Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов"
(подготовлен Минздравом России 29.01.2021 г.)
В соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации и статьей 3 Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение об округах санитарной (горно-санитарной охраны) лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов.
2. Признать утратившим силу:
постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 51, ст. 5798; 2013, N 24, ст. 2999);
пункт 1 изменений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам определения статуса лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2002 г. N 909 "О внесении изменений в некоторые решения Правительства Российской Федерации по вопросам определения статуса лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5218);
постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 2006 г. N 449 "О внесении изменений в Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст. 3408);
пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. N 78 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 9, ст. 1246);
пункт 13 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. N 882 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 37, ст. 5002);
пункт 3 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 24, ст. 2999).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2022 года.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНО
постановлением Правительства
Российской Федерации
от "___" _____________ 2021 г. N ____
Положение об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов и природных лечебных ресурсов
1. Настоящее Положение определяет порядок установления, изменения и прекращения существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов федерального и регионального значения и природных лечебных ресурсов, а также особенности режима хозяйствования, проживания и природопользования в пределах их территории.
2. Лечебно-оздоровительные местности и курорты федерального и регионального значения являются особо охраняемыми объектами и территориями, охрана которых осуществляется посредством установления и создания округов санитарной (горно-санитарной) охраны с регламентированным режимом хозяйствования, проживания и природопользования, обеспечивающим сохранение природных лечебных ресурсов и защиту их от загрязнения и преждевременного истощения.
3. Территория и режим округов санитарной (горно-санитарной) охраны учитываются при разработке положений о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования Российской Федерации, двух и более субъектов Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
4. Развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом курорта федерального или регионального значения.
I. Порядок подготовки и принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны
Порядок подготовки и принятия решений об установлении,изменении, и о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения
5. Решение об установлении, изменении или о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения принимается Правительством Российской Федерации в форме постановления Правительства Российской Федерации (далее - решение Правительства Российской Федерации), подготовка которого осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для принятия (издания) актов Правительства Российской Федерации.
6. Документы, необходимые для подготовки проекта решения Правительства Российской Федерации (далее - документы, необходимые для подготовки решения Правительства Российской Федерации), представляются в Министерство здравоохранения Российской Федерации органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на бумажном носителе, подписанные руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо лицом, исполняющим его обязанности, или в виде электронных документов (за исключением случаев, когда документы содержат сведения, составляющие государственную тайну), подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.
Документы, необходимые для подготовки проекта решения Правительства Российской Федерации, вносятся с соблюдением установленных требований информационной безопасности, а документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, - с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
В случае, когда округ санитарной или горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения устанавливается на территории двух или более субъектов Российской Федерации, предложения по установлению его границ и режима функционирования согласовываются с соответствующим органом исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации.
7. Подготовка проекта решения Правительства Российской Федерации осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации в течение 120 календарных дней со дня поступления документов, предусмотренных пунктом 52 настоящего Положения от органа(ов) исполнительной власти субъекта(ов) Российской Федерации.
8. Министерство здравоохранения Российской Федерации, в срок не более пяти рабочих дней со дня поступления документов, необходимых для подготовки проекта решения Правительства Российской Федерации, возвращает их без рассмотрения с указанием причины возврата при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) в случае установления или изменения округов санитарной (горно-санитарной) охраны или их зон:
территория, признанная лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения, не обладает природными лечебными ресурсами (объектами), указанными в пункте 21 настоящего Положения, пригодными для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;
не представлены документы, необходимые для подготовки проекта решения Правительства Российской Федерации, перечень которых предусмотрен подпунктом "а" пункта 52 настоящего Положения;
б) в случае прекращения существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны или их зон:
территория, признанная лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения, обладает природными лечебными ресурсами (объектами), указанными в пункте 21 настоящего Положения, пригодными для организации лечения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения;
не представлены документы, необходимые для подготовки проекта решения Правительства Российской Федерации, перечень которых предусмотрен подпунктом "б" пункта 52 настоящего Положения.
