Налогоплательщик в 2015 году экспортировал в Республику Казахстан (РК) легковые автомобили, покупателями которых являлись физические лица, не имеющие статуса ИП. Правомерно ли налогоплательщик облагал операции по реализации данных автомобилей НДС по нулевой ставке?
Н.К. Сенин,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 8, август 2016 г., с. 73-75.
Да, правомерно.
Обоснование. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, подлежит обложению НДС по ставке 0% при условии подтверждения налогоплательщиком факта состоявшегося экспорта документами, указанными в ст. 165 НК РФ.
Для российских организаций и ИП нормы НК РФ обязательны для исполнения. Однако из этого правила есть исключение. В статье 7 НК РФ определено: если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены правила и нормы, отличные от тех, что предусмотрены российским законодательством, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.
Таким международным договором является Договор о ЕАЭС*(1). Согласно ему налогообложение экспортных операций, осуществляемых между субъектами государств - членов ЕАЭС, регламентируется правилами, установленными в приложении 18 *(2) к договору.
Из пункта 2 Протокола следует, что под налогоплательщиком понимается плательщик налогов, сборов и пошлин государств - членов ЕАЭС. По российскому законодательству (п. 1 ст. 143 НК РФ) среди прочих плательщиками НДС названы лица, признаваемые таковыми в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС и определяемые в соответствии с таможенным законодательством ТС и законодательством РФ о таможенном деле. В статье 79 ТК ТС установлено: плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых международными договорами и (или) законодательством государств - членов ТС возложена обязанность по уплате пошлин. Причем в названных нормах не уточнен круг лиц (юридических, физических, ИП), на которых они распространяются.
По казахстанскому законодательству (абз. 13 пп. 2 ст. 276-2 НК РК) физические лица, импортирующие транспортные средства, которые подлежат регистрации в государственных органах РК, в 2015 году признавались самостоятельными плательщиками НДС в Таможенном союзе.
Из сказанного можно сделать вывод: поскольку как по российскому, так и по казахстанскому законодательству физические лица, не являющиеся ИП, могут быть признаны плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу ТС, к ним применимы положения Договора о ЕАЭС и Протокола. Соответственно, физические лица - резиденты РК являются стороной сделки с российским экспортером.
Согласно п. 3 Протокола при вывозе товаров с территории одного государства - члена союза на территорию другого налогоплательщик страны, с территории которой экспортируются товары, применяет нулевую ставку НДС при представлении в налоговый орган документов, предусмотренных п. 4 Протокола.
Таким образом, при предъявлении в налоговый орган соответствующих документов российский экспортер, отгрузивший в 2015 году легковые автомобили в адрес физических лиц - резидентов РК, не являющихся ИП, вправе применить нулевую ставку НДС в отношении данных операций.
Судебная практика. Аналогичные выводы сделаны, к примеру, в постановлениях АС УО от 28.04.2016 N Ф09-2976/16 по делу N А76-18246/2015, от 11.04.2016 N Ф09-509/16 по делу N А76-15329/2015, от 17.11.2015 N Ф09-8157/15 по делу N А76-5811/2015*(3).
Обратите внимание: в соответствии с Законом РК от 03.12.2015 N 432-V с 01.01.2016 абз. 13 исключен из пп. 2 ст. 276-2 НК РК.
То есть с указанной даты физические лица, импортирующие транспортные средства, подлежащие государственной регистрации в государственных органах РК, утратили статус плательщика НДС в ТС. Поскольку арбитры, мотивируя вывод о правомерности применения российским экспортером нулевой ставки по обозначенным операциям, ссылались в том числе на указанную норму права, можно допустить, что их позиция изменится.
1 августа 2016 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Данный договор, подписанный Российской Федерацией, Республикой Беларусь и Республикой Казахстан 29.05.2014 в Астане, действует с 01.01.2015.
*(2) "Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг" (далее - Протокол).
*(3) Определением ВС РФ от 21.03.2016 N 309-КГ16-681 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"