К вопросу об уголовной ответственности несовершеннолетних военнослужащих
Я.Н. Ермолович,
кандидат юридических наук,
докторант кафедры уголовного
права Военного университета
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 1, январь 2016 г., с. 88-98.
Основанием для дифференциации уголовной ответственности несовершеннолетних является признание их неспособности в полной мере понимать характер и значение своих действий, предвидеть последствия своих действий ввиду отсутствия или малого социального опыта, пороков воспитания и образования, особенностей психического и физического развития и т.д. Несовершеннолетние, совершающие преступления, как правило, характеризуются личностными деформациями, в том числе деформациями нравственных и правовых ценностных ориентаций, отрицанием или полным игнорированием собственной ответственности за противоправное поведение, эмоциональной неуравновешенностью и т.д.*(1) Устанавливая особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, законодатель исходит в первую очередь из современных научных представлений о психофизиологических особенностях лиц, не достигших совершеннолетия, отмечает Ю.Е. Пудовочкин. Физическая перестройка организма в переходный период, эмоциональная неустойчивость, неуравновешенность процессов возбуждения и торможения и целый ряд других факторов, непосредственно влияющих на социальное поведение подростка, не позволяют в оценке этого поведения использовать равные со взрослыми стандарты. В поступках подростка в большей степени, чем у взрослого, обозначены психофизиологические детерминанты (склонность к подражанию, неразвитость волевых процессов и др.), тогда как детерминанты социальные либо не включены вообще, либо их влияние еще крайне слабо. Однако для того, чтобы направлять свое поведение в социально одобряемое русло, необходимо не только иметь соответствующий уровень зрелости сознания и воли, но и, что важнее, быть осведомленным о содержании хотя бы минимума социальных норм. Незавершенность же процессов воспитания в несовершеннолетнем возрасте приводит к тому, что уровень и качество усвоения социальных норм все еще недостаточны. В итоге сама структура поведения несовершеннолетних, отличающаяся, с одной стороны, недостаточным усвоением социальных норм, а с другой - неспособностью привести поведение в соответствие с этими нормами, свидетельствует о недопустимости использования в отношении несовершеннолетних тех же мер воздействия, что и в отношении взрослых*(2). Указанные положения признаются в теории и практике необходимыми и достаточными основаниями для смягчения уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.
В соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (подп. "а" п. 1 ст. 22). Первый контракт о прохождении военной службы вправе заключать: граждане в возрасте от 18 до 40 лет; иностранные граждане в возрасте от 18 до 30 лет (п. 2 ст. 34). Однако в соответствии со ст. 35 названного Федерального закона в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования имеют право поступать граждане, не проходившие военную службу, в возрасте от 16 до 22 лет. Указанные граждане при зачислении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных организациях. Согласно п. 7 ст. 11 Положения о порядке прохождения военной службы*(3) гражданин, зачисленный в военно-учебное заведение, назначается на воинскую должность курсанта, слушателя или иную воинскую должность, предусмотренную для военнослужащих, обучающихся в указанном учебном заведении, в соответствии с присвоенным ему воинским званием. Таким образом, военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, могут являться учащиеся военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования в возрасте от 16 до 18 лет. Об этом прямо и недвусмысленно указано в ст. 35 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"*(4).
В соответствии со ст. 331 УК РФ преступления против военной службы могут совершать военнослужащие, проходящие военную службу по призыву либо по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов. Каких-либо указаний относительно учащихся военных учебных заведений, курсантов, слушателей в ст. 331 УК РФ не содержится. Таким образом, военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, - учащиеся военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования в возрасте от 16 до 18 лет являются как субъектами преступлений в общем смысле в соответствии со ст.ст. 19, 20 УК РФ, так и субъектами преступлений против военной службы в соответствии со ст. 331 УК РФ.
Казалось бы, положения закона ясны и исключают возможность иного толкования, однако судебная практика военных судов по-иному подходит к решению этого вопроса. Так, являясь курсантом Московского военного института, А.А. Толстиков самовольно оставил место службы и временно уклонился от выполнения служебных обязанностей. Находясь вне части, он проводил время по своему усмотрению и спустя месяц добровольно явился в Московскую городскую военную прокуратуру. Исследовав собранные по делу доказательства, гарнизонный военный суд пришел к выводу, что Толстиков не должен нести уголовную ответственность за самовольное оставление места службы, поскольку на момент совершения преступления не достиг возраста 18 лет, с которого граждане призываются на военную службу, и оправдал его за отсутствием в содеянном им состава преступления*(5).
