Особенности заполнения книги продаж при оказании услуг общепита
О.В. Давыдова,
редактор журнала "Предприятия общественного питания:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", N 3, март 2016 г., с. 49-62.
Как известно, книга продаж заполняется плательщиком НДС на основании данных выставленных (составленных) счетов-фактур с целью определения налогового обязательства. А каким образом заполнить книгу продаж, если в адрес заказчика (потребителя) услуг общепита счет-фактура не выставляется? При этом надо четко понимать, когда счет-фактуру можно не составлять. Для лиц, занятых в сфере общепита, это особенно актуально, поскольку они, как правило, работают с физическими лицами. В связи с этим выясним, когда предприятия общественного питания (ИП) обязаны выставлять (составлять) счета-фактуры, а когда нет и как с помощью организации документооборота облегчить заполнение книги продаж.
По общему правилу, прописанному в п. 3 ст. 168 НК РФ, при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении предоплаты продавец - плательщик НДС должен выставить покупателю соответствующий счет-фактуру в течение пяти календарных дней со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, получения предоплаты. При этом в расчетных документах, включая реестры чеков и реестры на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах, а также в счетах-фактурах соответствующая сумма НДС выделяется отдельной строкой (п. 4 ст. 168 НК РФ). Затем данные выставленных счетов-фактур переносятся в книгу продаж с целью определения налогового обязательства. О том, что плательщики НДС при совершении операций, признаваемых объектом обложения налогом, и в иных случаях, определенных в установленном порядке, обязаны составлять счета-фактуры, вести книги покупок и книги продаж, сказано в п. 3 ст. 169 НК РФ. Форма книги продаж, применяемой при расчетах по НДС, и правила ее ведения утверждены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 (приведены в приложении 5).
(Поскольку по ходу статьи мы будем останавливаться на порядке заполнения отдельных граф книги продаж, для наглядности форму книги приведем на стр. 62.)
Таким образом, если организация (ИП), занимающаяся оказанием услуг общепита, является плательщиком НДС, она обязана выставлять заказчикам счета-фактуры и вести книги продаж, регистрируя в них данные счетов-фактур. Однако такое положение вещей в части выставления счетов-фактур не универсально, что, соответственно, влияет на порядок заполнения книги продаж.
Заказчик услуг общепита - организация или ИП
Ситуация 1: заказчик исполняет обязанности плательщика НДС
Если в качестве заказчика услуг общепита выступает юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) - плательщик НДС (которое и оплачивает услуги), счет-фактура составляется, причем без учета того, в какой форме (наличной или безналичной) производится оплата. При оказании услуг соответствующие счета-фактуры выставляются покупателю не позднее пяти дней считая с даты составления первичного учетного документа, подтверждающего факт оказания этих услуг (Письмо УФНС по г. Москве от 12.02.2015 N 16-15/011867). Тогда при внесении в книгу продаж данных счета-фактуры, выставленного в адрес юридического лица или ИП в связи с оказанием услуг общепита, в графе 2 "Код вида операции" указывается значение 01. В ситуации, когда услуги общепита оказываются на условиях предоплаты, в момент получения от юридического лица (ИП) предварительной оплаты выставляемый "авансовый" счет-фактура регистрируется в книге продаж с присвоением операции кода 02.
Обратите внимание! При заполнении книги продаж используются утвержденные Приказом ФНС РФ от 14.02.2012 N ММВ-7-3/83@ коды видов операций по НДС, необходимые для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур. Кроме того, пока в указанный приказ не внесены изменения, нужно также применять в соответствующих случаях дополнительные коды видов операций, приведенные в приложении к Письму ФНС РФ от 22.01.2015 N ГД-4-3/794@.
В Интернете на сайте http://regulation.gov.ru размещен подготовленный налоговой службой проект приказа "Об утверждении кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и дополнительных листов книги продаж".
