Рейтинг в праве
Е. Худько,
к.э.н., доцент,
г. Москва
Газета "эж-ЮРИСТ", N 6-7, февраль 2016 г.
Российские законодатели всерьез озаботились правовым регулированием рейтинговой отрасли. Одна из главных причин - это то, что страна нуждается в притоке капиталов, а показатели рейтингов порой оказывают решающее влияние на намерения потенциальных инвесторов. Не забудем и о том, что в ряде случаев наличие у эмитента или эмиссии рейтинга определенного уровня может являться обязательным требованием для финансового регулятора страны. А может дать некоторые преференции... Ключевым событием для рейтинговой отрасли стало принятие в минувшем году Федерального закона от 13.07.2015 N 222-ФЗ, который впервые четко определил правовые основы деятельности кредитных рейтинговых агентств и регулирующую роль и надзорные функции Банка России.
Правовые основы
Ключевым событием для рейтинговой отрасли в минувшем году стало принятие Федерального закона от 13.07.2015 N 222-ФЗ "О деятельности кредитных рейтинговых агентств в Российской Федерации, о внесении изменения в статью 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон), который впервые четко определил правовые основы деятельности кредитных рейтинговых агентств и регулирующую роль и надзорные функции Банка России в этом вопросе.
Закон дает четкое определение рейтинговой деятельности и кредитных рейтинговых агентств. Основные требования, которые предъявляются к кредитным рейтинговым агентствам, включают обязательное наличие в реестре кредитных рейтинговых агентств Банка России (или реестре филиалов и представительств иностранных кредитных рейтинговых агентств), обеспечение минимального размера собственных средств, ограничение прочих видов деятельности.
Все аспекты формирования реестров отражены в Положении о порядке ведения Банком России реестра кредитных рейтинговых агентств, реестра филиалов и представительств иностранных кредитных рейтинговых агентств, о требованиях к порядку и форме представления в Банк России уведомлений кредитными рейтинговыми агентствами от 17.12.2015 N 521-П (вступило в силу 11.01.2016), а именно:
- перечень содержащихся в них сведений, которые публикуются в открытом доступе на официальном сайте Банка России (контактные сведения, информация о филиалах и представительствах, о должностных лицах);
- перечень документов для включения агентства в реестр;
- случаи отказа во включении в реестр и причины исключения агентства из реестра;
- требования к порядку представления в Банк России уведомлений о назначении/избрании или об освобождении от должности / прекращении полномочий члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитного рейтингового агентства;
- порядок доступа заинтересованных лиц к информации, содержащейся в реестре кредитных рейтинговых агентств и реестре филиалов и представительств.
Пока на сайте Банка России опубликован перечень кредитных рейтинговых агентств по состоянию на 02.10.2015, которые были аккредитованы в соответствии с требованиями Приказа Минфина России от 04.05.2010 N 37н. На данный момент в перечень включены 9 агентств, однако состав перечня в обозримом будущем может поменяться, поскольку для российских юридических лиц, осуществляющих рейтинговую деятельность на день вступления в силу Закона, было отведено 18 месяцев, а для иностранных юридических лиц, имеющих на территории РФ обособленные подразделения, - 24 месяца для приведения своей деятельности в соответствие с требованиями Закона. При этом Банк России оставил за собой право установления особенностей использования кредитных рейтингов, присвоенных кредитными рейтинговыми агентствами - нерезидентами РФ для российских объектов рейтинга.
Что касается размера собственного капитала, то Законом эта величина установлена на уровне 50 млн. руб., а ее расчет детально изложен в Указании Банка России от 07.12.2015 N 3887-У, которое вступило в силу с 11.01.2016. Говоря о возможных видах деятельности кредитного рейтингового агентства, Закон разрешает агентствам (по согласованию с Банком России) помимо собственно рейтингования оказывать услуги по составлению прогнозов конъюнктуры рынка, оценке экономических тенденций и деятельности отдельных компаний, по анализу ценообразования, а также разрешает распространять соответствующую информацию (за исключением конфиденциальной информации, полученной от рейтингуемого лица), если это не создаст каких-либо конфликтов интересов в процессе рейтинговой деятельности. Но при этом агентство не вправе оказывать консультационные услуги.
