Единые рекомендации по установлению системы оплаты труда в ГМУ
В. Куницына,
эксперт журнала "Учреждения образования:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2016 г., с. 54-63.
В соответствии со ст. 135 ТК РФ Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ежегодно разрабатывает Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (далее - Единые рекомендации). На 2016 год такие рекомендации утверждены Протоколом от 25.12.2015 N 12. Какие ориентиры в них даны и на что нужно обратить внимание образовательным учреждениям, рассмотрим в статье.
При разработке или изменении систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях органы власти должны учитывать положения Единых рекомендаций. Непосредственно учреждения руководствуются данным документом при составлении положения об оплате труда.
Общие требования к оплате труда работников ГМУ
Системы оплаты труда работников учреждений устанавливаются соглашениями, коллективными договорами, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, законами и иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и с учетом Единых рекомендаций.
Рекомендации органам власти. Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендуется:
- при изменении условий оплаты труда работников учреждений предусматривать установление минимальных окладов (минимальных должностных окладов), минимальных ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам (ПКГ) и квалификационным уровням;
- не допускать установления по должностям, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, а также установления диапазонов размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по ПКГ либо по должностям работников с равной сложностью труда. По должностям служащих, не включенным в ПКГ, размеры окладов (должностных окладов) определяются в зависимости от сложности труда;
- не допускать снижения достигнутого уровня оплаты труда (включая размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы) работников учреждений, переданных в другую форму собственности (федеральную, собственность субъекта РФ, муниципальную), в случае изменения для них систем оплаты труда, а также работников учреждений, реорганизуемых путем слияния или присоединения их к учреждениям, работники которых имеют более низкий уровень оплаты труда, при сохранении объема трудовых (должностных) обязанностей работников, выполнении ими работ той же квалификации и условий труда.
Органам государственной власти субъектов РФ, региональным объединениям профсоюзов и региональным объединениям работодателей рекомендуется заключать в 2016 году региональные соглашения о минимальной заработной плате с распространением их действия на всех работников государственных и муниципальных учреждений.
При разработке нормативных правовых актов по вопросам оплаты труда работников учреждений органам государственной власти и органам местного самоуправления рекомендуется использовать порядок формирования систем оплаты труда, предусмотренный разд. V Единых рекомендаций для федеральных государственных учреждений. При этом особое внимание при применении этих актов учреждениями нужно обратить:
- на установление фиксированных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников на основе ПКГ;
- на установление размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям служащих, не включенным в ПКГ, в зависимости от сложности труда;
- на определение фиксированных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо нормы труда (нормы часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) по занимаемой работником должности;
- на применение видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в соответствии с их перечнями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и п. 14-17 Единых рекомендаций;
- на то, что штатное расписание утверждается руководителем учреждения;
- на установление заработной платы работников (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при введении новых систем оплаты труда и их изменении в размере, не меньшем заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой этим работникам до введения таких систем оплаты труда и их изменения, при условии сохранения объема трудовых (должностных) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.
Ограничения при формировании системы оплаты труда. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права:
а) формировать и утверждать ПКГ, квалификационные уровни ПКГ и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к ним;
б) переносить профессии рабочих и должности служащих в другие ПКГ и квалификационные уровни, изменять порядок регулирования продолжительности рабочего времени (норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), в том числе вводить оплату труда на основе должностных окладов вместо ставок заработной платы работникам, нормирование труда которых осуществляется с учетом норм часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы;
в) применять наименования должностей (профессий) работников, не соответствующие наименованиям должностей руководителей, специалистов и служащих, профессий рабочих и квалификационным требованиям к ним, предусмотренным Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих или положениями профессиональных стандартов, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
г) утверждать квалификационные характеристики по должностям служащих и профессиям рабочих;
д) отступать от единого реестра ученых степеней и ученых званий и порядка их присуждения;
е) устанавливать повышающие коэффициенты за наличие среднего профессионального или высшего образования при формировании размеров должностных окладов (ставок заработной платы) по должностям служащих, квалификационные характеристики которых не содержат требований о наличии того или иного образования;
ж) устанавливать по должностям работников, входящим в один и тот же квалификационный уровень ПКГ, различные размеры повышающих коэффициентов к тарифным ставкам, окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы;
з) устанавливать понижающие коэффициенты по должностям служащих, сформированным в ПКГ должностей, занятие которых требует наличия высшего образования, в случае принятия на такую должность лица, у которого отсутствует высшее образование.
Рекомендации по формированию положения об оплате труда, штатного расписания и по оформлению трудовых договоров. В положениях об оплате труда необходимо прописать условия, которые свойственны только работникам данного учреждения. В соответствии с ними следует устанавливать по всем имеющимся в штате учреждения должностям работников фиксированные размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы) применительно к соответствующим ПКГ (квалификационным уровням ПКГ). При этом минимальные оклады (должностные оклады), ставки заработной платы, предусматриваемые в автономных и бюджетных учреждениях по видам экономической деятельности, утверждаемые органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, рекомендуется использовать лишь в качестве ориентиров для установления учреждениями конкретных размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы по должностям работников учреждения.