Подчеркнем, если счет-фактура покупателю (заказчику) выставлен, именно его данные вносятся в книгу продаж. Это касается и ситуации, когда услуги общепита оплачиваются наличными денежными средствами, об этом прямо сказано в Правилах ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость. Счета-фактуры, выставленные продавцами при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), передаче имущественных прав организациям и индивидуальным предпринимателям за наличный расчет, подлежат регистрации в книге продаж (абз. 1 п. 13). Регистрация счетов-фактур в книге продаж производится в хронологическом порядке в том налоговом периоде, в котором возникает налоговое обязательство, независимо от даты их выставления покупателям и даты их получения покупателями (п. 2, абз. 2 п. 3 указанных правил, Письмо Минфина РФ от 16.12.2015 N 03-07-11/73742).
Ситуация 2: заказчик не исполняет обязанности плательщика НДС
В ситуации, когда в роли заказчика выступает организация или ИП, можно обойтись и без счета-фактуры в том случае, если заказчик не признается плательщиком НДС (допустим, по причине применения УСНО) либо является налогоплательщиком, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС (по ст. 145 НК РФ). Но такое возможно только при наличии письменной договоренности между сторонами сделки о том, что счета-фактуры составляться не будут. Представленное допущение введено Федеральным законом от 21.07.2014 N 238-ФЗ с 01.10.2014 (см. пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Кстати, по мнению Минфина, письменное согласие сторон на несоставление налогоплательщиком счетов-фактур может быть оформлено в электронном виде, если оно подписано электронной подписью или иным аналогом собственноручной подписи (Письмо от 21.10.2014 N 03-07-09/52963).
Отсутствие счета-фактуры не означает, что в книге продаж ничего не нужно фиксировать (ведь налоговые обязательства по НДС у продавца (исполнителя) возникают). Поэтому организация (ИП), не выставляющая счет-фактуру на основании договоренности с покупателем (заказчиком), в книге продаж может зарегистрировать (письма ФНС РФ от 27.01.2015 N ЕД-4-15/1066@, Минфина РФ от 22.01.2015 N 03-07-15/1704):
- первичные учетные документы, подтверждающие совершение фактов хозяйственной жизни (например акты оказанных услуг общепита);
- иные документы (допустим, бухгалтерскую справку-расчет), содержащие суммарные (сводные) данные по соответствующим налогооблагаемым операциям, совершенным в течение календарного месяца или квартала. Считаем, что такую справку можно составить по всем заказчикам, которым не выставлялся счет-фактура в течение определенного периода (месяца или квартала), а не по каждому заказчику в отдельности. Тогда в книге продаж графы 7 "Наименование покупателя" и 8 "ИНН/КПП покупателя" не заполняются (в них ставятся прочерки).
Ранее финансисты предлагали в случаях несоставления счетов-фактур на основании пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ в книге продаж отражать реквизиты счета-фактуры, составленного продавцом в одном экземпляре, либо первичных учетных документов, подтверждающих совершение фактов хозяйственной жизни (Письмо от 09.10.2014 N 03-07-11/50894).
Если покупатели (организации, ИП), не получающие счета-фактуры, рассчитываются за оказанные услуги наличными денежными средствами и момент оплаты совпадает с моментом оказания услуг, в книге продаж могут регистрироваться данные контрольных лент контрольно-кассовой техники, то есть можно поступить так же, как при работе с физическими лицами (о чем поговорим далее).
При заполнении книги продаж в описанных ситуациях используется код вида операции, имеющий значение 26 (Письмо ФНС РФ от 08.06.2015 N ГД-4-3/9935@). На основании приложения к Письму ФНС РФ N ГД-4-3/794@ данный код присвоен операции "Составление первичных учетных документов при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не являющимся налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога".
Если же договоренности о несоставлении счетов-фактур нет, в книге продаж необходимо регистрировать данные выставленных заказчикам счетов-фактур, при этом, по мнению автора, нужно использовать тот же код операции, что при работе с плательщиками НДС (то есть код 01). Это связано с тем, что если, например, организация, применяющая УСНО, утратит право на использование данного режима налогообложения, то она сможет при наличии счетов-фактур воспользоваться соответствующими налоговыми вычетами по НДС.
