Ввоз металлолома из стран ЕАЭС освобождается от обложения НДС
Ю.А. Белецкая,
эксперт журнала "Актуальные вопросы
бухгалтерского учета и налогообложения"
Журнал "Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", N 3, март 2016 г., с. 44-47.
На основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ реализация лома и отходов черных и цветных металлов внутри страны не подлежит налогообложению. А как быть, если такой лом ввозится в Россию с территории одной из стран ЕАЭС? Долгое время Минфин считал, что в данном случае НДС должен начисляться по ставке 18%. Аналогичный подход можно было встретить в арбитражной практике. В то же время встречались и судебные решения, из которых следовало, что НДС в этой ситуации не начисляется. Точку в споре поставили высшие арбитры. Какой вердикт они вынесли? Узнаете из статьи.
Принципы взимания косвенных налогов в государствах - членах ЕАЭС
С 01.01.2015 вступил в силу Договор о ЕАЭС*(1), подписанный Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Позднее к ним присоединились Республика Армения (с 02.01.2015) и Кыргызская Республика (с 12.08.2015). В рамках этого договора обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы.
Принципы взимания косвенных налогов в государствах - членах ЕАЭС установлены ст. 72 Договора о ЕАЭС. Перечислим те из них, которые касаются описываемой ситуации.
Согласно п. 1 указанной статьи взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров, а также их обложение косвенными налогами при импорте.
Взимание НДС и механизм контроля его уплаты при импорте товаров регламентируются приложением 18 к Договору о ЕАЭС.
При импорте товаров на территорию одного государства - члена союза с территории другого государства - члена союза НДС взимается налоговыми органами государства, на территорию которого импортируются товары (п. 4 ст. 72 Договора о ЕАЭС).
Пунктом 5 ст. 72 предусмотрено, что ставки НДС во взаимной торговле при импорте товаров на территорию государства - члена союза не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары при их реализации на территории этого государства.
Иными словами, если российская организация импортирует товар из стран ЕАЭС (Казахстана, Беларуси, Армении или Киргизии), НДС уплачивается в налоговую систему РФ российским покупателем товаров по месту постановки на учет в налоговом органе по ставкам, предусмотренным п. 2 и 3 ст. 164 НК РФ (10 и 18%). Исключение составляет импорт товаров, указанных в п. 6 ст. 72 Договора о ЕАЭС. В частности, как следует из пп. 1 п. 6 ст. 72, не взимается НДС при импорте на территорию государства - члена союза товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при ввозе на его территорию.
Перечень товаров, ввоз которых на территорию РФ не подлежит обложению НДС, установлен ст. 150 НК РФ.
Ввоз лома и отходов черных и цветных металлов: какую из двух норм применять?
В одном из пунктов перечня ввозимых товаров, освобожденных от обложения НДС (п. 2 ст. 150 НК РФ), поименованы товары, указанные в пп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, - отдельные виды медицинских товаров отечественного и зарубежного производства. Получается, что эти медицинские товары указаны как в ст. 149 (следовательно, не подлежат обложению НДС при реализации на территории России), так и в ст. 150 (не подлежат обложению налогом при ввозе на территорию РФ).
Операциям по реализации металлолома повезло меньше. В статью 150 они не попали. В связи с этим Минфин считает, что российская организация, приобретающая лом и отходы черных и цветных металлов и осуществляющая их ввоз на территорию России с территории стран - членов ЕАЭС, обязана исчислять НДС по ставке в размере 18% (см. Письмо от 19.03.2015 N 03-07-13/1/14936, где речь шла о ввозе с территории Республики Казахстан). Аналогичное мнение Минфин высказывал и ранее (см. письма от 16.04.2014 N 03-07-13/1/17326, от 16.10.2013 N 03-07-13/43111, от 22.01.2013 N 03-07-13/01-04), ссылаясь на нормы документов, действовавших до 01.01.2015, - ст. 3 Соглашения*(2) и ст. 2 Протокола*(3), согласно которым взимание НДС по товарам, ввозимым в рамках Таможенного союза, также осуществлялось налоговыми органами государства - члена ТС, на территорию которого ввезены товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров после их принятия на учет (за исключением товаров, которые в соответствии с законодательством государства - члена ТС не подлежали обложению НДС при ввозе на его территорию).
