Новшества законодательства 2016 года
Е. Орлова,
начальник отдела аудита ООО "ПАРТИ"
Журнал "Налоговый вестник", N 1, январь 2016 г., с. 20-36.
В данной таблице Елена Орлова, начальник отдела аудита ООО "ПАРТИ", рассмотрела законодательные инициативы по налогам, по обязательному социальному страхованию, а также изменения законодательства в области трудовых отношений, валютного регулирования и валютного контроля, банковского дела. Некоторые изменения начали действовать в конце 2015 г., другие - вступают в силу в 2016 году.
N | Содержание нормы | Правовой акт |
Совершенствование налогового администрирования
1 | С 28.12.2015 установлено, что в течение 2016-2017 годов договоры о создании КГН не подлежат регистрации в налоговых органах, а зарегистрированные в 2014-2015 годах считаются незарегистрированными. Налоговый орган в срок до 01.03.2016 уведомляет в произвольной форме ответственного участника такой группы о признании соответствующего договора незарегистрированным. | ст. 3, п. 1 ст. 4 Закона от 28.11.2015 N 325-ФЗ |
2 | С 01.01.2016 в Едином федеральном реестре сведений о фактах деятельности юридических лиц должны содержаться сведения: - о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице; - сведения о том, что юридическим лицом принято решение об изменении места нахождения. Эти сведения, вносимые в указанный реестр налоговыми органами, в числе прочих должны обеспечивать достоверность данных публичного реестра и информирования всех внешних пользователей. Теперь станет проще проверить контрагентов, но сложнее зарегистрироваться и сменить адрес. | пп. 5, 6 ст. 11, подп. "з.1", "з.2" п. 7 ст. 7.1 Закона N 129-ФЗ, подп. "б" п. 4 ст. 4, ч. 3 ст. 6 Закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ |
3 | С 01.01.2016 в случае возникновения обоснованных сомнений в достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ в связи с реорганизацией или ликвидацией юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, и (или) в связи с внесением изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, налоговый орган вправе принять решение о приостановлении государственной регистрации до дня окончания проведения проверки достоверности сведений, включаемых в ЕГРЮЛ, но не более чем на один месяц. | п. 4.4 ст. 9, п. 5 ст. 11 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, подп. "в" п. 5, подп. "б" п. 6 ст. 4, п. 3 ст. 6 Закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, письмо ФНС России от 27.03.2015 N СА-4-14/5039@ |
4 | С 01.01.2016 налоговый орган может внести запись о недостоверности сведений в ЕГРЮЛ о юридическом лице (в том числе об адресе, руководителе, участнике юридического лица) как по заявлению физического лица (например, о его непричастности к данной компании), так и самим налоговым органом без каких-либо заявлений юридического лица и вынесения судебных актов. | п. 5 ст. 11 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, подп. "б" п. 6 ст. 4, п. 3 ст. 6 Закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, письмо ФНС России от 27.03.2015 N СА-4-14/5039@ |
5 | С 01.01.2016 предусмотрены новые основания для отказа в государственной регистрации юридического лица: - указание в качестве участника общества лица, имеющего право без доверенности действовать от имени общества, либо лица, которое ранее было задействовано в деятельности юридического лица, нарушившего законодательство; - несоблюдение порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, обязательных для осуществления государственной регистрации. | подп. "ф" п. 1 ст. 23 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, п. 10 ст. 4, п. 3 ст. 6 Закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, письмо ФНС России от 27.03.2015 N СА-4-14/5039@ |
6 | С 01.01.2016 введена процедура предварительного уведомления об изменении места нахождения юридического лица. Представление документов для регистрации изменения места нахождения запрещено до истечения 20 дней с момента внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Регистрация изменения места нахождения юридического лица будет осуществляться налоговой инспекцией по новому месту нахождения. Теперь у налогового органа есть 20 дней, чтобы проверить, не является ли переезд компании фиктивным. | п. 6 ст. 17 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, п. 7 ст. 4, п. 3 ст. 6 Закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, письмо ФНС России от 27.03.2015 N СА-4-14/5039@ |
Совершенствование неналогового администрирования