Напомним, с 01.01.2015 сведения из книги продаж и книги покупок, в том числе информация о покупателе и продавце, номера выставленных и полученных счетов-фактур, а также коды вида операции включаются в декларацию по НДС. В свою очередь, наличие в налоговой декларации этих сведений позволяет налоговым органам осуществлять необходимые мероприятия налогового контроля, связанные с пресечением неправомерного возмещения НДС (Письмо Минфина РФ от 23.04.2015 N 03-07-14/23289). Форма декларации по налогу на добавленную стоимость утверждена Приказом ФНС РФ от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.
Заказчик и потребитель услуг общепита - физическое лицо
Ситуация 1: физическое лицо расплачивается наличными денежными средствами
В этом случае общее правило о выставлении счета-фактуры можно не исполнять, ведь физические лица не являются плательщиками НДС, следовательно, счета-фактуры им не нужны. Добро на это дает норма п. 7 ст. 168 НК РФ. Дословно она звучит так.
При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Если представленную норму читать дословно, получается, что в ней разъяснено, при каких условиях требования, установленные п. 3 и 4 ст. 168 НК РФ (в части оформления расчетных документов и выставления счетов-фактур с выделенной суммой налога), считаются выполненными в случае реализации товаров (нет указания на работы, услуги) за наличный расчет:
- организациями и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания (нет указания на реализацию именно населению, то есть физическим лицам);
- другими организациями, ИП, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению.
Однако чиновники вкратце ее толкуют так: если при реализации товаров (работ, услуг) физическим лицам за наличный расчет продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы, счета-фактуры составлять не нужно (Письмо ФНС РФ от 21.05.2015 N ГД-4-3/8565). Организации и ИП, занимающиеся оказанием услуг общепита, в качестве иного документа могут использовать бланк строгой отчетности. Основание - п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт". Здесь сказано, при каких условиях организации и ИП могут производить наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению. Такое возможно при выдаче указанными лицами соответствующих бланков строгой отчетности. То, что услуги общественного питания относятся к услугам населению, следует из ОК 002-93 "Общероссийский классификатор услуг населению"*(1).
Порядок утверждения форм бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения установлены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 "О порядке осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники". Обязательными реквизитами БСО являются:
наименование документа, шестизначный номер и серия;
наименование и организационно-правовая форма организации или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя - продавца (исполнителя);
место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности);
ИНН, присвоенный организации (ИП), выдавшей документ;
вид услуги;
стоимость услуги в денежном выражении;
размер оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
дата расчета и составления документа;
должность, Ф.И.О. лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации (ИП) (при ее наличии);
иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги и которыми вправе дополнить документ организация (ИП).
Как видим, указание данных покупателя в бланке строгой отчетности необязательно. Кроме того, исходя из норм Налогового кодекса сумму НДС при наличных расчетах отдельной строкой в БСО (как, впрочем, и на кассовом чеке*(2)) отражать также не нужно. Согласно п. 6 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в названные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма НДС не выделяется. Это объясняется тем, что для указанных покупателей выделение суммы налога в составе цены на приобретаемые товары (работы, услуги) не имеет юридического значения (Постановление КС РФ от 03.06.2014 N 17-П).
