В доме создано товарищество собственников жилья (ТСЖ). Правление ТСЖ осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с уставом ТСЖ и со ст. 151, ст. 152 ЖК РФ. Собственники жилых помещений, не являющиеся членами ТСЖ, предъявили требование на пользование средствами ТСЖ.
Кому принадлежат средства ТСЖ - только членам товарищества или всем собственникам жилых помещений, не являющимся членами ТСЖ? Можно ли каким-то образом отстранить собственников, не являющихся членами ТСЖ, от пользования общим имуществом многоквартирного дома (то есть от пользования средствами ТСЖ)? Какова позиция судов по этому вопросу?
Одним из способов управления многоквартирным домом (далее - МКД), который могут выбрать собственники помещений, является управление товариществом собственников жилья (п. 3 ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, далее - ЖК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ, товарищество) признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в МКД для совместного управления общим имуществом в МКД, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в МКД, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ помещениями в МКД, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления МКД.
Как всякое юридическое лицо, товарищество имеет обособленное имущество и денежные средства, состоящие из: обязательных платежей, вступительных и иных взносов членов товарищества; доходов от хозяйственной деятельности товарищества, направленных на осуществление целей, задач и выполнение обязанностей товарищества; субсидий на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта, предоставление отдельных видов коммунальных услуг и иных субсидий; прочих поступлений. Средствами ТСЖ распоряжается правление в соответствии с финансовым планом товарищества (части 2 и 4 ст. 151 ЖК РФ).
В силу пунктов 2, 3 ч. 1 ст. 137 ЖК РФ товарищество вправе: определять смету доходов и расходов на год, в том числе необходимые расходы на содержание и ремонт общего имущества в МКД, затраты на капитальный ремонт и реконструкцию МКД, специальные взносы и отчисления в резервный фонд, а также расходы на другие установленные уставом товарищества цели; устанавливать на основе принятой сметы доходов и расходов на год товарищества размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в МКД в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Отметим, что смета доходов и расходов товарищества на год, отчеты об исполнении таких смет, а также годовой план содержания и ремонта общего имущества в МКД и отчет о выполнении такого плана утверждаются общим собранием членов товарищества (пункты 8 и 8.1 ч. 2 ст. 145 ЖК РФ). При этом плата за содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД устанавливается органом управления товарищества в соответствии с уставом ТСЖ в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в надлежащем состоянии (ч. 1 и 8 ст. 156 ЖК РФ).
Членство в ТСЖ является добровольным и возникает у собственника помещения в МКД на основании заявления о вступлении в товарищество (ч. 1 ст. 143 ЖК РФ). Члены товарищества и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в МКД обладают одинаковыми правами, предусмотренными ст. 143.1 ЖК РФ.
Вместе с тем все собственники помещений независимо от их членства в ТСЖ обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (ст. 39 ЖК РФ). Только члены ТСЖ уплачивают обязательные платежи и взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в МКД (ч. 5 ст. 155 ЖК РФ), а собственники помещений, не являющиеся членами ТСЖ, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с договорами, заключенными с товариществом (ч. 6 ст. 155 ЖК РФ, подп. "б" п. 28 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 491, далее - Правила N 491). При этом как члены ТСЖ, так и собственники помещений уплачивают взносы на капитальный ремонт МКД (смотрите Справку о практике рассмотрения судами Калининградской области в 2010 году гражданских дел по спорам, связанным с обслуживанием многоквартирных жилых домов, раздел "Товарищество собственников жилья").
Отказ собственника помещения в МКД от вступления в члены либо незаключение договора с товариществом не освобождает его от участия в несении указанных расходов (смотрите апелляционное определение Московского городского суда от 4 декабря 2013 г. N 11-32571/13, апелляционное определение СК по гражданским делам Брянского областного суда от 27 июня 2013 г. по делу N 33-1641/2013).
Средства на содержание и ремонт общего имущества МКД являются целевыми и должны расходоваться только на содержание и ремонт общего имущества в соответствии с утвержденными годовыми сметой доходов и расходов и планом содержания и ремонта общего имущества в МКД. В целях контроля за расходованием указанных средств члены товарищества и не являющиеся членами товарищества собственники помещений в МКД вправе получать от органов управления товарищества информацию о деятельности товарищества, знакомиться с бухгалтерской (финансовой) отчетностью товарищества, сметами доходов и расходов товарищества на год, отчетами об исполнении таких смет (части 1, 3 ст. 143.1 ЖК РФ).
Размер обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества, для собственников помещений, являющихся членами товарищества, а также размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для собственников помещений, не являющихся членами товарищества, определяется органами управления товарищества собственников жилья на основе утвержденной органами управления товарищества сметы доходов и расходов на содержание общего имущества на соответствующий год (п. 33 Правил N 491) (смотрите решение Верховного Суда РФ от 27 января 2015 г. N АКПИ14-1391, апелляционное определение СК по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 17 сентября 2013 г. по делу N 33-13352/2013). Однако перечень услуг и работ, условия их оказания и выполнения, а также размер их финансирования утверждается собственниками помещений на общем собрании (п. 17 Правил N 491)*(1).
Таким образом, законодатель не связывает бремя несения расходов на содержание общего имущества только с членством в ТСЖ, такую обязанность несут как члены ТСЖ, так и собственники помещений, не являющиеся членами ТСЖ (смотрите решение Верховного Суда РФ от 26 ноября 2010 г. N ГКПИ10-1256). При этом члены ТСЖ уплачивают обязательные платежи и взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества, а собственники помещений, не являющиеся членами ТСЖ, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения в соответствии с договорами, заключенными с товариществом. Доля обязательных расходов собственника помещения в МКД определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Глебов Валерий
Ответ прошел контроль качества
9 декабря 2016 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) Согласно ч. 2.2 ст. 161 ЖК РФ при управлении МКД товариществом оно несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в МКД. Указанное товарищество может оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.