Проект Приказа Министерства финансов РФ "Об утверждении обязательных требований к критически важным объектам всех форм собственности, правообладателями которых являются Министерство финансов Российской Федерации и организации, в отношении которых Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
(подготовлен Минфином России 13.04.2022 г.)
Утверждены
приказом Министерства финансов Российской Федерации
от "____" _______г. N____
Обязательные для выполнения требования к критически важным объектам всех форм собственности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются Министерство финансов Российской Федерации и организации, в отношении которых Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности
1. Настоящие обязательные для выполнения требования, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера ко всем критически важным объектам в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 августа 2021 г. N 109 н "Об утверждении критериев отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются Министерство финансов Российской Федерации и организации, в отношении которых Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам" (зарегистрирован Минюстом России 15 ноября 2021, регистрационный N 65819) устанавливают обязательные для выполнения требования к критически важным объектам всех форм собственности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, правообладателями которых являются Министерство финансов Российской Федерации или организации, в отношении которых Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности (далее - организации).
2. Настоящие требования распространяются на критически важные объекты федерального и регионального уровня значимости (далее - КВО), к которым относятся в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 августа 2021 г. N 109 н "Об утверждении критериев отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются Министерство финансов Российской Федерации и организации, в отношении которых Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам", и определяют:
порядок проведения оценки готовности Министерства финансов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС);
достаточность мер по обеспечению устойчивости функционирования Министерства финансов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО и жизнедеятельности должностных лиц и работников Министерства финансов Российской Федерации и организаций в ЧС;
комплекс мер для каждой категории значимости КВО, направленный на выполнение мероприятий по:
предупреждению возникновения и развития ЧС;
снижению размеров ущерба и потерь от ЧС;
ликвидации ЧС.
Указанные мероприятия осуществляются в Министерстве финансов Российской Федерации, организациях, осуществляющих эксплуатацию КВО, с учетом специфики деятельности, организационной структуры и условий функционирования КВО.
3. Указанные в пункте 2 настоящих требований комплексы мероприятий осуществляются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны.
4. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций на КВО включает:
1) формирование в составе Министерства финансов Российской Федерации и организации, эксплуатирующей КВО:
- органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:
постоянно действующих органов управления (назначение должностных лиц и (или) работников Министерства финансов Российской Федерации, организаций, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций);
координационных органов (создание и организация работы комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной безопасности и повышению устойчивости функционирования Министерства финансов Российской Федерации, организаций (далее - Комиссия), создаваемых в соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 апреля 2021 г. N 79н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 04 июня 2020 г., регистрационный N 58585);
органов повседневного управления (подразделение Министерства финансов Российской Федерации, организаций, обеспечивающих деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, управления силами и средствами, предназначенными и привлекаемыми для предупреждения и ликвидации ЧС, осуществления обмена информацией и оповещения населения о ЧС);
сил и средств (специально подготовленные силы и средства предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций);
2) определение источников ЧС, поражающие факторы которых могут оказывать негативное влияние на функционирование Министерства финансов Российской Федерации, организаций;
3) определение наиболее вероятных сценариев возникновения и развития ЧС, приводящих к нарушению или прекращению функционирования КВО;
4) планирование и выполнение мероприятий по организации и осуществлению мониторинга обстановки на территории КВО и за ее пределами, информационного взаимодействия с другими федеральными органами исполнительной власти;
5) разработку планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на КВО и их утверждение:
в отношении КВО Министерства финансов Российской Федерации федерального уровня значимости - одним из заместителей Министра финансов Российской Федерации, курирующим вопросы гражданской обороны и защиты от ЧС;
