Комментарий к определению Верховного Суда Российской Федерации от 19.02.2016 N 307-КГ15-19614
Е.С. Конева,
эксперт журнала "Оплата труда
в государственном (муниципальном) учреждении:
акты и комментарии для бухгалтера"
Журнал "Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 4, апрель 2016 г., с. 60-63.
В комментируемом Определении ВС РФ от 19.02.2016 N 307-КГ15-19614 рассмотрен спор между организацией и сотрудниками ФСС о начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на следующие выплаты:
- материальной помощи на медикаменты и лечение (превышающие 4 000 руб. на одного работника);
- единовременной материальной помощи на обустройство;
- единовременной материальной помощи работникам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве.
Официальная позиция контролирующего органа
Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ*(1) и ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ*(2) объектами обложения страховыми взносами являются все выплаты в пользу работников в денежной и натуральной формах, производимые работодателем в рамках трудовых отношений, в том числе как на основании положений трудовых договоров, так и при отсутствии положений
О тех или иных выплатах в указанных договорах, но производимые в связи с наличием трудовых отношений между работником и работодателем, за исключением сумм, поименованных в ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ и ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Таким образом, из положений законодательства о страховых взносах следует, что суммы выплат и иных вознаграждений в пользу работников, предусмотренные коллективным договором, которые не являются стимулирующими и не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества и условий выполнения самой работы, подлежат обложению страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды в общеустановленном порядке. Следовательно, выплаты, производимые организацией в пользу работников в соответствии с коллективным договором (материальная помощь, единовременная материальная помощь на обустройство, единовременная материальная помощь работникам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве, и другая адресная социальная помощь), на основании действующих положений ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ и ст. 20.1 Федерального закона N 125-ФЗ облагаются страховыми взносами в определенном порядке с учетом положений ст. 9 Федерального закона N 212-ФЗ и ст. 20.2 Федерального закона N 125-ФЗ.
Такие разъяснения даны в совместном Письме ПФ РФ N НП-30-26/9660, ФСС РФ N 17-03-10/08-2786П от 29.07.2014.
Позиция арбитров
Арбитры свою позицию основывают не только на положениях законодательства о страховых взносах во внебюджетные фонды, но и на положения Трудового кодекса. Из совокупностей ст. 15, 16, 40 и 129 ТК РФ, как указал суд, следует, что выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд). Следовательно, такие выплаты не подлежат обложению страховыми взносами.
В ходе рассмотрения дела арбитры проанализировали трудовые договоры с сотрудниками организации и установили, что спорные выплаты не прописаны в них, то есть они не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не носят стимулирующего характера. Кроме того, они не носят систематический характер, не зависят от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, не исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа.
Спорные выплаты производились на основании коллективного договора. Проанализировав положения этого договора, суд сделал вывод, что данный договор заключен в целях создания системы социально-трудовых отношений, которая бы способствовала стабильной и производительной работе, повышению уровня жизни работников, установлению социально-трудовых прав и гарантий, реализации принципов социального партнерства и взаимной ответственности сторон. Следовательно, спорные выплаты, основанные на коллективном договоре, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов, а значит, у контролирующего органа не имелось оснований для включения спорных выплат в расчетную базу для начисления страховых взносов, а также для начисления пеней и штрафных санкций.
Аналогичные выводы были сделаны в Определении ВС РФ от 23.04.2015 N 310-КГ15-1740.
Какие выводы можно сделать?
Если организация осуществляет такие спорные выплаты своим работникам и при этом не начисляет на них страховые взносы, то ее ждут споры с контролирующими органами и свою позицию необходимо будет отстаивать в суде. Арбитры встанут на защиту интересов плательщика страховых взносов, если спорные выплаты будут установлены только коллективным договором, выплачиваться нерегулярно и не зависеть от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, не исчисляться исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок и периода трудового стажа.
Отметим, что арбитры придерживаются мнения, что социальные выплаты, основанные на коллективном договоре, не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов. Это подтверждается не только комментируемым определением, но и многими другими определениями ВС РФ:
- от 19.02.2016 N 303-КГ15-20158 (см. стр. 45-48), от 23.01.2015 N 306-КГ14-7168 (приводится в журнале N 4, 2015) - про оплату организацией стоимости санаторно-курортных путевок для своих работников;
- от 17.12.2015 N 306-КГ15-16073 - про суммы компенсации родительской платы за содержание детей в детских дошкольных учреждениях (приводится в журнале N 3, 2016);
- от 01.09.2015 N 304-КГ15-10018 - про денежные средства, выплачиваемые к юбилейным датам (приводится в журнале N 12, 2015);
- от 03.02.2015 N 307-КГ14-5770 - про питание для сотрудников, которое им организация предоставляла бесплатно (приводится в журнале N 6, 2015).
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"