Таким образом, если в качестве заказчика выступает физическое лицо, оплачивающее оказанные услуги наличными денежными средствами или с использованием платежной карты, выставлять счет-фактуру не нужно. В этом случае в книге продаж регистрируются показатели контрольных лент ККТ или бланков строгой отчетности (п. 1 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, письма Минфина РФ от 19.11.2015 N 03-07-09/66869, от 23.03.2015 N 03-07-09/15737). Причем если по кассе также были пробиты суммы, полученные от юридических лиц и ИП, которым были выставлены счета-фактуры, то показания контрольных лент регистрируются в книге продаж без учета сумм, указанных в этих счетах-фактурах. По мнению автора, то же самое касается пробитых по кассе наличных сумм, полученных в качестве предоплаты. В ситуации, когда покупателям выдаются бланки строгой отчетности, в книгу продаж можно вносить сведения не каждого БСО по отдельности, а суммарные данные документов строгой отчетности на основании описи, составленной по итогам продаж за календарный месяц. Об этом сказано в абз. 2 п. 13 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость.
А вот финансисты допускают возможность составления сводного документа (например, бухгалтерской справки-расчета) вообще по всем операциям, связанным с реализацией товаров (работ, услуг) физическим лицам за наличный расчет (без учета того, применялась ККТ или выдавались БСО), которые были совершены в течение календарного месяца или квартала (см. письма от 28.05.2015 N 03-11-11/31033, от 17.03.2015 N 03-07-09/14183, от 30.01.2015 N 03-07-11/3488).
При отражении в книге продаж данных контрольных лент ККТ или БСО либо сводного документа графы 7 и 8 не заполняются, а в качестве кода вида операции (графа 2) используется значение 26 (Письмо ФНС РФ от 08.06.2015 N ГД-4-3/9935@).
Ситуация 2: услуги оказаны физическим лицам за безналичный расчет
А вот нужно ли выставлять (составлять) счет-фактуру при совершении операций, связанных с реализацией физическим лицам товаров (работ, услуг) за безналичный расчет? Налоговый кодекс однозначного отрицательного ответа на поставленный вопрос не дает. Пункт 7 ст. 168 НК РФ в этом случае применяться не может (он распространяется только на наличные расчеты), однако, по сути, работает норма, представленная в пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ. Вспомним, при совершении операций по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав лицам, не признаваемым плательщиками НДС (а физические лица как раз таковыми и являются), по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры не составляются. Поэтому, если между предприятием общепита и физическим лицом заключается договор об оказании услуг (например на проведение банкета), рекомендуем включить в него условие о несоставлении счетов-фактур, в том числе при получении предоплаты (аванса). А если такой договоренности нет?
Так, финансисты полагают возможным в случае реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) за безналичный расчет составлять бухгалтерскую справку-расчет или сводный документ, содержащий суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение определенного периода (день, месяц, квартал), и регистрировать ее (его) в книге продаж (Письмо от 19.11.2015 N 03-07-09/66869*(3)). Отсюда можно было бы предположить, что счет-фактуру необязательно составлять, а все потому, что физические лица не являются плательщиками НДС и этот налог к вычету не принимают. Однако несколькими месяцами ранее Минфин в Письме от 15.06.2015 N 03-07-14/34405 ответил на вопрос о выставлении счетов-фактур и ведении книги продаж при реализации физическим лицам товаров за наличный и безналичный расчет следующим образом.
Счета-фактуры по товарам, оплаченным физическими лицами в безналичном порядке, возможно выписывать в одном экземпляре. При этом в книге продаж может регистрироваться бухгалтерская справка-расчет, содержащая суммарные (сводные) данные по указанным операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала).
Еще ранее финансисты настаивали на том, что счет-фактуру по услугам, оплаченным физическими лицами в безналичном порядке, нужно составлять обязательно, но выписывать ее можно в одном экземпляре для учета данных услуг продавцом по итогам налогового периода. А в случае отсутствия у продавца информации о физических лицах в соответствующих строках счета-фактуры проставлять прочерки (письма от 01.04.2014 N 03-07-09/14382, от 03.11.2011 N 03-07-09/37, от 22.09.2011 N 03-07-09/29, от 25.05.2011 N 03-07-09/14).
Так выставлять ли счет-фактуру? Давайте к разрешению ситуации подключим и рассуждения ФНС, представленные в Письме от 21.05.2015 N ГД-4-3/8565.