В трудовом договоре с работником необходимо закрепить его конкретную трудовую функцию, условия оплаты труда с указанием фиксированного размера оклада (должностного оклада) или ставки заработной платы за исполнение трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы).
Должно быть сформировано единое штатное расписание учреждения независимо от того, к каким видам экономической деятельности относятся его структурные подразделения.
В положении об оплате труда следует предусмотреть критерии и показатели для стимулирования труда работников в зависимости от результатов и качества работы, а также их заинтересованности в эффективном функционировании структурных подразделений и учреждения в целом.
Процедуры по оценке эффективности работы различных категорий работников для принятия решения об установлении им выплат стимулирующего характера должны быть демократичными. Для этой цели возможно создание соответствующей комиссии с участием представительного органа работников.
В случаях изменения условий и размеров оплаты труда, в том числе при переходе на новые системы оплаты труда, при установлении и изменении размеров окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работникам за исполнение ими трудовых (должностных) обязанностей за календарный месяц либо норму труда (норму часов педагогической работы в неделю (в год) за ставку заработной платы), размеров выплат компенсационного и стимулирующего характера, необходимо внести коррективы в трудовые договоры с работниками (заключить дополнительные соглашения к ним).
В локальные нормативные акты учреждения не следует вносить положения, дублирующие нормы ТК РФ, а также иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права.
При заключении трудовых договоров с работниками можно использовать Рекомендации по оформлению трудовых отношений с работником государственного (муниципального) учреждения при введении "эффективного контракта", утвержденные Приказом Минтруда РФ от 26.04.2013 N 167н, и примерную форму трудового договора, приведенную в приложении 3 к Распоряжению Правительства РФ от 26.11.2012 N 2190-р.
Система оплаты труда работников сферы образования
Согласно Единым рекомендациям при формировании систем оплаты труда педагогических и иных работников сферы образования в 2016 году нужно учитывать следующее.
Не допускается снижение уровня заработной платы работников образовательных учреждений, в том числе педагогических работников, достигнутого в 2015 году и определяемого на основе данных Госстатистики.
В целях развития кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности педагогической профессии, выполнения в 2016 году целевых значений показателя средней заработной платы педагогов совершенствование систем оплаты труда преподавателей и иных работников рекомендуется осуществлять путем перераспределения средств, предназначенных на оплату труда (без учета районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях), с тем, чтобы размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников в структуре заработной платы в образовательных организациях высшего образования составляли не ниже 70%, а в остальных образовательных организациях - не ниже 60%.
Продолжительность рабочего времени педагогических работников или нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) нужно определять в соответствии с положениями Приказа Минобрнауки РФ от 22.12.2014 N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре" (далее - Приказ N 1601), предусматривающими, что в зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда устанавливается либо продолжительность рабочего времени, составляющая 30 или 36 часов в неделю, либо норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю или 720 часов в год.
При заключении трудовых договоров (дополнительных соглашений к ним) с педагогами, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены п. 2.8 приложения 1 к Приказу N 1601, надо обеспечивать включение в них условий, связанных:
- с фактическим объемом учебной нагрузки, определяемым ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона) в порядке, предусмотренном разд. II-V приложения 2 к Приказу N 1601;
- с размером ставки заработной платы, применяемым для исчисления заработной платы в зависимости от фактического объема учебной нагрузки (то есть с размером ставки заработной платы, установленным с учетом ее повышения за наличие квалификационной категории, а также по иным основаниям повышения, предусмотренным системой оплаты труда, в результате которых вводится ее новый размер);
- с размером заработной платы, исчисленным с учетом фактического объема учебной нагрузки;
- с размерами и факторами, обуславливающими получение выплат компенсационного характера, в том числе выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым могут быть отнесены выплаты за дополнительную работу: классное руководство; проверку письменных работ; заведование отделениями, филиалами, учебно-консультационными пунктами, кабинетами, отделами, учебными мастерскими, лабораториями, учебно-опытными участками; руководство предметными, цикловыми и методическими комиссиями и другие виды дополнительной работы;
- с размерами и условиями выплат стимулирующего характера.
Рекомендуется также, чтобы аналогичные условия оплаты труда с учетом фактического объема педагогической работы предусматривались в трудовых договорах других педагогических работников, для которых нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы в неделю (в год) установлены п. 2.3-2.7 приложения 1 к Приказу N 1601.