в отношении КВО организаций федерального и регионального уровня значимости - руководителем организации, осуществляющей эксплуатацию этих КВО;
6) взаимодействие с МЧС России и его территориальными органами по месту нахождения КВО по вопросам прогнозирования ЧС природного характера, а также ЧС техногенного характера, источником которых могут являться потенциально опасные и (или) опасные производственные объекты*(1) сторонних организаций (предприятий), расположенных в непосредственной близости от критически важных объектов, а также по вопросам проведения на КВО аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР) при ликвидации ЧС;
7) подготовку должностных лиц и работников Министерства финансов Российской Федерации и организаций в области защиты от ЧС в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации*(2), в том числе к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС на КВО;
8) создание и поддержание в постоянной готовности к применению объектовых систем оповещения должностных лиц и работников Министерства финансов Российской Федерации, организаций, об опасностях, возникающих при ЧС, проведение работ по их модернизации на базе технических средств нового поколения;
9) принятие мер, направленных на повышение технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования, размещенного на КВО;
10) разработка и проведение инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения источников ЧС, смягчение их последствий, защиту работников Министерства финансов Российской Федерации и организаций, а также иных лиц, находящихся на КВО, материальных ценностей, имеющихся на этих объектах;
11) соблюдение должностными лицами и работниками Министерства финансов Российской Федерации, организаций требований законодательства Российской Федерации в области охраны труда, промышленной безопасности, пожарной безопасности, электробезопасности, информационной безопасности, а также установленных на КВО пропускного и внутриобъектового режимов;
12) подготовку КВО к работе в условиях ЧС;
13) декларирование промышленной безопасности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
14) планирование и осуществление необходимых мер в области защиты работников от ЧС;
15) планирование и проведение мероприятий по повышению устойчивости функционирования КВО и обеспечению жизнедеятельности должностных лиц и работников Министерства финансов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию этих объектов, в ЧС;
16) создание и поддержание в постоянной готовности к применению сил и средств для предупреждения и ликвидации ЧС на КВО;
17) оперативные действия работников КВО по устранению возможных источников возникновения ЧС техногенного характера.
5. Комплекс мер по снижению размеров возможного ущерба и потерь от ЧС на КВО включает:
1) постоянный мониторинг обстановки на территории КВО и за ее пределами;
2) создание резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС в порядке, установленным Правительством Российской Федерации*(3) (далее - резервы материальных ресурсов);
3) создание резервов финансовых ресурсов для ликвидации ЧС;
4) сбор и обмен информацией в области предупреждения и ликвидации ЧС с МЧС России и территориальными органами МЧС России по субъекту Российской Федерации по месту нахождения КВО;
5) оповещение работников КВО и иных граждан, находящихся на территории КВО, об угрозе возникновения или возникновения ЧС, обеспечение их эвакуации в безопасный район;
6) введение режима повышенной готовности для органов управления и сил гражданской обороны Министерства финансов Российской Федерации, для органов управления и сил предупреждения и ликвидации ЧС организаций;
7) информирование работников КВО и иных граждан, находящихся на территории КВО, о порядке действий при возникновении ЧС;
8) своевременное обнаружение угроз ЧС техногенного характера на КВО;
9) своевременное доведение информации до Министерства финансов Российской Федерации об угрозе возникновения или возникновении ЧС на КВО организаций;
10) обучение и отработка действий работников КВО по предотвращению ЧС в конкретных условиях обстановки;
11) проведение объектовых учений и тренировок, в том числе в соответствии с Инструкцией по подготовке и проведению учений и тренировок по гражданской обороне, защите населения от ЧС природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утвержденной приказом МЧС России от 29 июля 2020 г. N 565 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 августа 2020 г., регистрационный N 59580), по сценариям и замыслам, предусматривающим возникновение, развитие и ликвидацию ЧС на КВО;
12) оказание должностным лицам и работникам Министерства финансов Российской Федерации и организаций, пострадавшим в результате ЧС на КВО, первой помощи и их эвакуацию (при необходимости) в учреждения здравоохранения;
13) заблаговременное накопление и поддержание в готовности к применению средств индивидуальной и коллективной защиты работников КВО в порядке, установленном законодательством Российской Федерации*(4);
14) создание и поддержание в готовности объектовой системы оповещения о ЧС;
15) проведение экстренной эвакуации работников КВО и иных граждан, находящихся на территории КВО, и наиболее ценного технологического оборудования из зон ЧС;
16) проведение АСДНР (в соответствии с полномочиями).
