Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экологии и охране окружающей среды
на проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды рассмотрел в части вопросов своего ведения внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Доходы федерального бюджета в 2018-2020 гг.
Платежи при пользовании природными ресурсами на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов прогнозируется в объеме: в 2018 году - 379 044,8 млн. рублей (0,39% к ВВП), в 2019 году - 385 037,2 млн. рублей (0,37% к ВВП) и 400 461,8 млн. рублей (0,36% к ВВП) в 2020 году (таблица 1).
Платежи при пользовании природными ресурсами включают в себя плату за негативное воздействие на окружающую среду; платежи при пользовании недрами; плату за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям; плату за использование лесов; плату за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности; доходы, полученные от продажи (предоставления) права на заключение охотхозяйственных соглашений, утилизационный сбор, экологический сбор.
В части доходов федерального бюджета Комитет считает необходимым отметить следующее.
Таблица 1
(млн. руб.) | |||||
Вид дохода |
2016 (исполнение) |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Прогноз |
236 670,3 |
324 222 |
379 044,8 |
385 037,2 |
400 461,8 |
Утилизационный сбор |
137 108,8 |
193 740,1 |
246 832,8 |
260 322,3 |
267 926,2 |
Платежи при пользовании недрами |
55 264,1 |
63 248,9 |
63 054,5 |
53 092,2 |
53 149,7 |
Плата за использование лесов |
19 251,2 |
21 154,5 |
29 251,6 |
33 346,3 |
38 058,2 |
Плата за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности |
13 263,8 |
15 916,7 |
17 353,7 |
20 274,7 |
23 297,7 |
Доходы, полученные от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов и (или) договора пользования водными биоресурсами, находящимися в федеральной собственности |
8 566,1 |
26 139,7 |
17 352,9 |
12 746,3 |
12 746,3 |
Экологический взнос, взимаемый в целях выполнения нормативов утилизации производителями (импортерами) (Экологический сбор) |
0,0 |
1 277,1 |
2 278,9 |
2 278,9 |
2 278,9 |
Плата за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям |
1 573,5 |
1 740,8 |
1 659,7 |
1 716,1 |
1 744,3 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
1 107,3 |
719,6 |
719,1 |
719,1 |
719,1 |
Доходы, полученные от продажи (предоставления) права на заключение охотхозяйственных соглашений |
356,7 |
125,2 |
278,9 |
278,9 |
278,9 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)
Прогнозируемое поступление платы за НВОС в 2018-2020 годах составит 719,1 млн. рублей (таблица 2).
Таблица 2
(тыс. рублей) | |||||
|
Исполнение за 2016 год |
Оценка 2017 |
Законопроект 2018 |
Законопроект 2019 |
Законопроект 2020 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
1 107 297,1 |
719 593,8 |
719 071,0 |
719 071,0 |
719 071,0 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами |
138 323,5 |
100 993,0 |
100 993,0 |
100 993,0 |
100 993,0 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух передвижными объектами |
3 644,8 |
522,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Плата за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты |
205 282,8 |
127 640,0 |
127 640,0 |
127 640,0 |
127 640,0 |
Плата за размещение отходов производства и потребления |
631 479,5 |
470 737,0 |
470 737,0 |
470 737,0 |
470 737,0 |
Плата за иные виды негативного воздействия на окружающую среду |
75,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Плата за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа |
128 491,0 |
19 701,0 |
19 701,0 |
19 701,0 |
19 701,0 |
Расчет указанной платы произведен на основе прогнозируемых объемов негативного воздействия на окружающую среду (выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сбросы загрязняющих веществ с отводимыми сточными водами, хранение и захоронение отходов) и ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах. В 2018 году ставки платы не увеличены. С учетом того, что на 2019 и 2020 годы ставки платы за НВОС не установлены, законопроектом предлагается на эти годы объем платы зафиксировать в объеме 2018 года.
Утилизационный сбор
По сравнению с уточненной оценкой поступлений утилизационного сбора за 2017 год в 2018 году прогнозируется рост на 53 092,7 млн. рублей. Существенный рост поступлений утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и самоходных машин и (или) прицепов к ним, обусловлен ростом индекса промышленного производства, предусмотренным в среднесрочном прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года Минэкономразвития России. Кроме этого, в прогнозе поступления утилизационного сбора учтено повышение на 15% с 2018 года ставок утилизационного сбора, а также введение с 2018 года утилизационного сбора на средства производства тяжелого и энергетического машиностроения по адвалорной ставке 7%.
