Нормативно-правовая основа регулирования отношений, возникающих при подготовке и проведении крупных спортивных мероприятий
Карелин А.А.,
аспирант 1-го года обучения кафедры
предпринимательского права юридического
факультета МГУ имени М.В. Ломоносова
Подготовка и проведение Олимпийских игр Сочи-2014, подготовка чемпионата мира по водным видам спорта 2015 г., чемпионата мира по хоккею 2016 г. и по футболу 2018 г. обусловили актуальность совершенствования в целом законодательства в сфере физической культуры и спорта. Вместе с тем в настоящее время все отчетливей наблюдается тенденция по формированию самостоятельного массива нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающих при подготовке и проведении крупных спортивных мероприятий. Заметим, что связанные с данной сферой вопросы договорных отношений в области рекламы, спонсорства, защиты интеллектуальных прав все чаще становятся предметом неоднозначной правоприменительной практики.
Нормативные правовые акты в сфере физической культуры и спорта в целом и при проведении крупных спортивных мероприятий в частности формировались не только с учетом особенностей правового регулирования соответствующих отношений, "но и на основе принимаемых в стране стратегических решений, определяющих долговременную перспективу ее развития, и в соответствии с тем, какой орган государственного управления на том или ином этапе исторического развития наделялся нормотворческой компетенцией в данной области"*(1).
По справедливому замечанию А.В. Целуйко, "крупные спортивные мероприятия - это новый импульс к развитию массового спорта, это создание материально-технических условий для занятий физической культурой и спортом подрастающего поколения, а также подготовки спортивных сборных команд страны"*(2).
Вместе с тем формирование нормативной правовой системы регулирования отношений в сфере подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий не может не учитывать общих особенностей регулирования отношений в области физической культуры и спорта. Отметим, что спортивная деятельность опосредуется отношениями как частноправового (например, имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения с участием субъектов спортивной деятельности, основанные на их равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности), так и публично-правового характера (в частности, отношения по публичной организации спортивной деятельности). Многообразный характер данных отношений накладывает отпечаток на особенностях применения достаточно широкого круга источников правового регулирования спортивной деятельности.
Отличаются многообразием и отношения, возникающие при подготовке и проведении крупных спортивных мероприятий. Прежде всего, речь идет об отношениях в сфере строительства объектов для проведения крупных спортивных мероприятий, в сфере спонсорства, об отношениях, связанных с трансляцией крупных спортивных мероприятий, с рекламной деятельностью, с защитой соответствующей символики и реализацией товаров, содержащих эту символику, и т.д.
Источники правового регулирования данных отношений в РФ могут быть условно разделены на два вида: внутригосударственные (национальные) и международные.
Внутригосударственные (национальные) источники, на наш взгляд, можно разделить на:
1. Общие, содержащие общие положения, касающиеся подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий, такие как Конституция РФ, ГК РФ и другие нормативные правовые акты;
2. Специальные, принятые исключительно по вопросам проведения конкретных спортивных мероприятий, к примеру, Олимпийских игр, а также в связи с осуществлением отдельных видов деятельности специально созданными для реализации этих проектов организациями.
Группу международных источников формируют:
- международный договор;
- международно-правовой обычай;
- акты международных спортивных организаций.
Все эти источники имеют различную правовую природу. Российское внутреннее законодательство, регулирующее отношения в сфере подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий, представлено Конституцией РФ, ГК РФ, рядом федеральных законов и подзаконных нормативно-правовых актов.
Так, ГК РФ, помимо общих норм (о сроках, сделках, лицах, о договорах, обязательствах и т.д.), подлежащих применению к частноправовым отношениям с участием субъектов в сфере подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий, содержит ряд специальных норм (п. 1 ст.ст. 2, 7, 140-141, п. 3 ст. 162 и т.д.) и специальный раздел 6 "Международное частное право", состоящий в основном из коллизионных норм, регулирующих вопросы выбора применимого права.
В отсутствие специального нормативного правового акта, регулирующего отношения в указанной сфере, основополагающим источником регулирования отношений в сфере подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"*(3) (далее - ФЗ о физической культуре и спорте), иные федеральные законы, так или иначе затрагивающие соответствующие вопросы, в частности, Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе"*(4) в части, касающейся использования рекламы во время трансляции крупных спортивных состязаний, например, Олимпийских игр.