7 | С 01.01.2016 введено ограничение на проведение неналоговых плановых проверок субъектов малого предпринимательства. Установлены "надзорные каникулы" на 3 года - с 01.01.2016 по 31.12.2018 не будут проводиться плановые неналоговые проверки юридических лиц или индивидуальных предпринимателей - субъектов малого предпринимательства, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Правительством РФ. Плановых проверок смогут избежать субъекты малого предпринимательства, не допускавшие за предыдущие три года грубых нарушений (например, требований промышленной безопасности), а также проступков, за которые могли приостановить ее деятельность, аннулировать лицензию или дисквалифицировать директора. "Надзорные каникулы" не затронут проверки ИФНС, ФСС, ПФР, а коснутся только плановых проверок ГИТ, Роспотребнадзора, МЧС России и т.п. Также "надзорные каникулы" не коснутся субъектов малого предпринимательства, ведущих деятельность в социальной, здравоохранительной и образовательных сферах, области теплоснабжения или электроэнергетики. В прежнем режиме должны производиться некоторые виды госконтроля (надзора) - контроль в области промышленной и радиационной безопасности, пожарный надзор, экологический контроль, надзор за деятельностью аудиторских организаций и управляющих компаний многоквартирных домов. Если организация (индивидуальный предприниматель), относящаяся к субъектам малого бизнеса, подпадает под критерии, дающие право на "надзорные каникулы", но в план проверок ее все равно включили, она (он) может подать заявление об исключении проверки в отношении юридического лица, индивидуального предпринимателя из ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Форма такого заявления утверждена постановлением Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268. | ст. 26.1 Закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ, п. 6 ст. 1 Закона от 13.07.2015 N 246-ФЗ, письмо Генеральной прокуратуры РФ от 23.10.2015 N 2-9265-15, постановление Правительства РФ от 26.11.2015 N 1268 |
8 | Организации, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, обязаны с 01.01.2016 представлять в Единую государственную автоматизированную информационную систему (ЕГАИС) информацию о закупке алкогольной продукции. Обязанность представлять сведения в ЕГАИС в части отражения розничной продажи вышеуказанной продукции не предусмотрена. До указанной даты данные в ЕГАИС передавали производители спирта и спиртосодержащей продукции, а также оптовые продавцы. Данные из накладных в ЕГАИС компании и индивидуальные предприниматели, торгующие в розницу, должны передавать через Интернет. Для подключения к ЕГАИС продавцы должны установить соответствующее оборудование и программное обеспечение. Если у организации-продавца несколько обособленных подразделений, учетная техника должна быть установлена в каждом из них. Информация о технических требованиях к такому оборудованию и регламент подключения размещены на специализированном портале в разделе "Порядок подключения к системе ЕГАИС для оптовых и розничных организаций" (http://egais.ru/connect). | п. 2 ст. 8 Закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ, п. 2 ст. 2 Закона от 29.06.2015 N 182-ФЗ, п. 3 письма Росалкогольрегулирования от 21.09.2015 N 17788/15-02 |
9 | С 29.12.2015 юридическим лицам предоставлено право действовать на основании типового устава, утвержденного уполномоченным госорганом. Сведения о том, что юридические лица действуют по такому уставу, должны указываться в ЕГРЮЛ. Для реализации этой возможности необходимы формы типовых уставов. Пока такие формы уполномоченным госорганом не утверждены. До указанной даты типовой устав можно было использовать только при государственной регистрации, действовать юридические лица (за исключением хозяйственных товариществ) были вправе на основании уставов, утвержденных их учредителями (участниками). | абз. 1 п. 3 ст. 50.1, п. 2 ст. 52 ГК РФ, пп. 1, 2 ст. 1, п. 1 ст. 5 Закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ |
10 | С 01.01.2016 введена новая форма журнала учета объема розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции. | п. 11 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 19.06.2006 N 380, приказ Росалкогольрегулирования от 19.06.2015 N 164 |
11 | С 01.01.2016 нотариусы должны соблюдать новый Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации. В нем закреплены правила поведения нотариуса в разных ситуациях: с клиентами, коллегами, нотариальной палатой. Определены меры дисциплинарной ответственности, в том числе за нарушения правил Кодекса. Его положения во многом сходны с действующим Кодексом. | ст. 6.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1, Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации |
12 | С 29.01.2016 действуют этические нормы, которым должен следовать оценщик при осуществлении оценочной деятельности. Определено, что основными принципами профессиональной этики оценщиков являются: - честность: оценщик должен действовать честно и открыто в своих профессиональных отношениях; - объективность: оценщик должен осуществлять профессиональную деятельность независимо и беспристрастно, а также избегать отношений, которые искажают или влияют на объективность его профессионального суждения; - компетентность: оценщик обязан поддерживать профессиональные знания и умения на должном профессиональном уровне оценочной практики; - профессиональное поведение: оценщик обязан действовать добросовестно и своевременно выполнять работу и не допускать в своей практике ситуаций, способствующих возникновению конфликта интересов; - конфиденциальность: оценщик обязан обеспечивать конфиденциальность информации, полученной в результате осуществления профессиональной деятельности, не раскрывать эту информацию третьим лицам, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. | приказ Минэкономразвития России от 30.09.2015 N 708 |
Вывозные таможенные пошлины
13 | В 2016 году сохраняется порядок расчета ставки вывозной таможенной пошлины на нефть при цене нефти, превышающей 182,5 доллара США за одну тонну, действовавший в 2015 году. | подп. 4 п. 4 ст. 3.1 Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1, п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 28.11.2015 N 324-ФЗ |
14 | С 01.01.2016 внесены уточнения в методику расчета ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую. Постановлением Правительства РФ от 29.03.2013 N 276 была утверждена методика расчета ставок вывозных таможенных пошлин на сырую нефть. Постановлением Правительства РФ от 30.11.2015 N 1290 в эту методику внесены изменения, в соответствии с которыми в период с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно сохраняется порядок расчета ставки вывозной таможенной пошлины на сырую нефть при цене нефти, превышающей 182,5 доллара США за одну тонну. | постановление Правительства РФ от 30.11.2015 N 1290 |
НДС
15 | С 01.01.2016 установлены требования к форме контракта (договора) для подтверждения ставки НДС 0%: контракты (договоры) могут быть представлены в виде одного подписанного сторонами документа либо совокупности документов, свидетельствующих о достижении согласия по всем существенным условиям сделки и содержащих всю необходимую информацию. | п. 19 ст. 165 НК РФ, п. 1 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 23.11.2015 N 323-ФЗ |
16 | С 01.01.2016 от налогообложения НДС освобождена реализация очков корригирующих (для коррекции зрения), линз для коррекции зрения, оправ для очков корригирующих (для коррекции зрения). | абз. 7 подп. 1 п. 2 ст. 149 НК РФ, ст.ст. 1, 2 Закона от 23.11.2015 N 318-ФЗ |
17 | С 01.01.2016 предусмотрено освобождение операций по передаче (возврату) имущества в имущественный пул клиринговой организации (из имущественного пула клиринговой организации) от обложения НДС. Клиринговым организациям предоставлено право при исчислении НДС принимать к вычету суммы налога, предъявленные продавцами товаров (в том числе являющихся базисным активом финансовых инструментов срочных сделок), приобретаемых клиринговыми организациями в целях осуществления функций центрального контрагента, а также для исполнения и (или) обеспечения исполнения допущенных к клирингу обязательств. | абз. 2 подп. 15.2 п. 3 ст. 149, п. 5.1 ст. 170 НК РФ, п. 1, подп. "в" п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ |
Акцизы
18 | С 01.01.2016 по 31.12.2016 ставки акцизов на некрепкий алкоголь, табачные изделия, автомобили и бензин повышены, а именно: возросли ставки на вино, пиво, сигареты, автомобили с мощностью двигателя свыше 90 л.с. Увеличена ставка на автомобильный бензин, причем для всех классов она стала одинаковой. Снижена ставка акциза на прямогонный бензин и моторные масла. | п. 1 ст. 193 НК РФ, подп. "а" п. 15 ст. 1 Закона от 24.11.2014 N 366-ФЗ |
