Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 26 Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. N 1318 (далее - Правила), рассмотрело проект приказа Минтранса России "О внесении изменений в приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 27 ноября 2020 г. N 522 "Об утверждении Порядка проведения тренировочных учений перед утверждением плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков)" (далее соответственно - проект акта, Приказ N 522), разработанный и направленный для подготовки настоящего заключения Минтрансом России (далее - разработчик), и сообщает следующее.
Разработчиком проведены публичные обсуждения проекта акта и сводного отчета о проведении оценки регулирующего воздействия (далее - сводный отчет) в срок с 26 января по 15 февраля 2022 года.
Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: regulation.gov.ru (ID проекта акта: 02/08/01-22/00124429).
Проект акта поступил в Минэкономразвития России для подготовки настоящего заключения впервые.
Ранее проект Приказа N 522 рассматривался в рамках реализации механизма "регуляторной гильотины". Минтрансом России были учтены замечания и предложения субъектов предпринимательской деятельности. Так, доработанная редакция проекта Приказа N 522 была одобрена Подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти при Правительственной комиссии по проведению административной реформы при условии учета замечаний рабочей группы по реализации механизма "регуляторной гильотины" в сфере водного транспорта (протокол от 16 декабря 2020 г. N 47). Однако, в итоговой редакции Приказа N 522 не были учтены замечания указанной рабочей группы.
Проект акта также не в полной мере учитывает указанные замечания.
Минэкономразвития России в соответствии с пунктом 28 Правил были проведены публичные консультации с представителями субъектов предпринимательской деятельности в период с 13 по 16 мая 2022 года. В рамках публичных консультаций поступили позиции Ассоциации морских торговых портов, Российской ассоциации морских и речных Бункеровщиков", ПАО "Газпром нефть", ПАО "НК "Роснефть", ПАО "ЛУКОЙЛ", ООО "Морской Траст", частично учтенные при подготовке настоящего заключения. Отдельные замечания и предложения субъектов предпринимательской деятельности приведены в приложении к настоящему заключению.
Проектом акта предусматривается, что проведение тренировочных учений при внесении заявителем изменений в утвержденный план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - План ЛРН) не требуется, а также устанавливаются исключения для случаев, при которых требуется проведение тренировочных учений при внесении изменений в План ЛРН.
Концептуально Минэкономразвития России поддерживается цель проектируемого регулирования - снижение нагрузки и административных барьеров для субъектов предпринимательской деятельности путем закрепления случаев, в которых требуется проведение тренировочных учений при внесении изменений в План ЛРН.
Однако необходимо отметить следующее.
1. Проектом акта сохраняется необходимость проведения тренировочных учений в случае замены аварийно-спасательной службы (формирования) (АСС), обеспечивающей выполнение мероприятий Плана ЛРН.
При этом отмечаем, что все физические работы по ликвидации нефти и нефтеразливов (за исключением оповещения) должны выполняться АСС, которая должна быть уже аттестована в установленном порядке. Целью аттестации является оценка соответствия АСС установленным обязательным требованиям и готовности к выполнению задач, которые возлагаются на нее в соответствии с законодательством Российской Федерации*(1).
Фактически, проведение тренировочных учений для АСС является повторной формой аттестации.
Вместе с тем обязанность по проведению тренировочных учений возложена на судовладельца. По информации, представленной субъектами предпринимательской деятельности в рамках проведения дополнительных публичных консультаций, затраты на проведение тренировочных учений ориентировочно составляют порядка 600 тыс. рублей. При этом на практике проведение тренировочных учений занимает около 60 календарных дней.
Более того, в случае смены АСС судовладелец, на которого возложена обязанность по внесению изменений в План ЛРН, не может осуществлять свою деятельность до внесения изменений в План ЛРН. Таким образом, фактически замена АСС может повлечь приостановление деятельности эксплуатирующей организации, а также необоснованные значительные затраты для проведения тренировочных учений.
Данный подход не поддерживается.
2. Проектом акта сохраняется необходимость проведения тренировочных учений в случае замены организации, обеспечивающей выполнение мероприятий по организации временного хранения, транспортировки и утилизации собранной нефти и нефтепродуктов.
В Плане ЛРН в обязательном порядке определяются мероприятия по организации временного хранения и транспортировки собранной нефти и нефтепродуктов*(2).
Организации, эксплуатирующие (использующие) искусственные острова, установки, сооружения, подводные трубопроводы, проводящие буровые работы при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов, осуществляющие деятельность по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов с использованием специализированных судов, предназначенных для бункеровки (судов-бункеровщиков), во внутренних морских водах и в территориальном море (далее - эксплуатирующие организации), обязаны:
либо иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления I-IV классов опасности,
либо заключить договор с подрядной организацией, имеющей такую лицензию (далее - подрядная организация).
Вместе с тем обязанность по сбору во время работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в емкости, предназначенные для приема собранной во время работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, возложена на АСС. Такая АСС непосредственно принимает участие в проведении тренировочных учений, на нее распространяется требование по наличию емкостей, предназначенных для приема собранных во время работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов*(3).
Далее АСС передает собранные нефть и нефтепродукты подрядной организации.
Смена подрядной организации не изменяет порядок действий эксплуатирующей организации.
Учитывая, что подрядная организация не принимает участие в проведении тренировочных учений, считаем затраты на проведение тренировочных учений в случае ее замены необоснованными.
3. Проектом акта предусматривается проведение тренировочных учений в случае изменения места проведения деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов.
Однако действующим законодательством не определено, какое место является "местом проведения деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов".
Более того, такая информация, как "место проведения деятельности", не относится к числу обязательных для ее включения в План ЛРН.
В этой связи такое основание для проведения тренировочных учений является избыточным и подлежит исключению из проекта акта.
4. Ранее в рамках разработки Приказа N 522 была достигнута договоренность об установлении в нем целей рассмотрения Росморречфлотом Плана ЛРН.
В соответствии с пунктом 7 Приказа N 522 Росморречфлот в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов рассматривает заявление и представленные документы на предмет соответствия требованиям пунктов 3-6 Приказа N 522.
Следует отметить, что экспертиза Плана ЛРН на предмет его соответствия законодательству Российской Федерации осуществляется Росприроднадзором в соответствии со статьей 46 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Однако на практике, по информации, представленной субъектами предпринимательской деятельности, вследствие правовой неопределенности оснований для возврата заявлений эксплуатирующим организациям осуществляются возвраты Росморречфлотом документов на доработку вследствие их несоответствия действующему законодательству, что приводит к задержкам на длительные сроки (до шести месяцев) в утверждении плана тренировочных учений, а следовательно и в утверждении Плана ЛРН.
В этой связи может быть сделан вывод о несоответствии пункта 7 Приказа N 522 такому принципу установления обязательных требований, как правовая определенность*(4).
В целях исключения указанных рисков считаем целесообразным конкретизировать основания для возврата Росморречфлотом документов для доработки в соответствии с договоренностями, достигнутыми при разработке Приказа N 522.
На основании проведенной оценки Минэкономразвития России сделаны следующие выводы:
наличие проблемы разработчиком обосновано недостаточно;
в проекте акта не выявлены положения, вводящие избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующие их введению, а также положения, приводящие к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Приложение: на 2 л. в 1 экз.
-------------------------------------------
*(1) Пункт 2 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. N 1091.
*(2) В соответствии с пунктом 3 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах,в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2366.
*(3) Подпункт 1 пункта 3 Требований к составу сил и средств постоянной готовности, предназначенных для предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 27 ноября 2020 г. N 523.
*(4) Статья 4 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.