9. Документы, необходимые для подготовки проекта решения Правительства Российской Федерации, поступившие от органа(ов) исполнительной власти субъекта(ов) Российской Федерации в срок не более 90 календарных дней рассматриваются межведомственным советом при Министерстве здравоохранения Российской Федерации (далее - Совет).
На основании заключения Совета Министерство здравоохранения Российской Федерации вносит в Правительство Российской Федерации проект решения Правительства Российской Федерации, согласованный с Министерством экономического развития Российской Федерации, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральным агентством по рыболовству, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии.
10. В течение 6 месяцев с момента принятия решения Правительства Российской Федерации об установлении либо изменении округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет указанное решение и комплект документов, предусмотренный пунктом 51 настоящего Положения, в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
11. В течение пяти рабочих дней со дня принятия решения Правительства Российской Федерации о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, Министерство здравоохранения Российской Федерации направляет указанное решение в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
12. Информация об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения размещается Министерством здравоохранения Российской Федерации в Государственном реестре курортного фонда Российской Федерации и на официальной сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок подготовки и принятия решений об установлении,изменении, и о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения
13. Решение об установлении, изменении и о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в виде нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (далее - решение субъекта Российской Федерации), подготовка которого осуществляется в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации для издания нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации.
14. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения не могут быть расположены на территории округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, а также на территории двух или более субъектов Российской Федерации.
15. Проект решения субъекта Российской Федерации с пояснительной запиской и документами, обосновывающими необходимость установления, изменения или прекращения существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, предусмотренными пунктом 53 настоящего Положения, направляется на согласование в Министерство здравоохранения Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство по рыболовству, Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
16. Федеральные органы исполнительной власти, указанные в пункте 15 настоящего Положения, рассматривают проект решения субъекта Российской Федерации и в срок не более 30 календарных дней со дня его получения согласовывают его либо направляют в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации мотивированный отказ в его согласовании.
17. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации направляет в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения субъекта Российской Федерации:
а) в случае установления и изменения округов санитарной (горно-санитарной) охраны или их зон:
графическое описание местоположения границ зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения, перечень координат характерных точек границ зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости и сведения о режиме использования земель в установленных (изменённых) границах зон округа санитарной (горно-санитарной охраны);
б) в случае прекращения существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны:
решение о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения.
18. В случае мотивированного отказа в согласовании решения субъекта Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации дорабатывает проект решения субъекта Российской Федерации и направляет на повторное согласование федеральным органам исполнительной власти, указанным в пункте 15 настоящего Положения.
19. Информация об округах санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения размещается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в Государственном реестре курортного фонда Российской Федерации и на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
II. Перечень объектов и территорий, в целях защиты и сохранения которых устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны
20. Объектами и территориями, в целях защиты и сохранения которых устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны, являются природные лечебные ресурсы и территории, которые признаны лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального или регионального значения.
21. В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны защите подлежат следующие природные лечебные ресурсы (объекты):
месторождения минеральных вод (или их участки), предназначенных для использования в лечебных целях на месте и розлива;
месторождения лечебных грязей, предназначенных для использования в лечебных целях на месте и расфасовки;
месторождения других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных (бишофит, нафтеновые нефти, озокерит, глины, соли и другие);
лечебный климат;
рапа лиманов и озер;
акватории морей, озер, рек и других водных объектов, предназначенные для отдыха и лечебно-оздоровительных целей;
пляжи водных объектов и прилегающие к ним территории, используемые для лечебных процедур на воздухе;
леса, курортные парки и другие зеленые насаждения, имеющие лечебно-оздоровительные свойства и выполняющие санитарно-гигиенические функции;
участки территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов, занимаемые зданиями, строениями и сооружениями санаторно-курортных организаций и предназначенные для санаторно-курортного лечения.
22. Округа санитарной охраны устанавливаются для климатических лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального и регионального значения, если их природные лечебные ресурсы (объекты) не относятся к недрам.
