Пояснительная записка к проекту Решения Совета Евразийской экономической комиссии "О внесении изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011)"
(подготовлен Минпромторгом России 24.03.2022 г.)
а) Правовое основание для принятия изменений в технический регламент:
Разработка изменения N 4 в технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) проводится в соответствии с пунктом 39 Плана разработки технических регламентов евразийского экономического союза и внесению изменений в технические регламенты Таможенного союза, что предусмотрено согласно Решению Совета ЕЭК N 56 от 28 мая 2019 года.
б) Цели принятия изменений в технический регламент:
Обеспечение жизни и здоровья людей, защиты окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, процессов утилизации (переработки), предупреждение действий, вводящих в заблуждение потребителей упаковки (укупорочных средств), гармонизация требований технического регламента с требованиями европейских директив, направленных на ограничение использования поливинилхлоридных (ПВХ) этикеток на упаковке из полиэтилентерефталата (ПЭТ).
в) Состав и общая характеристика объектов технического регулирования изменений в технический регламент:
Объектом технического регулирования изменения в технический регламент является упаковка (укупорочные средства), выпускаемая в обращение на территории государств-членов Союза, как готовая продукция, так и поставляемая с упакованной продукцией.
г) Содержание устанавливаемых изменением в технический регламент обязательных требований:
Актуализация требований в части уточнения области применения технического регламента в отношении транспортной и групповой упаковки, включения поддонов; корректировки показателей безопасности упаковки металлической, полимерной, из текстильных и комбинированных материалов, средств укупорочных полимерных, корковых, из комбинированных материалов; введения новых терминов, в том числе в отношении биоразлагаемой упаковки; ограничения использования поливинилхлоридных (ПВХ) этикеток на упаковке из полиэтилентерефталата (ПЭТ), маркировки упаковки (укупорочных средств); уточнения модельной среды при испытаниях упаковки из алюминия, введение требований к производству упаковки, включая её переработку.
На поддоны и контейнеры мягкие, используемые в качестве упаковки, в настоящее время действуют следующие стандарты:
ГОСТ 33759-2016 Поддоны полимерные многооборотные. Общие технические условия;
ГОСТ ISO 21898-2013 Упаковка. Контейнеры мягкие (МК) для неопасных грузов;
ГОСТ 9570-2016 Поддоны ящичные и стоечные. Общие технические условия;
ГОСТ 33757-2016 Поддоны плоские деревянные. Технические условия.
Новая редакция проекта Перечней стандартов подготовлена и направлена в Евразийскую экономическую комиссию (письмо от " _______" _______2022 г.). В Проект Перечней включены выше перечисленные межгосударственные стандарты, включая методы исследований (испытаний) и измерений на указанную продукцию.
Актуализированный проект "Программы по разработке (внесению изменений, пересмотру) межгосударственных стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011), а также межгосударственных стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) и осуществления оценки (подтверждения) соответствия продукции", направлен в Евразийскую экономическую комиссию письмом от " " 2022 г.
д) Анализ международного опыта и опыта государств-членов в области установления обязательных требований в отношении объектов технического регулирования изменений в технический регламент:
Директива (ЕС) 94/62/ЕС от 20 декабря 1994 года Европейского парламента и совета по упаковке и упаковочным отходам.
Директива (ЕС) 2015/720 от 29 апреля 2015 г. Европейского парламента и Совета, вносящая изменения в Директиву 94/62/ЕС в отношении сокращения потребления легких полиэтиленовых пакетов.
Директива (ЕС) 2018/852 от 30 мая 2018 года Европейского парламента и совета, дополняющая директиву 94/62/ЕС по упаковке и упаковочным отходам.
Директивой (ЕС) 2019/904 от 05 июня 2019 года Европейского парламента и совета о снижении воздействия некоторых пластмассовых изделий на окружающую среду.
е) Описание устанавливаемых изменений в технический регламент обязательных требований, отличающихся от положений международных, региональных (межгосударственных) стандартов или обязательных требований, действующих на территориях государств-членов, с кратким обоснованием их введения:
Требований, отличающихся от положений международных, региональных стандартов или обязательных требований, действующих на территориях государств-членов Евразийского экономического союза, нет.