Постановлением президиума Московского окружного военного суда и определением Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации приговор оставлен без изменения, а протесты Московского городского военного прокурора и заместителя Генерального прокурора Российской Федерации - Главного военного прокурора соответственно об отмене приговора и направлении дела на новое судебное рассмотрение - без удовлетворения.
В протесте Главного военного прокурора был поставлен вопрос об отмене оправдательного приговора и последующих судебных постановлений в отношении А.А. Толстикова с передачей дела на новое судебное рассмотрение в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и неправильным толкованием уголовного закона. В обоснование были приведены следующие доводы.
Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" несовершеннолетним гражданам в возрасте от 16 лет предоставляется возможность проходить службу в качестве курсантов военно-учебных заведений. Началом военной службы для таких граждан считается день зачисления их в указанные учебные заведения, и с этого времени, в соответствии со ст. 35 названного Закона, они приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву. В действующем законодательстве, в том числе и в гл. 14 УК РФ, регламентирующей особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, не содержится каких-либо ограничений ответственности несовершеннолетних курсантов военно-учебных заведений. Таким образом, действующее законодательство устанавливает, что несовершеннолетние курсанты несут уголовную ответственность за преступления против военной службы на общих основаниях.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении по указанному делу отметил, что мотивировка суда, приведенная в приговоре, при принятии решения об оправдании Толстикова, является ошибочной, поскольку Толстиков приобрел статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву не путем призыва, а в связи с добровольным поступлением в военное образовательное учреждение. Тот факт, что после отчисления несовершеннолетние курсанты увольняются с военной службы и направляются в военный комиссариат для постановки на учет, подтверждает, что они в период обучения являлись военнослужащими. В Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что военную службу граждане проходят по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Решение о призыве на военную службу может быть принято военным комиссариатом только после достижения гражданином возраста 18 лет, а первый контракт о прохождении военной службы гражданин вправе заключить в возрасте от 18 до 40 лет. По уголовному делу А.А. Толстикова установлено, что он добровольно поступил на учебу в Московский военный институт и был туда зачислен курсантом в несовершеннолетнем возрасте - в 16 лет и 9 месяцев. Самовольно место учебы он оставил через год также в несовершеннолетнем возрасте. Утверждение в протесте о том, что Толстиков, несмотря на несовершеннолетний возраст, поступив в военно-учебное заведение, приобрел статус военнослужащего и должен нести уголовную ответственность за преступления против военной службы на общих основаниях, не основано на законе. Согласно ст. 331 УК РФ к уголовной ответственности за преступления против установленного порядка прохождения военной службы привлекаются военнослужащие, которые проходят военную службу по призыву либо по контракту. Толстиков же, как видно из приведенных выше данных, на военную службу не призывался и по своему возрасту не относился к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву. По этой причине с ним не мог быть заключен и контракт о прохождении военной службы. То обстоятельство, что он после зачисления в институт приобрел статус военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не свидетельствует о том, что на него могла быть возложена уголовная ответственность за допущенные им нарушения порядка несения военной службы, предусмотренная ст. 28 Федерального закона "О статусе военнослужащих" для лиц, которые проходят военную службу в совершеннолетнем возрасте по призыву или заключенному контракту. Поскольку Толстиков не является субъектом вмененного ему в вину преступления, гарнизонный военный суд обоснованно оправдал его в предъявленном обвинении. Таким образом, Президиум Верховного Суда Российской Федерации оставил без удовлетворения протест заместителя Генерального прокурора Российской Федерации.