Плата за использование лесов
Поступление платы за использование лесов в федеральный бюджет в 2018 году прогнозируется в объеме 29 251,6 млн. рублей, 33 346,3 млн. рублей в 2019 году и 38 058,2 млн. рублей в 2020 году. В прогнозе учтен дополнительный объем использования лесов в Республике Крым в целях рекреационной деятельности - 9,2 га, геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых - 6,5 га, строительства, реконструкции, эксплуатации линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов - 7,9 га.
Плата за пользование водными объектами
Поступление платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, в федеральный бюджет в 2018 году прогнозируется в объеме 17 353,7 млн. рублей, на 2019 год - 20 274,7 млн. рублей, на 2020 год - 23 297,7 млн. рублей. По сравнению с уточненной оценкой поступлений за 2017 год в 2018 году прогнозируется рост платы за пользование водными объектами на 1 437,1 млн. рублей, в 2019 году и 2020 году по сравнению с предыдущим годом на 2 920,9 млн. рублей и 3 023,0 млн. рублей соответственно. Прогноз поступления указанной платы рассчитан на основе объемов водопользования. Кроме этого учтены:
- повышающие коэффициенты к ставкам платы за забор воды (кроме питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения) за использование водных объектов в целях гидроэнергетики и за использование акватории: коэффициент 1,75 в 2018 году; коэффициент 2,01 в 2019 году; коэффициент 2,31 в 2020 году (установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 876);
- средневзвешенные ставки платы в разрезе бассейнов рек и субъектов Российской Федерации с учетом проводимой поэтапной индексации.
Экологический сбор
Экологический сбор на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов прогнозируется в объеме 2 278,9 млн. рублей.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту прогноз доходов по экологическому сбору на 2018-2020 годы рассчитан с учетом фактических поступлений дохода в федеральный бюджет в 2017 году и увеличения нормативов утилизации отходов от использования товаров с 1 января 2017 года. Так, нормативы утилизации по отдельным группам товаров увеличиваются в 1,5-2 раза (распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.12.2015 N 2491-р). При этом Комитет отмечает, что в связи с отсутствием в настоящее время утверждённых Правительством Российской Федерации нормативов утилизации отходов от использования товаров на 2018-2020 гг. прогнозировать поступление экологического сбора в 2019-2020 гг. не представляется возможным.
Комитет также отмечает, что Федеральным законом N 415-ФЗ поступление экологического сбора прогнозировалось в размере 6 534,1 млн. рублей.
В соответствии с законопроектом поступление средств экологического сбора в 2017 году составило 1 277,119 млн.руб., т.е. 20% от прогнозируемой суммы. По информации Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (администратор экологического сбора)...
С учетом изложенного требуют уточнения положения статьей 24.2-24.5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" в целях совершенствования механизма исполнения ответственности производителей, импортеров товаров за утилизацию отходов от использования товаров.
Административные платежи, штрафы, возмещение ущерба
В соответствии с пунктом 6 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов.
Денежные взыскания (штрафы) за нарушение природоохранного законодательства в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации направляются в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении денежного взыскания (штрафа), по нормативу 100 процентов.
В этой связи объем взысканных сумм по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде и штрафам за нарушение природоохранного законодательства не подлежит зачислению в федеральный бюджет.
В 2018 году планируется поступление в федеральный бюджет сборов, вносимых заказчиками документации, подлежащей государственной экологической экспертизе федерального уровня, в размере 292,5 млн. рублей. В 2016 году поступления указанных сборов составили 327,7 млн. рублей, в 2017 году их поступление оценивается в размере 292,5 млн. рублей.
При этом Комитет обращает внимание, что с 2018 года перечень объектов, подлежащих государственной экологической экспертизы федерального уровня, существенно расширится за счет проектной документация объектов I категории (Федеральный закон от 21.07.2014 N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Учитывая изложенное, Комитет обращает внимание на необходимость уточнения (увеличения) оценки размера указанного сбора в 2018 году.
Расходы федерального бюджета в 2018-2020 гг.