Подобного рода положения есть в указах Президента, постановлениях Правительства РФ и иных подзаконных нормативных актах, в частности, в Постановлении Совета Федерации ФС РФ от 20 ноября 2013 г. N 438-СФ "О мерах по обеспечению общественной безопасности и правопорядка в РФ"*(5), в Распоряжении Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 313-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"*(6), в Распоряжении Правительства РФ от 6 октября 2011 г. N 1757-р "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа до 2020 г."*(7) и т.д. Вместе с тем общие принципы, цели и задачи правового регулирования отношений в данной области, безусловно, устанавливает ФЗ о физической культуре и спорте.
Наряду с общими целями и задачами, нашедшими закрепление в положениях ФЗ о физической культуре и спорте, отдельные подзаконные нормативные акты детализируют данные задачи применительно к порядку подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий. К примеру, в Распоряжении Правительства РФ от 6 октября 2011 г. N 1757-р указывается, что "задачами в области развития физической культуры и спорта является в том числе содействие в проведении крупных спортивных мероприятий и соревнований, в том числе международных"*(8).
Стоит отметить, что действующее законодательство о физической культуре и спорте не содержит легального определения крупного спортивного мероприятия, ограничиваясь лишь перечислением тех видов мероприятий, которые могут быть отнесены к обозначенной категории. В частности, в Распоряжении Правительства РФ от 6 марта 2013 г. N 313-р к числу крупных спортивных мероприятий отнесены: XXII Олимпийские зимние игры, XI Паралимпийские зимние игры, Эстафета Олимпийского огня, чемпионат мира по легкой атлетике 2013 г., чемпионат мира по водным видам спорта 2015 г., чемпионат мира по хоккею 2016 г. и по футболу 2018 г. Тот же перечень крупных спортивных мероприятий перечислен в Распоряжении Правительства РФ от 20 марта 2013 г. N 402-р "Об утверждении государственной программы РФ "Развитие физической культуры и спорта".
Как было замечено, сферу специального регулирования образуют, прежде всего, нормативные правовые акты, принятые по вопросам регулирования отношений, связанных с подготовкой и проведением конкретных спортивных мероприятий, а также с осуществлением отдельных видов деятельности специально созданными для реализации этих проектов организациями. К примеру, в специфическом режиме правового регулирования находились некоторые аспекты деятельности Государственной корпорации "Олимпстрой".
Заслуживает отдельного внимания тот факт, что отечественное законодательство закрепляет достаточно широкий круг полномочий субъектов РФ и органов местного самоуправления в указанной сфере, в том числе по принятию нормативно-правовых актов, регулирующих соответствующие отношения (ст. 4 ФЗ о физической культуре и спорте). Данные акты также могут определять специфику правового регулирования соответствующих отношений, позволяющую отнести их к специальным актам. В частности, в отдельных субъектах приняты специальные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий. В частности, речь идет о таких актах, как Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. N 432-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Спорт Москвы" на 2012-2016 гг."*(9), Постановление Правительства Москвы от 22 февраля 2012 г. N 64-ПП "О внесении изменений в государственную программу г. Москвы и об утверждении государственной программы "Открытое Правительство" на 2012-2016 гг."*(10), Распоряжение Правительства РФ от 27 марта 2013 г. N 461-р "Об утверждении государственной программы РФ "Социально-экономическое развитие Калининградской области до 2020 г." и т.д.
Широкое распространение и использование в сфере спорта находят акты национальных спортивных организаций, которые также могут быть отнесены к системе специального законодательства. Такие акты регулируют отношения на уровне спортивных организаций и принимаются их учредителями либо самими организациями (например, уставы, положения и регламенты и т.д.). Учредительные документы должны непосредственно регламентировать деятельность спортивных организаций. Речь идет об уставе Национального Олимпийского комитета РФ (далее - НОК РФ), положениях профессиональных лиг, союзов, клубов, принимающих участие в проведении крупных спортивных мероприятий.
Заметим, что организационные, имущественные и иные аспекты проведения крупных спортивных мероприятий на территории РФ закрепляются также в положениях о соревнованиях, которые разрабатываются федерациями и утверждаются президентами федераций, Олимпийским комитетом России и Министерством спорта. Кроме того, Министерство спорта утверждает Порядок финансирования Единого календарного плана всероссийских и международных спортивных мероприятий, в котором предусмотрен раздел "Официальные международные соревнования" (чемпионаты и первенства мира, чемпионаты и первенства Европы, Кубки мира и Европы, проводимые в РФ)*(11).
Важнейшим источником регулирования отношений в сфере физической культуры и спорта в целом и в области подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий, в частности, являются международные договоры, удельный вес которых в общем спектре всех источников права постепенно возрастает. Это обусловлено, прежде всего, закономерностями современного развития международного спортивного движения, в том числе совершенствованием системы управления им.