Судебные решения по делу Толстикова имеют значение не только по данному конкретному уголовному делу либо по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 337 УК РФ, но и в целом в отношении данной категории лиц по иным воинским преступлениям, отмечает О.К. Зателепин. В соответствии с действующим военным законодательством курсанты военных образовательных организаций могут привлекаться к несению всех видов специальной военной службы, а именно: к несению караульной службы, внутренней службы, к несению службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, к патрулированию в гарнизоне. Кроме того, при несении данных видов военной службы за ними могут закрепляться оружие и военная техника, которые при наличии соответствующих условий могут ими применяться. Состоявшиеся судебные решения, по существу, не позволяют применить к указанным лицам в случае нарушения ими правил несения той или иной специальной военной службы соответствующие нормы гл. 33 УК РФ. В связи с этим возникает парадоксальная ситуация, когда за нарушения специальных правил несения военной службы курсантов можно привлекать только к дисциплинарной ответственности. Это относится не только к несению службы в тех или иных нарядах, но и к порядку прохождения военной службы в целом, например к порядку уставных взаимоотношений между военнослужащими и т.д.*(6)
В настоящее время ситуация в рассматриваемой области несколько изменилась. Так, в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы"*(7) указывается, что к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, следует относить курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы. При этом на положении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, находятся военнослужащие (бывшие курсанты), отчисленные по различным основаниям из военных образовательных учреждений профессионального образования и направленные для прохождения военной службы по призыву, если они к моменту отчисления достигли возраста 18 лет, а также военнослужащие, которые заключили контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву, однако, как не выполнившие условия контракта или не выдержавшие испытания, были вновь направлены для прохождения военной службы по призыву.
По поводу признания несовершеннолетних военнослужащих субъектами воинских преступлений следует отметить, что в Уголовном кодексе Польской Народной Республики 1969 г.*(8) этот вопрос решался довольно просто. В Воинской части Уголовного кодекса содержалась норма о том, что положения, касающиеся преступников молодежного возраста, применяются к военнослужащим, которым в момент совершения преступления не исполнилось 18 лет, а в момент постановления приговора - 21 года (§ 2 ст. 292). В действующем в настоящее время Уголовном кодексе Республики Польша 1997 г.*(9) такие же положения о лицах молодежного возраста содержатся в Общей части. В Воинской части законодатель просто ограничился указанием о том, что военнослужащим, совершившим менее тяжкие преступления в возрасте от 17 до 18 лет, наказание может быть заменено дисциплинарным взысканием.
Дополнение УК РФ путем внесения изменений в ч. 2 ст. 331 могло бы разрешить рассматриваемую проблему. Например, можно изложить ч. 2 ст. 331 названного Кодекса в следующей редакции: "К военнослужащим применяются положения об особенностях уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних, предусмотренные главой 14 настоящего Кодекса, за исключением положений о принудительных мерах воспитательного воздействия и положений о помещении в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа".
В любом случае, независимо от приведенных решений, следует учитывать, что в УК РФ установлен ряд положений, касающихся уголовной ответственности несовершеннолетних. В соответствии со ст. 87 данного Кодекса несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14, но не исполнилось 18 лет. Кроме того, положения об уголовной ответственности несовершеннолетних могут применяться судом к лицам, совершившим преступления в возрасте от 18 до 20 лет, в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности (ст. 96 УК РФ).
Особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних посвящены разд. V и гл. 14 УК РФ. Несовершеннолетие виновного признается в данном Кодексе обстоятельством, дифференцирующим уголовную ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних заключаются в следующем: 1) несовершеннолетие признается обстоятельством, смягчающим наказание (п. "б" ч. 1 ст. 61 УК РФ); 2) при назначении наказания несовершеннолетнему, кроме общих обстоятельств, также учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц (ст. 89); 3) наличие особого основания освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления небольшой или средней тяжести, если будет признано, что их исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 90); 4) наличие особых оснований освобождения от наказания несовершеннолетних, осужденных за совершение преступлений небольшой или средней тяжести, с применением принудительных мер воспитательного воздействия (ч. 1 ст. 92); 5) наличие особых оснований освобождения от наказания несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, а также тяжкого преступления, с помещением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (ч. 2 ст. 92); 6) наличие особых правил условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, применяемых к лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, осужденным к лишению свободы (ст. 93); 7) наличие особых правил исчисления сроков давности совершения преступления и исполнения обвинительного приговора суда (ст. 94); 8) наличие особых правил исчисления сроков погашения судимости (ст. 95). Все перечисленные положения в полном объеме применяются к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, - учащимся военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования в возрасте от 16 до 18 лет (20 лет).
