Проект Постановления Правительства Российской Федерации "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в городе Санкт-Петербурге"
(подготовлен Минэкономразвития России 30.01.2023 г.)
В соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Установить экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в городе Санкт-Петербурге.
2. Утвердить прилагаемую Программу экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в городе Санкт-Петербурге.
3. Реализация полномочий, предусмотренных настоящим постановлением, осуществляется в пределах установленной Правительством Российской Федерации штатной численности Министерства экономического развития Российской Федерации и иных федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству и иным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства |
М. Мишустин |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от ___________ 20__ г. N _____
Программа
экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем в городе Санкт-Петербурге
I. Направление разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций
1. Направлением разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций в соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона "Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) являются проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, в том числе высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов, аттестация их операторов, предоставление транспортных и логистических услуг и организация транспортного обслуживания.
II. Описание цифровой инновации, которая планируется к созданию, использованию или введению в употребление в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
2. Для целей настоящей Программы используются следующие понятия:
"авиационная безопасность", "воздушное судно", "пилотируемое воздушное судно", "беспилотное воздушное судно", "беспилотная авиационная система", "внешний пилот", "авиационные работы", "авиационный персонал", "федеральные авиационные правила" - в значениях, определенных в Воздушном кодексе Российской Федерации;
"экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций", "общее регулирование", "акты общего регулирования", "специальное регулирование" - в значениях, определенных в Федеральном законе;
"пользователи воздушного пространства", "временный режим", "запретная зона", "зона ограничения полетов", "маршрут полета", "местный режим", "нижнее воздушное пространство", "использование воздушного пространства", "воздушное движение", "воздушное пространство класса G", "воздушное пространство класса С" - в значениях, определенных в Федеральных правилах использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 "Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации".
Для целей настоящей Программы также используются следующие понятия:
"городская аэромобильность" - система грузовых воздушных перевозок, а также 3D-моделирование местности для городского проектирования, в том числе полетов в других целях, осуществляемых с применением беспилотных авиационных систем в городских условиях;
"оператор опытного района" - юридическое лицо, осуществляющее координацию взаимодействия заказчиков и поставщиков функциональных сервисов, создание и эксплуатацию соответствующего типа для каждого функционального сервиса инфраструктуры опытного района, внедрение и эксплуатацию системы управления опытным районом применения беспилотных авиационных систем "Флай Дрон", допуск субъектов экспериментального правового режима, указанных в пункте 29 настоящей Программы, к выполнению функциональных сервисов;
"опытный район" - территория города Санкт-Петербурга, на которой устанавливается экспериментальный правовой режим в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем;
"реестр эксплуатантов опытного района" - перечень эксплуатантов опытного района, допущенных к выполнению соответствующих настоящей Программе авиационных работ и перевозке грузов в рамках экспериментального правового режима;
"система мониторинга использования воздушного пространства" - система обеспечения непрерывного автоматизированного мониторинга использования воздушного пространства над городом Санкт-Петербургом на высотах от земли до 900 метров;
"функциональные сервисы" - воздушные перевозки и/или авиационные работы, выполняемые с применением беспилотных авиационных систем;
"эксплуатант беспилотной авиационной системы" - индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, владеющее на законных основаниях беспилотной авиационной системой и использующее ее для осуществления полетов;
"эксплуатант опытного района" - эксплуатант беспилотной авиационной системы, подтвердивший соответствие требованиям, установленным настоящей Программой, и включенный в реестр эксплуатантов опытного района;
"система управления опытным районом "Флай Дрон" - интеллектуальная цифровая платформа "Система управления опытным районом применения беспилотных авиационных систем "Флай Дрон".
3. Существенными препятствиями для выполнения функциональных сервисов городской аэромобильности с применением беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0.15 килограммов до 30 килограммов и более, являются следующие причины:
наличие перечисленных в разделе VIII настоящей Программы требований, предписаний, запретов и ограничений в актах общего регулирования, препятствующих разработке, апробации и внедрению цифровой инновации;
отсутствие совокупности совместно функционирующих технических и программных средств, позволяющих обеспечить комплексное выполнение функциональных сервисов с применением беспилотных авиационных систем в рамках реализации городской аэромобильности.
4. Цифровой инновацией, апробируемой в рамках экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций (далее - экспериментальный правовой режим), является реализация городской аэромобильности на территории города Санкт-Петербурга с применением современных беспилотных авиационных систем для выполнения авиационных работ и решения логистических задач, связанных с воздушной перевозкой грузов.
В рамках настоящей Программы реализация городской аэромобильности и осуществление функциональных сервисов в границах опытного района эксплуатантами опытного района будет обеспечиваться с применением интеллектуальной цифровой платформы системы управления опытным районом "Флай Дрон" и наличием системы мониторинга использования воздушного пространства.
Интеллектуальная цифровая платформа "Флай Дрон" содержит функциональные и системные модули, реализующие сервисы регистрации, хранения, предоставления и обработки данных при выполнении функциональных сервисов в городской аэромобильности, в том числе:
исследование и разработка единой трехмерной цифровой карты опытного района, формируемой и актуализируемой посредством регулярной съемки и обработки лидарных данных и облаков точек с координатной привязкой местоположения к точкам съемки;
создание цифрового кабинета для целей оперативного принятия решения о выдаче разрешений на выполнение функциональных сервисов над городом Санкт-Петербургом в границах опытного района;
выполнение исследований в части создания системы об инцидентах и авиационных происшествиях, а также обработки обращения граждан о незаконном использовании беспилотных воздушных судов;
интеграции системы мониторинга использования воздушного пространства над городом Санкт-Петербургом (на высотах от 0 до 900 метров);
разработка платформы для поиска и возврата потерянных беспилотных воздушных судов, в случае их учета или государственной регистрации.
С целью упрощения подготовки к полетам беспилотных воздушных судов должна быть разработана и апробирована единая трехмерная цифровая карта опытного района с применением воздушных и наземных съемочных комплексов.
5. Установление экспериментального правового режима позволит исключить указанные факторы путем:
введения специального правового регулирования (отличающегося от общего) по ряду вопросов, связанных с обеспечением использования беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой 0,15 до 30 килограммов и более;
введения в эксплуатацию системы управления опытным районом "Флай Дрон" в целях комплексного обеспечения эффективного и безопасного применения беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 до 30 килограммов и более.
6. В рамках экспериментального правового режима планируется обеспечить условия для выполнения функциональных сервисов, выполняемых с применением беспилотных воздушных судов с максимальной взлетной массой от 0,15 до 30 килограммов и более, по следующим наиболее востребованным и активно развивающимся направлениям:
доставка грузов массой от 0,1 до 10 килограммов;
выполнение авиационных работ.
7. Для оперативного согласования полетов и принятия решения о выдаче разрешения на выполнение функциональных сервисов в границах опытного района будет создан цифровой кабинет для органа исполнительной власти города Санкт-Петербурга, в котором согласование полета и выдача разрешения будет осуществляться с использованием системы управления опытным районом "Флай Дрон" и предоставлением детализированной информации по эксплуатантам опытного района. При этом цифровой кабинет органа исполнительной власти города Санкт-Петербурга позволяет получать дополнительную детализированную информацию от эксплуатанта опытного района, перечень которой указан в приложении N 1 к настоящей Программе.
Создание нового вида транспортного сервиса с применением беспилотных авиационных систем дополнит существующую схему доставки грузов в городской среде. Использование беспилотных авиационных систем для логистических схем позволит снизить нагрузку на городские дорожные сети, за счет использования электрических двигателей повысит экологичность городских транспортных систем, повысит связанность различных районов города.