Основу регулирования международных отношений, возникающих в связи с осуществлением спортивной деятельности, составляют нормы общего международного права и международные договоры общего характера. Так, в одном из основных актов, содержащем нормы общего международного права, а именно: в Уставе ООН - провозглашается вера народов в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и утверждается их решимость содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни*(12). Вместе с тем одних норм общего международного права недостаточно для регулирования отношений государств и других субъектов, возникающих в процессе спортивной деятельности. Этим целям служат специальные нормы, содержащиеся в договорах, посвященных непосредственно спортивной деятельности, подготовке и проведению крупных спортивных мероприятий, а также в конвенциях. К примеру, к ним можно отнести: Концепция участия Российской Федерации в объединении БРИКС*(13), План действий по реализации Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве между Правительством РФ и Правительством Федеративной Республики Бразилии в области управления и наследия Олимпийских и Паралимпийских игр и чемпионатов мира по футболу ФИФА*(14) и т.д. В частности, стороны договорились о том, что будут обмениваться опытом в организации, подготовке и проведении крупных спортивных мероприятий.
Соответствующее соглашение о сотрудничестве в области физической культуры и спорта подписано и на уровне государств-участниц Содружества независимых государств (Ялта, 25 мая 2007 г.)*(15). Согласно положениям ст. 8 данного Соглашения "стороны на основе взаимности участвуют в развитии и укреплении материально-спортивной базы в целях ее совместного использования для проведения массовых физкультурно-оздоровительных мероприятий, для подготовки к Олимпийским играм и других крупных спортивных соревнований".
Международные обычаи занимают особое место в иерархии источников правового регулирования отношений, возникающих в связи с подготовкой и проведением крупных спортивных мероприятий, поскольку в ряде случаев они незаменимы при регулировании складывающихся в этой сфере отношений. Особенно велико их значение в международной торговле физкультурно-оздоровительной и спортивной продукцией. Речь идет о сборниках унифицированных правил и обычаев, применяемых при наличии на них ссылки в контракте. Примером тому могут служить Международные правила толкования торговых терминов 1990 г. (Правила ИНКОТЕРМС)*(16), Принципы международных коммерческих договоров 1994 г. (Принципы УНИДРУА)*(17).
Однако большинство источников, регулирующих отношения в сфере подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий, являются нормативными актами международных спортивных организаций. Основные принципы олимпийского движения, деятельности Международного олимпийского комитета (далее - МОК), международных федераций по видам спорта сконцентрированы в Олимпийской хартии МОК. Характерный пример источников рассматриваемой группы - нормативные документы международных спортивных федераций, гарантирующие порядок организации и проведения международных спортивных соревнований. К примеру, Правила соревнований Международной ассоциации легкоатлетических федераций на 2006-2007 гг.*(18), Дисциплинарный кодекс Международной федерации футбола, принятый в соответствии с п. 4 ст. 54 Устава ФИФА*(19) и т.д.
Особым документом, регламентирующим проведение крупных международных спортивных мероприятий, является Кодекс спортивной чести - "Фэйр плэй". Это свод правил, которых должны придерживаться спортсмены, тренеры, врачи, судьи и другие лица, участвующие в системе соревнований. К числу основных правил честной игры относят: не стремиться к победе любой ценой; главное - не победа над соперником, а совершенствование своей личности, преодоление собственной слабости*(20).
Несмотря на достаточно разработанную систему источников правового регулирования рассматриваемых отношений, сложившаяся в последние несколько лет практика развития законодательства в сфере подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий формировалась в основном на основе так называемого "олимпийского законодательства". Однако практика подготовки и проведения Олимпийских игр выявила многочисленные проблемы как в сфере законодательного регулирования, так в сфере и практики правоприменения соответствующих отношений. Так, действующее законодательство не содержит долгосрочных перспектив использования олимпийских объектов, из чего можно сделать вывод, что оно будет осуществляться на общих основаниях, предусмотренных нормами гражданского законодательства. Между тем, как представляется, данная сфера - это предмет регулирования норм различной отраслевой принадлежности, что позволяет говорить о комплексном правовом регулировании соответствующих отношений.
