На основании судебного решения с муниципального образования в пользу организации были взысканы убытки, причинённые в результате неисполнения договорного обязательства. Однако муниципальное образование не исполнило судебный акт в связи с отсутствием денежных средств. В связи с этим организация обратилась в суд с целью взыскания с муниципального образования процентов за пользование чужими денежными средствами. Однако муниципальное образование указало, что нарушение положений ст. 242.2 БК РФ не может влечь последствий, предусмотренных ст. 395 ГК РФ в силу особенного статуса муниципального образования.
Влечет ли нарушение положений ст. 242.2 БК РФ гражданско-правовые последствия, предусмотренные ст. 395 ГК РФ?
М.Ю. Лермонтов,
государственный советник Российской Федерации 3 класса
Журнал "Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет", N 1, январь 2016 г., с. 18-20.
Нарушение положений ст. 242.2 БК РФ влечет гражданско-правовые последствия, предусмотренные ст. 395 ГК РФ, что подтверждается сложившейся судебной практикой арбитражных судов.
Обоснование: В соответствии с ч. 4 ст. 242.2 БК РФ для исполнения судебных актов по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств местного бюджета), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств местного бюджета документы, указанные в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.
На основании п. 2 ст. 242.2 БК РФ главный распорядитель средств бюджета муниципального образования, представлявший в суде интересы муниципального образования в соответствии с п. 3 ст. 158 БК РФ, обязан направить в финансовый орган муниципального образования информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.
В силу п. 1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Согласно п. 3 ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими средствами взимаются по день уплаты суммы этих средств кредитору, если законом, иными правовыми актами или договором не установлен для начисления процентов более короткий срок.
Таким образом, ни бюджетное, ни гражданское законодательство не содержит нормы, которая предусматривала бы отсутствие последствий, установленных ст. 395 ГК РФ, в случае неисполнения обязанностей, возложенных на муниципальное образование на основании ст. 242.2 БК РФ.
В обоснование данной позиции приведем примеры из судебной практики.
Так в Постановлении Президиума ВАС РФ от 14.12.2010 г. N 8893/10 разъясняется, что обязанность исполнения судебного акта лежит на должнике независимо от совершения взыскателем действий по принудительному исполнению судебного решения, поэтому непредъявление исполнительного листа к исполнению не должно рассматриваться в качестве основания освобождения государственного органа от ответственности за несвоевременное исполнение судебного акта. Установленные БК РФ особенности порядка исполнения судебных актов, предусматривающие взыскание средств за счет бюджетов по предъявлении исполнительного листа, не регулируют имущественные гражданско-правовые отношения, не затрагивают соотношения прав и обязанностей их участников и сами по себе не изменяют оснований и условий применения гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств.
В Постановлении ФАС Поволжского округа от 24.07.2014 г. N А55-23173/2013 указывается, что установленные БК РФ особенности порядка исполнения судебных актов, предусматривающие взыскание средств за счет бюджетов, не регулируют имущественные гражданско-правовые отношения, не затрагивают соотношения прав и обязанностей их участников и сами по себе не изменяют условий и оснований применения гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств. Иное толкование противоречило бы принципам равенства участников гражданско-правовых отношений.
(Также см. Постановления ФАС Московского округа от 25.07.2014 г. N Ф05-5709/14; ФАС Северо-Западного округа от 25.04.2014 г. N А56-46777/2013; ФАС Центрального округа от 14.04.2014 г. N А35-3520/2013).
Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных норм и позиции судов, следует, что нарушение положений ст. 242.2 БК РФ влечёт гражданско-правовые последствия, предусмотренные ст. 395 ГК РФ.
1 января 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Финансовый вестник: финансы,
налоги, страхование, бухгалтерский учет"
Учредитель - ООО "Книжная редакция "Финансы"
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-7752 от 16 апреля 2001 г.
Адрес редакции: 125009, Москва, ул. Тверская, 22-б.
тел.: 8 (495) 699-43-85; 699-96-16
Internet: http://finance-journal.ru
Подписные индексы
"Роспечать" 80736
"Пресса России" 45427