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 29.10.2017 года Комитет является ответственным за рассмотрение раздела "Охрана окружающей среды" федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (таблица 2).
Нумерация таблиц приводится в соответствии с источником
Таблица 2
(млн. рублей) | |||||||||
Наименования разделов |
2017 год (оценка*) |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||||
Закон N 415-ФЗ |
к закону, % |
Закон N 415-ФЗ |
к закону, % |
к Законопроекту на 2019 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
6 |
7 |
9 |
|||
ВСЕГО |
16 881 635,7 |
16 039 684,7 |
16 529 198,8 |
103,1 |
15 986 976,4 |
16 373 747,1 |
102,4 |
17 155 263,1 |
104,8 |
Охрана окружающей среды |
96 274,1 |
77 972,8 |
88 829,3 |
113,9 |
79 241,8 |
92 839,9 |
117,2 |
98 199,5 |
105,8 |
%% к ВВП |
0,1 |
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
0,1 |
|
0,1 |
|
доля в общем объеме расходов, % (без учета условно утвержденных) |
0,6 |
0,5 |
0,5 |
|
0,5 |
0,6 |
|
0,6 |
|
Расходы по данному разделу в 2016 году расходы составили 59,4 млрд.рублей (0,4% от общего объема расходов), в 2017 году - 96,3 млрд. рублей (0,6%). В 2018 году планируются в размере 88,8 млрд.рублей (0,5%). Таким образом, доля расходов по указанному разделу в общем объеме расходов федерального бюджета колеблется в пределах 0,4-0,6%, при этом объем расходов в 2018 году сокращается на 7,5 млрд.рублей по отношению к 2017 году.
В соответствии с Решением Совета Государственной Думы от 29.10.2017 года Комитет является ответственным за рассмотрение государственной программы "Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы" (далее - госпрограмма), а также является соисполнителем по государственным программам "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы, "Воспроизводство и использование природных ресурсов".
Государственная программа "Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы"
Направления деятельности госпрограммы "Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы" на период с 2018 по 2020 годы сгруппированы в пять подпрограмм: "Регулирование качества окружающей среды", "Биологическое разнообразие России", "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды", "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике", "Приоритетный проект "Чистая страна" и одну Федеральную целевую программу: "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы".
Бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы "Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы" в 2018 году составят 36 958,9 млн. рублей, в 2019 году - 34 949,2 млн. рублей, в 2020 году - 33 793,5 млн. рублей. По сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 415-ФЗ "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - Федеральный закон N 415-ФЗ) объемы бюджетных ассигнований в 2018 году увеличены на 5 945,8 млн. рублей (таблица 3).
Таблица 3
(млн. рублей) | ||||
Наименование |
2017 год |
2018 |
2019 |
2020 |
1 |
2 |
4 |
7 |
9 |
Всего |
34 317,5 |
36 958,9 |
34 949,2 |
33 793,5 |
из них: |
|
|
|
|
1. Подпрограмма "Регулирование качества окружающей среды" |
5 162,4 |
5 664,0 |
5 469,9 |
5 585,2 |
1.1. Нормативно-правовое, методическое и информационно-аналитическое обеспечение регулирования в области охраны окружающей среды |
367,2 |
145,5 |
146,1 |
148,8 |
1.2. Выполнение международных обязательств в области охраны окружающей среды |
341,6 |
477,1 |
271,2 |
275,6 |
1.3. Организация и проведение комплексного государственного экологического надзора, разрешительной и лицензионной деятельности в части ограничения негативного техногенного воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы |
4 453,5 |
4 041,3 |
4 052,6 |
4 160,8 |
1.4. Государственная поддержка мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации в области обращения с отходами |
0 |
1 000 |
1 000 |
1 000 |
2. Подпрограмма "Биологическое разнообразие России" |
7 847,2 |
9 315,3 |
8 015,2 |
7 436,2 |
2.1. Нормативно-правовое, методическое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности в сфере сохранения и восстановления биологического разнообразия |
233,8 |
321,4 |
189,5 |
190,5 |
2.2. Выполнение международных обязательств в сфере сохранения и восстановления биологического разнообразия |
59,2 |
73,8 |
76,3 |
77,6 |