6. Комплекс мер по ликвидации ЧС на КВО включает:
1) введение режима ЧС для органов управления и сил гражданской обороны Министерства финансов Российской Федерации, для органов управления и сил предупреждения и ликвидации ЧС организаций в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;
2) экстренное реагирование сил и средств гражданской обороны Министерства финансов Российской Федерации, сил и средств предупреждения и ликвидации ЧС организаций, предназначенных для ликвидации ЧС, на возникновение ЧС;
3) организацию эффективной разведки, приведение в готовность сил органов управления, сил и средств, своевременное выдвижение их в зону ЧС, развертывание системы управления, необходимых сил и средств;
4) обеспечение организации и проведения ликвидации ЧС на КВО Министерства финансов Российской Федерации, обеспечение организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ на КВО организаций;
5) организацию бесперебойного и всестороннего материально-технического и других видов обеспечения по ликвидации ЧС на КВО Министерства финансов Российской Федерации и аварийно-спасательных и других неотложных работ на КВО организаций.
7. Комплекс мер по обеспечению устойчивости функционирования Министерства финансов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию КВО и жизнедеятельности должностных лиц и работников Министерства финансов Российской Федерации и организаций в ЧС включает:
1) организацию работы комиссий по чрезвычайным ситуациям, обеспечению пожарной безопасности и повышению устойчивости функционирования Министерства финансов Российской Федерации и организаций, в том числе в условиях ЧС;
2) создание страхового фонда конструкторской, технологической, эксплуатационной документации в соответствии с законодательством Российской Федерации*(5);
3) накопление и поддержание в готовности к использованию (при необходимости) резервных источников электроснабжения и резервного оборудования;
4) создание запасов сырья, других материальных средств, необходимых для поддержания функционирования организаций, эксплуатирующих КВО, в условиях прерванного материально-технического снабжения;
5) подготовка защитных сооружений гражданской обороны для защиты работников от поражающих факторов ЧС в соответствии с законодательством Российской Федерации*(6);
6) организация подготовки к возможной эвакуации работников КВО и иных граждан, находящихся на территории КВО;
7) организация подготовки к возможной эвакуации особо ценного оборудования КВО в безопасное место;
8) осуществление подготовки к проведению инженерной, радиационной, химической, биологической, противопожарной, медицинской защиты работников Министерства финансов Российской Федерации и организаций, эксплуатирующих КВО;
9) создание в организациях, эксплуатирующих КВО, систем автоматизированного контроля за ходом технологических процессов, уровнем загрязнения помещений и воздушной среды цехов опасными веществами и пылевыми частицами;
10) накопление средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи*(7);
11) накопление средств медицинской защиты;
12) регулярное проведение учений и тренировок по действиям сил гражданской обороны Министерства финансов Российской Федерации и аварийно-спасательными формированиями организаций, эксплуатирующими КВО;
13) постоянный технический контроль за работоспособностью и содержанием оборудования и систем КВО.
8. В целях определения достаточности мер, реализуемых Министерством финансов Российской Федерации, организациями, эксплуатирующими КВО, к предупреждению и ликвидации ЧС на этих объектах и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников Министерства финансов Российской Федерации и организаций, эксплуатирующих КВО, проводится оценка готовности Министерства финансов Российской Федерации и организаций.
9. Оценка готовности Министерства финансов Российской Федерации и организаций к предупреждению и ликвидации ЧС осуществляется комиссионно (далее - комиссионная оценка).
Комиссионная оценка осуществляется:
1) по плану Министерства финансов Российской Федерации с периодичностью:
не реже одного раза в 2 года - в отношении Министерства финансов Российской Федерации и организаций, эксплуатирующих КВО федерального уровня значимости;
не реже одного раза в 3 года - в отношении организаций, эксплуатирующих КВО регионального уровня значимости;
2) по плану организаций с ежегодной периодичностью - в отношении организаций, эксплуатирующих КВО любой категории значимости.
10. Планирование мероприятий по проведению комиссионной оценки осуществляется на основании ежегодных планов, предусматривающих основные мероприятия по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых в Министерстве финансов Российской Федерации, организациях в соответствии с Положением об организации и ведении гражданской обороны в Министерстве финансов Российской Федерации и положениями об организации и ведении гражданской обороны в подведомственных организациях.
11. Комиссионная оценка готовности проводится:
в отношении КВО Министерства финансов Российской Федерации федерального уровня значимости - на основании распорядительного документа Министерства финансов Российской Федерации, издаваемого не позднее чем за 20 календарных дней до начала комиссионной оценки;
в отношении КВО федерального и регионального уровня значимости организаций - на основании распорядительных документов организаций, издаваемых не позднее чем за 20 календарных дней до начала комиссионной оценки.