23. Округа горно-санитарной охраны устанавливаются, если:
в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах федерального и регионального значения в комплексе природных лечебных ресурсов имеются объекты, относящиеся к недрам (минеральные воды, лечебные грязи и другие полезные ископаемые, отнесенные к категории лечебных);
лечебно-оздоровительная местность или курорт федерального и регионального значения находится в районе с повышенной сейсмичностью, развитым карстом или в районе, где происходят оползневые, селевые и другие процессы, а также зоны возможного подтопления территории.
24. В пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны экологическое и санитарно-эпидемиологическое состояние объектов и природных ресурсов, не отнесенных к лечебных ресурсам (источники хозяйственно-питьевого водоснабжения, почвы, недра, воздушный бассейн, поверхностные водоемы и другие объекты), должно соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации.
III. Срок, на который устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны
25. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются на период сохранения природных лечебных ресурсов (объектов) и до их истощения (прекращения их существования).
IV. Правила определения размеров округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов федерального и регионального значения
26. Округа санитарной (горно-санитарной) охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей либо курортов. Размер округов санитарной (горно-санитарной) охраны определяется исходя из необходимости защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Внешний контур границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального и регионального значения, курортного региона (района).
Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие).
27. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.
Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального и регионального значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, - до одной (второй) зоны.
Округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального и регионального значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в целях санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха корректируются с выделением третьей зоны.
Для отдельно расположенных природных объектов (высокодебитных восходящих источников, скважин, грязевых сопок и других), имеющих высокую степень естественной защищенности, может быть организована одна (первая) зона. Для указанных объектов, не имеющих высокой степени защищенности, выделяются первая, вторая и, при необходимости, третья зоны округа горно-санитарной охраны.
28. Границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны - с внешними границами этих зон.
29. Проектируемые в пределах округов санитарной (горно-санитарной) охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.
30. Разработка проектов округов санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального и регионального значения производится организациями по заданиям заказчика, согласованным с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а проектов округов горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального и регионального значения - также с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии месторождений полезных ископаемых, относящихся к природным лечебным ресурсам, указанных в пункте 21 настоящего Положения, требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
31. Проект округа санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального и регионального значения согласовывается с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а проект округа горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального и регионального значения - также с Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта, требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, выданного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
32. Заказчиками работ, предусмотренных пунктами 30 и 31 настоящего Положения, могут являться любые лица, в том числе органы государственной власти и местного самоуправления.
V. Порядок обозначения границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей, курортов федерального и регионального значения на местности
33. Обозначение на местности установленных границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляет орган местного самоуправления путем обозначения границ на местности посредством специальных информационных знаков, которые размещаются на прямых участках - в пределах видимости, но не реже 1000 метров.
Специальные информационные знаки устанавливаются непосредственно по границе округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
34. При установке специальные информационные знаки ориентируют вдоль линии границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны таким образом, чтобы их лицевые стороны (с надписями) были обращены к внешней стороне границы округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
35. Специальные информационные знаки не устанавливаются для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального и регионального значения, если их природные лечебные ресурсы не относятся к недрам.
36. Образцы специальных информационных знаков для обозначения границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны утверждаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
37. Специальный информационный знак содержит указание на наименование, размер и учётный и (или) реестровый номер округа санитарной (горно-санитарной) охраны, информацию о природном лечебном ресурсе (объекте), о необходимости соблюдения режима осуществления хозяйственной деятельности.
38. Установка специальных информационных знаков, в том числе на фасады зданий, сооружения, тротуары, элементы автомобильных дорог и иные объекты, осуществляется без взимания платы с эксплуатирующей организации. Собственники и иные законные владельцы имущества, на котором в соответствии с настоящим Положением должны быть установлены специальные информационные знаки, обязаны обеспечить доступ к указанному имуществу для установки специальных информационных знаков.
39. Обозначение на местности границ округа санитарной (горно-санитарной) охраны осуществляется не позднее чем через шесть месяцев со дня внесения сведений о таком округе в Единый государственный реестр недвижимости.