Что касается арбитражной практики, до недавнего времени она была неоднозначной.
Довод налогоплательщика о том, что импорт металлолома из стран - членов ЕАЭС не облагается НДС на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ... |
/-------------------------------\ /----------------------------------\
|... арбитры поддержали: | |... арбитры не поддержали: |
|постановления АС ВВО от | |постановления АС ЗСО от 10.07.2015|
|08.04.2015 N Ф01-819/2015 по | |N Ф04-21039/2015 по делу |
|делу N А39-3813/2014, АС ПО от | |N А03-16807/2014, АС УО от |
|26.03.2015 N Ф06-20865/2013 по | |01.06.2015 по делу |
|делу N А57-15371/2014 | |N А76-16715/2014 |
\-------------------------------/ \----------------------------------/
Позиция ВС РФ: при импорте товаров из стран ЕАЭС применяется не только ст. 150, но и ст. 149 НК РФ
В вышеупомянутом Постановлении АС УО от 01.06.2015 по делу N А76-16715/2014 арбитры встали на сторону налоговиков, отклонив довод налогоплательщика о том, что если реализация на территории РФ металлолома согласно пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит обложению НДС, значит, он и при импорте этих товаров из стран ЕАЭС не уплачивается.
Однако налогоплательщик не собирался сдаваться и обратился в Верховный суд.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ Определением от 28.12.2015 N 309-КГ15-11310 отменила решения нижестоящих судов, удовлетворила требования организации и признала недействительным решение ИФНС, в котором организации при ввозе металлолома с территории Казахстана был начислен НДС по ставке 18%.
Высшие арбитры, ссылаясь на вышеперечисленные нормы налогового законодательства, привели следующие аргументы.
Анализ положений налогового законодательства РФ и международных соглашений дает основания полагать, что применение ставки 18% к товарам, импортированным с территории стран - участниц ЕАЭС*(4), при условии освобождения от НДС оборота идентичных товаров на территории РФ вступает в противоречие с нормами и принципами международных договоров и приводит к неравным условиям на товарном рынке стран - участниц ТС.
Иной подход, избранный судами при рассмотрении данного спора, не согласуется и с принципами, закрепленными в ст. 3 НК РФ, не допускающей установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
Таким образом, приведенные выше нормы международных соглашений предусматривают необходимость применения при рассмотрении вопроса о налогообложении при импорте товаров с территорий стран - участниц ЕАЭС не только положений ст. 150 НК РФ, содержащей перечень товаров, не подлежащих налогообложению (освобожденных от него) при их ввозе на территорию РФ независимо от страны происхождения товаров, но и ст. 149 НК РФ, определяющей порядок налогообложения на внутреннем рынке.
Аналогичную позицию (со ссылкой на Определение ВС РФ N 309-КГ15-11310) арбитры заняли в постановлениях АС УО от 20.01.2016 N Ф09-9790/15 по делу N А07-4333/2015 и АС ЗСО от 12.01.2016 N Ф04-28029/2015 по делу N А03-5401/2015.
* * *
Итак, в связи с тем, что реализация лома отходов черных и цветных металлов внутри страны не подлежит обложению НДС на основании пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, не облагается и ввоз этих товаров с территории стран - участниц ЕАЭС (республик Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызской Республики).
------------------------------------------------------------------------
*(1) Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.
*(2) Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008.
*(3) Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009.
*(4) В оригинальном тексте определения вместо ЕАЭС значится ТС (Таможенный союз), который действовал в проверяемый период.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"