12. В распорядительном документе Министерства финансов Российской Федерации, организаций о проведении комиссионной оценки указываются:
основание для проведения комиссионной оценки;
решение о создании комиссии и ее составе;
задачи комиссии;
полное наименование организаций, в отношении которых планируется проведение комиссионной оценки КВО;
срок проведения комиссионной оценки;
способ проведения комиссионной оценки в соответствии с пунктом 13 требований;
положения по организации работы комиссии.
Распорядительный документ Министерства финансов Российской Федерации, организаций о проведении комиссионной оценки доводится до заинтересованных лиц Министерства финансов Российской Федерации, организаций, поименованных в указанном распорядительном документе Министерства финансов Российской Федерации, организаций, в срок не позднее чем за 20 календарных дней до начала комиссионной оценки.
13. Правила проведения комиссионной оценки определяются распорядительным документом организации, которой принимается решение о проведении комиссионной оценки.
14. Способами проведения комиссионной оценки являются:
комиссионная оценка, проводимая по месту нахождения Министерства финансов Российской Федерации комиссией, создаваемой Министерством финансов Российской Федерации для комиссионной оценки КВО Министерства финансов Российской Федерации;
комиссионная оценка, проводимая по месту нахождения организаций комиссиями, создаваемыми организациями для комиссионной оценки КВО организаций.
15. Оценка готовности включает в себя изучение и проверку Комиссией:
выполнения настоящих требований Министерством финансов Российской Федерации, а также организациями, эксплуатирующими КВО;
анализ выполнения требований нормативно-правовых документов по размещению критически важного объекта, работников на объекте;
анализ полноты выполнения мероприятий, направленных на снижение риска и смягчения последствий возможных ЧС;
анализ возможного воздействия ЧС на КВО, возникшего на соседних потенциально опасных объектах, инженерных сетях и транспортных коммуникациях;
проверку выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных актами расследования случаев аварий на КВО;
проверку наличия и актуальности плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на КВО;
проверку наличия на КВО и работоспособности технических систем предупреждения и локализации ЧС;
контроль выполнения технических решений по защите людей, технологического оборудования, зданий и сооружений от воздушной ударной волны, продуктов горения, радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения, катастрофического затопления;
контроль выполнения решений по обеспечению устойчивости пунктов и систем управления производственным процессом, безопасности находящихся в них работников и возможности управления процессом в условиях ЧС;
оценку наличия, мест размещения и готовности к применению по предназначению резервных источников электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование КВО при ЧС и действия аварийно-восстановительных подразделений при ликвидации ЧС;
анализ наличия и состояния систем оповещения о ЧС, систем контроля за безопасностью, включая системы по предотвращению постореннего вмешательства в деятельность КВО (по системам физической защиты и охраны объекта);
анализ готовности сил и средств к локализации и ликвидации возможной ЧС (укомплектованность личным составом аварийно-восстановительных подразделений и готовность к действиям при ЧС);
контроль соблюдения установленных сроков разработки декларации безопасности промышленного объекта (при необходимости);
анализ выводов экспертизы декларации промышленной безопасности критически важного объекта и выполнения рекомендаций экспертной организации по предупреждению ЧС (при наличии);
проверку наличия и размещения резервов финансовых ресурсов для ликвидации возможной ЧС;
проверку наличия и размещения резервов материальных ресурсов для ликвидации возможной ЧС.
16. По результатам комиссионной оценки оформляется акт комиссии в соответствии с образцом в приложении к настоящим требованиям (далее - Акт), в котором отражаются:
сведения о содержании проведенной комиссионной оценки;
вывод комиссии об оценке готовности Министерства финансов Российской Федерации, организации к предупреждению и ликвидации ЧС и о достаточности мер, реализуемых Министерством финансов Российской Федерации, организацией в соответствии с пунктами 4 - 7 требований, с учетом отраслевой и организационной специфики, условий функционирования организации, решаемых задач, а также с учетом возможных последствий нарушения или прекращения функционирования КВО в результате ЧС (достаточно мер, реализуемых Министерством финансов Российской Федерации, организацией; или не достаточно).