Ряд норм, определяющих особенности уголовной ответственности несовершеннолетних, содержится в других главах Общей части УК РФ. Так, в соответствии с п. "б" ч. 4 ст. 18 УК РФ при признании рецидива преступлений не учитываются судимости за преступления, совершенные лицом в возрасте до 18 лет. Положения о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, а также об освобождении от уголовной ответственности несовершеннолетнего, который отстает в психическом развитии, если это не связанно с психическим расстройством, содержатся в ст. 20 УК РФ. В полном объеме к несовершеннолетним применяются следующие положения названного Кодекса: об условном осуждении (ст. 73); об освобождении от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности (ст.ст. 75-76.1); об освобождении от наказания: замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания, освобождение от наказания в связи с изменением обстановки, освобождение от наказания в связи с болезнью, отсрочка отбывания наказания, отсрочка отбывания наказания больным наркоманией (ст.ст. 80, 80.1, 81, 82, 82.1).
Следует отметить, что к несовершеннолетним применяются только те наказания, которые перечислены в ст. 88 УК РФ. Указанную норму следует признать специальной по отношению к ст. 331 и ст. 44 данного Кодекса, следовательно, при конкуренции этих норм следует применять положения ст. 88 УК РФ, однако при этом необходимо учитывать особенности правового положения военнослужащих. Так, к несовершеннолетним военнослужащим не могут применяться воинские наказания (ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, арест на гауптвахте), а также обязательные работы в силу ч. 4 ст. 49 УК РФ, исправительные работы в силу ч. 5 ст. 50 УК РФ, ограничение свободы в силу ч. 6 ст. 53 УК РФ, принудительные работы в силу ч. 7 ст. 53.1 УК РФ. Лишение воинского звания и государственных наград не может применяться к несовершеннолетним военнослужащим, поскольку оно не указано в ст. 88 названного Кодекса. Вместо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью к несовершеннолетним военнослужащим может применяться лишение права заниматься определенной деятельностью. Таким образом, из всех возможных наказаний к несовершеннолетним военнослужащим фактически может применяться лишь штраф и лишение свободы на определенный срок.
УК РФ не содержит исключений для применения к несовершеннолетним военнослужащим принудительных мер воспитательного воздействия, а также помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ (в редакции от 2 июля 2013 г.). Однако, насколько нам известно, подобных прецедентов в практике военных судов еще не было.
Обращаясь к истории рассматриваемого вопроса, отметим следующее. В Артикуле воинском содержалось лишь упоминание о том, что за воровство освобождается от наказания младенец, которого родители могли наказать "лозами", дабы отучить его от воровства (арт. 154 гл. XIX). В Военно-уголовном уставе 1839 г. содержался раздел "Об обстоятельствах, уменьшающих вину и наказание". В первую очередь к этим обстоятельствам относилось малолетство преступника (ст.ст. 103-108). Малолетними признавались лица в возрасте до 17 лет. В случае совершения преступления малолетним его "вина уменьшалась", а наказание смягчалось. При этом уголовная ответственность "малолетним, состоящим в военном ведомстве", дифференцировалась в зависимости от возраста. Так, лица, не достигшие 10-летнего возраста, освобождались от ответственности и передавались "на исправление" родителям, родственникам или опекунам*(10). Лица в возрасте от 10 до 14 лет могли быть привлечены к уголовной ответственности только за тяжкие преступления, за которые была предусмотрена смертная казнь, при этом в суде должен был быть решен вопрос о том, что преступление было совершено "с разумением". В этом случае к виновному не подлежали применению смертная казнь, наказания, ее заменяющие, ссылка на каторжную работу, телесные наказания (шпицрутены, наказание кнутом и плетьми). Лица, совершившие указанные преступления в возрасте от 14 до 17 лет при таких же обстоятельствах ("с разумением"), освобождались только от телесных наказаний, а ссылка на каторжные работы могла быть ограничена определенным, устанавливаемым судом сроком. Кроме того, наказания дифференцировались и в зависимости от социального происхождения малолетнего. Так, в случае совершения "менее важных" преступлений, за которые было предусмотрено телесное наказание, малолетние в возрасте от 10 до 17 лет, не имеющие дворянского происхождения или особых прав состояния, приговаривались к наказанию розгами. При этом число ударов лицам в возрасте от 15 до 17 лет должно быть большим, чем лицам до 15 лет, но с учетом "степени их преступления, возраста и крепости телосложения". Эти же положения были предусмотрены в Своде законов уголовных 1832 г. (ст.ст. 125, 126)*(11) и Своде морских уголовных постановлений 1851 г.