При этом сервис осуществления доставки грузов должен включать в себя сопутствующую инфраструктуру, позволяющую безопасно (с учетом рисков, указанных в разделе X настоящей Программы) выполнять полеты беспилотных воздушных судов в условиях плотной городской застройки. Такая инфраструктура включает в себя средства связи, навигации и наблюдения, терминальную инфраструктуру, доступную к размещению на придомовых территориях, прилегающих к зданиям или на свободных площадках (дронопорт) с наличием систем видеонаблюдения, идентификации, передачи метеорологической информации и возможностью оперативной замены элемента питания беспилотной авиационной системы.
Выполнение авиационных работ с применением беспилотных авиационных систем является крайне востребованным сервисом. Преимущества, связанные с оперативностью и высокой точностью получаемых данных, высоко ценятся при выполнении таких работ, как обследование трубопроводов, создание 3D-моделей городских объектов, проектирование 3D-маршрутов для беспилотных воздушных судов, линий электропередачи и других инфраструктурных объектов. Использование беспилотных авиационных систем, включающих беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 до 30 килограммов и более, расширит возможности по предоставлению такого типа сервисов за счет повышения скорости и автономности беспилотных авиационных систем, а также одновременного решения широкого круга задач.
8. Для комплексного решения всех задач, возникающих при организации деятельности опытного района, будет реализован проект по созданию комплексной системы управления опытным районом.
В состав системы управления опытным районом войдут системные модули, реализующие сервисы регистрации, хранения и обработки данных обо всех субъектах экспериментального правового режима и выполняемых ими операциях. Будет обеспечено эффективное взаимодействие исполнителей функциональных сервисов и органов, осуществляющих контрольные (надзорные) функции в рамках экспериментального правового режима.
Для осуществления наблюдения за воздушным пространством на территории города Санкт-Петербурга и полетами беспилотных воздушных судов, оборудованных бортовым транспондером, представленных при организации деятельности опытного района, предполагается использование системы мониторинга использования воздушного пространства производства публичного акционерного общества "НПО "Алмаз", а для метеорологического обеспечения полетов беспилотных воздушных судов - системы "МетеоСервер".
В интересах ситуационной осведомленности субъектов экспериментального правового режима при выполнении полетов беспилотных воздушных судов в рамках экспериментального правового режима публичное акционерное общество "НПО "Алмаз" совместно с обществом с ограниченной ответственностью "Флай Дрон" выполняют работы по информационной интеграции системы мониторинга использования воздушного пространства с системой управления опытным районом "Флай Дрон".
Особое внимание уделяется обеспечению безопасности всех участников воздушного движения, в том числе не являющихся субъектами экспериментального правового режима.
Заказчики и исполнители функциональных сервисов получают необходимое информационное обеспечение, которое обеспечивает экспертную поддержку всех участников процесса, эффективное и целостное взаимодействие.
Система управления опытным районом "Флай Дрон" позволяет объединить всех участников процесса эксплуатации беспилотных авиационных систем, начиная от планирования сервисов и заканчивая приемкой результатов заказчиком, а также обеспечивает автоматизированный контроль за выполнением всех этапов бизнес-процесса.
Интеграция перечисленных сервисов и функций в рамках системы управления опытным районом "Флай Дрон" осуществляет "цифровизацию" сферы применения беспилотных авиационных систем в народно-хозяйственных целях. Это позволяет минимизировать риски причинения вреда (ущерба) при внедрении цифровой инновации, а также обеспечивает оперативное внедрение и эффективное функционирование сервисов с применением беспилотных авиационных систем. Внедрение системы управления опытным районом "Флай Дрон" производится оператором опытного района.
9. Выполнение указанных функциональных сервисов будет доступно непосредственно после установления экспериментального правового режима и выполнения процедур по допуску беспилотных авиационных систем к эксплуатации, специалистов авиационного персонала и эксплуатантов беспилотных авиационных систем к деятельности в опытном районе экспериментального правового режима.
III. Сведения о технологиях, применяемых в рамках экспериментального правового режима в соответствии с перечнем технологий, утвержденным в соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона
10. В рамках экспериментального правового режима применяются следующие технологии:
а) технологии работы с большими данными в области сбора, хранения и обработки данных, в том числе децентрализованных;
б) производственные технологии в области управления производством;
в) технологии робототехники и сенсорики, в том числе в области сенсоров и обработки сенсорной информации, сенсоров и систем сбора и обработки информации для эффективного функционирования робототехнических систем, интеллектуальных систем управления робототехническими системами; систем автоматизации управления;
г) технологии беспроводной связи в области защищенной телекоммуникации;
д) нейротехнологии и технологии искусственного интеллекта в области компьютерного зрения, машинных рекомендаций и поддержки принятия решений;
е) технологии виртуальной и дополненной реальности.
IV. Цели установления экспериментального правового режима в соответствии со статьей 3 Федерального закона
11. Целями установления экспериментального правового режима являются:
а) формирование по результатам реализации экспериментального правового режима новых видов и форм экономической деятельности, способов осуществления экономической деятельности;
б) расширение состава, повышение качества или доступности товаров, работ и услуг;
в) совершенствование общего регулирования по результатам реализации экспериментального правового режима;
г) обеспечение развития науки и социальной сферы;
д) привлечение инвестиций в развитие предпринимательской деятельности в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации;
е) создание благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций.
V. Срок действия экспериментального правового режима
12. Срок действия экспериментального правового режима составляет 3 года.
VI. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме
13. Срок участия субъекта экспериментального правового режима в экспериментальном правовом режиме устанавливается на срок действия экспериментального правового режима.
VII. Территория, в рамках которой устанавливается экспериментальный правовой режим
14. Экспериментальный правовой режим устанавливается на территории города Санкт-Петербурга в границах зоны ограничения полетов ULR1 за исключением запретных зон ULP10, ULP11, ULP12, ULP30, ULP35, ULP36, ULP39, ULP40, ULP41. Вертикальные границы пилотной зоны не превышают 150 метров (AMSL).
VIII. Положения (требования, предписания, запреты, ограничения) отдельных актов общего регулирования, не подлежащие применению в рамках экспериментального правового режима, с указанием реквизитов и структурных единиц нормативных правовых актов, содержащих такие положения
15. Следующие положения отдельных актов общего регулирования не подлежат применению в рамках экспериментального правового режима:
а) в части обязательной сертификации беспилотных авиационных систем и их элементов, а также оформлении акта оценки годности беспилотных авиационных систем к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима:
подпункт 21 пункта 1 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
пункт 1 статьи 36 Воздушного кодекса Российской Федерации;
пункт 1 статьи 37 Воздушного кодекса Российской Федерации;
пункт 9 статьи 37 Воздушного кодекса Российской Федерации;
Федеральные авиационные правила "Сертификация авиационной техники, организаций разработчиков и изготовителей. Часть 21", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 июня 2019 г. N 184;
пункты 4 - 6, подпункт "д" пункта 7 и пункты 13, 14 и 48 Федеральных авиационных правил "Правила допуска к эксплуатации пилотируемых гражданских воздушных судов на основании акта оценки воздушного судна на его соответствие требованиям к летной годности и к охране окружающей среды", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2020 г. N 273 (далее - Правила допуска к эксплуатации воздушных судов), а также приложение N 3 к Правилам допуска к эксплуатации воздушных судов;
б) в части допуска эксплуатантов беспилотных авиационных систем к выполнению авиационных работ и воздушных перевозок:
пункт 3 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 января 2022 г. N 10;
пункт 2.7, пункты 3.1- 3.29 Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 19 ноября 2020 г. N 494 (далее - Порядок выполнения авиационных работ), а также части 5 и 8 приложения N 2, приложения N 3 и N 4 к Порядку выполнения авиационных работ;
Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 июня 2007 г. N 82;
в) в части профессиональной подготовки внешних пилотов:
пункт 4 статьи 8 Воздушного кодекса Российской Федерации;
пункт 1 статьи 53 Воздушного кодекса Российской Федерации;
пункт 4 статьи 54 Воздушного кодекса Российской Федерации;
пункт 1 статьи 57 Воздушного кодекса Российской Федерации;
пункт 7 Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа и функции специалистов по техническому обслуживанию гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее и беспилотной авиационной системы в составе с беспилотным гражданским воздушным судном с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, функции сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, а также выдачи, приостановления действия и аннулирования указанных свидетельств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2022 г. N 193 "Об утверждении Правил проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов экипажа и функции специалистов по техническому обслуживанию гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее и беспилотной авиационной системы в составе с беспилотным гражданским воздушным судном с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, функции сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, диспетчерскому обслуживанию воздушного движения, а также выдачи, приостановления действия и аннулирования указанных свидетельств и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации";
Федеральные авиационные правила "Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию программ подготовки специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 2 октября 2017 г. N 399;
г) в части медицинского освидетельствования внешних пилотов:
абзацы первый и второй пункта 3.1 статьи 52 Воздушного кодекса Российской Федерации;
д) в части документации беспилотной авиационной системы:
пункт 1 статьи 66 Воздушного кодекса Российской Федерации;
пункт 1 статьи 67 Воздушного кодекса Российской Федерации;
пункт 2.20 Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 31 июля 2009 г. N 128;
е) в части использования воздушного пространства для применения беспилотных авиационных систем:
абзац четвертый подпункта "в" пункта 10, абзац первый пункта 11 Инструкции по разработке, установлению, введению и снятию временного и местного режимов, а также кратковременных ограничений, утвержденной приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 июня 2011 г. N 171 (далее - Инструкция).