ж) Информация о соответствии проекта изменения технического регламента требованиям в области обеспечения единства измерений:
Соответствует.
з) Информация о единых санитарных требованиях и процедурах, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных требованиях, включаемых в проект изменения в технический регламент:
Отсутствует в связи с тем, что упаковка (укупорочные средства) не попадает под действие единых санитарных требований, ветеринарносанитарных и карантинных фитосанитарных требований.
и) Предполагаемый срок введения в действие обязательных требований, предусмотренных изменением в технический регламент:
Предполагаемый срок введения в действие изменений в технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковка" (ТР ТС 005/2011) не менее 12 месяцев со дня принятия Решения Совета Евразийской экономической комиссии об их утверждении.
й) Финансово-экономическое обоснование проекта изменения в технический регламент, содержащее описание экономического эффекта от реализации технического регламента и оценку влияния реализации технического регламента на расходы бюджета Союза:
Затраты, связанные с разработкой проекта изменений N4 в ТР ТС 005/2011, представлены в финансово-экономическом обосновании.
к) Описание проблем, на решение которых направлена разработка изменения в технический регламент:
несоответствие требований ТР ТС 005/2011 современному уровню научно-технического развития, в том числе в отношении использования упаковки (укупорочных средств) из биоразлагаемых и многослойных полимерных материалов;
загрязнение окружающей среды бывшей в употреблении упаковкой (укупорочными средствами), в особенности одноразовыми полимерными изделиями, а также отходами их производства.
л) Круг лиц, на защиту интересов которых направлена разработка проекта изменения в технический регламент:
- населения государств - членов Союза в части обеспечения безопасной и благоприятной окружающей средой;
- потребителей упакованной продукции и упаковки, реализуемой в розничной торговле, выпускаемых в обращение на таможенной территории Союза;
- изготовителей, уполномоченных изготовителями лиц, импортеров и продавцов, осуществляющих выпуск в обращение на таможенной территории Союза как упакованной продукции, так и упаковки (укупорочных средств), реализуемой в розничной торговле;
- уполномоченных органов государств - членов Союза в области охраны окружающей среды.
м) Адресаты регулирования, в том числе субъекты предпринимательской деятельности, и воздействие, оказываемое на них регулированием, предусмотренным проектом изменения в технический регламент:
Основными группами предпринимательской и иной деятельности являются изготовители, уполномоченные изготовителями лица, импортеры и продавцы упаковки (укупорочных средств), изготовители продукции, использующие упаковку (укупорочные средства), импортеры и продавцы упакованной продукции, органы по сертификации, испытательные лаборатории и иные заинтересованные лица.
н) Содержание устанавливаемых техническим регламентом ограничений для субъектов предпринимательской и иной
деятельности, иных заинтересованных лиц, интересы которых будут затронуты:
- ограничение использования поливинилхлоридных (ПВХ) этикеток на упаковке из полиэтилентерефталата (ПЭТ);
Ограничение по объему и массе производимой упаковки минимально необходимым количеством, обеспечивающим соответствие установленным обязательным требованиям безопасности, гигиены, транспортирования, хранения и иным обязательным требованиям для упаковываемой продукции, соблюдение прав потребителя.
о) Механизм разрешения проблемы, на решение которой направлено принятие изменения в технический регламент, и достижения цели регулирования, предусмотренный изменением в технический регламент (описание взаимосвязи между предлагаемым регулированием и указанной проблемой):
Проект изменений направлен на уточнение отдельных требований технического регламента, а также на решение проблем, связанных с загрязнением окружающей среды бывшей в употреблении упаковкой.
п) Описание иных возможных способов разрешения проблем, на решение которых направлено принятие изменения в технический регламент:
Отсутствуют.
р) Иная информация, относящаяся, по мнению разработчика, к основным сведениям о проекте изменения в технический регламент.
Отсутствует.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проектам изменений в Перечни международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) и Перечня международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов,необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (далее - проекты актуализированных Перечней)
а) Правовое основание для принятия проектов изменения Перечней
Разработка изменений в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) и Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования (далее - проекты Перечней) проводится на основании пункта 23 Порядка разработки и принятия перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Евразийского экономического союза, и перечней международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Евразийского экономического союза и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования, утвержденного Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2016 N 161 (далее - Порядок).
