по созданию прототипов и образцов детской и ученической мебели в соответствии с дизайн-проектом", которое предполагает "понимание конструктивной части разрабатываемого изделия". |
8 |
Синцов В.В. |
Руководитель ИП "Синцов Валентин Валентинович" |
Дизайнер детской и ученической мебели должен иметь расширенные знания по производственному процессу, технологии, оборудованию, используемому на предприятии - заказчике с целью максимального воплощения дизайнерских идей в реальный продукт. |
Принято частично. В эти требования к знаниям отражены в требованиях к знаниям в ТФ 3.2.2.: знать характеристики и свойства материалов, применяемых в производстве детской и ученической мебели, технологии производства изделий из них. Добавлено в требования к знаниям по ТФ 3.2.2: знать оборудование, используемое в производстве детской и ученической мебели. |
9 |
Чебурашкина Е.А. |
ФГБОУ ВО "МГХПА им. С.Г. Строганова", доцент кафедры "Дизайн мебели" |
В первоначальном варианте профстандарта были предусмотрены требования к образованию не выше уровня бакалавриата. Вместе с тем, деятельность по руководству процессом создания и реализации дизайн-проекта детской и ученической мебели в единичном, серийном и массовом производстве достаточна сложна и требует более высокого уровня образования - уровня магистратуры |
Принято. В требованиях к образованию по третьей ОТФ добавлен уровень магистратуры |
10 |
Сибилев А.А. |
ООО "Бэлси", директор по развитию |
Предлагаю во второй и третьей ОТФ указать код ОКПДТР 26151 Руководитель группы (специализированной в прочих отраслях), так как руководитель группы может быть, как формальный - руководитель подразделения, так и неформальный - старший дизайнер, выполняющий обязанности руководителя группы. |
Принято. В тексте профстандарта указали код ОКПДТР 26151 Руководитель группы (специализированной в прочих отраслях) |
Приложение 5
к пояснительной записке к проекту
профессионального стандарта
"Дизайнер детской и ученической мебели"
Форма описания профессии/специальности, соответствующей профессиональному стандарту "Дизайнер детской и ученической мебели", для Справочника профессий
Параметры описания профессии |
Описание профессии |
Наименование профессии |
Дизайнер детской и ученической мебели |
Область профессиональной деятельности |
Разработка дизайна детской и ученической мебели. |
Наименование профессионального стандарта |
Дизайнер детской и ученической мебели |
Должность (профессия рабочего) |
Помощник дизайнера Помощник дизайнера-конструктора Помощник художника-конструктора Младший дизайнер Разработчик детской и ученической мебели Дизайнер Старший дизайнер Руководитель дизайнерской группы Начальник отдела дизайна |
ФГОС |
54.02.01 Дизайн (по отраслям) 54.03.01 Дизайн 54.04.01 Дизайн |
Отнесение к списку 50 наиболее востребованных на рынке труда новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования |
Нет |
Стандарты и компетенции Ворлдскиллс Россия |
Нет |
Код начальной группы (XXXX) и ее наименование в соответствии с ОКЗ (только один код) |
2163 Дизайнеры товаров и одежды 1239 Руководители подразделений (служб), не вошедшие в другие группы |
5-значный код и наименование одной или нескольких должностей (профессий) по ОКПДТР |
27440 Художник-конструктор (дизайнер) 20742 Главный дизайнер проекта 26151 Руководитель группы (специализированной в прочих отраслях) |
Наименования должностей или профессий в соответствии с ЕКС или ЕТКС |
Художник-конструктор (дизайнер) Руководитель проектной группы |
Профильный совет по профессиональным квалификациям |
- |
Особые условия допуска к профессии |
- |
Возможности прохождения независимой оценки квалификации |
Возможно, при утверждении ПС и соответствующих квалификаций |
Зарубежные аналоги (при наличии информации) |
Имеются |
Обобщенное описание профессиональной деятельности |
Разработка дизайна детской и ученической мебели. Проведение предпроектных дизайнерских исследований требований, предъявляемых к детской и ученической мебели Разработка дизайн-проекта детской и ученической мебели и надзор за его реализацией в единичном, серийном и массовом производстве Руководство процессом создания и реализации дизайн-проекта детской и ученической мебели в единичном, серийном и массовом производстве |
Профессиональное образование и обучение |
Среднее профессиональное образование - программы подготовки специалистов среднего звена Высшее образование (бакалавриат) Высшее образование (магистратура) |
Сфера применения профессии |
Организации различных форм собственности, занимающиеся дизайном и производством детской и ученической мебели |
Родственные профессии |
Инженер-конструктор детской и ученической мебели |
Возможности получения образования |
Образование по профессии "Дизайнер детской и ученической мебели" могут получить лица, имеющие образование не ниже среднего общего образования, в образовательных организациях высшего образования, среднего профессионального образования, профессионального обучения и дополнительного профессионального образования. |
Возможности трудоустройства |
Трудоустройство в организациях, занимающихся дизайном и производством детской и ученической мебели. Подробнее с вакансиями можно ознакомиться на сайте https://trudvsem.ru. |
Примерная заработная плата по профессии, руб.: |
|
минимальная - |
40 тысяч рублей |
максимальная - |
150 тысяч рублей |
Востребованность, перспективы развития профессии и занятости |
Профессия "Дизайнер детской и ученической мебели" останется востребованной в долгосрочной перспективе. Это связано с необходимостью обеспечить детей и семьи с детьми в России качественной, эстетичной и безопасной мебелью, что позволит улучшить среду обитания детей, создать достойные условия для развития интеллектуального, физического и социального потенциала подрастающего поколения. |
Ключевые слова |
Дизайн, детская и ученическая мебель, детские товары и продукция |
Приложение 6
к пояснительной записке к проекту
профессионального стандарта
"Дизайнер детской и ученической мебели"
Письма согласования профессионального стандарта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.