IX. Положения, соблюдение которых является обязательным в соответствии с настоящей Программой, если такие положения не предусмотрены актами общего регулирования или отличаются от них
16. К эксплуатации в опытном районе в рамках экспериментального правового режима допускаются беспилотные авиационные системы, имеющие акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации и оснащенные оборудованием, позволяющим осуществлять радиовещательное автоматическое зависимое наблюдение. Оформление акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима осуществляется в порядке, установленном Правилами допуска к эксплуатации воздушных судов, с учетом следующих особенностей:
а) не подлежат применению положения Правил допуска к эксплуатации воздушных судов, указанные в абзаце седьмом подпункта "а" пункта 15 настоящей Программы;
б) осуществление полетов беспилотного воздушного судна с максимальной взлетной массой более 30 килограммов осуществляется после нанесения соответствующих регистрационных знаков, установленными частью 6 статьи 34 Воздушного кодекса Российской Федерации уполномоченным органом исполнительной власти в области гражданской авиации;
в) функции уполномоченного органа, осуществляемые в соответствии с Правилами допуска к эксплуатации воздушных судов при допуске к эксплуатации пилотируемых воздушных судов Федеральным агентством воздушного транспорта, выполняет субъект экспериментального правового режима - организация, указанная в подпункте "г" пункта 29 настоящей Программы, имеющая аттестат аккредитации сертификационного центра, которая несет ответственность за соблюдение порядка допуска беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима;
г) акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима выдается субъектом экспериментального правового режима - организацией, указанной в подпункте "г" пункта 29 настоящей Программы, имеющей аттестат аккредитации сертификационного центра и несущей ответственность за соблюдение порядка выдачи такого акта;
д) заявителем на получение акта оценки годности беспилотной авиационной системы в рамках экспериментального правового режима является субъект экспериментального правового режима или его представитель;
е) заявитель подает заявку на получение (продление действия) акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима в адрес субъекта экспериментального правового режима - организации, указанной в пункте подпункте "г" пункта 29 настоящей Программы, имеющей аттестат аккредитации сертификационного центра. К заявке на получение (продление действия) акта оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима, прилагаются:
свидетельство о государственной регистрации беспилотного воздушного судна,
описание станции внешнего пилота, параметров канала радиосвязи, используемого для управления беспилотного воздушного судна, протоколов обмена данными между станцией внешнего пилота и беспилотным воздушным судном в соответствии с требованиями национальных стандартов Российской Федерации ГОСТ Р 59519-2021 "Беспилотные авиационные системы. Компоненты беспилотных авиационных систем. Спецификация и общие технические требования" и ГОСТ Р 59520-2021 "Беспилотные авиационные системы. Функциональные свойства станции внешнего пилота", системы, обеспечивающей принудительную посадку при возникновении неисправности беспилотного воздушного судна или потери связи с наземным пунктом управления и устройств аварийного приземления;
з) при подтверждении соответствия беспилотной авиационной системы заявителю выдается акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима по форме согласно приложению N 2 к настоящей Программе.
17. Субъекты экспериментального правового режима допускаются к выполнению авиационных работ и воздушных перевозок и вправе предоставлять функциональные сервисы в рамках экспериментального правового режима при условии включения в реестр эксплуатантов опытного района. Включение субъекта экспериментального правового режима в реестр эксплуатантов опытного района осуществляется в случае принятия оператором опытного района положительного решения по результатам оценки субъекта экспериментального правового режима, порядок проведения которой установлен Порядком выполнения авиационных работ, с учетом следующих особенностей:
а) субъект экспериментального правового режима, осуществляющий эксплуатацию беспилотных авиационных систем в рамках экспериментального правового режима, принимает на работу или привлекает для выполнения работы по договору гражданско-правового характера лиц, имеющих временное свидетельство внешнего пилота, выданное в соответствии с требованиями, указанными в пункте 18 настоящей Программы;
6) функции уполномоченного органа осуществляет оператор опытного района, который несет ответственность за соблюдение порядка допуска эксплуатантов беспилотных авиационных систем к выполнению воздушных перевозок и авиационных работ;
в) сертификат летной годности беспилотного воздушного судна, предусмотренный приложением N 2 к Правилам допуска к эксплуатации воздушных судов, не указывается. В отношении эксплуатантов экспериментального правового режима указывается акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима;
г) оператор опытного района осуществляет ведение реестра эксплуатантов опытного района;
д) к выполнению функциональных сервисов в опытном районе допускаются субъекты экспериментального правового режима, включенные в реестр эксплуатантов опытного района;
е) подтверждение соответствия эксплуатанта экспериментального правового режима установленным требованиям производится оператором опытного района в следующем порядке:
субъект экспериментального правового режима направляет оператору опытного района заявление на включение в реестр эксплуатантов опытного района с приложением к нему основных данных и документов, предусмотренных приложением N 2 к Правилам допуска к эксплуатации воздушных судов, в бумажном виде, подписанное уполномоченным лицом;
оператор опытного района рассматривает указанное заявление в течение 10 рабочих дней;
при необходимости подтверждения достоверности представленных заявителем основных данных и определения соответствия заявителя требованиям настоящей Программы представитель оператора опытного района выполняет выездную проверку по месту нахождения (месту фактического осуществления деятельности) заявителя (в случае выполнения выездной проверки срок рассмотрения заявления увеличивается на 5 рабочих дней);
ж) по результатам рассмотрения заявления оператор опытного района принимает одно из следующих решений:
при подтверждении соответствия заявителя установленным требованиям - о внесении эксплуатанта в реестр эксплуатантов опытного района, направляется заявителю уведомление о принятом решении и данных учетной записи в реестре опытного района не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем окончания проверки;
при выявлении несоответствия заявителя установленным требованиям - об отказе во внесении эксплуатанта в реестр эксплуатантов опытного района, направляется заявителю мотивированный отказ не позднее 3 рабочих дней со дня окончания проверки.
18. К эксплуатации беспилотных авиационных систем субъектов экспериментального правового режима могут быть допущены специалисты авиационного персонала, обладающие свидетельством пилота гражданской авиации, или лица, прошедшие теоретическую и практическую подготовку, проверку практических навыков управления беспилотными авиационными системами в соответствии с программой подготовки для получения временного свидетельства внешнего пилота, указанной в приложении N 3 к настоящей Программе, и получившие документ установленного образца в организации, указанной в подпункте "в" пункта 29 настоящей Программы, по форме согласно приложению N 4 к настоящей Программе.