2.3. Обеспечение охраны объектов животного мира (предполагается осуществление разрешительной деятельности в области охраны и использования объектов животного мира (за исключением охотничьих ресурсов) Росприроднадзором) |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
2.4. Функционирование и развитие системы особо охраняемых природных территорий федерального значения, сохранения биоразнообразия, регулирования использования объектов животного мира |
7 554,3 |
8 920,1 |
7 749,4 |
7 168,1 |
3. Подпрограмма "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды" |
14 367,6 |
14 012,1 |
13 451,4 |
12 504,7 |
3.1. Нормативно-правовое, методическое и информационно-аналитическое обеспечение деятельности в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды |
0 |
0 |
0 |
0 |
3.2. Обеспечение функционирования и развития государственной наблюдательной сети, системы получения, сбора и распространения информации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях |
9 532,6 |
9 771,6 |
9 854,4 |
10 642,2 |
3.3. Исследования и разработка методов и технологий в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды |
1 231,9 |
1 409,4 |
1 413,3 |
1 448,4 |
3.4. Обеспечение выполнения государственных функций в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и смежных с ней областях |
308,6 |
248,6 |
250,1 |
256,8 |
3.5. Выполнение международных обязательств в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и иное международное сотрудничество |
3 294,5 |
2 582,5 |
1 933,6 |
157,4 |
4. Подпрограмма "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике" |
1 318,5 |
1 305,6 |
1 310,5 |
1 755,9 |
4.1. Организация и проведение комплексных исследований и работ в Арктике и Антарктике |
1 318,5 |
1 305,6 |
1 310,5 |
1 755,9 |
4.2. Нормативно-правовое обеспечение деятельности в Арктике и Антарктике |
0 |
0 |
0 |
0 |
5. Подпрограмма "Приоритетный проект "Чистая страна" |
2 903,7 |
2 769,7 |
2 783,4 |
1 983,4 |
5.1. Поддержка региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного вреда окружающей среде |
2 395,4 |
2 739,2 |
2 753,6 |
1 953,6 |
5.2. Ликвидация накопленного вреда окружающей среде на особо охраняемых природных территориях федерального значения |
476,8 |
0 |
0 |
0 |
5.3. Научно-методическое и аналитическое сопровождение. мониторинг и оценка реализации проектов по ликвидации накопленного вреда окружающей среде |
31,5 |
30,5 |
29,8 |
29,8 |
6. Федеральная целевая программа "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 - 2020 годы" |
2 718,0 |
3 892,3 |
3 918,8 |
4 528,2 |
Увеличение параметров финансового обеспечения по подпрограмме "Регулирование качества окружающей среды" обусловлено:
по основному мероприятию "Выполнение международных обязательств в области охраны окружающей среды" - увеличением бюджетных ассигнований в связи с повышением членского взноса в Многосторонний фонд Монреальского протокола по веществам, разрушающим озоновый слой в 2018 году на 231,8 млн. рублей за счет перераспределения бюджетных ассигнований, предусматриваемых по подпрограмме "Развитие международного финансово-экономического сотрудничества Российской Федерации" государственной программы "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков";
по основному мероприятию "Государственная поддержка мероприятий, реализуемых субъектами Российской Федерации в области обращения с отходами" - увеличением бюджетных ассигнований в 2018-2019 годах на 1 000,0 млн. рублей ежегодно на реализацию региональных программ в области обращения с отходами в соответствии с пунктом 10 статьи 24.5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".
В первую очередь Комитет отмечает, что указанные средства распределяются впервые. В 2017 году в федеральный бюджет поступило 1 277,119 млн.руб. В соответствии с пунктом 11 статьи 24.5 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" указанные средства должны расходоваться на:
1) софинансирование региональных программ в области обращения с отходами и территориальных схем обращения с отходами;
2) на покрытие расходов на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию отходов от использования товаров;
3) на покрытие дефицита средств, поступающих в счет оплаты населением услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами;
4) на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов.
Законопроектом предлагается распределить 1 000,0 млн.руб. между 10 субъектами Российской Федерации (таблица 4).