В случае если в акте комиссии содержится вывод о неготовности Министерства финансов Российской Федерации, организации к предупреждению и ликвидации ЧС и (или) недостаточности мер, реализуемых Министерством финансов Российской Федерации, организацией в соответствии с пунктами 4 -7 требований, то в акте комиссии указываются недостатки, которые необходимо устранить Министерству финансов Российской Федерации, организации, и сроки их устранения.
17. Акт комиссии, созданной для комиссионной оценки Министерства финансов Российской Федерации, подписывается членами комиссии в день завершения проведения комиссионной оценки и в течение 10 рабочих дней с даты его подписания представляется первому заместителю Министра финансов Российской Федерации, принявшему решение о создании комиссии, для утверждения.
Первый заместитель Министра финансов Российской Федерации, принявший решение о создании комиссии, в течение 5 рабочих дней с даты получения акта комиссии при отсутствии замечаний утверждает его.
При наличии замечаний по акту комиссии первый заместитель Министра финансов Российской Федерации, принявший решение о создании комиссии, поручает комиссии предоставить ему в течение 30 рабочих дней с даты выдачи такого поручения дополнительную информацию по вопросам комиссионной оценки. При отсутствии замечаний к акту комиссии после предоставления дополнительной информации по нему первый заместитель Министра финансов Российской Федерации, принявший решение о создании комиссии, утверждает акт в течение 5 рабочих дней с даты предоставления дополнительной информации.
18. Акт комиссии, созданной для комиссионной оценки организации, подписывается членами комиссии в день завершения проведения комиссионной оценки и в течение 10 рабочих дней с даты его подписания представляется руководителю организации, принявшему решение о создании комиссии, для утверждения.
Руководитель организации, принявший решение о создании комиссии, в течение 5 рабочих дней с даты получения акта комиссии при отсутствии замечаний утверждает его.
При наличии замечаний по акту комиссии руководитель организации, принявший решение о создании комиссии, поручает комиссии предоставить ему в течение 30 рабочих дней с даты выдачи такого поручения дополнительную информацию по вопросам комиссионной оценки. При отсутствии замечаний к акту комиссии после предоставления дополнительной информации по нему руководитель организации, принявший решение о создании комиссии, утверждает акт в течение 5 рабочих дней с даты предоставления дополнительной информации.
Копия утвержденного акта комиссии, созданной организацией, в течение 5 рабочих дней с даты утверждения акта комиссии направляется организацией в Министерство финансов Российской Федерации для учета.
Состав комиссии по проведению оценки готовности Министерства финансов Российской Федерации, осуществляющего эксплуатацию КВО, к предупреждению и ликвидации ЧС на этих объектах (далее - Комиссия);
сроки проведения Комиссией оценки готовности;
сроки оформления и представления Комиссией на утверждение Министру финансов Российской Федерации результатов проведения оценки готовности (не более 30 рабочих дней с даты завершения проведения оценки готовности).
сроки оформления и представления Комиссией на утверждение руководителю организации результатов проведения оценки готовности (не более 30 рабочих дней с даты завершения проведения оценки готовности).
13. В состав Комиссии включаются должностные лица структурных подразделений Министерства финансов Российской Федерации, должностные лица и работники организаций, к компетенции которых относятся вопросы, рассматриваемые Комиссией;
15. Оценка готовности КВО оформляется в виде отдельного документа - акта оценки готовности КВО к предупреждению ЧС в соответствии с образцом в приложении к настоящим требованиям (далее - Акт).
Акт Министерства финансов Российской Федерации составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии и утверждается Министром финансов Российской Федерации. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт, при этом их особое мнение приобщается к акту.
Акт хранится в Министерстве финансов Российской Федерации.
Акт организации, эксплуатирующей КВО, составляется в двух экземплярах, подписывается всеми членами комиссии и утверждается руководителем организации. Члены комиссии организации, не согласные с принятым решением, подписывают акт, при этом их особое мнение приобщается к акту.
Первый экземпляр акта хранится в организации, а второй экземпляр высылается в адрес Министерства финансов Российской Федерации.
16. В случае наличия разногласий между членами комиссии, возникших в ходе проведения оценки готовности, решение принимается большинством голосов членов комиссии. При равенстве голосов решение принимается председателем комиссии.
Председатель комиссии несет персональную ответственность за организацию работы комиссии и формирование выводов по итогам проведения оценки готовности.
