Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости"
(подготовлен Росреестром 09.04.2024 г.)
Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. При этом использование таких земель допускается исключительно в целях, указанных в статье 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
Сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране (пункт 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации).
При этом особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научных организаций и учебно-опытных подразделений образовательных организаций высшего образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается. Сельскохозяйственные угодья не могут включаться в границы территории ведения гражданами садоводства для собственных нужд, а также использоваться для строительства садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей на садовом земельном участке (пункты 4, 6 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации).
Целями государственной политики в сфере эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения являются в том числе предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, рациональное использование таких земель, совершенствование их оборота, повышение эффективности сельскохозяйственного производства и продовольственной безопасности Российской Федерации.
Рациональное использование земель оказывает прямое влияние на эффективное развитие каждого субъекта Российской Федерации. Тенденция к сокращению площади сельскохозяйственных земель, а также сельскохозяйственных угодий в составе таких земель, которые имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране, приводит к уменьшению площадей с плодородными почвами и, как следствие, урожайности сельскохозяйственных культур, что влечет уменьшение доходов от сельского хозяйства субъектов Российской Федерации и государства в целом.
Такие факторы, как активный рост населения, развитие промышленности, приводят к уменьшению площадей земель сельскохозяйственного назначения, обоснованно требуя увеличения площади земель других категорий. При этом в условиях отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о границах земель сельскохозяйственного назначения, такие земли могут быть необоснованно отнесены к землям иных категорий, включены в границы населенных пунктов, предоставлены заинтересованным лицам, в том числе для целей, связанных со строительством тех или иных объектов.
Указанное может привести к утрате сельскохозяйственных угодий, которые в том числе могут быть отнесены к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям.
В этой связи для государства задача получения информации о количественных характеристиках земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в составе таких земель, сведений об их границах, имеет ключевой характер.
Учитывая изложенное, проектом федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" (далее - законопроект) предлагается внесение в законодательство изменений, предусматривающих полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений, в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения (Минсельхоза России), по установлению границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе таких земель. При этом сведения об их границах будут внесены в ЕГРН.
В настоящее время сведения о землях сельскохозяйственного назначения, а также о сельскохозяйственных угодьях в составе таких земель, вносятся в Единую федеральную информационную систему о землях сельскохозяйственного назначения и землях, используемых или предоставленных для ведения сельского хозяйства в составе земель иных категорий (далее - ЕФИС ЗСН).
При этом внесение сведений о границах земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в составе таких земель ЕГРН позволит учитывать особенности правового режима таких земель при выполнении операций с недвижимым имуществом, а также учетно-регистрационных действий, внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия и др., что окажет положительное влияние на экономику и государство в целом.
Особый порядок вступления в силу проектируемых норм обусловлен необходимостью разработки и принятия подзаконных нормативно-правовых актов необходимых для реализации законопроекта, завершения мероприятий по созданию единой цифровой карты-схемы земель сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья, результаты которых будут являться источником сведений о границах земель сельскохозяйственного назначения и сельскохозяйственных угодий в составе таких земель, вносимых в ЕФИС ЗСН, а также доработки Федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН).
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых будет осуществляться в рамках федерального государственного надзора при рассмотрении дел об административных правонарушениях, не содержит обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация полномочий, предусмотренных законопроектом, после его принятия будет осуществляться федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной предельной штатной численности их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных им в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Принятие законопроекта окажет влияние на достижение целей Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 г. N 731, а также Государственной программы "Национальная система пространственных данных", утвержденной постановлением Правительства от 1 декабря 2021 года N 2148.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.