Таблица 4
(млн. рублей) | |||
|
Субъект РФ |
Размер субсидии в соответствии с законопроектом, тыс.руб |
% от общего размера субсидии |
1. |
Краснодарский край |
271 895,7 |
27,2 |
2. |
Челябинская область |
182 180,4 |
18,2 |
3. |
Ставропольский край |
169 290,0 |
16,9 |
4. |
Воронежская область |
127 480,5 |
12,7 |
5. |
Ивановская область |
61 109,2 |
6,1 |
6. |
Республика Саха (Якутия) |
56 883,6 |
5,7 |
7. |
Астраханская область |
53 654,8 |
5,4 |
8. |
Республика Мордовия |
41 536,8 |
4,2 |
9. |
Камчатский край |
19 199,3 |
1,9 |
10. |
Республика Калмыкия |
16 769,6 |
1,7 |
Всего |
1 000,0 |
|
В отношении предлагаемого распределения Комитет отмечает следующее. Во-первых, в настоящее время Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование государственных программ (подпрограмм государственных программ) субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами не приняты.
Во-вторых, в пояснительной записке не представлено обоснование распределения указанных субсидий, отсутствует информация о том, на какие конкретно мероприятиях региональных программ выбранных субъектов РФ планируется направить средства субсидии.
С учетом изложенного, предложенное законопроектом распределение средств экологического сбора Комитетом не поддерживается. По мнению Комитета, указанные средства должны направляться на поддержку конкретных региональных проектов в целях создания современной инфраструктуры по обработке и утилизации отходов.
В этой связи Комитет считает возможным рассмотреть вопрос о направлении этих средств на реализацию, например, проектов по ликвидации объектов накопленного экологического вреда, имеющих на данный момент необходимую проектно-сметную документацию и не вошедших в перечень региональных проектов, которым выделяется субсидия федерального бюджета 2018-2020 гг.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Биологическое разнообразие России" обусловлено:
по основному мероприятию "Функционирование и развитие системы особо охраняемых природных территорий федерального значения, сохранение биоразнообразия и регулирование использования объектов животного мира" - увеличением бюджетных ассигнований в 2018 году на 2 032,2 млн. рублей, в 2019 году на 720,7 млн. рублей за счет перераспределения бюджетных ассигнований из государственной программы "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" в связи с уточнением объемов использования средств на реализацию проекта с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) "Реформирование лесоуправления и меры по борьбе с лесными пожарами в России" (компонент Минприроды России) с учетом планов закупок товаров, работ и услуг, актуализированных по результатам проведенных в начале 2017 года реструктуризации и продления срока реализации проекта, и условий Соглашения о займе между Российской Федерацией и МБРР.
Следует отметить, что при рассмотрении параметров исполнения федерального бюджета за 2016 год Комитет, а также Счетная палата Российской Федерации отмечали, что в 2016 году показатель отношения площади особо охраняемых природных территорий, пройденной пожарами, к количеству пожаров превысил плановые значения в 5 раз. Что свидетельствует о серьезном негативном влиянии на экосистему таких территорий, а также неспособности ведомств противостоять природным пожарам.
В настоящее время на федеральном уровне отсутствует стратегия охраны от пожаров лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях. Данная стратегия должна учитывать экологические и экономические аспекты, а также международный опыт в этой сфере. Считаем, что принятие стратегии окажет положительное влияние на достижение целей и задач подпрограммы "Биологическое разнообразие", обеспечит должную противопожарную безопасность на таких территориях, а также будет способствовать рациональному расходованию бюджетных средств.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Гидрометеорология и мониторинг окружающей среды" обусловлено:
по основному мероприятию "Обеспечение функционирования и развития государственной наблюдательной сети, системы получения, сбора и распространения информации в области гидрометеорологии и смежных с ней областях" - увеличением бюджетных ассигнований на финансирование и обеспечение работы труднодоступных станций в 2020 году на 500,7 млн. рублей за счет перераспределения бюджетных ассигнований, доведенных Росгидромету по основному мероприятию "Выполнение международных обязательств в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и иное международное сотрудничество", в связи с завершением реализации проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2";
по основному мероприятию "Выполнение международных обязательств в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и иное международное сотрудничество" изменениями, сложившимися за счет:
увеличения бюджетных ассигнований в 2018 году - на 64,5 млн. рублей, в 2019 году - на 64,6 млн. рублей в связи с увеличением членских взносов в международные организации за счет перераспределения бюджетных ассигнований, предусматриваемых по подпрограмме "Развитие международного финансово-экономического сотрудничества Российской Федерации" государственной программы "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков".