Требования к учредителям
Законом устанавливается требование о соблюдении принципов независимости рейтинговой деятельности от какого-либо политического или экономического влияния. Обеспечить такую независимость призваны нормы Закона.
Одна часть норм связана с требованиями к учредителям кредитного рейтингового агентства. Так, не могут владеть (прямо или косвенно, а также совместно с другими связанными лицами) 10% и более голосующих акций капитала агентства:
- лица, которые оказывали влияние на какие-либо финансовые организации, которые лишились лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности или были исключены из соответствующего реестра;
- лица с несоответствующей деловой репутацией (наличие непогашенной судимости у лиц на руководящих должностях, неисполнение такими лицами обязанностей по предупреждению банкротства, совершение ими административных правонарушений в соответствующей сфере и проч.);
- лица, являющиеся учредителями других кредитных рейтинговых агентств, входящие в состав органов управления других кредитных рейтинговых агентств или иным образом оказывающие влияние на деятельность другого кредитного рейтингового агентства.
Не более чем 20% голосующих акций капитала агентства могут владеть кредитная организация, участники банковской группы или банковского холдинга, некредитная финансовая организация или участник страховой группы.
При выявлении вышеуказанных нарушений Банк России вправе потребовать их устранения. Вообще не могут владеть какой-либо частью уставного капитала агентства его рейтинговые аналитики.
Деятельность высших органов...
Другая часть норм касается деятельности высших органов управления агентством и ключевых должностей. Так, в кредитном рейтинговом агентстве с численностью сотрудников более 20 человек как минимум одна треть от численности совета директоров (наблюдательного совета), а при отсутствии такового - от численности коллегиального исполнительного органа должны быть независимыми членами, не осуществляющими рейтинговых действий, рекламы услуг кредитного рейтингового агентства и иных действий по привлечению клиентов.
Независимость такого лица означает, что оно не связано с данным или другим кредитным рейтинговым агентством, с лицом, оказывающим любым способом значительное влияние на агентство, не связано с Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием, а также входит в состав совета директоров (наблюдательного совета) или коллегиального исполнительного органа агентства не более 5 лет подряд или более 7 лет в совокупности. Размер вознаграждения членов совета директоров (наблюдательного совета), а при отсутствии такового - членов коллегиального исполнительного органа не должен ставиться в зависимость от результатов деятельности агентства, то есть должен обеспечивать независимость суждений.
В отношении некоторых ключевых должностей (лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа, его заместитель, член коллегиального исполнительного органа, контроллер) Законом установлены четкие квалификационные требования. Назначение/освобождение лиц по ряду ключевых должностей подлежит согласованию или уведомлению Банком России (более подробно эти процедуры отражены в Указании Банка России от 17.12.2015 N 3903-У, вступившем в силу с 11.01.2016).
Внутренние документы, регулирующие работу органов внутреннего контроля агентства, в уведомительном порядке также направляются в Банк России.
...и рейтинговых аналитиков
Теперь о нормах, охватывающих деятельность рейтинговых аналитиков.
В частности, в Законе содержится требование о ротации ведущих рейтинговых аналитиков, участвующих в подготовке кредитного рейтинга/прогноза по рейтингу в отношении одного рейтингуемого объекта.
Оплата труда рейтинговых аналитиков не должна зависеть от размера дохода агентства, а сами рейтинговые аналитики не должны присутствовать при обсуждении оплаты услуг кредитного рейтингового агентства с рейтингуемым лицом.
В свою очередь, размер оплаты услуг агентства не должен зависеть от уровня присвоенного кредитного рейтинга/прогноза по рейтингу, а также от согласия рейтингуемого лица с присвоенным кредитным рейтингом/прогнозом по рейтингу.
Еще часть норм касается вопросов выявления существующего или потенциального конфликта интересов учредителей, рейтинговых аналитиков и иных работников агентства, управления этим конфликтом и раскрытия информации о нем в случаях, если конфликт интересов может повлиять на анализ и суждения рейтинговых аналитиков.