40. Оповещение физических и юридических лиц об установленных границах, о режиме, действующем в каждой из зон округа санитарной (горно-санитарной) охраны, производится посредством размещения соответствующих сведений в Едином государственном реестре недвижимости, а также вынесения на местность установленных границ округа.
VI. Перечень ограничений использования земельных участков, которые устанавливаются в границах зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны
41. На территории округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий любые виды работ, приводящие к загрязнению почвы, воды и воздуха, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы, санитарное и экологическое состояние территорий.
Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.
42. На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.
На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительство сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.
43. В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в целях медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения.
44. На территории второй зоны запрещается проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:
строительство новых и расширение действующих промышленных объектов и производств;
строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ, кормохранилищ, скотобоен;
массовый прогон и выпас скота (кроме прогона и выпаса скота, содержащегося в личных подсобных хозяйствах физических лиц);
размещение складов пестицидов, агрохимикатов и горюче-смазочных материалов;
строительство дорог, допускающих транзитное движение транспортных средств;
размещение коллективных стоянок автотранспорта, в том числе, гаражно-строительных кооперативов, наземных, подземных и иных видов паркингов и многоуровневых стоянок, не обеспеченных системой очистки отработанных масел и сточных вод, а также местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов (КТО) и отходов производства;
размещение автозаправочных станций;
строительство жилых домов без централизованных систем водоснабжения и канализации;
строительство и размещение индивидуальных гаражей;
создание и предоставление новых садовых и огородных земельных участков, а также организация палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации;
размещение кладбищ и скотомогильников;
устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;
размещение полигонов твердых коммунальных отходов (КТО) и отходов производства;
использование агрохимикатов и навозных стоков, применение пестицидов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;
сброс сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты;
сплошные рубки лесных и иных насаждений.
При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в лесах, курортных парках, лесопарках и других зеленых насаждениях, имеющих лечебно-оздоровительные свойства и выполняющих санитарно-гигиенические функции, разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в природной среде пестицидов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.
На территории второй зоны запрещаются строительство объектов и сооружений, за исключением объектов и сооружений, связанных непосредственно с созданием и развитием сферы санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха.
Перечень объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.
45. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального и регионального значения.
На территории третьей зоны запрещается:
возведение гидротехнических сооружений (дамб, каналов, водохранилищ), влияющих на уровень грунтовых вод, способных изменить видовой состав или условия произрастания объектов дендрофлоры, заболачивания или опустынивания местности;
строительство и эксплуатация промышленных объектов, производств сельского хозяйства (скотомогильников, кормохранилищ, складов агрохимикатов и пестицидов, навозохранилищ, скотобоен), объектов коммунального хозяйства (кладбищ, складов реагентов, полей фильтрации), полигонов ТКО и отходов производства, объектов транспорта (автомобильных дорог, допускающих транзитное движение, магистральных трубопроводов, транзитных железных дорог, аэропортов), хранилищ нефтепродуктов и горюче-смазочных материалов, использование агрохимикатов и пестицидов в сельском хозяйстве, которые загрязняют воздушный бассейн, почву, поверхностные и подземные воды;
строительство и эксплуатация в зоне лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий канализационных выходов (за исключением глубоководных), нахождение на дне в зоне лечебного купания эксплуатируемых и заброшенных сооружений, конструкций, предметов, способных привести к травматизации человека или ухудшению экологического состояния пляжа.
VII. Правила определения размеров зон, выделяемых в округах санитарной (горно-санитарной) охраны
46. Первая зона устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.
Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 50 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.
Для месторождений лечебных грязей, соли, рапы озер и лиманов, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии 50 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.
Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии 100 метров от контура пляжа по суше и 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 метров - по его противоположному берегу.
Для месторождений лечебных глин, озокерита, бишофита, лечебного песка, нафтеновых нефтей первая зона устанавливается на расстоянии 50 метров от границ участка, предназначенного для добычи (горный отвод).
Для выходов пещер, соляных шахт, копий и рудников границы первой зоны устанавливаются на расстоянии 50 метров до выходов.
Для месторождений природных газов и пара, имеющих лечебное значение, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии 50 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.