В системах оплаты труда педагогических работников, поименованных в п. 2.3-2.8 приложения 1 к Приказу N 1601, выполняющих с их письменного согласия педагогическую или учебную (преподавательскую) работу сверх установленной нормы часов в неделю (в год) за ставку заработной платы либо ниже этих норм, следует закрепить такой порядок исчисления заработной платы за весь объем педагогической или учебной (преподавательской) работы:
а) для педагогических работников, названных в п. 2.3-2.7 и в п. 2.8.1 указанного приказа, - путем умножения размеров ставок заработной платы за календарный месяц на фактический объем учебной нагрузки (педагогической работы) в неделю и деления полученного произведения на норму часов преподавательской или педагогической работы в неделю, установленную за ставку заработной платы;
б) для преподавателей образовательных организаций среднего профессионального образования, а также программы профессионального обучения, для которых п. 2.8.2 указанного приказа регламентирована норма часов педагогической работы за ставку заработной платы 720 часов в год, - путем определения среднемесячной заработной платы, рассчитываемой как произведение часовой ставки преподавателя и установленного ему объема годовой учебной нагрузки и деления полученного результата на 10 учебных месяцев. Часовая ставка исчисляется путем деления месячной ставки заработной платы на среднемесячную норму учебной нагрузки (72 часа).
Ставки заработной платы за календарный месяц, устанавливаемые педагогическим работникам, поименованным в п. 2.8.1 и 2.8.2 приложения 1 к Приказу N 1601, за норму часов педагогической работы соответственно 18 часов в неделю, 720 часов в год и являющиеся для них нормируемой частью их педагогической работы, выплачиваются указанным педагогическим работникам с учетом выполнения ими другой педагогической работы, входящей в их должностные обязанности в соответствии с квалификационной характеристикой.
Согласно п. 2.2 приложения 2 к Приказу N 1601 отдельным учителям, которым не может быть обеспечена учебная нагрузка в объеме, соответствующем норме часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы в неделю, должна обеспечиваться выплата ставок заработной платы в полном объеме при условии догрузки их до установленной нормы часов другой педагогической работой.
Профессорско-преподавательский состав. В силу п. 1.4 приложения 2 к Приказу N 1601 в трудовые договоры (дополнительные соглашения к трудовому договору) педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, дополнительным профессиональным программам, должен включаться объем учебной нагрузки, установленный в порядке, предусмотренном п. 6.1 Приказа N 1601, с учетом которого:
- для определения объема учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава ежегодно на начало учебного года локальным нормативным актом организации по структурным подразделениям с учетом обеспечиваемых ими направлений подготовки регламентируется средний объем учебной нагрузки, а также ее верхние пределы дифференцированно по должностям профессорско-преподавательского состава;
- учебная нагрузка каждого педагогического работника, замещающего должности профессорско-преподавательского состава, определяется в зависимости от занимаемой им должности, уровня квалификации и не может превышать установленных по должностям профессорско-преподавательского состава верхних пределов.
При этом следует иметь в виду, что в соответствии с п. 7.1.2 и 7.1.3 приложения 2 к Приказу N 1601 в организациях высшего и дополнительного профессионального образования верхний предел учебной нагрузки, определяемый по должностям профессорско-преподавательского состава в порядке, предусмотренном п. 6.1 указанного приказа, устанавливается в объеме, не превышающем соответственно 900 или 800 часов в учебном году.
Учебная нагрузка педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава, включает в себя контактную работу обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности, установленных в зависимости от образовательных программ высшего образования (программ бакалавриата, специалитета, магистратуры, ординатуры, программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)), дополнительных профессиональных программ, которые утверждены соответствующими приказами Минобрнауки, поименованными в п. 6.3 приложения 2 к Приказу N 1601. За единицу времени принимается академический или астрономический час согласно установленной величине зачетной единицы, используемой при реализации соответствующих образовательных программ.
Нормы времени по видам учебной деятельности, включаемым в учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава, самостоятельно рассчитываются организацией и утверждаются ее локальным нормативным актом.
При определении по должностям профессорско-преподавательского состава соотношения учебной нагрузки и другой деятельности, предусмотренной должностными обязанностями и (или) индивидуальным планом (научной, творческой, исследовательской, методической, подготовительной, организационной, диагностической, лечебной, экспертной, иной, в том числе связанной с повышением своего профессионального уровня), в пределах продолжительности рабочего времени, составляющей 36 часов в неделю, учитываются:
- занимаемая педагогическим работником должность;
- нормы времени по видам учебной деятельности, утвержденные локальным нормативным актом организации.
* * *
В Единых рекомендациях приведены основные принципы и нормы права, на которые следует ориентироваться при установлении системы оплаты труда работникам ГМУ. Во главу угла поставлено верховенство закона и недопущение снижения достигнутого уровня заработной платы. Основную ее часть должны составлять постоянные величины: оклады, ставки, компенсационные выплаты. Стимулирующим выплатам надлежит носить характер поощрения. Педагогические работники должны получать заработную плату в зависимости от установленной им учебной нагрузки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"