Необходимо восполнить "пробельность" правового регулирования отношений в сфере подготовки и проведения крупных спортивных мероприятий не только с точки зрения соревновательной деятельности, но и необходимости создания правовых, организационных, инвестиционных и иных основ, обеспечивающих этот процесс (использование результатов интеллектуальной деятельности, инвестиционная деятельность в сфере строительства спортивных объектов, рекламная деятельность, реализация спортивной символики и т.д.).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Сапов Д.А. Гражданско-правовые договоры при организации и проведении Олимпийских Игр: Автореф. дис. на соискание ... к.ю.н. М., 2014. - С. 13.
*(2) Целуйко А.В. К вопросу о подготовке квалифицированных сотрудников транспортной полиции к действиям в условиях проведения массовых спортивных мероприятий / Транспортное право. 2013. N 2.
*(3) СЗ РФ. 2007. N 50. Ст. 6242.
*(4) СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.
*(5) СЗ РФ. 1013. N 47. Ст. 6004.
*(6) СЗ РФ. 2013. N 11. Ст. 1145.
*(7) Документ опубликован не был.
*(8) Документ опубликован не был.
*(9) Документ опубликован не был.
*(10) Документ опубликован не был.
*(11) См., к прим.: Приказ Росспорта от 11 января 2006 г. N 04 "Об утверждении Единого календарного плана всероссийских и международных спортивных мероприятий на 2006 г. и Порядка финансирования спортивных мероприятий на 2006 г.".
*(12) Действующее международное право. Т. 1. М., 1996. - С. 7-33.
*(13) Документ опубликован не был.
*(14) Документ опубликован не был.
*(15) Бюллетень международных договоров. 2008. N 11.
*(16) Материалы Международной торговой палаты. М., 1992.
*(17) Закон. 1995. N 12. - С. 82-92.
*(18) См.: Правила соревнований Международной ассоциации легкоатлетических федераций на 2006-2007 гг. / Пер. с англ. М., 2006.
*(19) См.: Дисциплинарный кодекс ФИФА. Международная федерация футбола / Пер. с англ. М., 2005.
*(20) См.: Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов / Суслов В.Ф., Тыщлер Д.А. М., 2001. - С. 450.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Карелин А.А. Нормативно-правовая основа регулирования отношений, возникающих при подготовке и проведении крупных спортивных мероприятий.
Karelin A.A. The legal framework regulating the relations arising during preparation and holding of major sports events.
В статье анализируется система и структура источников правового регулирования отношений, возникающих при подготовке и проведении крупных спортивных мероприятий, определяется место данных источников в общей системе источников правового регулирования спортивной деятельности. Автором обосновывается вывод о комплексном характере правового регулирования отношений, возникающих при подготовке и проведении крупных спортивных мероприятий. Кроме того, автором отмечаются особенности данной системы законодательного регулирования.
The article provides an analysis of the system and structure of sources of legal regulation of relations arising during preparation and holding of major sports events, determines the place of these sources in common system of sources of legal regulation in sports activity. The author substantiates conclusion about comprehensive nature of legal regulation of relations arising during preparation and holding of major sports events. Moreover, the author notes features of this legislative regulation system.
Ключевые слова: крупное спортивное мероприятие, спортивная деятельность, источник правового регулирования спортивной деятельности, внутригосударственные (национальные) источники, международные источники, акты национальных спортивных организаций, международные договоры, международные обычаи, нормативные акты международных спортивных организаций, Кодекс спортивной чести.
Keywords. major sports event, sports activity, source of legal regulation of sports activity, domestic (national) sources, international sources, acts of national sports organizations, international treaties, international customs, normative acts of international sports organizations, Code of sports ethics.
Сборник научно-практических статей III-ей Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом" (25 апреля 2016 года, г. Москва) (под общ. ред. С.Д. Могилевского, М.А. Егоровой) // Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Юридический факультет им. М.М. Сперанского. - М.: "Юстицинформ", 2016.
В настоящем сборнике представлены научные статьи по актуальным вопросам предпринимательского и корпоративного права, подготовленные по материалам выступлений участников III-ей Международной научно-практической конференции "Актуальные проблемы предпринимательского и корпоративного права в России и за рубежом", проведенной при поддержке Московского регионального отделения Ассоциации юристов России в РАНХиГС при Президенте РФ 25 апреля 2016 года в г. Москве. В конференции приняли участие руководители и представители органов законодательной, исполнительной и судебной власти РФ и субъектов РФ, органов местного самоуправления, профессорско-преподавательский состав юридических вузов (факультетов), сотрудники научно-исследовательских учреждений, практические работники, представители бизнес-сообщества.
Для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, государственных служащих профильных министерств и ведомств, научных и практических работников, интересующихся проблемами предпринимательского и корпоративного права.