47. Вторая зона устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных вод и направление потока грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, лесов, курортных парков и других зеленых насаждений, имеющих лечебно-оздоровительные свойства и выполняющих санитарно-защитные функции, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и территорий, предназначенных для санаторно-курортного строительства.
Размер второй зоны и ее границы определяются с учетом размера территории, на котором расположены:
месторождения минеральных вод с учетом геоструктурных и гидрогеологических условий территории;
месторождения лечебных грязей по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков;
другие месторождения полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей их залегания;
природные лечебные объекты, не относящиеся к недрам, с учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных особенностей, а также с учетом соответствующих нормативных документов.
При необходимости границы второй зоны могут обосновываться гидродинамическими и другими расчетами, составленными по результатам геологического изучения, освоения и многолетнего использования природных лечебных ресурсов (объектов) в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
48. Третья зона устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.
Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных ресурсов (объектов) с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.
VIII. Особые условия использования территорий (земельных участков) в границах округов санитарной (горно-санитарной) охраны на местности (перечень запретов, ограничений и специальных режимов)
49. Установление отдельных ограничений использования земельных участков, водных объектов, их частей при установлении округов санитарной (горно-санитарной) охраны с учетом условий использования территории, предусмотренных настоящим Положением, не допускается.
IX. Право иных лиц, не являющихся правообладателями природных лечебных ресурсов (объектов), в связи с размещением которых устанавливаются округа санитарной (горно-санитарной) охраны, обращаться с заявлением об установлении, изменении или о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны
50. Лица, не являющиеся правообладателями природных лечебных ресурсов (объектов), земельных участков, занимаемых зданиями, строениями и сооружениями санаторно-курортных организаций, земельных участков, предназначенных для санаторно-курортного лечения, не вправе обращаться с заявлением об установлении, изменении или о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
X. Исчерпывающий перечень документов, представляемых для принятия решений об установлении, изменении, о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны
51. Подготовка текстового и графического описаний местоположения границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны, перечня координат характерных точек границ таких округов, сведений о режиме использования земель в устанавливаемых (изменяемых) границах зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны обеспечивается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которых принимаются решения об установлении и изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
Обязательным приложением к решению об установлении и изменении округов санитарной (горно-санитарной) охраны для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального и регионального значения являются сведения о границе и зонах таких округов, содержащие графическое описание местоположения границы и зон таких округов, перечень координат характерных точек этих границы и зон в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости.
Графическое и текстовое описания местоположения границы и зон округов санитарной (горно-санитарной) охраны для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального и регионального значения, перечень координат характерных точек этих границы и зон в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, должны быть подготовлены в виде электронного документа (формат XML) по форме и требованиям, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществлению государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
52. Подготовка проекта решения Правительства Российской Федерации осуществляется на основании следующих документов, подготовленных уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации:
а) в случае установления или изменения округов санитарной (горно-санитарной) охраны (или их зон):
проект округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов федерального значения, подготовленный в соответствии с настоящим Положением;
заключение о современном состоянии используемых или планируемых к использованию природных лечебных ресурсов (объектов);
экспертные заключения о запасах природных лечебных ресурсов (минеральных вод, лечебных грязей и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных) и заключения о лечебных свойствах (к заключениям прилагаются справки о современном состоянии этих ресурсов);
санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии месторождений полезных ископаемых, относящихся к природным лечебным ресурсам, указанных в пункте 21 настоящего Положения, требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства;
справка о состоянии территории лечебно-оздоровительной местности или курорта, о находящихся в их пределах природных лечебных ресурсах и других природных объектах;
перечень промышленных, сельскохозяйственных и любых иных предприятий, расположенных в пределах лечебно-оздоровительной местности или курорта, подлежащих перепрофилированию, перемещению или ликвидации с их технической оценкой и указанием собственников (при необходимости);