увеличения бюджетных ассигнований в 2018 году на 256,1 млн. рублей, в 2019 году на 817,1 млн. рублей за счет перераспределения бюджетных ассигнований из государственной программы "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", в связи с уточнением объемов использования средств на реализацию проекта с привлечением займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР) "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2" с учетом планов закупок товаров, работ и услуг по проекту и условий Соглашения о займе между Российской Федерацией и МБРР, а также уменьшение бюджетных ассигнований в 2020 году на 1 718,0 млн. рублей в связи с завершением реализации проекта.
Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Организация и обеспечение работ и научных исследований в Арктике и Антарктике" обусловлено увеличением бюджетных ассигнований по основному мероприятию "Организация и проведение комплексных исследований и работ в Арктике и Антарктике" в связи с увеличением бюджетных ассигнований в 2020 году на 420,2 млн. рублей на финансирование и обеспечение деятельности Российской антарктической экспедиции в 2020 году за счет перераспределения бюджетных ассигнований, доведенных Росгидромету по основному мероприятию "Выполнение международных обязательств в сфере гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и иное международное сотрудничество", в связи с завершением реализации проекта "Модернизация и техническое перевооружение учреждений и организаций Росгидромета-2".
Увеличение параметров финансового обеспечения по федеральной целевой программе "Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы" обусловлено:
увеличением бюджетных ассигнований в 2018 году на 830,7 млн. рублей, в 2019 году на 1 050,4 млн. рублей к уровню Закона N 415-ФЗ и в 2020 году на 609,4 млн. рублей к параметрам Законопроекта на 2019 год на реализацию мероприятия по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" (поручение Президента Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N Пр-1602), в том числе за счет перераспределения бюджетных ассигнований в объеме 451,8 млн. рублей в 2018-2020 годах ежегодно с подпрограммы "Приоритетный проект "Чистая страна";
увеличением бюджетных ассигнований на 500,0 млн. рублей ежегодно на реализацию мероприятий по строительству, модернизации и реконструкции комплексов очистных сооружений и систем водоотведения на территориях субъектов Российской Федерации, расположенных на Байкальской природной территории.
В отношении реализации подпрограммы "Приоритетный проект "Чистая страна" Комитет отмечает следующее. Данный проект в составе госпрограммы реализуется с 2017 года. Общая сумма средств федерального бюджета, направленная субъектам Российской Федерации в 2017 году на реализацию 24 проектов ликвидации объектов накопленного экологического вреда в 13 субъектах Российской Федерации составила 2 395,4 млн.руб.
При этом по 10 объектам работы должны быть завершены в 2017 году (7 из них на территории Чеченской Республики), по 11 - в 2018 году, по 3 - в 2019 году. По информации Минприроды России работы по ликвидации накопленного экологического вреда на 10 объектах, планируемых к завершению в 2017 году, работы планируется завершить в установленные сроки.
В 2018 году Законопроектом предлагается направить на субсидирование региональных объектов по ликвидации объектов накопленного экологического вреда 2 739,188 млн.руб. (таблица 4).
Таблица 4
(млн. рублей) | ||||
Субъект Российской Федерации |
Размер субсидии в соответствии с законопроектом |
Уровень софинансирования расходного обязательства субъекта РФ |
Размер субсидии в соответствии с Федеральным законом N 415-ФЗ |
Изменение |
Московская область |
1 072,368 |
54% |
449 861,6 |
+622,5 |
Нижегородская область |
500,0 |
74% |
500,0 |
- |
Волгоградская область |
313,164 |
86% |
483,728 |
-170,564 |
Республика Чувашия |
268,727 |
94% |
113,943 |
+154,784 |
Республика Северная Осетия-Алания |
132,287 |
93% |
- |
+132,287 |
Калининградская область |
173,224 |
77% |
364,724 |
-191,5 |
Чеченская Республика |
151,370 |
95% |
169,730 |
-18,36 |
Смоленская область |
73,408 |
87% |
100,0 |
-26,592 |
Карачаево-Черкесская Республика |
41,895 |
95% |
97,755 |
-55,86 |
Удмуртская Республика |
34,200 |
81% |
52,613 |
-18,413 |
Кабардино-Балкарская Республика |
18,384 |
93% |
21,65 |
-3,27 |
Республика Татарстан |
- |
- |
26,87 |
-26,87 |
Всего |
2 739,188 |
|
2 415,048 |
+324,14 |
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Приоритетный проект "Чистая страна" обусловлено:
увеличением бюджетных ассигнований в 2018 и 2019 годах на 800,0 млн. рублей ежегодно на финансовое обеспечение выполнения работ по рекультивации полигона ТБО "Кучино" в Московской области.