В частности, в Законе перечислены обстоятельства, наличие которых подлежит раскрытию в связи с их возможным влиянием на присвоенный кредитный рейтинг/прогноз по рейтингу (характер взаимосвязи рейтингуемого лица с агентством, его учредителями, членами рейтингового комитета, с рейтинговыми аналитиками, участвующими в подготовке данного кредитного рейтинга/прогноза по рейтингу, и т.д.).
Процесс рейтингования
Что касается процесса рейтингования, то Законом установлено, что агентство должно использовать единую методологию и отступать от нее в исключительных случаях, когда она не учитывает особенности объекта рейтинга и это может привести к искажению кредитного рейтинга/прогноза по рейтингу. При этом случаев отступления от методологии может быть не более трех в квартал (и все они подлежат раскрытию), в противном случае агентство должно будет пересмотреть применяемую методологию.
Применяемые методологии (и изменения к ним) подлежат направлению в Банк России, который, равно как и другие органы власти, не имеет права оказывать влияние на ее содержание, но контролирует соответствие базовым требованиям, отраженным в Законе. В частности, методология должна содержать описание количественных и качественных факторов, определяющих способность рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства, предусматривать возможность сопоставления кредитных рейтингов по различным видам объектов рейтинга и т.д.
Кредитное рейтинговое агентство должно проводить пересмотр кредитных рейтингов, а также методологии в срок не позднее календарного года с даты присвоения или последнего пересмотра рейтинга или даты последнего пересмотра методологии. Суверенные рейтинги подлежат пересмотру не позднее 182 дней с даты их присвоения/последнего пересмотра. При изменении кредитного рейтинга агентство должно раскрыть причины данного решения.
Рейтинговые действия осуществляются рейтинговым комитетом (в него должно входить не менее пяти рейтинговых аналитиков), на заседаниях которого не могут присутствовать сотрудники агентства, отвечающие за рекламу, привлечение клиентов, заключение договоров или имеющие доступ к информации, содержащейся в договорной документации, связанной с объектом рейтинга. Более подробные требования к работе рейтингового комитета содержатся в Указании Банка России от 14.12.2015 N 3896-У (вступило в силу с 11.01.2016).
Законом предусмотрено, что в автоматическом режиме кредитные рейтинговые агентства должны представлять Банку России весьма обширную информацию (ст. 13 Закона), которая по старым правилам представляется только по запросу из финансового регулятора. Предполагается, что вся эта информация будет аккумулироваться в специальной базе данных (рейтинговом репозитарии), которую Банк России планирует создать в ближайшее время.
Банк России также обязал кредитные рейтинговые агентства согласовывать с ним основания отказа со стороны агентств в оказании услуг по осуществлению рейтинговых действий по национальной рейтинговой шкале для РФ (процедура согласования отражена в Указании Банка России от 30.11.2015 N 3861-У, вступившем в силу 11.01.2016). В частности, Банк России может не согласовать отказ от рейтингования в случае, если была выявлена недостоверная информация в представленных агентством документах или основание отказа не соответствует принципу независимости рейтинговой деятельности.
Статья 3 Закона устанавливает четкий приоритет в пользу национальной шкалы при присвоении кредитных рейтингов для случаев, когда законодательно требуется использование кредитных рейтингов органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления, ЦБ РФ. Такая норма призвана повысить значимость и востребованность кредитных рейтингов именно в рамках национальной шкалы.
Наконец, стоит сказать еще об одной норме Закона, которая в настоящее время имеет особую актуальность. Кредитные рейтинговые агентства не вправе отзывать кредитные рейтинги, присвоенные по национальной рейтинговой шкале, на основании решений органов власти иностранных государств и/или субъектов международного права (иными словами, в случае введения каких-либо санкций), если такие решения непосредственно не оказывают влияния на способность рейтингуемого лица исполнять принятые на себя финансовые обязательства либо на кредитный риск финансового обязательства или финансового инструмента.
