Не будет ли нарушения действующего законодательства, если потребитель (физическое лицо) будет вынужден вносить платежи за коммунальные услуги только через платежных агентов с оплатой потребителем (физическим лицом) агентского вознаграждения платежному агенту?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Агентское вознаграждение, уплачиваемое ресурсоснабжающей организацией платежному агенту (банковскому платежному агенту), и вознаграждение платежного агента (банковского платежного агента), которое он получает от плательщиков жилищно-коммунальных услуг при приеме платежей, по своей правовой природе не тождественны и регулируются разными правовыми нормами. При этом ресурсоснабжающая организация не обязана уплачивать комиссию платежного агента (банковского платежного агента) вместо плательщика и не может возлагать на потребителей жилищно-коммунальных услуг свою обязанность по уплате агентского вознаграждения контрагенту по договору, включая эти расходы в структуру платы за потребленный коммунальный ресурс. Однако это не препятствует ей принимать платежи с плательщиков самостоятельно без взимания комиссионного вознаграждения с потребителей и не расходуя собственные средства на уплату комиссии платежному агенту.
Обоснование позиции:
1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ). Плата за коммунальные услуги включает в себя в том числе плату за горячую воду и тепловую энергию (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).
Отношения по предоставлению коммунальных услуг, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, урегулированы Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
В силу ч. 15 ст. 155 ЖК РФ наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов*(1), осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности. В п. 63 Правил N 354 также указано, что плата за коммунальные услуги вносится потребителями исполнителю либо действующему по его поручению платежному агенту или банковскому платежному агенту.
Таким образом, ресурсоснабжающая организация имеет право выбора способа принятия оплаты от населения за предоставленные коммунальные услуги, в том числе и через платежных агентов.
Деятельность платежных агентов по приему платежей физических лиц регулируется Федеральным законом от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Закон N 103-ФЗ). В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона N 103-ФЗ платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Оператор по приему платежей - это платежный агент - юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц (ч. 4 ст. 2 Закона N 103-ФЗ).
То есть отношения между теплоснабжающей организацией и платежным агентом формируются на договорной основе. На это прямо указано в ч. 1 ст. 4 Закона N 103-ФЗ. С точки зрения Гражданского кодекса РФ договор между поставщиком (исполнителем) и оператором по приему платежей является агентским договором (гл. 52 ГК РФ), который по своему характеру возмезден. Согласно ст.ст. 1005, 1006 ГК РФ обязанность агента перед теплоснабжающей организацией (принципалом) заключается в совершении им по поручению принципала юридических действий от имени принципала в его интересах, за его счет, а обязанность принципала перед агентом состоит в уплате агентского вознаграждения в порядке и на условиях, предусмотренных агентским договором.
При этом ни Жилищный кодекс РФ, ни Правила не содержат положений о том, что агентское вознаграждение, уплачиваемое ресурсоснабжающей организацией платежному агенту, включается в структуру платы за потребленный коммунальный ресурс.
Так, согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную действующим законодательством обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых ресурсов и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организацией в порядке, определенном законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов) (п. 38 Правил). При этом в формулах расчета платы за теплоснабжение многоквартирных домов такой показатель, как агентское (комиссионное) вознаграждение платежных агентов, отсутствует. Уплата данного вознаграждения является обязанностью ресурсоснабжающей организации и, по нашему мнению, не может возлагаться на собственников помещений в многоквартирном доме, которые стороной отношений между этой организацией и платежным агентом не являются. Заметим также, что к обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (п. 3 ст. 420 ГК РФ). Пунктом 3 ст. 308 ГК РФ предусмотрено, что обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц). Соответственно, агентский договор между юридическими лицами не может создавать какие-либо обязанности для лица, не являющегося стороной договора. Такого же мнения придерживаются и правоприменители (смотрите, к примеру, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия от 24.04.2013 по делу N 33-1251, апелляционное определение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29.02.2012 по делу N 33-434/12, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24.06.2014 по делу N 33-9259/2014, апелляционное определение СК по гражданским делам Тамбовского областного суда от 03.06.2015 по делу N 33-1538/2015).
2. Одновременно комиссионное вознаграждение платежный агент может взимать и с плательщика - физического лица при приеме платежей за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом РФ (ч. 1 ст. 3 Закона N 103-ФЗ), размер которого определяется соглашением между агентом и плательщиком (ч. 2 ст. 3 Закона N 103-ФЗ). Соглашение платежного агента с плательщиком о размере вознаграждения может быть оформлено в виде предоставления общей информации об условиях приема платежей, включая размер вознаграждения (ч. 13 ст. 4 Закона N 103-ФЗ). Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств, за исключением вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.
То есть агентское вознаграждение, уплачиваемое теплоснабжающей организацией платежному агенту, и вознаграждение платежного агента, которое он получает от плательщиков жилищно-коммунальных услуг при приеме платежей, по своей правовой природе не тождественны и регулируются разными правовыми нормами.
Отметим, что Закон N 103-ФЗ не содержит предписаний, обязывающих плательщиков - физических лиц вносить платежи за коммунальные услуги исключительно через платежных агентов. Как потребители, они вправе производить оплату оказанных услуг путем внесения наличных денежных средств непосредственно в кассу исполнителю (в нашем случае - теплоснабжающей организации)*(2) либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 37 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей"), что согласуется с положениями Правил N 354.
Иными словами, произвести оплату за потребленный коммунальный ресурс плательщик может по выбору: либо напрямую в ресурсоснабжающую организацию, либо через платежных агентов, банковских платежных агентов, но в таком случае данными организациями за посреднические услуги с плательщика может взиматься комиссия.
Таким образом, при внесении платы через платежных агентов (банковских платежных агентов) или кредитные организации расходы на прием (перевод) платежей за коммунальные услуги являются расходами непосредственно самих собственников помещений. При этом стоимость комиссионного вознаграждения, взимаемого банками и платежными системами за услугу по приему таких платежей, в состав платы за теплоснабжение не включается и оплачивается отдельно. А при оплате этих услуг непосредственно исполнителю комиссия не взимается.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Ответ прошел контроль качества
13 декабря 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Закон N 161-ФЗ) банковский платежный агент - это юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления отдельных банковских операций. Часть 21 ст. 4 Закона N 103-ФЗ дополнительно подчеркивает разделение деятельности платежных агентов и деятельности кредитных организаций, запрещая последним выступать операторами по приему платежей или платежными субагентами, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей. Одновременно п. 1 ст. 4 и п. 3 ст. 11 Закона N 161-ФЗ предусматривают, что кредитные организации являются операторами по переводу денежных средств, оказывают услуги по переводу денежных средств и осуществляют деятельность операторов по переводу денежных средств в соответствии с Законом N 161-ФЗ, Федеральным законом от 02.12.1990 N 395-I "О банках и банковской деятельности" и нормативными актами Банка России.
*(2) В этой связи обратите внимание на решение Арбитражного суда Орловской области от 14.12.2015 по делу N А48-5712/2015, решение Центрального районного суда г. Читы Забайкальского края от 18.02.2015 по делу N 12-46/2015.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.