Возможно ли выделение средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части выплаты пособия по беременности и родам застрахованному лицу, проработавшему по совместительству в организации менее 2 лет (сотрудник проработал чуть более года), из среднего заработка (работница в расчетном периоде была занята у тех же работодателей, что и на момент наступления страхового случая в 2016 году)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В описанной ситуации высока вероятность получения отказа от территориального органа ФСС в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части выплаты пособия по беременности и родам застрахованному лицу.
Обоснование позиции:
Порядок назначения и выплаты пособия по беременности и родам (далее - пособие) предусмотрен Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
В силу ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в ФСС (за исключением случаев, когда выплата страхового обеспечения осуществляется за счет средств страхователей, например оплата первых 3-х дней временной нетрудоспособности (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ)). Для этого сумма страховых взносов, подлежащих перечислению страхователями в ФСС, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страховых взносов недостаточно для выплаты пособий, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика ФСС по месту своей регистрации (ч. 2 ст. 4.6 Закона 255-ФЗ). Перечень документов, которые необходимо представить с территориальный орган ФСС для получения средств, утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н. Региональное отделение ФСС РФ должно выделить необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления всех необходимых документов (п. 3 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ). При этом территориальный орган ФСС вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном ст. 4.7 Закона N 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки (п. 4 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ).
На основании пп. 3 п. 1 ст. 11 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ. В соответствии с п. 18 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, расходы по государственному социальному страхованию, произведенные с нарушением установленных правил или не подтвержденные документами, к зачету не принимаются и подлежат возмещению в установленном порядке.
Таким образом, для ответа на вопрос о том, возможно ли выделение средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части выплаты пособия по беременности и родам застрахованному лицу, необходимо определить, можно ли считать такие расходы страхователя произведенными в соответствии с установленными действующим законодательством правилами.
Часть 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ гласит, что пособие исчисляется исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). Для страхового случая, наступившего в 2016 г., расчетным периодом являются 2014-2015 гг.
В случае, когда работник на момент наступления страхового случая работает у нескольких работодателей, назначение пособия производится по правилам, предусмотренным частями 2, 2.1 и 2.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ. Всего предусмотрено 3 правила назначения пособия, применяемых в зависимости от того, кто был работодателем в расчетном периоде.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая занято у нескольких страхователей и в двух предшествующих календарных годах было занято у тех же страхователей, пособие назначается и выплачивается ему страхователями по всем местам работы (службы, иной деятельности) и исчисляется исходя из среднего заработка, определяемого в соответствии со статьей 14 Закона N 255-ФЗ, за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие. Как следует из вопроса, работница в расчетном периоде была занята у тех же работодателей, что и на момент наступления страхового случая в 2016 году.
В ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ нет указания на то, что застрахованное лицо для назначения пособия по всем местам работы должно отработать у каждого работодателя весь расчетный период полностью. Законодательство содержит лишь требование о "занятости" работника у всех нынешних страхователей в двух предшествующих годах. Поэтому, если исходить из буквального толкования нормы ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ, работник, хотя бы один день отработавший у каждого из нынешних работодателей в течение двух предшествующих календарных лет, имеет право на получение пособия по всем местам работы из полученного по этому месту работы заработка.
Специалисты Роструда в своих ответах на сайте Онлайнинспекции РФ высказывают противоположные мнения по вопросу о назначении пособия совместителю, если он проработал менее двух лет (смотрите, например, ответ 1, ответ 2). Представители ФСС высказываются против назначения пособия в такой ситуации (смотрите, например, ответы начальника отдела правового обеспечения страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством Правового департамента ФСС РФ Т. Ильюхиной на вопрос, опубликованный в журнале "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 8, август 2015 г., и на вопрос, опубликованный в журнале "Упрощенка", N 4, апрель 2015 г.).
Найденные нами примеры из судебной практики по данному вопросу позволяют сделать вывод о том, что к настоящему моменту у судов сформировалась определенная позиция по данному вопросу, согласно которой для приобретения права на получение пособия по нескольким местам работы застрахованное лицо должно отработать у нынешних работодателей полные два года, предшествующие году наступления страхового случая (смотрите, например, постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2016 N 15АП-14666/16, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2014 N 09АП-25262/14 (законность постановления проверена определением Верховного Суда РФ от 18.02.2015 N 305-ЭС14-8315)).
Таким образом, в случае выплаты пособия по беременности и родам совместителю, проработавшему в организации менее 2 лет, высока вероятность получения работодателем отказа территориального органа ФСС в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в части выплаты пособия по беременности и родам застрахованному лицу.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Комарова Виктория
11 ноября 2016 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.