17. По результатам оценки готовности КВО комиссией формируются выводы, содержащие показатели достаточности мер, выполненных Министерством финансов Российской Федерации, организацией по обеспечению устойчивости функционирования КВО и жизнедеятельности работников Министерства финансов Российской Федерации, организации.
Показатели формируются комиссией и содержат итоговое решение готов или не готов, при наличии значений: готов при выполнении требований, установленных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами;
не готов при выявлении одного или нескольких нарушений требований, установленных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами.
сведений о критических элементах критически важного объекта (строениях, сооружениях, помещениях, в том числе режимных, их оборудовании и конструктивных элементах), реализация акта незаконного вмешательства, в отношении которых может привести к полному или частичному прекращению функционирования Министерства финансов Российской Федерации, организаций, осуществляющих деятельность на критически важном объекте или возникновению на нем чрезвычайных ситуаций, а также о состоянии их защищенности (при наличии);
организация пропускного и внутриобъектового режимов на критически важном объекте;
состояния систем жизнеобеспечения, технического состояния транспортных коммуникаций, систем водоснабжения, канализации, вентиляции, отопления, электросетевого хозяйства, резервных источников электроснабжения на критически важном объекте;
состояния систем оповещения должностных лиц и работников Министерства финансов Российской Федерации, организаций, осуществляющих деятельность на критически важном объекте, об опасностях, возникающих при чрезвычайных ситуациях;
организации и состоянии противопожарного режима на критически важном объекте.
15. По результатам проведения оценки готовности Комиссия составляет акт оценки готовности Министерства финансов Российской Федерации, организации, эксплуатирующего(ей) критически важный объект к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и достаточности мер, выполняемых по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности должностных лиц и работников Министерства финансов Российской Федерации, организаций, осуществляющих эксплуатацию критически важных объектов в соответствии с прилагаемым образцом (далее - Акт). В Акте указываются:
1) вывод о готовности Министерства финансов Российской Федерации, организации, эксплуатирующего(ей) критически важный объект, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на этом объекте, который содержит оценку:
"готово"(а) - в случае выполнения в Министерстве финансов Российской Федерации, организации настоящих Требований в полном объеме;
"не готово"(а) - в случае невыполнения в Министерстве финансов Российской Федерации, организации настоящих Требований либо их выполнения не в полном объеме;
2) вывод о достаточности либо недостаточности мер, принимаемых в Министерстве финансов Российской Федерации, организации по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности должностных лиц и работников Министерства финансов Российской Федерации, организации, осуществляющих деятельность на этом объекте.
В случае принятия Комиссией решений о неготовности Министерства финансов Российской Федерации, организации, эксплуатирующего(ей) критически важный объект, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на этом объекте или недостаточности мер, принимаемых в Министерстве финансов Российской Федерации, организации по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности должностных лиц и работников Министерства финансов Российской Федерации, организации, осуществляющих деятельность на этом объекте, в Акт вносятся предложения Комиссии по устранению выявленных недостатков.
16. Акт подписывается всеми членами Комиссии и утверждается председателем Комиссии.
17. В случае несогласия члена Комиссии с выводами, указанными в Акте, он письменно излагает особое мнение, которое приобщается к Акту.
18. Акт направляется Министру финансов РФ, руководителю организации, в отношении которого проводилась оценка готовности.
о достаточности мер, принимаемых в Министерстве финансов Российской Федерации, а также организации, эксплуатирующей критически важный объект, по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности должностных лиц и работников Министерства финансов Российской Федерации, организаций, осуществляющих деятельность на данном критически важном объекте;
о готовности Министерства финансов Российской Федерации, а также организации, эксплуатирующей критически важный объект, к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на этом объекте.
13. Рекомендуемый образец Акта приведен в приложении к настоящим требованиям.
Акт составляется на каждый критически важный объект, в отношении которого проводилась оценка готовности, в двух экземплярах.
Акт подписывается всеми членами комиссии по чрезвычайным ситуациям и утверждается председателем Комиссии, проводившей оценку готовности.
14. В случае несогласия члена комиссии по чрезвычайным ситуациям с выводами он письменно излагает свое особое мнение, которое приобщается к Акту.
15. Первый экземпляр Акта хранится в Министерстве финансов Российской Федерации, организации, эксплуатирующей критически важный объект.
Второй экземпляр Акта направляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации (по месту нахождения критически важного объекта).