19 | С 01.01.2016 установлены ставки акцизов на 2016-2017 годы, а в качестве подакцизного товара определены средние дистилляты. В числе подакцизных товаров вместо топлива печного поименованы средние дистилляты. Соответственно перечень объектов налогообложения акцизами дополнен новыми позициями (включены операции по приобретению в собственность средних дистиллятов по договору с российской организацией, а также некоторые операции по их реализации, в том числе на основе посреднических договоров). Установлен порядок выдачи свидетельств о регистрации организации, совершающей операции со средними дистиллятами, определен порядок налогообложения, ставки акцизов на средние дистилляты (в 2016 году - 4150 руб. за тонну, в 2017 г. - 3950 руб. за тонну) и предусмотрен порядок применения налоговых вычетов. Также установлены ставки акцизов на 2016-2017 годы. В основном их размеры остались на прежнем уровне. Скорректированы ставки на автомобильный бензин. Теперь за любой бензин, не соответствующий классу 5, в 2016 году будет взиматься акциз в размере 10 500 руб. за тонну, в 2017 году - 9 700 руб. за тонну. Установлены пониженные акцизы в размере 5 руб. за литр на вина с защищенным географическим указанием, наименованием места происхождения (за исключением игристых вин (шампанского)). Уточнены понятия "прямогонный бензин", "бензиновая фракция". | ст. 179.5, подп. 10, 11 п. 1 ст. 181, п. 1 ст. 182, пп. 11-13 ст. 187, п. 1 ст. 193, п. 2 ст. 195, пп. 13, 14, 15, 22-24 ст. 200, п. 14 ст. 201 НК РФ, пп. 3, 4, 5, 10, 11, 13, 16, 17 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 23.11.2015 N 323-ФЗ |
НДПИ
20 | Для целей налогообложения НДПИ конкретизировано понятие вида добытого полезного ископаемого при добыче драгметаллов. Установлено, что к данному виду полезного ископаемого (подп. 13 п. 2 ст. 337 НК РФ) относится в том числе лигатурное золото (сплав золота с химическими элементами, шлиховое или самородное золото), соответствующее национальному стандарту (техническим условиям) и (или) стандарту (техническим условиям) организации-налогоплательщика. Внесенным дополнением уточнено также, что нормативными потерями при добыче указанных полезных ископаемых признаются потери драгметаллов по данным обязательного учета, возникающие при добыче таких металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений, в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством РФ. | подп. 13 п. 2 ст. 337, подп. 1 п. 1 ст. 342 НК РФ, пп. 1, 2 ст. 1, ст. 2 Закона от 23.11.2015 N 319-ФЗ |
21 | С 01.01.2016 внесены изменения в порядок налогообложения НДПИ, уточняющие формулу расчета базового значения единицы условного топлива (Еут) при добыче газа и газового конденсата (за исключением попутного газа). Так, например, с 0,15 до 0,2051 увеличен коэффициент, используемый при расчете базового значения единицы условного топлива (Еут), а также введен дополнительный коэффициент, характеризующий экспортную доходность единицы условного топлива (Кгп). Установлены значения данного коэффициента в зависимости от категорий налогоплательщиков. По общему правилу, на период с 1 января по 31 декабря 2016 г. включительно коэффициент Кгп устанавливается равным 0,7317, но для некоторых налогоплательщиков он составит 1. Уточнения внесены также в порядок определения показателя, характеризующего особенности добычи нефти (Дм), в части применения коэффициента, характеризующего регион добычи и свойства нефти (Ккан). В частности, с 01.01.2016 улучшатся условия, при которых коэффициент Ккан будет нулевым в отношении участков недр, полностью или частично расположенных в Каспийском море. Например, коэффициент Ккан будет равен нулю до тех пор, пока накопленный объем добычи нефти не достигнет 15 млн. т. До указанной даты предельный объем для таких участков составляет 10 млн. т. | пп. 1, 18 ст. 342.4 НК РФ, ст. 2, п. 2 ст. 4 Закона от 28.11.2015 N 325-ФЗ |
22 | С 01.01.2016 уточнено, какие полупродукты, содержащие драгоценные металлы, облагаются НДПИ. Теперь в НК РФ прямо указано, что лигатурное золото, соответствующее национальному стандарту (техусловиям) или стандарту (техусловиям) налогоплательщика, является полезным ископаемым. | подп. 13 п. 2 ст. 337 НК РФ, п. 1 ст. 1, ст. 2 Закона от 23.11.2015 N 319-ФЗ |
НДФЛ