документация по планировке территории и генеральный план курорта с указанием пользователей земель, природных лечебных ресурсов и других природных объектов;
топографический план территории с экспликацией угодий (в случае их наличия) и сведений об их собственниках и (или) пользователях;
перечень действующих санаторно-курортных организаций, организаций отдыха, объектов по использованию природных лечебных ресурсов (каптажей, бюветов, ванных зданий, грязелечебниц, соляриев, терренкуров, пляжей, парков и других) с их технической оценкой и указанием собственников;
результаты специальных курортологических, гидрогеологических исследований, необходимых для подготовки проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
б) в случае прекращения существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны:
проект решения о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения;
санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии месторождений полезных ископаемых, относящихся к природным лечебным ресурсам, указанных в пункте 21 настоящего Положения, требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства;
справка о состоянии территории лечебно-оздоровительной местности или курорта, находящихся в их пределах природных лечебных ресурсах и других природных объектах;
экспертные заключения о признании природного лечебного ресурса истощенным (утраченным) либо об исчезновении (отсутствии) его лечебных свойств, выдаваемые в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации;
результаты специальных курортологических, гидрогеологических, землеустроительных и других исследований, проводимых научно-исследовательскими и проектными организациями, подтверждающих утрату всех природных лечебных ресурсов (объектов) на территории округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения;
решение уполномоченного федерального органа исполнительной власти об исключении природного лечебного ресурса из классификации природных лечебных ресурсов, предусмотренной статьей 21 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах";
выписка из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации об исключении сведений о природном лечебном ресурсе, в связи с признанием его или его лечебного свойства истощенным (утраченными);
выписка из Единого государственного реестра недвижимости в отношении упраздняемого округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительной местности и курорта или в отношении его отдельных зон.
53. Подготовка проекта решения субъекта Российской Федерации осуществляется на основании следующих документов:
а) в случае установления или изменения округов санитарной (горно-санитарной) охраны - документы, перечисленные в подпункте "а" пункта 52 настоящего Положения, а также проект решения об установлении или изменении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения.
б) в случае прекращения существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны - документы, перечисленные в подпункте "б" пункта 52 настоящего Положения, а также проект решения о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения.
XI. Исчерпывающий перечень сведений, указываемых в решениях об установлении, изменении, о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны
54. В проекте решения Правительства Российской Федерации или проекте решения субъекта Российской Федерации указываются:
а) в случае установления или изменения округов санитарной (горно-санитарной) охраны:
наименование лечебно-оздоровительной местности или курорта;
вид округа - санитарной или горно-санитарной охраны;
конкретные ограничения использования земельных участков из перечня ограничений, установленных настоящим Положением;
сведения о зонах, их количестве, конкретных ограничениях использования земельных участков в границах каждой зоны из перечня ограничений, установленных настоящим Положением, либо сведения об изменении зон, изменении конкретных ограничений, которые отличаются от ограничений, предусмотренных в решении об установлении данной зоны;
сведения об органе государственной власти, обязанном возместить убытки, причиненные в связи с установлением, изменением границы и режимов использования территории округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительной местности и курортов федерального значения;
сроки наступления обязанности по возмещению убытков.
б) в случае прекращения существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны:
наименование упраздняемого округа санитарной (горно-санитарной) охраны или его зоны, реквизиты решений об утверждении и последующих изменениях упраздняемого округа санитарной (горно-санитарной) охраны или его зоны, учетный и (или) реестровый номер упраздняемого округа санитарной (горно-санитарной) охраны или его зоны согласно сведений Единого государственного реестра недвижимости.
XII. Случаи, при которых требуется изменение границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны
55. Изменение границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального и регионального значения или их зон осуществляется в случаях изменения границ земельных участков, местоположений природных лечебных ресурсов (объектов), предусмотренных пунктом 21 настоящего Положения, или изменения контуров их формирования.
Иных случаев, при которых требуется изменение границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны или их зон, а также случаев, при которых требуется изменение границ округов санитарной (горно-санитарной) охраны или их зон, установленных в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, после ввода такого объекта капитального строительства в эксплуатацию по итогам оценки фактического воздействия такого объекта, не имеется.