Выдачу временных свидетельств внешних пилотов по форме согласно приложению N 4 к настоящей Программе осуществляет субъект экспериментального правового режима - организация, указанная в подпункте "в" пункта 29 настоящей Программы, которая несет ответственность за соблюдение порядка допуска авиационного персонала к эксплуатации в рамках экспериментального правового режима и выдачи временных свидетельств внешнего пилота.
Срок действия временного свидетельства внешнего пилота соответствует сроку действия экспериментального правового режима, в рамках которого оно выдано.
19. При медицинском освидетельствовании внешних пилотов подлежат применению Федеральные авиационные правила "Порядок проведения обязательного медицинского освидетельствования центральной врачебно-летной экспертной комиссией и врачебно-летными экспертными комиссиями членов летного экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, диспетчеров управления воздушным движением и лиц, поступающих в образовательные организации, которые осуществляют обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, и претендующих на получение свидетельств, позволяющих выполнять функции членов летного экипажа гражданского воздушного судна, диспетчеров управления воздушным движением", утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 10 декабря 2021 г. N 437.
20. Субъекты экспериментального правового режима при выполнении воздушных перевозок и авиационных работ с использованием беспилотных авиационных систем обязаны обеспечить наличие на месте размещения станции внешнего пилота следующую документацию:
а) свидетельство о государственной регистрации для беспилотного воздушного судна, подлежащих государственной регистрации;
б) сертификат (свидетельство) эксплуатанта (заверенная копия);
в) акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации;
г) соответствующие документы на внешнего пилота, управляющего беспилотной авиационной системой.
21. Планирование использования воздушного пространства для применения беспилотных авиационных систем и выполнение полетов беспилотных воздушных судов осуществляются с учетом следующих особенностей:
а) представление на установление местного режима для полета беспилотного воздушного судна подаются субъектом экспериментального правового режима в соответствии с Инструкцией, за исключением абзаца четвертого подпункта "в" пункта 10 и абзаца первого пункта 11 Инструкции, в сроки, обеспечивающие поступление этого представления в Региональный центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (город Санкт-Петербург) не позднее чем за 24 часа до необходимого времени введения в действие режима в отношении полетов беспилотных воздушных судов, принадлежащих субъектам экспериментального правового режима, если для их выполнения планируется использование нижнего воздушного пространства класса С на территории, где установлен экспериментальный правовой режим;
б) представление на установление местного режима в отношении полетов беспилотных воздушных судов в рамках экспериментального правового режима, не подлежит рассмотрению, если оно поступило в Региональный центр Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (город Санкт-Петербург) менее чем за 24 часа до необходимого времени введения в действие режима, оно не согласовано с оператором аэродрома и в нем не содержится информация, необходимая для определения места, времени и высоты установления запрещения использования воздушного пространства;
в) подача плана полета (сообщения SHR) осуществляется в соответствии с "Табелем сообщений о движении воздушных судов в Российской Федерации", утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 января 2013 г. N 13, с указанием границ воздушного пространства, входящих в него запретных зон и зон ограничений с приложением полученных разрешений на использование воздушного пространства над ними;
г) субъект экспериментального правового режима, осуществляющий эксплуатацию беспилотных авиационных систем в рамках экспериментального правового режима, обеспечивает на всех этапах выполнения полета устойчивую связь внешнего пилота беспилотного воздушного судна с органами обслуживания воздушного движения по имеющимся каналам связи (радиосвязь, телефонная линия, спутниковая связь);
д) маршрут полета беспилотного воздушного судна должен проходить в пределах воздушного пространства района экспериментального правового режима:
при выполнении взлета (посадки) с аэродромов гражданской авиации или посадочных площадок, расположенных в пределах диспетчерских зон аэродромов гражданской авиации, полет осуществляется в соответствии с разработанной оператором опытного района и согласованной с соответствующими оперативными органами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (органами обслуживания воздушного движения) "Инструкцией по взаимодействию оператора опытного района с оперативными органами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (органами обслуживания воздушного движения)";
при выполнении взлета (посадки) с аэродромов гражданской авиации полет осуществляется в соответствии с регламентами взаимодействия, согласованными с администрациями аэродромов и Региональным центром Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (город Санкт-Петербург);
за пределами запретных зон, специальных зон, воздушного пространства над местами проведения публичных мероприятий, официальных спортивных соревнований, а также охранных мероприятий, проводимых в соответствии с Федеральным законом "О государственной охране" в административных границах города Санкт-Петербурга, включая зону ограничения полетов ULR 1, установленную Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 11 мая 2022 г. N 173 "Об установлении постоянных зон ограничения полетов и временных зарезервированных зон ограничения полетов";
в районе действия системы мониторинга, в границах которого обеспечивается наблюдение за воздушными объектами с учетом зоны обнаружения беспилотного воздушного судна кооперативными и/или некооперативными источниками радиолокационной информации;
е) на период выполнения совместных полетов беспилотных воздушных судов в районе, в котором установлен местный режим, эшелонирование в районе действия экспериментального правового режима осуществляет оператор опытного района;
ж) ответственность за обеспечение безопасности использования воздушного пространства (предотвращение столкновений беспилотных воздушных судов с пилотируемыми воздушными судами других пользователей воздушного пространства и (или) другими материальными объектами) лежит на субъектах экспериментального правового режима - эксплуатантах беспилотных авиационных систем, в интересах которых устанавливается режим.
X. Оценка рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, ущерба обороне и (или) безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям
22. Основными источниками рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, ущерба обороне и (или) безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям, который возникнут после введения и при реализации экспериментального правового режима являются:
прогнозируемое существенное увеличение количества полетов беспилотных воздушных судов, создание и применение новых типов и моделей беспилотной авиатехники;
использование технологий и конструктивных решений в области беспилотных авиационных систем, не имеющих наработанной практики использования.
23. Риски причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, ущерба обороне и (или) безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям обусловлены:
а) вероятностью столкновений беспилотных воздушных судов с пилотируемыми воздушными судами, последствиями которых могут быть:
причинение вреда жизни и здоровью физических лиц, находящихся на борту пилотируемого воздушного судна, не участвующего в экспериментальном правовом режиме, и (или) причинение вреда жизни и здоровью физических лиц, находящихся на земной (водной) поверхности;
причинение вреда имуществу человека либо имуществу юридического лица, ущерба обороне и (или) безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям;
б) вероятностью столкновений беспилотных воздушных судов (их элементов) с земной (водной) поверхностью, последствиями которых могут быть:
причинение вреда жизни и здоровью физических лиц, находящихся на земной (водной) поверхности;
причинение вреда имуществу человека либо имуществу юридического лица, ущерба обороне и (или) безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям.
24. В целях соблюдения законных интересов граждан и юридических лиц субъект экспериментального правового режима обязан при оценке рисков учитывать следующие факторы:
а) возможность увеличения частоты возникновения рисковых событий в связи с увеличением интенсивности использования беспилотных авиационных систем;
б) возможность увеличения тяжести последствий рисковых событий, связанных с увеличением максимальной взлетной массы беспилотных воздушных судов, используемых в ходе реализации экспериментального правового режима.
25. Условиями (событиями), способствующими возникновению рисков, являются:
а) нарушение правил использования воздушного пространства одним или несколькими пользователями воздушного пространства (субъектами экспериментального правового режима и (или) иными пользователями воздушного пространства на территории действия экспериментального правового режима);
б) технические неисправности беспилотных воздушных судов и (или) иных элементов беспилотных авиационных систем;
в) нарушение правил эксплуатации беспилотных систем;
г) преднамеренные действия третьих лиц;
д) выполнение полетов беспилотных воздушных судов над населенными пунктами и скоплениями людей.
26. Уполномоченный орган в области гражданской авиации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, оператор опытного района осуществляют сбор и анализ данных о факторах опасности и риска, предоставляемых субъектами экспериментального правового режима и создающих угрозу безопасности полетов, хранение этих данных и обмен ими в соответствии с международными стандартами ИКАО.
