Учреждение здравоохранения (Краснодарский край) планирует провести текущий ремонт холла и регистратуры за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
Правомочно ли за счет ОМС проводить указанные расходы?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Учреждение здравоохранения вправе осуществлять расходы на текущий ремонт указанных помещений за счет средств ОМС, если такие расходы предусмотрены планом финансово-хозяйственной деятельности.
В случае использования здания, в котором планируется произвести текущий ремонт, не только в деятельности по оказанию услуг в рамках ОМС оплату расходов на осуществление капитального ремонта целесообразно осуществить в процентном соотношении.
Обоснование вывода:
Согласно ст.ст. 10, 13 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов входят в структуру бюджетной системы Российской Федерации. Поэтому направление средств таких фондов и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным правовым основанием предоставления указанных средств, могут быть признаны нецелевым использованием бюджетных средств (п. 1 ст. 306.4 БК РФ).
Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования (далее - ОМС), регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ). Частью 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ установлен исчерпывающий перечень расходов, включаемых в тариф оказания медицинских услуг по базовой программе обязательного медицинского страхования. В частности, структура тарифа на оплату медицинской помощи включает оплату работ и услуг по содержанию имущества. При этом Законом N 326-ФЗ не конкретизируются направления расходования средств в рамках содержания имущества.
Не устанавливает дополнительных критериев формирования и структуры тарифов на оплату медицинской помощи и Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Краснодарском крае на 2016 год, утвержденная Законом Краснодарского края от 25.12.2015 N 3297-КЗ.
Использование средств ОМС должно осуществляться в соответствии со структурой тарифа на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС (согласно пп. 17.2 Положения о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденного приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73).
Методика расчета тарифов на оплату медицинской помощи по ОМС утверждена приказом Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (далее - Методика). Согласно п. 158 Методики в расчет тарифов на оплату медицинской помощи включаются затраты медицинской организации:
- непосредственно связанные c оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления;
- необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
Затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества), включаются в состав затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом (п. 158.3 Методики).
В соответствии с п. 158.11 Методики в состав расходов на содержание объектов недвижимого имущества включаются затраты:
- на эксплуатацию системы охранной сигнализации и противопожарной безопасности;
- на аренду недвижимого имущества;
- на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается недвижимое имущество, закрепленное за медицинской организацией или приобретенное медицинской организацией за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, в том числе земельные участки;
- на содержание прилегающих территорий в соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами;
- прочие затраты на содержание недвижимого имущества.
Как видим, расходы на проведение текущего ремонта недвижимого имущества прямо не поименованы в качестве затрат, включаемых в структуру тарифа на оплату медицинской помощи в рамках ОМС. Однако перечень расходов, относимых к прочим затратам на содержание недвижимого имущества, в Методике не уточнен.
Для определения возможности осуществления таких расходов за счет средств ОМС необходимо обратиться к более детальному порядку расчета тарифов на оплату медицинской помощи, устанавливаемому соответствующим Тарифным соглашением (ч. 2 ст. 30 Закона N 326-ФЗ). Для учреждений здравоохранения Краснодарского края такое Тарифное соглашение на 2016 год установлено 28 января 2016 года.
В целом перечень расходов, осуществляемых за счет средств ОМС, установленный разделом 3 Тарифного соглашения, соответствует видам расходов, приведенным в ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ. При этом согласно п. 3.5 Тарифного соглашения установлен перечень расходов, которые не могут быть осуществлены за счет средств ОМС. Указанные в вопросе расходы на текущий ремонт помещений в данный перечень не входят, то есть обоснованно могут быть оплачены за счет средств ОМС*(1).
Кроме того, в п. 3.3 Тарифного соглашения указано, что иные расходы медицинских организаций (к которым, в частности, относятся затраты на работы и услуги по содержанию имущества) включаются в тариф на медицинскую помощь в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, и иные расходы подлежат отражению в том числе по подстатье 225 "Услуги по содержанию имущества", за исключением услуг по содержанию имущества в части капитального ремонта (смотрите также письмо ФФОМС от 06.06.2013 N 4509/21-и).
Напомним, что направления расходования средств ОМС определяются планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения (требования к такому плану утверждены приказом Минфина России от 28.07.2010 N 81н). То есть направление средств ОМС на оплату обязательств учреждения, кроме всего прочего, должно быть предусмотрено планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.
Отдельными публично-правовыми образованиями Краснодарского края направление средств ОМС на проведение текущего ремонта помещений медицинских учреждений реализуется на практике (смотрите, например, решение Совета муниципального образования Кореновский район Краснодарского края от 27.05.2015 N 591 "Об отчете главного врача муниципального бюджетного учреждения здравоохранения "Кореновская центральная районная больница" о результате деятельности за 2014 год").
К выводу о допустимости оплаты за счет средств ОМС расходов на текущий ремонт медицинских кабинетов и иных помещений, вовлеченных в процесс оказания медицинской помощи, приходят и судебные инстанции*(2).
Обратите внимание: осуществляя расходы по текущему ремонту имущества за счет средств ОМС, следует не забывать о позиции уполномоченных органов ФФОМС, согласно которой недопустимо определенные виды затрат возмещать исключительно за счет средств ОМС при наличии нескольких источников финансирования (п. 3.2 письма ФФОМС от 23.07.2013 N 5423/21-и, далее - Письмо N 5423/21-и). Возможные варианты распределения затрат между различными источниками финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений рассмотрены в разделе 3 Письма N 5423/21-и.
Так, алгоритм решения задачи распределения затрат включает следующую последовательность действий:
- распределить затраты по каждой из статей на основные и накладные, на прямые и косвенные и т.д.;
- распределить затраты по каждому из подразделений;
- выработать критерии разнесения (перераспределения) затрат в различных случаях;
- определить очередность (этапность) распределения затрат.
При этом в соответствии с п. 2.1.2 Письма ФФОМС N 5423/21-и к косвенным затратам относятся в том числе затраты на текущий ремонт.
В случае использования здания, в котором планируется произвести текущий ремонт, не только в деятельности по оказанию услуг в рамках ОМС, оплату расходов на осуществление капитального ремонта целесообразно осуществить в процентном соотношении.
Рекомендуем также ознакомиться со следующим материалом:
- Энциклопедия решений. Нецелевое использование средств по обязательному медицинскому страхованию в госучреждениях.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Миллиард Мария
27 сентября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) За исключением расходов по содержанию имущества, сдаваемого в аренду и (или) используемого в коммерческой деятельности, а также имущества в периоды закрытия медицинской организации (структурного подразделения) на проведение плановых и внеплановых ремонтов, карантинов и профилактических мероприятий и простоев в работе медицинской организации (структурного подразделения) по иным причинам. Указанные расходы могут возмещаться за счет средств ОМС в пределах объемов средств, заработанных медицинской организацией (пп. 9, абзац последний п. 3.5 Тарифного соглашения).
*(2) Смотрите, например:
- постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 10.06.2011 N Ф09-2861/11 по делу N А50-20331/2010;
- постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.05.2011 N Ф09-1696/11 по делу N А50-15860/2010;
- решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23.06.2016 по делу N А72-4594/2016;
- решение Арбитражного суда Вологодской области от 14.09.2015 по делу N А13-6410/2015;
- решение Мончегорского городского суда Мурманской области от 13.05.2016 по делу N 12-35/2016.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.