При оказании услуг по пассажирским перевозкам на основании авиабилета, в котором сумма налога выделена отдельной строкой, оплаченного физическими лицами, в том числе представителями юридического лица, в безналичном порядке, счета-фактуры авиакомпания вправе не составлять.
Получается, что ФНС допускает возможность отказа от составления счета-фактуры при оплате физическим лицом стоимости услуг в безналичном порядке при условии выдачи ему БСО (с выделенной суммой налога). (На том, почему в описанной ситуации сумма НДС, по мнению налоговиков, должна быть выделена в авиабилете отдельной строкой, мы останавливаться не будем. Отметим только, что данный нюанс всплывает еще в ситуации, когда оказываются услуги по найму жилого помещения.) Договор воздушной перевозки пассажира удостоверяется билетом. Следовательно, оказание услуг по перевозке пассажиров (то есть физических лиц) производится на основании авиабилетов. При этом чиновники подчеркивают: представленный вывод сделан с учетом нормы пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ и того, что физические лица не являются плательщиками НДС, а значит, этот налог к вычету не принимают.
Таким образом, предприятиям общепита (ИП) нужно определиться самостоятельно, будут ли они составлять счета-фактуры при ведении безналичных расчетов с физическими лицами. Исходя из подхода ФНС, можно обойтись и без счета-фактуры в случае выдачи БСО. Если же предприятие хочет избежать нареканий в ситуации, когда письменной договоренности с покупателем о несоставлении счета-фактуры нет, рекомендуем оформить такой документ (можно по итогам квартала), на чем ранее настаивали финансисты. При этом вне зависимости от того, имеется ли счет-фактура, в книге продаж могут регистрироваться данные сводного документа, составленного по итогам дня, месяца, квартала, содержащего сведения обо всех услугах, оказанных физическим лицам за безналичный расчет (в этом случае операции присваивается код 26). Понятно, что если счет-фактура составляется по итогам квартала, то сводный документ нужно также оформлять по итогам налогового периода.
Получение аванса
Вспомним, моментом определения налоговой базы по НДС является не только день отгрузки товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, но и день получения предварительной оплаты (п. 1 ст. 167 НК РФ). Поэтому если предприятие (ИП) получает от физических лиц, организаций и ИП оплату в счет будущего оказания услуг общепита, то у него возникает обязанность по исчислению суммы НДС. Если в роли заказчика выступает плательщик налога, появляется и обязанность по выставлению счета-фактуры в течение пяти календарных дней со дня получения предоплаты (п. 3 ст. 168 НК РФ), именно он и регистрируется в книге продаж (п. 17 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость).
Теперь разберемся, нужно ли составлять счет-фактуру в ситуации, когда аванс получен от лица, не уплачивающего НДС. Если это физическое лицо, организация или ИП, с которым имеется письменная договоренность о несоставлении счетов-фактур, "авансовый" счет-фактуру выставлять не нужно. Подтверждение этому можно найти у Минфина: по письменному согласию сторон сделки счета-фактуры по авансовым платежам, полученным в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) от покупателей, применяющих УСНО, не выставляются (Письмо от 16.03.2015 N 03-07-09/13808). В отсутствие договоренности с организацией или ИП "авансовый" счет-фактура выставляется и регистрируется в книге продаж под кодом 02.
Другая ситуация: предоплата получена от физического лица, а соглашения о невыставлении счета-фактуры нет. Если речь идет о получении наличных денежных средств, выдачу кассового чека или БСО можно считать достаточной. Поддержку такому подходу находим опять же у финансистов: при реализации организацией розничной торговли подарочных сертификатов и товаров на сумму, указанную в подарочном сертификате, обязанность по выставлению счетов-фактур считается выполненной, если эмитент выдал покупателю кассовый чек (Письмо от 29.01.2016 N 03-07-14/4002). А продажа подарочных сертификатов - это получение предоплаты, о чем мы писали в статье "Продажа подарочных сертификатов на посещение ресторана" (N 10, 2015). А вот при безналичных расчетах с физическими лицами ситуация решается так же, как в ситуации 2: услуги оказаны физическим лицам за безналичный расчет.
