Новый порядок обращения в соцстрах за возмещением пособий
Е. Мельникова,
эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ,
аудитор, член РСА
Журнал "Актуальная бухгалтерия", N 1, январь 2017 г., с. 58-60.
С 1 января 2017 года инспекции являются администратором страховых взносов, в том числе по соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) в части доходов; администрирование же расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС России.
В связи с передачей функции по контролю и администрированию страховых взносов в ведение ФНС России и ее территориальных инспекций с 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса*(1).
2017: все новое - порядок, формы...
По мнению ФНС России, новый порядок администрирования страховых взносов направлен на улучшение условий налогоплательщиков. Как одно из преимуществ позиционируется, что "с точки зрения администрирования страховых взносов Фонды не будут вовлечены в процесс взаимодействия с налогоплательщиками"*(2).
Вместе с тем о полном отсутствии контактов с фондами как с органами контроля за уплатой страховых взносов говорить не приходится. В частности, в распоряжении ФСС России (далее - Фонд) оставлены:
- полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ)*(3);
- функции по контролю за осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ)*(4).
Поэтому, несмотря на то, что отчетность по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды начиная с I квартала 2017 года страхователи будут подавать в налоговые инспекции, в Фонд по-прежнему нужно будет представлять документы, служащие основанием для выделения средств на выплату пособий по социальному страхованию.
Кроме этого, начиная с 2017 года ежеквартально Фонд будет ждать от нас "новый" расчет со старым названием "форма 4-ФСС"*(5). В него будут включены сведения только по взносам от НС и ПЗ. Начиная с отчета за I квартал 2017 года привычный нам расчет 4-ФСС, в котором приводили данные по двум видам страхования (от НС и ПЗ и по временной нетрудоспособности), в части обязательного социального страхования по ВНиМ в органы Фонда не представляется.
Итак, в налоговый орган мы обязаны будем отчитаться, направив расчет по страховым взносам*(6) не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. В его составе предусмотрены, в частности, Приложение 2 "Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", а также Приложение 3 "Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации" (последнее включают в расчет только в том случае, если соответствующие расходы были произведены).
Информация Фонда социального страхования РФ от 25 августа 2016 г.
Повторим, форма расчета будет применяться для всех страховых взносов, кроме взносов от НС и ПЗ. Минфин России расценивает новый документ оптимизирующим отчетность по страховым взносам, поскольку он объединяет четыре действующие в настоящее время формы (РСВ-1, РВ-3, РСВ-2 и 4-ФСС) и содержит сокращенное количество показателей*(7).
Однако проверять расходы на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, которые страхователь отразит в расчете, представленном в налоговую инспекцию, по-прежнему будет территориальный орган ФСС России в порядке, установленном Законом N 125-ФЗ, на основании сведений, поступивших из налогового органа в Фонд*(8). Для этих (и иных) целей предусмотрен межведомственный обмен информацией между Фондом и налоговым органом*(9).
Для чего нужна новая справка-расчет
Согласно действовавшему в 2016 году порядку работодатели выплачивали страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд, при этом сумма взносов, подлежащих перечислению, уменьшалась на сумму произведенных расходов на выплату пособий*(10). Если же начисленных взносов было недостаточно для выплаты пособий в полном объеме, страхователь обращался в территориальный орган Фонда, который выделял нужные средства в течение 10 календарных дней с даты представления всех необходимых документов*(11).
Этот порядок взаимодействия сторон не изменится и в текущем 2017 году. Вместе с тем состав документов*(12), которые для этих целей должны быть представлены страхователем в Фонд, будет иным. Существующий Перечень скорректирован*(13).
В 2017 году две составляющие пакета (письменное заявление страхователя, где указана сумма необходимых средств на выплату страхового обеспечения, и копии подтверждающих документов) не изменятся, а вот вместо расчета 4-ФСС (который по-прежнему остается необходимым при обращении в отношении периодов, истекших до 01.01.2017) страхователь должен подготовить справку-расчет, которая требуется при обращении за выделением средств за периоды начиная с 1 января 2017 года.