уменьшением бюджетных ассигнований в 2018 году на 461,8 млн. рублей, в 2019 году на 451,7 млн. рублей в связи с завершением реализации природоохранных мероприятий на ряде островов архипелага "Земля Франца Иосифа" с последующим перераспределением данных бюджетных ассигнований на мероприятия по ликвидации негативного воздействия отходов, накопленных в результате деятельности ОАО "Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат" (поручение Президента Российской Федерации от 14 августа 2017 г. N Пр-1602).
Комитет также отмечает, что в рамках названного проекта предполагается строительство и эксплуатация 5 объектов по термическому обезвреживанию ТКО: 4 в Московской области и 1 в Республике Татарстан, при этом финансирование осуществляется за счет внебюджетных источников.
Комитет обращает внимание, что с 2018 года начинается реализация 2 новых приоритетных проекта - "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волга" и "Дикая природа России: сохранить и увидеть".
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации приоритетного проекта "Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги" запланированы в 2018 году в объеме 481,2 млн. рублей, в 2019 году - 453,2 млн. рублей, в 2020 году - 283,7 млн. рублей. Основным направлением реализации приоритетного проекта в предстоящем периоде будет сохранение уникальной экосистемы Волго-Ахтубинской поймы.
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации приоритетного проекта "Дикая природа России: сохранить и увидеть" на 2018-2020 годы не предусмотрены, так как Минприроды России принято решение реализовывать мероприятия проекта за счет внебюджетных источников. Основными направлениями реализации приоритетного проекта "Дикая природа России: сохранить и увидеть" в предстоящем периоде будут: приоритет "Сохранение редких видов животных"; приоритет "Развитие Экотуризма".
Государственная программа "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы
Направления деятельности госпрограммы на период с 2018 по 2020 годы сгруппированы в две подпрограммы: "Обеспечение использования, охраны, зашиты и воспроизводства лесов" и "Стратегическое управление лесным хозяйством". Бюджетные ассигнования на реализацию государственной программы "Развитие лесного хозяйства" на 2013-2020 годы составят в 2018 году 28 955,0 млн. рублей, в 2019 году - 29 320,3 млн. рублей, в 2020 году - 29 164,6 млн. рублей (таблица 5). В Законопроекте бюджетные ассигнования на ее реализацию на плановый период по сравнению с уровнем 2017 года увеличены в среднем на 1,5 млрд. руб. ежегодно.
Таблица 4
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Таблица 4" следует читать "Таблица 5"
(млн. рублей) | ||||
Наименование |
2017 год |
2018 |
2019 |
2020 |
1 |
2 |
4 |
7 |
9 |
Всего |
28 008,5 |
28 955,0 |
29 320,3 |
29 164,6 |
из них: |
|
|
|
|
1. Подпрограмма "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" |
24 795,6 |
25 565,7 |
26 358,3 |
26 128,5 |
1.1. Обеспечение контроля пожарной опасности в лесах и готовности к действиям сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших впоследствии лесных пожаров" |
1 043,7 |
1 062,9 |
1 100,6 |
1 133,1 |
1.2. Государственный лесопатологический мониторинг в лесах, расположенных на землях лесного фонда" |
753,2 |
756,9 |
763,5 |
789,6 |
1.3. Государственный мониторинг воспроизводства лесов, формирование и хранение федерального фонда семян лесных растений |
216,7 |
213,0 |
215,2 |
224,1 |
1.4. Обеспечение исполнения переданных субъектам Российской Федерации полномочий в области лесных отношений |
22 782,0 |
23 532,9 |
24 279,1 |
23 981,7 |
2. Подпрограмма "Стратегическое управление лесным хозяйством" |
3 212,9 |
3 389,3 |
2 962,0 |
3 036,1 |
2.1. Обеспечение стратегического управления лесным хозяйством |
1 535,8 |
1 728,9 |
1 304,5 |
1 349,5 |
2.2. Научно-аналитическое обеспечение в сфере реализации государственной программы, направленное на повышение научно-технического потенциала лесного сектора экономики |
383,0 |
416,9 |
420,0 |
425,7 |
2.3. Обеспечение исполнения государственных функций Рослесхозом, формирование условий для участия граждан в принятии решений в области лесных отношений, развитие международного сотрудничества |
1 294,0 |
1 243,6 |
1 237,5 |
1 260,9 |
Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Обеспечение использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов" обусловлено:
увеличением субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных на реализацию органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в 2018 - 2020 годах на 158,8 млн. рублей, 161,2 млн. рублей и 161,7 млн. рублей соответственно на осуществление данных полномочий на территории Республики Крым;
увеличением субвенций на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, переданных на реализацию органам государственной власти субъектов Российской Федерации в 2018 - 2019 годах на 837,9 млн. рублей и 875,0 млн. рублей соответственно за счет перераспределения бюджетных ассигнований с государственной программы "Охрана окружающей среды на 2012-2020 годы" на выполнение разовых мероприятий, в т.ч. на разработку лесных планов и лесохозяйственных регламентов.
Комитет обращает внимание, что 21 июля 2017 года Государственной Думой принято Постановление "О Федеральном законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" ("лесная амнистия"), в соответствии с которым Правительству Российской Федерации рекомендовано в течении 2-х лет обеспечить установление границ лесничеств, лесопарков, расположенных на землях лесного фонда в непосредственной близости от населенных пунктов с населением более 500 тысяч человек, а также внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений об указанных границах.
В рассматриваемом федеральном бюджете указанные мероприятия не являются приоритетными, соответствующие показатели (индикаторы) не включены в проект госпрограммы. Считаем необходимым привести госпрограмму в соответствие с положениями указанного Постановления Государственной Думы, а также обеспечить его выполнение.
Государственная программа "Воспроизводство и использование природных ресурсов"
(ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах")
Параметры финансового обеспечения ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" в 2018 году составили 10261,1 млн. рублей (по сравнению с предыдущим годом уменьшены на 225,8 млн. рублей).
В рамках названной ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" на софинансирование расходных обязательств 50 субъектов Российской Федерации в 2018 году предусмотрена консолидированная субсидия в объеме 4549,8 млн. рублей (по сравнению с предыдущим годом объем консолидированной субсидии уменьшен на 273,8 млн. рублей).
За счет указанной субсидии планируется осуществить софинансирование региональных (муниципальных) целевых программ в области использования и охраны водных объектов, направленных на:
- осуществление капитального ремонта гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, и бесхозяйных гидротехнических сооружений;
- ликвидацию бесхозяйных гидротехнических сооружений;
- защиту от негативного воздействия вод (объекты капитального строительства государственной собственности в составе укрупненных инвестиционных проектов субъектов Российской Федерации);
- восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов, утративших способность к самоочищению, предотвращение истощения водных объектов, ликвидацию их засорения и загрязнения.
Комитет обращает внимание, что при реализации мероприятий ФЦП "Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах" в 2016 году Счетная палата Российской Федерации отмечала наличие нарушение в части ненадлежащего контроля со стороны Росводресурсов за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий и других обязательств, установленных в соглашениях. Так, субъектами Российской Федерации в 2016 году не использованы выделенные субсидии из федерального бюджета на сумму 125,3 млн. рублей. Кроме этого, субъектами Российской Федерации в 2016 году не обеспечено:
- завершение капитального ремонта 5 гидротехнических сооружений на сумму 29,3 млн. рублей;
- завершение 4 мероприятий на восстановление и экологическую реабилитацию водных объектов;
- завершение строительства 4 гидротехнических сооружений.
Учитывая сложную паводковую ситуацию в Российской Федерации, Комитет обращает особое внимание на необходимость повышения эффективности использования указанных субсидий и выполнения заявленных мероприятий в утвержденные сроки.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по экологии и охране окружающей среды считает возможным поддержать принятие проекта федерального закона N 274618-7 "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в первом чтении при условии его доработки во втором чтении с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
О.В. Тимофеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.