б) Цели разработки проектов изменений в Перечни
Подготовка проектов изменений в Перечни направлена на обеспечение выполнения требований проекта изменений N 4 в технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011).
в) Описание проблем, на решение которых направлена разработка проектов изменений в Перечни
Подготовка проектов изменений в Перечни стандартов направлена на создание условий применения актуальных межгосударственных стандартов с целью обеспечения соблюдения требований проекта изменений N 4 в технический регламент Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011).
г) Краткая характеристика стандартов и методик исследований (испытаний) и измерений, включенных в проекты изменений в Перечни
В проекты изменений в Перечни предлагается включить следующие стандарты:
ГОСТ ISO 8611-1-2014 "Поддоны для транспортирования материалов. Плоские поддоны. Часть 1. Методы испытаний";
ГОСТ ISO 8611-2-2014 "Поддоны для транспортирования грузов. Поддоны плоские. Часть 2. Требования к характеристикам и выбор испытаний";
ГОСТ ISO 21898-2013 "Упаковка. Контейнеры мягкие (МК) для неопасных грузов";
ГОСТ 9570-2016 "Поддоны ящичные и стоечные. Общие технические условия";
ГОСТ 32624-2020 "Кронен-крышки. Общие технические условия";
ГОСТ 33757-2016 "Поддоны плоские деревянные. Технические условия";
ГОСТ 33759-2016 "Поддоны полимерные многооборотные. Общие технические условия".
д) Информация о соответствии стандартов, включенных в проекты изменений в Перечни, международным и региональным стандартам
В проект изменений в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) предлагается включить 5 межгосударственных стандартов.
Из них:
1 межгосударственный стандарт, принятый на основе международного стандарта (степень соответствия IDT).
В проект изменений в Перечень международных и региональных (межгосударственных) стандартов, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартов, содержащих правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов, необходимые для применения и исполнения требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) и осуществления оценки соответствия объектов технического регулирования предлагается включить 4 межгосударственных стандарта.
Из них:
2 межгосударственных стандарта, принятых на основе международных стандартов (степень соответствия IDT).
е) Обоснование включения в проекты изменений в Перечни национальных (государственных) стандартов государств-членов и методик исследований (испытаний) и измерений
В проекты изменений в Перечни не предусмотрено включение национальных (государственных) стандартов государств-членов и методик исследований (испытаний) и измерений
ж) Информация о требованиях и объектах технического регулирования технического регламента, для которых отсутствуют стандарты, содержащие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, в том числе правила отбора образцов
Информация отсутствует.
з) Предложения по разработке межгосударственных стандартов, в том числе заменяющих национальные (государственные) стандарты государств-членов и методики исследований (испытаний) и измерений, включенные в проекты изменений в Перечни
Предложения по разработке межгосударственных стандартов отсутствуют.
и) Предложения по внесению изменений в проекты Перечней
Предложения по внесению изменений в проекты Перечней в настоящее время отсутствуют.
й) Круг лиц, на защиту интересов которых направлена разработка проектов Перечней
Потребители, изготовители, уполномоченные изготовителями лица, импортеры, продавцы, органы по сертификации, испытательные лаборатории и иные заинтересованные лица.
к) Содержание устанавливаемых ограничений для субъектов предпринимательской и иной деятельности, иных заинтересованных лиц, интересы которых будут затронуты
Проекты изменений в Перечни не устанавливают ограничения для субъектов предпринимательской и иной деятельности, иных заинтересованных лиц, интересы которых будут затронуты.
л) Механизм разрешения проблемы, на решение которой направлено принятие перечней стандартов, и достижения цели разработки проекта Перечня
Применение межгосударственных стандартов при выполнении требований технического регламента Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011).
м) Финансово-экономическое обоснование проектов изменений в перечни стандартов
Реализация проектов изменений в Перечни не повлечет дополнительных расходов бюджета Евразийского экономического союза.
н) Иная информация, относящаяся к основным сведениям о проектах изменений в перечни стандартов
Иная информация, относящаяся к основным сведениям о проектах изменений в перечни стандартов отсутствует.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.