В Воинском уставе о наказаниях 1867 г. особенностям уголовной ответственности несовершеннолетних было посвящено три статьи (ст.ст. 80-82). Несовершеннолетние делились на две группы: в возрасте от 10 до 17 лет и в возрасте от 17 до 21 года. Несовершеннолетние в возрасте от 17 до 21 года за преступления и проступки, соединенные с нарушением обязанностей службы, подлежали наказаниям, предусмотренным названным Уставом, однако наказание уменьшалось на одну или две степени по усмотрению суда. За преступления и проступки, не сопряженные с нарушением обязанностей службы, к несовершеннолетним применялись правила, предусмотренные для несовершеннолетних в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных. Кроме того, все несовершеннолетние в возрасте до 21 года за совершение преступлений, наказываемых смертной казнью, подлежали наказанию заточением в крепость, но срок заточения ограничивался одной третью предусмотренного.
Лица в возрасте от 10 до 17 лет в случае совершения преступлений "с разумением" привлекались к ответственности в соответствии с Уложением о наказаниях уголовных и исправительных, однако наказание назначалось с учетом положений Воинского устава о наказаниях, поскольку указанные лица являлись военнослужащими. Эти же положения воспроизводились в Военно-морском уставе о наказаниях. В.Д. Кузьмин-Караваев отмечал, что указанные правила неясны и сбивчивы, отличны от общих правил и противоречат положениям Уложения. Поскольку фактически на военную службу могли поступать лица в возрасте от 16 до 21 года, дифференциация уголовной ответственности от 10 до 17 лет не имела практического смысла в условиях военной службы*(12).
В 1903 г. указанные положения были исключены из Воинского устава, за исключением положения о замене смертной казни заточением в крепости. Как отмечалось комментаторами, это было сделано потому, что более строгая наказуемость за преступления, сопряженные с обязанностями службы, установленная для несовершеннолетних военнослужащих, не имеет никаких оснований. К указанным военнослужащим должны применяться в полном объеме положения, предусмотренные Уложением о наказаниях уголовных и исправительных*(13).
В Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. содержалась целая система норм о смягчении уголовной ответственности несовершеннолетним и малолетним (ст.ст. 136-146). Дети от 7 до 10 лет освобождались от наказаний и передавались для исправления родителям. Подростки от 10 до 14 лет могли быть освобождены от наказания, если будет установлено, что они совершили преступление "без разумения". Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 17 лет, если будет установлено, что они совершили преступление "без полного разумения", могли быть подвергнуты наказанию или отданы в исправительный приют или подвергнуты заключению в тюрьме на срок до 1 года 4 месяцев. Лицам в возрасте от 10 до 14 лет, совершившим преступление "с разумением", наказания уменьшались в соответствии с установленными правилами. Лицам в возрасте от 14 до 21 года наказания ограничивались одной третью установленного срока или смягчались одной или двумя степенями, а бессрочные каторжные работы ограничивались сроком 20 лет. Кроме того, лица в возрасте от 14 до 21 года за неосторожные преступления освобождались от наказания и передавались родителям или лицам, их заменяющим, для исправления. Уложение также предписывало несовершеннолетних, приговоренных к заточению в крепости или тюрьме, содержать отдельно от других заключенных.
Уголовное уложение 1903 г. несколько иначе подходило к вопросу об уголовной ответственности несовершеннолетних (ст.ст. 40, 41, 55-57). Лицам в возрасте до 10 лет преступное деяние "не вменялось в вину" во всех случаях. Лицам в возрасте от 10 до 17 лет преступное деяние "не вменялось в вину", если они не могли понимать "свойства и значения совершаемого или руководить своими поступками". Указанные лица могли быть отданы под надзор родителям, а в случае совершения тяжких преступлений - помещены в воспитательно-исправительное заведение. Несовершеннолетние от 14 до 17 лет преимущественно должны были помещаться в воспитательно-исправительные заведения, при их отсутствии - в особо приспособленные помещения в тюрьмах и арестантских домах, а лица женского пола - в монастыри в соответствии с их вероисповеданием, где они могли находиться до 21 года. К несовершеннолетним от 14 до 17 лет не применялась смертная казнь и каторга, а заключение в тюрьме ограничивалось определенным сроком в зависимости от тяжести совершенного преступления. Лицам в возрасте от 17 до 21 года наказания заменялись более мягкими видами, чем предусмотрены за данное преступление (смертная казнь - бессрочной каторгой, бессрочная каторга - срочной каторгой и т.д.), либо предусмотренное наказание сокращалось на одну треть.
