Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии - отходов производства и потребления"
(подготовлен Минпромторгом России 06.10.2021 г.)
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии - отходов производства и потребления" (далее - проект постановления) разработан в соответствии с пунктами 3, 4 протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Новака от 3 августа 2021 г. N АН-П51-78пр и протокола совещания у Заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации А.К. Уварова от 22.09.2021 N АУ-П51-46пр.
Проект постановления направлен на создание условий для продолжения строительства 5 заводов по энергетической утилизации твердых коммунальных отходов в Московской области и Республике Татарстан (далее - проект), а также минимизации финансовых потерь, возникших по причине ограничений, введенных в связи с распространением короновирусной инфекции, а также принятия нормативных правовых актов, влияющих на финансовую модель проекта и принятых после начала его реализации.
Анализ правоприменительной практики в рамках действующих нормативных правовых актов, регулирующих условия реализации проекта, показал необходимость внесения изменений в следующие нормативные правовые акты.
1. В Правила оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1172 "Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности" в части увеличения штрафуемого периода до 24 месяцев, с уплатой штрафов начиная с 13 месяца неосуществления поставки мощности.
2. В Правила определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 г. N 449 "О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности" в части учета бюджетных ассигнований при расчете цены мощности по договорам о предоставлении мощности генерирующих объектов (далее - ДПМ ТКО).
При заключении ДПМ ТКО Правительством Российской Федерации было принято решение о включении в них консервативных параметров, существенно отличающихся от ДПМ по другим ВИЭ. Так, заключенные ДПМ ТКО предусматривают более низкую норму доходности на инвестированный капитал (12% против 14% для пилотных проектов по другим ВИЭ), отсутствие валютного коэффициента при расчете удельных капитальных затрат, а также отсутствие права на нештрафуемую отсрочку даты начала поставки мощности.
Для снижения рисков Проекта, достижения сбалансированности финансовой модели и обеспечения привлечения средств частных инвесторов и заемного финансирования со стороны синдиката банков, была подтверждена потребность в оказании Проекту дополнительных мер бюджетной поддержки, для чего Минэнерго России рекомендовало субъектам Российской Федерации, участвующим в реализации Проекта, оказать поддержку Проекту. Субъекты со своей стороны согласились с предоставлением дополнительной поддержки, включая применение льготных налоговых ставок и предоставление поддержки на создание необходимой инфраструктуры
Вместе с этим после начала реализации проекта, в связи с объективными факторами, был принят ряд решений о привлечении в проект субсидий из бюджетов различных уровней, в том числе: на закупку оборудования; на создание внешней инфраструктуры; субсидия 90% ставки ВЭБ.РФ на инвестиционной фазе.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.02.2021 N 139 (далее - ПП РФ 139) была установлена необходимость вычитания из платы за мощность по ДПМ, в том числе по проектам, реализация которых начата до вступления акта в силу, размера средств бюджетной поддержки, предоставленной в целях обеспечения строительства генерирующего объекта (т.е. получателем средств не обязательно должна быть проектная компания). При этом, помимо вычитания из платы за мощность полученных субсидий, в расчет включена плата за пользование мерами государственной поддержки, соответствующая норме доходности проекта с базовым уровнем 12%.
На момент разработки финансовой модели Проекта в 2017 году, на основании которой было принято решение об участии в конкурсном отборе ДПМ ТКО, требование о вычете бюджетных ассигнований при определении цены на мощность в законодательстве отсутствовало.
Применение положений ПП РФ 139 к Проекту приведет к снижению его выручки.
Учитывая изложенное, требования ПП РФ N 139 нецелесообразно распространять на полученные Проектом субсидии, для чего необходимо внести соответствующие изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2013 г. N 449 "О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности".
3. В Правила квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2008 г. N 426 "О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии" в части корректировки требования к квалификации объекта ДПМ ТКО.
По всему миру использование природного газа в топливном балансе заводов по энергетической утилизации не превышает 1%, при этом данный показатель достигается ко второму году эксплуатации, так как заводы имеют технологические особенности процесса запуска. В частности, в определенных режимах эксплуатации, а именно запуск завода и розжиг котла, пропорция использования возобновляемых источников энергии электрической энергии меняется - 80% использования возобновляемых источников энергии электрической энергии и 20% газ.
Данная пропорция характерна для первого года работы заводов по энергетической утилизации в связи с чем в целесообразно установить в течение первых 6 месяцев возможность использования повышенного объема использования не ВИЭ топлива.
Проект постановления соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Принятие положений, предусмотренных проектом постановления, не повлечет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. Предлагаемые изменения способствуют исполнению национального проекта "Экология".
В проекте постановления требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения, отсутствуют.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.