2.Требования устанавливают обязательный для соблюдения и исполнения комплекс мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций, по ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов, а также определяют порядок проведения оценки готовности Министерства финансов Российской Федерации и организаций, в отношении которых Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам,к предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах и определению достаточности мер, принимаемых Министерством финансов Российской Федерации и организациями по обеспечению устойчивости функционирования критически важных объектов и жизнедеятельности их работников.
4. Категория значимости критически важных объектов устанавливается в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 18 августа 2021 г. N 109 н "Об утверждении критериев отнесения объектов всех форм собственности, правообладателями которых являются Министерство финансов Российской Федерации и организации, в отношении которых Министерство финансов Российской Федерации осуществляет координацию и регулирование деятельности, к критически важным объектам" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 ноября 2021 г. регистрационный номер 65819).
5. Для критически важных объектов устанавливается комплекс мер, направленный на выполнение мероприятий по:
предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидации чрезвычайных ситуаций;
обеспечению устойчивости функционирования и жизнедеятельности их работников в чрезвычайных ситуациях.
6. Комплекс мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций включает:
планирование деятельности по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
идентификацию возможных чрезвычайных ситуаций;
анализ и оценку возможных чрезвычайных ситуаций;
заблаговременные мероприятия по обеспечению непрерывности деятельности Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохрана России;
формирование отчетности о реализованных мерах по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
контроль эффективности мер по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций.
7. Комплекс мер по снижению размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций включает:
снижение степени воздействия возможных чрезвычайных ситуаций в Министерстве финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохране России;
сокращение времени, необходимого для восстановления функциональности Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохрана России";
сокращение времени, необходимого для восстановления функциональности Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохрана России;
создание условий для обеспечения исполнения полномочий Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохрана России в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
минимизацию последствий нарушения порядка функционирования Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", ФКУ "Гохран России" (в том числе размера материальных потерь, потерь информации, потери деловой репутации).
8. Комплекс мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций включает:
мероприятия по ликвидации негативных последствий возникновения чрезвычайных ситуаций и их воздействия на Министерство финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохран России;
оценку обстановки и принятие оперативных управленческих решений;
организацию взаимодействия с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальными органами Федеральной службой охраны Российской Федерации, филиалами федерального казенного учреждения "Государственное учреждение "Ведомственная охрана Министерства финансов Российской Федерации" по проведению оцепления запретной зоны и поддержанию общественного порядка;
организацию взаимодействия с территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, спасательными и коммунальными службами по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ;
оказание первой помощи и организацию эвакуации пострадавших в лечебные учреждения;
обеспечение благоприятных условий труда и безопасности сотрудников Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", ФКУ "Гохран России".
9. Комплекс мер по обеспечению устойчивости функционирования Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", ФКУ "Гохран России" и жизнедеятельности их работников в чрезвычайных ситуациях включает:
предотвращение нарушения установленного порядка функционирования Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохран России;
создание и содержание в постоянной готовности системы оповещения и связи в чрезвычайных ситуациях;
обеспечение взаимодействия между Министерством финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохран России по осуществлению возможного (при необходимости) маневра ресурсами;
создание комиссий по повышению устойчивости функционирования Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохран России и организацию их работы в условиях возникновения чрезвычайных ситуаций;
накопление и поддержание в готовности к использованию резервных источников энергоснабжения;
создание запасов энергоносителей, других материальных средств, необходимых для поддержания функционирования Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохран России в условиях прерванного материально-технического снабжения;
подготовку защитных сооружений гражданской обороны для защиты работников от поражающих факторов, возникающих в ходе развития чрезвычайных ситуаций;
организацию подготовки к возможной эвакуации работников и особо ценного оборудования;
создание и поддержание в постоянной готовности нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне;
осуществление подготовки к проведению инженерной, радиационной, химической, противопожарной, медицинской защиты работников Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохран России;
накопление средств индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
накопление средств медицинской защиты и профилактики радиоактивных поражений;
регулярное проведение учений и тренировок по действиям в чрезвычайных ситуациях с органами управления, нештатными формированиями по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне и работниками Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохран России.