27. Наступлением рискового события при применении экспериментального правового режима является авиационное происшествие или инцидент с участием беспилотного воздушного судна.
Расследование авиационных происшествий и инцидентов с участием беспилотных воздушных судов осуществляется полномочным органом в области авиации в соответствии с Правилами расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 609 "Об утверждении Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации" (ПРАПИ-98) и приложением N 13 к Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г.
XI. Меры, направленные на минимизацию рисков, указанных в разделе X настоящей Программы, являющиеся обязательными для субъекта экспериментального правового режима
28. Положения, установленные разделом IX настоящей Программы, вводят специальное регулирование, направленное на снижение вероятности наступления рисковых событий до приемлемого и контролируемого уровня. Специальное регулирование, направленное на минимизацию рисковых событий, включает следующие меры:
а) технологические меры:
оценка годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации на соответствие требованиям летной годности обеспечит использование безопасных конструкций и компонентов, наличие систем, повышающих безопасность применения при возникновении аварийных ситуаций;
обязательное наличие плана реагирования на нештатные ситуации (например, при потере связи) с возможностью обеспечения аварийной посадки или возврата в исходную точку полета;
обязательное подключение эксплуатанта беспилотной авиационной системы к системе управления опытным районом "Флай Дрон", авторизованным оператором опытного района сервисам обеспечения полета (включая сервис планирования и мониторинга условий полета, сервис оперативного разрешения конфликтов). Оценка необходимости такого подключения производится оператором опытного района на основании оценки уровня риска операций;
обязательное наличие технических средств авиационной безопасности в местах взлета и посадки беспилотной авиационной системы и на борту беспилотного воздушного судна, достаточных для использования в рамках опытного района, при планировании коммерческих воздушных перевозок;
установление требований по обязательному оснащению беспилотных воздушных судов, выполняющих полеты в опытном районе, техническими средствами удаленного наблюдения, идентификации, определения местоположения беспилотного воздушного судна;
обязательное использование систем принудительной посадки с использованием устройств аварийного приземления при возникновении неисправности беспилотного воздушного судна, не позволяющей завершить полет в соответствии с планом полета, автоматический возврат в точку вылета в случае потери связи;
внедрение системы управления опытным районом применения беспилотных авиационных систем и ее интеграция с системой мониторинга использования воздушного пространства над городом Санкт-Петербургом (на высотах от 0 до 900 метров), что обеспечит ситуационную осведомленность при полетах беспилотных воздушных судов субъектов экспериментального правового режима, а также других пользователей воздушного пространства;
б) административные меры:
исключение полетов беспилотных воздушных судов вне установленных границ опытного района, в котором установлен экспериментальный правовой режим;
контроль за техническим состоянием оборудования, квалификацией персонала;
страхование ответственности эксплуатантов опытного района;
обеспечение взаимодействия заказчиков и потребителей услуг и сервисов на всех этапах от заказа до окончания выполнения с предоставлением аналитических и отчетных материалов о проделанной работе;
внедрение системы управления безопасностью применения беспилотных авиационных систем для своевременного выявления новых видов рисков и своевременного реагирования на них судов субъектов экспериментального правового режима. При этом должны осуществляться мониторинг и оценка показателей безопасности, эффективности системы управления рисками; мониторинг радиотехнического, метеорологического и аэродромного обеспечения полетов; расследование авиационных событий и использование их материалов для выполнения профилактических мероприятий; анализ сообщений, поданных персоналом или уполномоченными лицами; анализ добровольных сообщений персонала; плановые и внеплановые анализы безопасности; обследования конкретных элементов, процедур или операций, создающих проблемные места в производственной деятельности;
для системного выявления опасных событий, которые могут стать причинами авиационных происшествий, разработки и реализации мероприятий, направленных на их предотвращение в опытном районе, будет проводиться работа в соответствии с положением, определяющим систему управления безопасностью применения беспилотных авиационных систем;
меры по системному выявлению опасных событий, которые могут стать причинами авиационных происшествий, разработке и реализации мероприятий, направленных на предотвращение авиационных происшествий в опытном районе, реализуются в соответствии с Положением о системе управления безопасностью применения беспилотных авиационных систем в опытном районе (в рамках экспериментального правового режима), определяющим общие для субъектов экспериментального правового режима цели, задачи, подходы к обеспечению безопасности в опытном районе, а также меры по выявлению, устранению и профилактике факторов, угрожающих безопасности полетов беспилотных воздушных судов;
положение о системе управления безопасностью применения беспилотных авиационных систем в опытном районе (в рамках экспериментального правового режима) разрабатывается и утверждается оператором опытного района в срок не позднее 3 месяцев со дня установления экспериментального правового режима;
вопросы обеспечения безопасности операционной деятельности субъектов опытного района регулируются Положением об опытном районе, определяющим права, обязанности, ответственность всех субъектов экспериментального правового режима, порядок их взаимодействия между собой и с органами Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации в части подачи представления на использование воздушного пространства и согласования полетных заданий в рамках экспериментального правового режима, а также меры по обеспечению авиационной безопасности, направленные на исключение возможности незаконного провоза на беспилотном воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ, других опасных предметов и веществ, и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза; реализацию мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов; исключение возможности несанкционированного доступа к беспилотной авиационной системе посторонних лиц;
положение об опытном районе разрабатывается и утверждается оператором опытного района в срок не позднее трех месяцев со дня установления экспериментального правового режима;
эксплуатация беспилотных авиационных систем, в том числе при перевозке грузов, осуществляется субъектами экспериментального правового режима с использованием объектов авиационной инфраструктуры. При отсутствии таких объектов эксплуатант опытного района при использовании беспилотных авиационных систем, в том числе при погрузочных работах, обязан обеспечить достаточные меры безопасности;
в) организационные меры:
установление принципа единого цифрового кабинета для оперативной выдачи разрешения на выполнение над городом Санкт-Петербургом полетов и авиационных работ, с учетом разрешений на использование воздушного пространства Регионального центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (город Санкт-Петербург);
накопление опыта эксплуатации и формирование статистической базы данных авиационных происшествий и инцидентов с беспилотными воздушными судами для органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области гражданской авиации, в том числе разработка и апробирование методик расследования, учета и анализа причин авиационных происшествий и инцидентов с беспилотными воздушными судами;
формирование единой трехмерной цифровой карты опытного района;
выполнение полетов беспилотных воздушных судов строго в рамках местного режима использования воздушного пространства при наличии плана полета и разрешения органов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (город Санкт-Петербург);
организация совместных полетов беспилотных воздушных судов и пилотируемых воздушных судов при условии их взаимного инструментального наблюдения на основе технологии АЗН-В;
г) меры для обеспечения авиационной безопасности:
исключение возможности незаконного провоза на беспилотных воздушных судах оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов, и веществ и введение особых мер предосторожности при разрешении их провоза;
реализация мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность авиации и иных мер, включая меры, осуществляемые с участием правоохранительных органов;
исключение возможности несанкционированного доступа к беспилотной авиационной системе посторонних лиц.
XII. Перечень субъектов экспериментального правового режима
29. Субъектами экспериментального правового режима являются:
а) оператор опытного района - юридическое лицо: общество с ограниченной ответственностью "Флай Дрон" (ОГРН 1217700001683);
б) организации - эксплуатанты беспилотных авиационных систем, предоставляющие функциональные сервисы, несущие расходы и ответственность за эксплуатацию беспилотных авиационных систем, аренду объектов инфраструктуры, получение необходимых разрешений и допусков:
общество с ограниченной ответственностью "Аэромакс" (ОГРН 1177746007900);
акционерное общество "Национальный центр вертолетостроения им. М.Л. Миля и Н.И. Камова" (ОГРН 1027739032969);
публичное акционерное общество "Научно-производственное объединение "Алмаз" (ОГРН 1027700118984);
общество с ограниченной ответственностью "Клевер" (ОГРН 1177746191644);
общество с ограниченной ответственностью "Геоскан" (ОГРН 1077847632818);
в) организация, выполняющая обучение, аттестацию и допуск к осуществлению деятельности персонала беспилотной авиационной системы, в рамках экспериментального правового режима, в соответствии с экспериментальными нормами, определенными в разделе IX настоящей Программы:
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации" (ОГРН 1037821044150);
г) организация, выполняющая работы по оценке годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации и выдающая Акт оценки годности беспилотной авиационной системы к эксплуатации, указанный в разделе IX настоящей Программы:
акционерное общество "Авиационный сертификационный центр "СибНИА-Тест" (ОГРН 1055401204011).