XIII. Основания прекращения существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны
56. Основанием для принятия решений о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов является исключение природного лечебного ресурса из классификации природных лечебных ресурсов, предусмотренной статьей 21 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", либо исключение сведений о природном лечебном ресурсе из государственного реестра курортного фонда Российской Федерации в связи с признанием его или его лечебных свойств истощенными (утраченными).
XIV. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии решений об установлении, изменении, о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны
57. Отказ Министерства здравоохранения Российской Федерации в подготовке проекта решения Правительства Российской Федерации должен быть мотивирован и приниматься на основании заключения Совета и при наличии хотя бы одного из следующий оснований:
в случае содержания в документах, предусмотренных пунктом 52 настоящего Положения, недостоверных сведений о состоянии природных лечебных ресурсов (объектов), используемых (или намечаемых к использованию);
в случае подготовки проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов федерального значения в нарушение требований, определенных настоящим Положением;
в случае определения границы и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны, устанавливаемых для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, с нарушением требований, установленных настоящим Положением;
территория (земельный участок), планируемая к признанию лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения, не располагает одним или несколькими уникальными природными лечебными ресурсами;
в случае выявления оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения, для возврата документов, предусмотренных пунктом 52 настоящего Положения;
необходимость сохранения установленного режима (ограничений), предусмотренных настоящим Положением, в целях защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения;
в случае отказа органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в согласовании округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения, который распространяется на территорию данного субъекта Российской Федерации;
в случае отказа органа исполнительной власти одного из субъектов Российской Федерации в согласовании округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения, который распространяется на территорию двух и более субъектов Российской Федерации.
58. Мотивированный отказ в согласовании принимается при наличии хотя бы одного из следующий оснований:
в случае наличия в проекте решения субъекта Российской Федерации и (или) прилагаемых к нему документах, предусмотренных пунктом 53 настоящего Положения, недостоверных сведений о состоянии природных лечебных ресурсов (объектов), используемых (или намечаемых к использованию);
в случае подготовки проекта округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей или курортов регионального значения в нарушение требований, определенных настоящим Положением;
в случае определения границы и режима округов санитарной (горно-санитарной) охраны, устанавливаемых для лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения с нарушением требований, установленных настоящим Положением;
территория (земельный участок), планируемая к признанию лечебно-оздоровительной местностью или курортом регионального значения, не располагает одним или несколькими природными лечебными ресурсами (объектами);
в случае представления уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации предложения о принятии решения об изменении или о прекращении существования округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта регионального значения при наличии природных лечебных ресурсов (объектов), указанных в пункте 21 настоящего Положения, на территории округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта регионального значения;
в случае расположения округа санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения на территории округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, а также на территории двух или более субъектов Российской Федерации;
в случае необходимости сохранения режима использования земель, требований к градостроительным регламентам, предусмотренных настоящим Положением, в целях защиты и сохранения природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов регионального значения.
59. Основанием для отказа уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в издании решения субъекта Российской Федерации об установлении, изменении, о прекращении существования округов санитарной (горно-санитарной) охраны является мотивированный отказ органов государственной власти, указанных в пункте 15 настоящего Положения, в согласовании проекта решения.
XV. Обеспечение санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального и регионального значения
60. Обеспечение установленного режима санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального и регионального значения осуществляют:
в первой зоне - пользователи природных лечебных ресурсов;
во второй и третьей зонах - пользователи природных лечебных ресурсов (объектов), землепользователи, проживающие и работающие в этих зонах граждане и фактически расположенные в этих зонах учреждения и организации.
61. Мероприятия по контролю за разработкой на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального и регионального значения природных лечебных ресурсов, отнесенных к категории полезных ископаемых, осуществляют органы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в пределах своей компетенции.
62. Государственный надзор в области обеспечения санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов на территориях лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального и регионального значения, а также на объектах, расположенных за пределами этих территорий, но оказывающих на них вредное техногенное воздействие, осуществляют в пределах своей компетенции Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
См. Сводный отчет, загруженный при публикации проекта
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.