10. Проведение оценки готовности критически важного объекта к предупреждению чрезвычайных ситуаций осуществляется комиссиейпо повышению устойчивости функционирования Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохрана России;
11. К работе в составе комиссии по повышению устойчивости функционирования Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохрана России по согласованию могут привлекаться представители территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
12. К работе в составе комиссии по повышению устойчивости функционирования Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохрана России допускается привлечение специализированных научно-исследовательских, проектных и других организаций, имеющих соответствующую квалификацию и опыт работы.
13. Оценка готовности критически важных объектов включает в себя:
анализ выполнения требований нормативных правовых документов по размещению критически важного объекта и работников на объекте;
анализ полноты выполнения мероприятий, направленных на снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
анализ возможного воздействия на критически важный объект чрезвычайных ситуаций, возникших на соседних потенциально опасных объектах, инженерных сетях и транспортных коммуникациях;
проверку выполнения комплекса мероприятий, предусмотренных актами расследования случаев аварий на критически важном объекте;
проверку наличия на критически важном объекте плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
проверку наличия на критически важном объекте работоспособных технических систем предупреждения и локализации чрезвычайных ситуаций;
оценку наличия, мест размещения и готовности к применению по предназначению резервных источников электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, систем связи, обеспечивающих функционирование критически важного объекта при чрезвычайных ситуациях;
анализ наличия и состояния систем оповещения о чрезвычайных ситуациях, систем контроля за безопасностью, включая системы по предотвращению постороннего вмешательства в деятельность критически важного объекта (по системам физической защиты и охраны объекта);
анализ готовности сил и средств к локализации и ликвидации возможной чрезвычайной ситуации;
оценку выполнения решений по обеспечению беспрепятственной эвакуации работников с территории критически важного объекта, ввода и передвижения на объекте сил и средств ликвидации чрезвычайной ситуации;
проверку наличия и размещения резервов финансовых ресурсов для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации;
проверку наличия и размещения резервов материальных ресурсов для ликвидации возможной чрезвычайной ситуации.
14. Проведение оценки готовности критически важного объекта осуществляется не реже одного раза в два года.
15. По результатам оценки готовности критически важного объекта комиссией по повышению устойчивости функционированияМинистерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохрана России формируются выводы, содержащие оценку достаточности мер, выполненных Министерством финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохраном России по обеспечению устойчивости функционирования критически важного объекта и жизнедеятельности работников.
Выводы должны содержать итоговое решение готов или не готов критически важных объект к предупреждению чрезвычайных ситуаций с учетом следующих возможных значений:
готов - при выполнении требований, установленных соответствующими законодательными и иными нормативными правовыми актами;
не готов - при выявлении одного или нескольких нарушений требований, установленных соответствующими законодательными и иными нормативными актами.
16. В случае возникновения разногласий между членами комиссии по повышению устойчивости функционирования Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохрана России в ходе проведения оценки готовности, решение принимается в форме голосования простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается председателем комиссии по повышению устойчивости функционирования Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохрана России.
17. Оценка готовности критически важных объектов к предупреждению чрезвычайных ситуаций оформляется в виде акта оценки готовности критически важного объекта к предупреждению чрезвычайных ситуаций согласно приложению к Требованиям.
Акт составляется в 2 (двух) экземплярах, подписывается членами комиссии по повышению устойчивости функционирования Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохрана России. Члены комиссии по повышению устойчивости функционирования Министерства финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохрана России не согласные с принятым решением подписывают акт, при этом их особое мнение приобщается к акту.
Один экземпляр акта хранится в Министерстве финансов Российской Федерации, ФКУ "Налог-Сервис Федеральной налоговой службы", Гохране России, второй экземпляр акта направляется в главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации (по месту нахождения критически важного объекта).
-------------------------------------------
*(1) Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3588; 2013, N 9, ст. 874).
*(2) Постановление Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. N 1485"Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 39, ст. 6062).
*(3) Постановление Правительства Российской Федерации от 25 июля 2020 г. N 1119 "Об утверждении Правил создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 31, ст. 5195).
*(4) Приказ МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты"
*(5) Постановление Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2019 г. N 1583 "О создании, сохранении и об использовании страхового фонда документации на вооружение и военную технику, важнейшую гражданскую продукцию, объекты повышенного риска, системы жизнеобеспечения населения и объекты, являющиеся национальным достоянием".
*(6) Постановление Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 "О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны"
*(7) Приказ МЧС России от 01.10.2014 N 543 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.