XIII. Перечень требований, предъявляемых к субъекту (субъектам) экспериментальных правовых режимов, которым они должны соответствовать наряду с требованиями, предусмотренными пунктами 1 - 4 части 1 статьи 8 Федерального закона
30. Субъектами экспериментального правового режима могут являться индивидуальные предприниматели или юридические лица, соответствующие одному из следующих требований:
а) владение на законных основаниях беспилотными авиационными системами, включающими в себя беспилотные воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,15 до 30 килограммов и более, предназначенные для выполнения авиационных перевозок и (или) авиационных работ;
б) осуществление одного (или нескольких) видов экономической деятельности, предусмотренных Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) - 72.19, 30.30, 51.21, 52.23;
в) наличие действующего сертификата авиационного учебного центра, выданного Федеральным агентством воздушного транспорта;
г) наличие аттестата аккредитации сертификационного центра, выданного Федеральным агентством воздушного транспорта;
31. Инициаторами (претендентами) представляются документы, подтверждающие их соответствие указанным требованиям.
XIV. Возможность присоединения новых субъектов к экспериментальному правовому режиму, порядок такого присоединения
32. Присоединение новых субъектов к экспериментальному правовому режиму возможно в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона.
XV. Основания и сроки приостановления статуса субъекта экспериментального правового режима в соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона
33. Статус субъекта экспериментального правового режима приостанавливается в следующих случаях:
а) непредставление субъектом экспериментального правового режима отчета о деятельности в рамках реализации экспериментального правового режима в соответствии с требованиями и сроками, предусмотренными разделами XXV и XXIX настоящей Программы, а также предоставление неполной или недостоверной информации для отчета о деятельности в рамках реализации экспериментального правового режима.
В этом случае статус субъекта экспериментального правового режима приостанавливается до момента предоставления отчета о деятельности в рамках реализации экспериментального правового режима или предоставление уточненного отчета;
б) выявление не менее одного нарушения, указанного в разделах XVIII и (или) XIX настоящей Программы, которое было допущено субъектом экспериментального правового режима в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Положения о принятии Министерством экономического развития Российской Федерации решения о приостановлении или прекращении статуса субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в экспериментальном правовом режиме в сфере цифровых инноваций и об уведомлении субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций о принятии такого решения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2020 г. N 1888 "Об утверждении Положения о принятии Министерством экономического развития Российской Федерации решения о приостановлении или прекращении статуса субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в экспериментальном правовом режиме в сфере цифровых инноваций и об уведомлении субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций о принятии такого решения" (далее - Положение о принятии решения о статусе субъекта экспериментального правового режима).
В этом случае статус субъекта экспериментального правового режима приостанавливается до устранения выявленных нарушений субъектом экспериментального правового режима в соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Положения о принятии решения о статусе субъекта экспериментального правового режима.
XVI. Основания возобновления статуса субъекта экспериментального правового режима
34. Статус субъекта экспериментального правового режима возобновляется по следующим основаниям:
а) предоставление отчета о деятельности в рамках реализации экспериментального правового режима в соответствии с требованиями, установленными разделами XXV и XXIX настоящей Программы, или предоставление уточненного отчета, содержащего полную и достоверную информацию о деятельности в рамках экспериментального правового режима (в случае, если статус субъекта экспериментального правового режима приостанавливается по основанию, указанному в подпункте "а" пункта 33 настоящей Программы);
б) получение информации от органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области гражданской авиации, об устранении выявленных нарушений, критерии которых указаны в разделах XVIII и XIX настоящей Программы, в соответствии с абзацем вторым пункта 8 Положения о принятии решения о статусе субъекта экспериментального правового режима (в случае, если статус субъекта экспериментального правового режима приостанавливается по основанию, указанному в подпункте "б" пункта 33 настоящей Программы).
XVII. Основания и сроки прекращения статуса субъекта экспериментального правового режима в соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона
35. Статус субъекта экспериментального правового режима прекращается по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2, подпунктах "а" - "в" пункта 3 части 2 статьи 12 Федерального закона.
36. Порядок и сроки принятия решения о прекращении статуса субъекта экспериментального правового режима установлены Положением о принятии решения о статусе субъекта экспериментального правового режима.
XVIII. Критерии нарушения положений настоящей Программы
37. Критериями нарушения положений настоящей Программы (за исключением грубого нарушения положений настоящей Программы) являются:
а) нарушение требований разделов III, VII, IX, X, XI, XXVI - XXVIII настоящей Программы, если такое нарушение привело к причинению вреда жизни, здоровью или имуществу гражданина либо имуществу юридического лица;
б) несоответствие субъекта экспериментального правового режима требованиям, установленным частью 1 статьи 8 Федерального закона.
XIX. Критерии грубого нарушения положений настоящей Программы
38. Критерием грубого нарушения положений настоящей Программы являются:
а) нарушение субъектом экспериментального правового режима - оператором опытного района, указанным в подпункте "а" пункта 29 настоящей Программы требований подпунктов "д" и "е" пункта 17 раздела IX настоящей Программы;
б) нарушение субъектами экспериментального правового режима - эксплуатантами беспилотных авиационных систем, указанными в подпункте "б" пункта 29 настоящей Программы, требований первого абзаца пункта 16, подпункта "а" пункта 17 и подпункта "г" пункта 21 раздела IX настоящей Программы;
в) нарушение любых обязательных для выполнения субъектом экспериментального правового режима требований, указанных в разделе IX настоящей Программы, если такое нарушение привело к смерти человека.
XX. Основания и сроки приостановления действия экспериментального правового режима в соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона
39. Действие экспериментального правового режима приостанавливается по основаниям, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 16 Федерального закона.
40. Срок приостановления действия экспериментального правового режима устанавливается в соответствии с пунктом 6 Правил приостановления действия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, прекращения действия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, уведомления субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций или субъектов экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций о приостановлении или прекращении действия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2020 г. N 2116 "Об утверждении Правил приостановления действия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, прекращения действия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, уведомления субъекта экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций или субъектов экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций о приостановлении или прекращении действия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций".
XXI. Основания досрочного прекращения действия экспериментального правового режима в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона
41. Действие экспериментального правового режима досрочно прекращается по основаниям, указанным в пункте 1, абзацах первом - четвертом подпункта "а", подпункте "б" пункта 2 части 2 статьи 17 Федерального закона.
XXII. Порядок использования продукции, произведенной и апробируемой в условиях экспериментального правового режима (порядок использования цифровой инновации)
42. Порядок использования продукции, произведенной и апробируемой в условиях экспериментального правового режима, настоящей Программой не устанавливается.
XXIII. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию по направлению экспериментального правового режима
43. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию по направлению экспериментального правового режима, является Министерство транспорта Российской Федерации.
XXIV. Орган, осуществляющий контрольные (надзорные) функции в рамках экспериментального правового режима, а также порядок осуществления этих функций, в том числе порядок организации и проведения проверок соблюдения положений настоящей Программы
44. Контрольные (надзорные) функции в рамках экспериментального правового режима, в том числе функции по организации и проведению проверок соблюдения положений настоящей Программы, осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере транспорта при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области гражданской авиации и федерального государственного контроля (надзора) в области транспортной безопасности в порядке, установленном:
а) Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1064 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области гражданской авиации";
б) Положением о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2021 г. N 1051 "Об утверждении Положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области транспортной безопасности и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации";
в) Правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 227.