В Воинском уставе о наказаниях 1910 г., который должен был вступить в силу после введения Уголовного уложения 1903 г., содержалось лишь указание о замене и смягчении наказаний для несовершеннолетних военнослужащих в возрасте от 17 до 21 года (ст. 49). Так, сроки заточения в крепости, заключения в дисциплинарной воинской части, в военной тюрьме или на гауптвахте сокращались на одну треть; потеря прав и преимуществ применялась, если осужденный оставался на службе; заключение в исправительном доме сопровождалось лишением воинского звания и увольнением со службы.
Таким образом, дореволюционное уголовное законодательство всегда исходило из того, что несовершеннолетние не могут нести уголовную ответственность наравне со взрослыми, но не из-за календарного возраста как такового, а из-за отсутствия осознания характера и общественной опасности своих действий. Эти обстоятельства служили основанием для дифференциации уголовной ответственности - неприменения определенных наказаний, смягчения ряда наказаний или применения специальных мер уголовно-правового характера (надзор родителей, помещение в воспитательно-исправительное заведение), т.е. несовершеннолетие являлось в большей степени разновидностью уменьшенной вменяемости, когда лицо не в полной мере может осознавать общественно опасный характер своих действий или руководить ими. Обращает на себя внимание расширение рамок несовершеннолетия по сравнению с современным законодательством нижним пределом - до 10 лет, верхним пределом - до 21 года. В военно-уголовном праве несовершеннолетние военнослужащие во всех случаях признавались субъектами общих и воинских преступлений, однако общие правила о смягчении наказаний "накладывались" на рамки правового статуса военнослужащих и особой шкалы воинских наказаний.
В советский период развитие института уголовной ответственности несовершеннолетних продолжилось. В Уголовном кодексе РСФСР 1922 г. содержалось лишь указание о том, что наказание не применяется к малолетним до 14 лет, а также ко всем несовершеннолетним от 14 до 16 лет, в отношении которых признано возможным ограничиться мерами медико-педагогического воздействия (ст. 18). В Уголовном кодексе РСФСР 1926 г. содержалась уже детальная система правовых норм об уголовной ответственности несовершеннолетних. Новые положения в общем повторяли положения Кодекса 1922 г. с той лишь разницей, что по новому закону меры социальной защиты медико-педагогического характера могли применяться ко всем несовершеннолетним до 16 лет. К лицам в возрасте от 14 до 16 лет могли быть применены меры социальной защиты судебно-исправительного характера, если комиссией по делам о несовершеннолетних будет признано невозможным применение к ним мер социальной защиты медико-педагогического характера. Кроме того, в Уголовном кодексе 1926 г. содержались определение мер социальной защиты медико-педагогического характера (ст. 25); положения о назначении наказания несовершеннолетним (уменьшение наказания на половину или на одну треть, ограничение наказания половиной предельного срока, предусмотренного за преступление); положения об ограничении срока пребывания несовершеннолетних в трудовых домах 18-летним возрастом и переводе осужденных несовершеннолетних в другие исправительные учреждения (ст. 57).
В рассматриваемый период в соответствии с Декретом СНК РСФСР "О Рабоче-Крестьянской Красной армии" в ряды РККА принимались все граждане Российской Республики не моложе 18 лет*(14). В соответствии с Законом СССР "Об обязательной военной службе" 1925 г. призыву на военную службу подлежали граждане, достигшие 19-летнего возраста, на добровольную службу принимались граждане не моложе 18 лет, в тыловом ополчении срок службы устанавливался с 21 года*(15). В редакции этого же Закона 1930 г. к допризывной подготовке граждане привлекались после достижения ими 19 лет, призыв на действительную военную службу осуществлялся по достижении 21 года, добровольно поступать на срочную службу разрешалось с 18 лет, а в военные школы - с 17 лет. В соответствии с Законом СССР "О всеобщей воинской обязанности" 1939 г., который действовал до 1967 г., на действительную службу призывались граждане, которым в год призыва исполнялось 19 лет, а окончившие среднюю школу и ей соответствующие учебные заведения - 18 лет*(16). Исходя из вышеизложенного вопрос об уголовной ответственности несовершеннолетних военнослужащих в первые десятилетия советской власти, по всей видимости, не стоял.