Теперь несколько слов о том, как указанные нормы Закона были восприняты игроками рынка. Большинство из них указывает на то, что, во-первых, основная часть требований, закрепленная в Законе, соответствует требованиям, которые предъявляются к рейтинговым агентствам в Европе. Во-вторых, что касается норм внутреннего контроля, предотвращения конфликта интересов, то наиболее крупные российские рейтинговые агентства и до принятия Закона старались придерживаться подобных принципов. Поэтому Закон их просто формализовал. Таким образом, закрепленные в Законе нормы в целом не являются неожиданными для российских рейтинговых агентств, но появление нормативной базы, тем более схожей с международной практикой, может повысить надежность оценок российских агентств в глазах инвесторов, особенно иностранных.
Институциональные инициативы
Еще одно важное направление государственных инициатив по развитию рынка рейтинговых услуг состоит в создании нового кредитного рейтингового агентства, которое отличалось бы высоким качеством рейтинговых оценок и эффективным корпоративным управлением (в соответствии с лучшими мировыми практиками) и заслуживало бы доверия со стороны российских и иностранных инвесторов. Новая организация начала свою операционную деятельность в декабре 2015 года и получила название "Аналитическое кредитное рейтинговое агентство" (АКРА). Капитал агентства составил 3 млрд. руб., что в несколько десятков раз превышает минимальный порог для прохождения аккредитации.
Учредителями АКРА стали 27 финансовых и инвестиционных компаний - "Сбербанк России", "Альфа-Банк", "Газпромбанк", Банк "ВТБ", "Росгосстрах", НПФ "Благосостояние", АФК "Система", ГК "Ренова", УК "Лидер", Московская биржа и др., причем доля каждой из них составила 3,7%. Такая структура собственности капитала призвана минимизировать риск возникновения и развития конфликта интересов, тем более что и содержание акционерного соглашения направлено на то, чтобы у акционеров не было возможности влиять на решения рейтингового комитета.
Из числа учредителей АКРА есть несколько компаний с иностранным капиталом, что, вероятно, также будет способствовать вниманию к рейтингам, присвоенным АКРА, со стороны иностранных инвесторов. Независимость АКРА предполагает отсутствие в органах управления представителей власти. В частности, в совете директоров агентства, который на данный момент состоит из пяти человек, четыре директора (в том числе председатель) - нерезиденты РФ, то есть являются независимыми директорами.
На данный момент происходит процесс обсуждения методологии АКРА с привлечением представителей власти профильных ведомств - ЦБ РФ и Минфина России. Обеспечить высокое качество рейтинговых оценок предполагается в том числе за счет привлечения специалистов с опытом работы в "большой тройке". Аккредитация АКРА запланирована на февраль 2016 года, а начало операционной деятельности - на II-III кварталы 2016 года. Стоит подчеркнуть, что АКРА будет присваивать рейтинги по национальной рейтинговой шкале. При этом в долгосрочных планах АКРА - работать не только на территории России, но и на территории ЕАЭС.
Если будут реализованы все намеченные руководством АКРА планы, то на рынке может появиться еще один сильный игрок. Это, в свою очередь, будет способствовать усилению конкуренции, а у компаний-эмитентов появятся более широкие возможности выбора рейтингового агентства. В завершение хотелось бы также отметить, что столь пристальное внимание к реформированию рейтинговой деятельности спровоцировали схожие инициативы и за пределами финансового рынка. Так, в октябре 2015 года в Государственной Думе РФ предложили создать рейтинговые агентства для застройщиков, и к настоящему моменту уже подготовлен проект федерального закона "О деятельности строительных рейтинговых агентств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Российское правовое издание. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.
Авторы газеты - практики в области правоприменения, специалисты ВАС РФ, Верховного суда РФ, Конституционного суда РФ, Минюста РФ, Федеральной таможенной службы, ФСС, ФМС РФ, Минфина РФ, ФНС РФ и др. министерств и ведомств.
Газета "эж-ЮРИСТ" издается с 1998 года.