Ознакомимся с перечнем реквизитов справки-расчета, которая включает в себя следующие суммы*(14):
а) задолженность страхователя (ФСС России) по страховым взносам на начало и конец отчетного (расчетного) периода;
б) начисленные к уплате страховые взносы, в том числе за последние три месяца;
в) доначисленные страховые взносы;
г) не принятые к зачету расходы;
д) средства, полученные от территориальных органов ФСС России в возмещение произведенных расходов;
е) возвращенные (зачтенные) излишне уплаченные (взысканные) страховые взносы;
ж) средства, израсходованные на цели обязательного социального страхования, в том числе за последние три месяца;
з) уплаченные страховые взносы, в том числе за последние три месяца;
и) списанная задолженность страхователя.
Итак, если страхователь обращается в органы ФСС России за получением средств для выплаты пособий, он формирует следующий пакет документов (см. таблицу ниже).
Судя по перечню показателей, заполнение справки-расчета, по мнению автора, не должно вызвать затруднений у страхователей. Куда сложнее пережить переходный период. Как пояснил Фонд*(15), за ним сохраняются определенные обязанности в отношении периодов, истекших до 1 января 2017 года (в этом случае Фонд работает в порядке, действовавшем до указанной даты):
- по осуществлению контроля за правильностью уплаты страховых взносов;
- принятию решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов, пеней и штрафов;
- исполнению обязанности по приему расчетов (в том числе уточненных) по страховым взносам;
- передаче налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, которые образовались на 1 января 2017 года.
Также остается надеяться, что налоговое ведомство не лукавит, утверждая, что "налогоплательщики не почувствуют смену администратора: ни сроки уплаты, ни тарифы страховых взносов, включая льготные категории, не изменяются"*(16).
Пакет документов на возмещение
N п/п | За периоды до 1 января 2017 г. | За периоды начиная с 1 января 2017 г. |
1 | Письменное заявление | Письменное заявление |
2 | Расчет по форме 4-ФСС | Справка-расчет |
3 | Копии подтверждающих документов | Копии подтверждающих документов |
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.07.2016 N 243-ФЗ (далее - Закон N 243-ФЗ)
*(2) письмо ФНС России от 20.10.2016 N ЗН-18-1/1103@
*(3) ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ (далее - Закон N 255-ФЗ)
*(4) ст. 3, 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ (далее - Закон N 125-ФЗ); п. 7 письма ФСС России от 17.08.2016 N 02-09-11/04-03-17282
*(5) утв. приказом ФСС России от 26.09.2016 N 381
*(6) утв. приказом ФНС России от 10.10.2016 N ММВ-7-11/551@
*(7) письмо Минфина России от 17.11.2016 N 03-04-05/68069
*(8) информация ФСС России от 29.08.2016 "Федеральные законы, изменяющие с 1 января 2017 года действующий порядок администрирования страховых взносов в ФСС РФ" (далее - Информация)
*(9) Порядок взаимодействия отделений Фонда социального страхования Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утв. руководителями ФНС России и ФСС России 22.07.2016 N ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П
*(10) ч. 1, 2 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ
*(11) ч. 3 ст. 4.6 Закона N 255-ФЗ
*(12) утв. приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 N 951н (далее - Перечень)
*(13) приказ Минтруда России от 28.10.2016 N 585н
*(14) п. 2(1) Перечня в новой редакции
*(15) п. III "Переходные положения" Информации
*(16) письмо ФНС России от 20.10.2016 N ЗН-18-1/1103@
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Актуальная бухгалтерия"
Особенный журнал о налоговом и бухгалтерском учете. Решение сложных профессиональных вопросов, возникающих у бухгалтера в повседневной работе; оперативные и подробные комментарии к изменениям в законодательстве; консультации по вопросам, связанным с работой бухгалтерии. Все это излагается в доступной форме, сопровождается наглядными примерами, схемами, таблицами и рисунками.
"Ноу-хау" "Актуальной бухгалтерии" - многоступенчатая проверка информации экспертами редакции, независимыми специалистами в области налогов и бухгалтерии, а также со стороны авторитетных чиновников Минфина и ФНС России. Ошибки практически исключены. Периодичность - 1 раз в месяц. Ежемесячник выпускается компанией "ГАРАНТ".
Чтобы регулярно получать "Актуальную бухгалтерию", обратитесь к Официальному партнеру компании "Гарант", который Вас обслуживает.