В первых советских уголовных кодексах возраст уголовной ответственности был определен фактически с 14 лет. В 1935 г. возраст уголовной ответственности был снижен до 12 лет, в случае совершения несовершеннолетним краж, причинения насилия, телесных повреждений, увечий, убийства или попытки убийства*(17). Указанные положения действовали до 1959 г., когда в связи с принятием нового уголовного законодательства они были отменены*(18).
Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. (УК РСФСР), как и Основы уголовного законодательства 1958 г., определял возраст уголовной ответственности по общему правилу с 16 лет, а за отдельные преступления - с 14 лет (ст. 10). Новый Кодекс предусматривал применение к несовершеннолетним, не достигшим 18 лет, совершившим преступления, не представляющие большой общественной опасности, принудительных мер воспитательного характера, не являющихся уголовным наказанием (ст. 63). В частности, к принудительным мерам воспитательного характера относилось помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение. Кроме того, УК РСФСР предусматривал отбывание наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними осужденными в трудовых колониях для несовершеннолетних (ст. 24). В данном Кодексе были предусмотрены отдельные, отличные от общих, правила условно-досрочного освобождения от наказания и замены наказания более мягким наказанием в отношении лиц, совершивших преступление в возрасте до 18 лет (ст. 55). Совершение преступления несовершеннолетним признавалось просто обстоятельством, смягчающим ответственность (ст. 38), обязательные правила смягчения наказания были отменены. В 1977 г. был дополнительно введен институт отсрочки исполнения приговора несовершеннолетнему (ст. 46.1 УК РСФСР)*(19).
В Законе СССР "О всеобщей воинской обязанности" 1967 г.*(20), который действовал до 1 марта 1993 г., предусматривалось, что на действительную военную службу призываются граждане мужского пола, которым ко дню призыва исполняется 18 лет. Граждане мужского пола, изъявившие желание учиться в военно-учебных заведениях, могли быть приняты в эти учебные заведения по достижении ими 17-летнего возраста или если им исполняется 17 лет в год поступления на учебу. Граждане, принятые в военно-учебные заведения, признавались состоящими на действительной военной службе и именовались курсантами. На них распространялись обязанности, установленные для военнослужащих срочной службы. Они и их семьи пользовались правами, льготами и преимуществами, предусмотренными действующим законодательством для военнослужащих срочной службы и их семей. Курсанты военно-учебных заведений, отчисленные за плохую успеваемость, нежелание учиться или за недисциплинированность, если они до поступления в военно-учебные заведения не отслужили установленного срока действительной военной службы, направлялись в воинские части для прохождения установленного срока действительной военной службы. При условии их безупречной службы в части не менее шести месяцев время обучения в военно-учебном заведении этим военнослужащим могло быть засчитано в срок действительной военной службы (ст.ст. 10, 11). Исчерпывающая формулировка закона исключала коллизии в правоприменительной практике, вследствие чего вопрос уголовной ответственности несовершеннолетних военнослужащих в теории советского военно-уголовного законодательства не ставился.
Таким образом, УК РСФСР 1960 г., в отличие от современного УК РФ, не содержал положений о видах наказания, применяемых к несовершеннолетним, специальных общих условий назначения наказания несовершеннолетним, особых сроков погашения судимости и других институтов дифференциации и смягчения уголовной ответственности несовершеннолетних. Введение указанных положений в УК РФ 1996 г. следует признать смягчением уголовной репрессии в отношении несовершеннолетних преступников, а также тенденцией уголовно-правовой политики в этой сфере в течение последних 60 лет. Обращает на себя внимание также снижение за последние 150 лет возраста совершеннолетия в уголовном праве с 21 года до 18 лет, а вместе с ним и возраста призыва на военную службу, повлекшее за собой и изменение дифференциации уголовной ответственности в сторону ужесточения для молодых людей от 18 до 21 года.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См., подробнее: Криминология: учеб. / под ред. В.H. Кудрявцева, В.Э. Эминова. М., 1995. С. 285-291; Криминальная психология: учеб. пособие / авт.-сост. А.И. Ушатиков, О.Г. Ковалев. М., 2007. С. 188-238.
*(2) Пудовочкин Ю.Е. Ювенальное уголовное право: понятие, структура, источники // Журн. рос. права. 2002. N 3.