XXV. Требования к оценке эффективности и результативности экспериментального правового режима, в том числе показатели (наименование и плановое значение), в соответствии с которыми проводится такая оценка
45. Оценка эффективности и результативности экспериментального правового режима проводится в рамках осуществляемого уполномоченным органом мониторинга экспериментального правового режима эффективности и результативности выполнения экспериментального правового режима. Мониторинг экспериментального правового режима проводится в соответствии с требованиями статьи 18 Федерального закона.
46. Порядок осуществления мониторинга экспериментального правового режима установлен Правилами мониторинга экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, оценки эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, общественного обсуждения вопросов эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2020 г. N 2011 "Об утверждении Правил мониторинга экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, оценки эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, общественного обсуждения вопросов эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций".
47. Показатели, в соответствии с которыми проводится оценка эффективности и результативности экспериментального правового режима, приведены в приложении N 5 к настоящей Программе.
XXVI. Способы информирования субъектом экспериментального правового режима лиц, выражающих намерение вступить с ним в правоотношения в рамках экспериментального правового режима, о наличии и содержании экспериментального правового режима, в том числе об отличиях специального регулирования, предусмотренного настоящей Программой и подлежащего применению к указанным отношениям, от общего регулирования
48. Информирование субъектом экспериментального правового режима лиц, выражающих намерение вступить с ним в правоотношения в рамках экспериментального правового режима, о наличии и содержании экспериментального правового режима, в том числе об отличиях специального регулирования, предусмотренного настоящей Программой и подлежащего применению к указанным отношениям, от общего регулирования осуществляется посредством размещения соответствующей информации на официальном сайте оператора опытного района в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет".
XXVII. Необходимость дополнительных опубликования субъектом экспериментального правового режима в средствах массовой информации и размещения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" информации об установлении и о содержании экспериментального правового режима, в том числе об отличиях специального регулирования, предусмотренного настоящей Программой, от общего регулирования, а также нанесения соответствующей информации на товары, производимые в рамках экспериментального правового режима, размещения такой информации перед въездами (проходами) на территорию действия экспериментального правового режима, перед входами в помещения, в которых выполняются работы, оказываются услуги в рамках указанного экспериментального правового режима
49. Информирование лиц, права и законные интересы которых могут быть затронуты в рамках экспериментального правового режима, осуществляется на официальном сайте Администрации города Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по проекту по адресу: https://www.gov.spb.ru.
50. Оператор опытного района или уполномоченное им лицо обязаны разместить информацию путем:
а) публикации в печатных средствах массовой информации города Санкт-Петербурга;
б) опубликования на официальных сайтах органов исполнительной власти города Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";
в) размещения такой информации перед въездами (проходами) на территорию действия экспериментального правового режима, перед входами в помещения, в которых оказываются услуги в рамках экспериментального правового режима.
XXVIII. Необходимость (отсутствие такой необходимости) страхования субъектом экспериментального правового режима гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица при реализации экспериментального правового режима
51. Страхование ответственности эксплуатанта беспилотной авиационной системы перед третьими лицами за вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу третьих лиц при эксплуатации беспилотной авиационной системы, является обязательным во время всего срока действия экспериментального правового режима и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
52. Субъекты экспериментального правового режима, осуществляющие эксплуатацию беспилотных авиационных систем, должны застраховать ответственность перед любыми третьими лицами за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу. Минимальная сумма страхования ответственности должна быть не менее 1 000 000 рублей на каждое беспилотное воздушное судно, используемое в рамках экспериментального правового режима.
53. Субъекты экспериментального правового режима, осуществляющие эксплуатацию беспилотных авиационных систем, обеспечивают страхование ответственности владельца беспилотной авиационной системы при выполнении функциональных сервисов, включая жизни и здоровья членов авиаперсонала, задействованного в эксплуатации беспилотной авиационной системы в рамках экспериментального правового режима. Размер страхования каждого специалиста авиационного персонала, допущенного к эксплуатации беспилотных авиационных систем, должен быть не менее 500 000 рублей.
XXIX. Периодичность представления сведений для целей проведения мониторинга экспериментального правового режима, оценки эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима
54. Сведения для целей проведения мониторинга экспериментального правового режима, оценки эффективности и результативности реализации экспериментального правового режима представляются не реже одного раза в квартал, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
55. Итоговый отчет о реализации экспериментального правового режима представляется за 3 месяца до завершения срока его действия.
XXX. Порядок и условия обезличивания и последующей обработки субъектом экспериментального правового режима персональных данных при условии обязательного обезличивания персональных данных, если экспериментальный правовой режим предусматривает обработку субъектом экспериментального правового режима персональных данных, полученных в результате обезличивания, с учетом требований, предусмотренных пунктом 13.1 части 5 статьи 10 Федерального закона
56. Порядок и условия обезличивания и последующей обработки субъектом экспериментального правового режима персональных данных при условии обязательного обезличивания персональных данных, если экспериментальный правовой режим предусматривает обработку субъектом экспериментального правового режима персональных данных, полученных в результате обезличивания, с учетом требований, предусмотренных пунктом 13.1 части 5 статьи 10 Федерального закона, настоящей Программой не устанавливаются.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 1
к Программе экспериментального правового режима
в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных
авиационных систем в городе Санкт-Петербурге
Перечень дополнительной детализированной информации, получаемой от эксплуатанта опытного района
1. Количество заявлений на использование воздушного пространства за сутки, неделю, месяц, квартал, полгода и год с разбивкой по эксплуатантам опытного района;
2. Количество выданных разрешений на использование воздушного пространства и количество отказов за сутки, неделю, месяц, квартал, полгода и год с разбивкой по эксплуатантам опытного района;
3. Период выполнения полетов по каждому эксплуатанту, включая дату, время начала и окончания полетов;
4. Тип беспилотного воздушного судна с детализированным уточнением технических характеристик по каждому типу;
5. Тип транспондера и режим его работы;
6. Наличие или отсутствие полиса страхования ответственности владельца БАС перед третьими лицами и сумма его покрытия;
7. Графическое отображение в формате веб-страницы (отображение на картографической подложке (яндекс.карты/openstreet maps) каждого полета эксплуатанта опытного района с детализацией в виде маршрута полета и/или района полета с отображением координат (градусы\минуты\секунды), высоты и/или радиуса полета;
8. Непосредственное отображение полета беспилотного воздушного судна на рабочем месте специалиста органа исполнительной власти посредством интеграции системы управления опытным районом "Флай Дрон" с системой мониторинга использования воздушного пространства над городомСанкт-Петербургом (на высотах от 0 до 900 метров).
9. Для представителей органа исполнительной власти будет представлено отображение в формате веб-страницы целостности осуществленного маршрута полета беспилотного воздушного судна, в том числе предупреждения о нарушении эксплуатантом границ опытного района;
10. Решение о выдаче разрешения на выполнение авиационных работ над городом Санкт-Петербургом или мотивированный отказ на официальном бланке органа исполнительной власти в системе электронного документооборота;
11. Информация по каждому эксплуатанту опытного района, включая его данные: содержащиеся в ЕГРЮЛ, о наименовании модели беспилотного воздушного судна, об учетном номере беспилотного воздушного судна или сертификате летного годности (акте оценки годности беспилотной авиационной системы), о наличии или отсутствии свидетельства авиационного персонала у внешних пилотов эксплуатанта опытного района, о наличии действующих договоров страхования ответственности эксплуатанта опытного района за вред причиненный здоровью, жизни, имуществу гражданина либо юридического лица сроках действия и лимита ответственности.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 2
к Программе экспериментального правового режима
в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных
авиационных систем в городе Санкт-Петербурге
(форма)
Наименование сертификационного центра
АКТ ОЦЕНКИ ГОДНОСТИ БЕСПИЛОТНОЙ АВИАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ К ЭКСПЛУАТАЦИИ В РАМКАХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ПРАВОВОГО РЕЖИМА
N
1. Тип и назначение беспилотной авиационной системы (БАС) |
2. Регистрационный знак |
3. Серийный (заводской) номер, идентификационный номер |
4. БАС принадлежит (наименование юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя или физического лица, адрес владельца, идентификационный номер налогоплательщика владельца).
