Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по обороне
по проекту федерального закона N 361804-7 "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по вопросу оповещения граждан о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу) внесен депутатами Государственной Думы А.Л. Красовым, Н.В. Панковым, И.М. Тетериным, В.М. Заварзиным, М.Г. Кудрявцевым, А.А. Хохловым, В.А. Шамановым и др. (утв. Решением от 22 марта 2018 г. N 61/2)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 361804-7 "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по вопросу оповещения граждан о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу) (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы А.Л. Красовым, Н.В. Панковым, И.М. Тетериным, В.М. Заварзиным, М.Г. Кудрявцевым, А.А. Хохловым, В.А. Шамановым и др., Комитет Государственной Думы по обороне отмечает:
Законопроект направлен на совершенствование отдельных правовых норм Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе"), посвященных оповещению граждан о явке мероприятия, связанные с призывом на военную службу.
В настоящее время в соответствии с пунктом 2 статьи 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций.
Пунктом 4 той же статьи установлено, что "в случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 3 апреля 2008 года N 3 "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы", во всех случаях рассмотрения уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу, судам следует обращать внимание на то обстоятельство, что призывник должен быть надлежащим образом оповещен о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу - под расписку и только установленными законодательством лицами.
Таким образом ответственность гражданина за уклонение от призыва на военную службу (статья 328 Уголовного кодекса Российской Федерации) поставлена в прямую зависимость от факта получения гражданином повестки военного комиссариата под расписку, чем и пользуются многие недобросовестные граждане.
Законопроектом предлагается сохранить прежний способ вручения гражданам повесток (лично под расписку), но при этом установить еще один способ их вручения - направление по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу (месту жительства или месту пребывания), указанному в документах воинского учета гражданина. В последнем случае, повестки, направленные гражданам по почте, будут считаться полученными под расписку в день доставки (вручения) таких писем этим гражданам.
Предложение авторов законопроекта усовершенствовать подход к оповещению граждан о явке на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, заслуживает безусловной поддержки, тем более, что аналогичный способ оповещения уже давно используется в современном законодательстве Российской Федерации, регламентирующим сходные по содержанию правоотношения (например, статьи 52 и 69 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, глава 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 122, 177 и 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статья 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и др.). Следует отметить, что другие предложенные законопроектом изменения производны от указанного предложения, взаимосвязаны с ним и не являются концептуальными.
В то же время, по мнению Комитета, дополнительного изучения требует предложение субъектов права законодательной инициативы, внесших законопроект, об исключении из Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" положения, возлагающего на соответствующие органы внутренних дел на основании письменного обращения военного комиссариата, обеспечение прибытия граждан на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, в случае невозможности вручения им повесток.
Кроме того, не отрицая в целом концепцию законопроекта, к нему поступил ряд замечаний правового характера от заинтересованных органов государственной власти, принимающих участие в законопроектной деятельности, и Правового управления Аппарата Государственной Думы, которые могут быть устранены в рамках подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении (в случае принятия его в первом чтении).
Правительство Российской Федерации также поддерживает законопроект с учетом замечаний.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по обороне рекомендует Государственной Думе принять указанный законопроект в первом чтении.
Первый заместитель |
А.Л. Красов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.