*(3) Указ Президента Российской Федерации "Вопросы прохождения военной службы" от 16 сентября 1999 г. N 1237 (в редакции от 25 марта 2013 г.).
*(4) Такая же позиция изложена в Заключении кафедры уголовного права Военного университета по вопросу возможности привлечения к уголовной ответственности за преступления против военной службы курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования (Право в Вооруженных Силах. 2002. N 10. С. 8-10).
*(5) Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2001 г. N IH 0312/2001.
*(6) Зателепин О.К. Квалификация преступлений против военной безопасности государства: моногр. М., 2009. С. 267-275.
*(7) Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы" от 3 апреля 2008 г. N 3 (в редакции от 23 декабря 2010 г.).
*(8) Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы Польской Народной Республики. М., 1973. С. 82.
*(9) Уголовный кодекс Республики Польша / под ред. А.И. Лукашова, H.Ф. Кузнецовой. СПб., 2001. 234 с.
*(10) У неспециалистов в области военного права может возникнуть вопрос: кто относился к несовершеннолетним военнослужащим по русскому дореволюционному военному праву? Для первой половины XIX в. речь идет о воспитанниках военных учебных заведений - кадетских корпусов, военных и юнкерских училищ, пажеского корпуса, морского кадетского корпуса, военных гимназий, а также об особой категории солдатских детей - кантонистов, которые с самого рождения были причислены к военному ведомству и обязаны были проходить военную службу. Вопрос о возрасте при поступлении на военную службу в первой половине XIX в. вообще не ставился. Во второй половине XIX в. после реформ граждане в качестве вольноопределяющихся могли поступать на военную службу в добровольном порядке с 17 лет, обучающиеся в военных и юнкерских училищах приравнивались к вольноопределяющимся. Возраст призыва на военную службу был установлен по достижении полных 20 лет. К концу XIX в. судебной практикой уже признавалось, что на военную службу могут поступать молодые люди в возрасте от 16 лет. В.Д. Кузьмин-Караваев, например, предлагал не признавать военнослужащими воспитанников кадетских корпусов, школ солдатских детей, кандидатов фельдъегерского корпуса, поскольку они "не суть служащие по военному ведомству". Судя по источникам, проблема уголовной ответственности несовершеннолетних военнослужащих в дореволюционном военно-уголовном праве не стояла. - Прим. авт.
*(11) Свод законов уголовных. СПб., 1832. 573 с.
*(12) Кузьмин-Караваев В.Д. Характеристика Общей части Уложения и Воинского устава о наказаниях. СПб., 1890. С. 167-169.
*(13) Огнев Д.Ф. Воинский устав о наказаниях. Пг., 1916. С. 52.
*(14) О Рабоче-Крестьянской Красной армии: декрет СНК РСФСР от 15 янв. 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. N 17. Ст. 245.
*(15) Об обязательной военной службе: закон СССР от 18 сент. 1925 г. // СЗ СССР. 1925. N 62. Ст. 463.
*(16) О всеобщей воинской обязанности: закон СССР от 1 сент. 1939 г. // Ведомости ВС СССР. 1939. N 32.
*(17) О мерах борьбы с преступностью среди несовершеннолетних: постановление ЦИК СССР N 3, СНК СССР N 598 от 7 апр. 1935 г. // СЗ СССР. 1935. N 19. Ст. 155.
*(18) О признании утратившими силу законодательных актов в связи с введением в действие Основ уголовного законодательства, Законов об уголовной ответственности за государственные и за воинские преступления, Основ законодательства о судоустройстве, Положения о военных трибуналах и Основ уголовного судопроизводства: указ Президиума ВС СССР от 13 апр. 1959 г. // Ведомости ВС СССР. 1959. N 15. Ст. 91.
*(19) О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР: указ Президиума ВС РСФСР от 11 марта 1977 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1977. N 12. Ст. 255.
*(20) О всеобщей воинской обязанности: закон СССР от 12 окт. 1967 г. N 1950-VII // Свод законов СССР. 1990. Т. 9. С. 181.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К вопросу об уголовной ответственности несовершеннолетних военнослужащих
Автор
Я.Н. Ермолович - кандидат юридических наук, докторант кафедры уголовного права Военного университета
Журнал "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение", N 1, январь 2016 г.