5. Эксплуатационные ограничения и характеристики гражданского БАС содержатся в карте данных, которая является неотъемлемой частью настоящего Акта.
6. Настоящий Акт выдан на указанную выше БАС в соответствии с программой экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от N
7. Настоящий Акт действителен в течение трех лет с даты выдачи, но не более срока действия экспериментального правового режима, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от _______ N_____
Должность, подпись, фамилия, инициалы
Дата выдачи М.П. |
Карта данных беспилотного воздушного судна
|
Параметр |
Значение |
1. |
Двигатель (двигатели) (марка, заводской номер) |
|
|
мощность, кВт |
|
|
максимальные обороты, об/мин |
|
2. |
Воздушный винт (марка, заводской номер) |
|
3. |
Максимальные обороты, об/мин |
|
4. |
Максимальная взлетная масса ВС, кг |
|
5. |
Центровка |
|
|
предельно-передняя, % |
|
|
предельно-задняя % |
|
6. |
Грузоподъемность, кг |
|
7. |
Ограничения по скорости: |
|
|
максимально допустимая, км/ч |
|
|
минимально допустимая, км/ч |
|
|
скорость отрыва при взлете, км/ч |
|
|
посадочная скорость, км/ч |
|
8. |
Состав экипажа, чел. |
|
9. |
Метеоусловия для выполнения полетов: |
|
|
высота нижнего края облаков, м |
|
|
горизонтальная видимость, м |
|
|
ветер: |
|
|
а) на взлете: |
|
|
встречный, м/ |
|
|
попутный, м/с |
|
|
под 90 град., м/с |
|
|
б) при посадке: |
|
|
встречный, м/с |
|
|
попутный, м/с |
|
|
под 90 град., м/с |
|
10. |
Температура окружающего воздуха, град. С |
|
11. |
Запрещены полеты: |
|
12. |
Разрешены полеты (днем, ночью, правила визуальных полетов, правила полетов по приборам) |
|
13. |
Станция внешнего пилота |
|
|
Тип |
|
|
операционная система |
|
|
способы управления БВС (прямое, с помощью автопилота, заданием точек пути) |
|
14. |
Линия контроля и управления |
|
|
архитектура |
|
|
Защита |
|
|
рабочая частота |
|
|
антенный комплекс (тип антенны, рабочая частота, способ связи со станцией внешнего пилота) |
|
15. |
Прочие обязательные компоненты БАС (средства транспортировки, стартовые и посадочные устройства) |
|
Должность, подпись, фамилия, инициалы ___________________________________ |
ПРИЛОЖЕНИЕ N 3
к Программе экспериментального правового режима
в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных
авиационных систем в городе Санкт-Петербурге
Программа подготовки для получения временного свидетельства внешнего пилота
1. В части теоретической подготовки к внешним пилотам применяются требования в объеме требований к частному пилоту, установленных подпунктами "а" и "б" пункта 3.1 Федеральных авиационных правил "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. N 147.
2. Практическая подготовка внешнего пилота может проводиться как с использованием ресурсов организации, выполняющей обучение, аттестацию и допуск к осуществлению деятельности персонала БАС, так и с использованием ресурсов организаций - эксплуатантов беспилотных авиационных систем с целью получения следующих навыков и отработки упражнений:
основы пилотирования в различных погодных условиях;
построение маршрута для пилотирования беспилотного воздушного судна;
проведение предполетной подготовки беспилотной авиационной системы и ее элементов;
выбор точки старта;
развертывание беспилотной авиационной системы; проверка всех узлов управления;
порядок запуска и действий оператора;
облет препятствий, соблюдение высотного режима;
действия при изменении метеоусловий;
рекомендации, изучения схем и правил построения маршрута в зависимости от погоды;
полеты в условиях повышенной влажности;
действия при потере связи с беспилотным воздушным судном;
возможные поломки, ремонт и эксплуатация беспилотных авиационных систем;
анализ полетов и ошибок пилотирования;
выполнение взлета, построение маршрута, полет по кругу, заход, расчет на посадку и посадка;
исправление отклонений в расчете на посадку;
выполнение виражей с креном;
выполнение снижения и набора высоты с заданной вертикальной скоростью с углами тангажа;
взлет, заход на посадку и посадка при встречном и боковом ветре.
3. По результатам прохождения практической подготовки внешний пилот должен уметь (соблюдая установленные ограничения) выполнять:
контроль параметров работы двигателя;
взлет и набор высоты;
развороты на расчетный курс;
построение прямоугольного маршрута;
снижение с заданной вертикальной скоростью;
расчет на посадку и исправление отклонений в расчете на посадку;
выравнивание, выдерживание и приземление;
уход на второй круг;
снижение и набор высоты с заданной вертикальной скоростью.
4. Практические навыки внешнего пилота по управлению беспилотным воздушным судном проверяются при выполнении реального полета беспилотного воздушного судна, в ходе которого внешний пилот должен с соблюдением установленных ограничений самостоятельно выполнить подготовку к полету и полет по маршруту, в том числе:
составить предварительный план полета для Регионального центра Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (город Санкт-Петербург);
анализировать метеорологическую и аэронавигационную обстановку по маршруту полета и принимать решение на вылет;
выполнить штурманский расчет полета;
выполнить предполетную подготовку в соответствии с руководством по летной эксплуатации, подготовку оборудования к полету по маршруту;
выполнить выход из района аэродрома (посадочной площадки, геоточки) и подход к аэродрому (посадочной площадке, геоточке);
выполнить взлет, полет, посадку в любое время суток.
ПРИЛОЖЕНИЕ N 4
к Программе экспериментального правового режима
в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных
авиационных систем в городе Санкт-Петербурге
(форма)
ФОРМА СВИДЕТЕЛЬСТВА ВНЕШНЕГО ПИЛОТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ)
Лицевая сторона свидетельства
ВРЕМЕННОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО ВНЕШНЕГО ПИЛОТА
(ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ РЕЖИМ)
Оборотная сторона свидетельства
ПРИЛОЖЕНИЕ N 5
к Программе экспериментального правового режима
в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных
авиационных систем в городе Санкт-Петербурге
Показатели,
в соответствии с которыми проводится оценка эффективности и результативности экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по эксплуатации беспилотных авиационных систем
N |
Показатели эффективности |
Единица измерения |
1 год |
2 год |
3 год |
Итого за ЭПР |
||||||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
Итого |
1 |
2 |
3 |
4 |
Итого |
1 |
2 |
3 |
4 |
Итого |
|
|||
1. |
Количество полетов для выполнения авиаработ и воздушных перевозок |
штук |
2 |
3 |
6 |
8 |
19 |
3 |
4 |
6 |
9 |
22 |
4 |
6 |
8 |
8 |
26 |
67 |
2. |
Количество производителей БАС |
штук |
8 |
0 |
0 |
0 |
8 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
10 |
3. |
Количество эксплуатантов БАС |
штук |
8 |
0 |
0 |
0 |
8 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
10 |
4. |
Количество БАС, допущенных к работе в режиме ЭПР |
штук |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
3 |
5. |
Количество подготовленных специалистов по эксплуатации БАС |
человек |
0 |
1 |
0 |
1 |
2 |
1 |
0 |
0 |
1 |
2 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
5 |
6. |
Количество населенных пунктов/объектов, обслуживаемых с использованием БАС |
штук |
1 |
0 |
0 |
0 |
1 |
1 |
1 |
0 |
0 |
2 |
1 |
1 |
1 |
0 |
3 |
6 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.