В любом случае все суммы предоплаты, поступившие в течение налогового периода (квартала), за исключением тех, что получены от лиц, которым выставлены счета-фактуры, можно включить в сводный документ (бухгалтерскую справку-расчет) и именно его зарегистрировать в книге продаж с присвоением операции кода 26. На правильность такого подхода указывает подготовленный ФНС проект приказа "Об утверждении кодов видов операций по налогу на добавленную стоимость, необходимых для ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, дополнительных листов книги покупок и дополнительных листов книги продаж". В нем под кодом 26 числятся операции:
1) составление продавцом счетов-фактур, первичных учетных документов, иных документов, содержащих суммарные (сводные) данные по операциям, совершенным в течение календарного месяца (квартала):
- при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав (в том числе в случае уменьшения стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав)) лицам, не являющимся плательщиками НДС, и налогоплательщикам, освобожденным от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС;
- при получении от указанных лиц предоплаты;
2) регистрация указанных документов в книге покупок в случаях, предусмотренных п. 6 и 10 ст. 172 НК РФ.
Считаем, что по оказанным услугам и суммам предоплаты нужно составлять разные сводные документы, так как при регистрации документов на полученные авансы в книге продаж не заполняются графы 14-16 и 19 (п. 8 Правил ведения книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость).
Подводим итоги
Считаем, если заведение общепита (ИП) работает не только с физическими лицами, но и предприятиями (индивидуальными предпринимателями), с которыми имеется договоренность о невыставлении счетов-фактур, для облегчения документооборота следует составлять сводный документ за налоговый период (квартал). При этом в одном документе можно объединить данные по услугам общепита, оказанным как физическим лицам, так и организациям (ИП), которым по договоренности сторон счета-фактуры не выставлялись (вне зависимости от формы оплаты - наличными денежными средствами или в безналичном порядке). Ведь в книге продаж они все проходят под кодом 26, а конкретизация по покупателям неважна, так как при налоговом контроле такие сведения нужны только в ситуации, когда покупатель (заказчик) может воспользоваться налоговым вычетом. Подобный подход следует применять и при получении от указанных лиц сумм предоплаты: составить отдельный сводный документ и зарегистрировать его в книге продаж под кодом 26 (с заполнением соответствующих граф). При этом, оформлять ли счета-фактуры при ведении безналичных расчетов с физическими лицами, предприятию общепита (ИП) придется решить самостоятельно. Как вариант - можно составить общий счет-фактуру по итогам налогового периода (квартала). При получении от физических лиц наличных денежных средств счета-фактуры выписывать не нужно.
Если с организацией (ИП), не являющейся плательщиком НДС (не исполняющей обязанности по исчислению и уплате данного налога), договоренности о несоставлении счета-фактуры нет и ей, соответственно, счет-фактура выставляется, в том числе при получении предоплаты, в книге продаж регистрируются данные счета-фактуры с использованием кода 01 (02), а не 26. То есть применяется такой же порядок, как и при работе с заказчиками - плательщиками НДС.
Приложение N 5
к Постановлению Правительства
Российской Федерации
от 26.12.2011 N 1137
(в ред. Постановления Правительства РФ
от 30.07.2014 N 735)
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Утвержден и введен в действие с 01.01.1994 Постановлением Госстандарта РФ от 28.06.1993 N 163. Утрачивает силу с 01.01.2017 в связи с изданием Приказа Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст.
*(2) См. Письмо МНС РФ от 25.03.2004 N 33-0-14/240.
*(3) Об этом сказано и в письмах Минфина РФ от 13.11.2015 N 03-07-09/65748, от 19.10.2015 N 03-07-09/59679, причем без привязки к тому, в какой форме осуществляется оплата оказанных услуг.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"