23 | С 01.01.2016 налоговые агенты обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета ежеквартальный расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом по форме 6-НДФЛ. Форма расчета содержит обобщенную налоговым агентом информацию в целом по всем физическим лицам, получившим доходы от налогового агента (обособленного подразделения налогового агента), о суммах начисленных и выплаченных им доходов, предоставленных налоговых вычетах, об исчисленных и удержанных суммах налога, а также других данных, служащих основанием для исчисления НДФЛ. Расчет должен представляться налоговым агентом за I квартал, полугодие, 9 месяцев в срок не позднее 30 апреля, 31 июля и 31 октября, а за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Уже за I квартал 2016 г. все налоговые агенты должны представлять расчет по форме 6-НДФЛ, в котором данные отражаются нарастающим итогом. Основания, по которым организации признаются налоговыми агентами, не имеют значения. Расчет надо сдать не позднее 4 мая 2016 г., так как 30 апреля - суббота, а с 1 по 3 мая - праздники и выходные. Приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@ утверждена форма 6-НДФЛ (зарегистрирован в Минюсте России 30.10.2015 N 39578), состоящая из титульного листа и двух разделов. В письме ФНС России от 13.11.2015 N БС-4-11/19829 даны разъяснения по заполнению раздела 2 формы расчета 6-НДФЛ. Расчет по форме 6-НДФЛ представляется налоговым агентом в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 25 человек данный расчет может быть представлен на бумаге. | п. 1 ст. 80, п. 2 ст. 230 НК РФ, п. 5 ст. 1, подп. "а" п. 3 ст. 2, чч. 1, 3 ст. 4 Закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ, приказ ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@, письмо Минфина России от 02.11.2015 N 03-04-06/63268, информация ФНС России от 26.11.2015 |
24 | С 01.01.2016 в отношении налоговых агентов, представивших ИФНС предусмотренные НК РФ документы (формы 6-НДФЛ, 2-НДФЛ), содержащие недостоверные сведения, установлена ответственность в виде штрафа в размере 500 руб. за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения. | п. 1 ст. 126.1 НК РФ, п. 8 ст. 1, ч. 3 ст. 4 Закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ |
25 | С 01.01.2016 предусмотрен штраф за непредставление налоговым агентом в ИФНС по месту учета в установленный срок ежеквартального расчета 6-НДФЛ в размере 1 000 руб. за каждый полный и неполный месяц со дня, установленного для его представления. В отношении прочих документов и сведений порядок привлечения налогового агента к ответственности остался прежним. До указанной даты порядок привлечения к ответственности налогового агента за непредставление (несвоевременное представление) документов и иных сведений, необходимых для налогового контроля, регулировался статьями 119, 126 НК РФ. | п. 1.2 ст. 126 НК РФ, подп. "б" п. 7 ст. 1, ч. 3 ст. 4 Закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ |
26 | С 01.01.2016 налоговые агенты привлекаются к ответственности по статье 119.1 НК РФ за несоблюдение порядка представления расчета по форме 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ в электронной форме в случаях, предусмотренных НК РФ. Размер штрафа составляет 200 руб. Это касается случаев, когда в течение года доходы от организации и индивидуальных предпринимателей получили 25 и более человек, тогда ежеквартальный расчет 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ по итогам года надо представлять исключительно в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. Ранее ответственность, предусмотренная статьей 119.1 НК РФ, к налоговым агентам по НДФЛ не применялась, поскольку глава 23 НК РФ не содержала требования о представлении расчета сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговыми агентами, а справки 2-НДФЛ на бумаге могли подавать только налоговые агенты, которые выплачивали в течение года доходы девяти и менее гражданам. | п. 2 ст. 230 НК РФ, подп. "а" п. 3 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ |
27 | С 01.01.2016 налоговые органы вправе приостанавливать операции по банковским счетам (переводы электронных денежных средств) налоговых агентов в случае непредставления ими в налоговый орган расчета по форме 6-НДФЛ в течение 10 дней по истечении установленного срока. | п. 3.2 ст. 76 НК РФ, п. 4 ст. 1, ч. 3 ст. 4 Закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ |
28 | С 01.01.2016 увеличен срок представления сведений о невозможности удержания НДФЛ в отношении доходов, полученных налогоплательщиком. Теперь справки 2-НДФЛ за 2015 год о невозможности удержать налог (с признаком "2") налоговые агенты должны подать не позднее 01.03.2016. До указанной даты этот срок был меньше - не позднее 1 месяца после окончания года, в котором налоговый агент не смог удержать НДФЛ. | абз. 1 п. 5 ст. 226 НК РФ, подп. "в" п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 4 Закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ |
29 | С 01.01.2016 определены даты получения отдельных видов доходов для целей исчисления НДФЛ, а именно: | |
29.1 | - доход, получаемый в результате зачета встречных однородных требований, - день зачета встречных однородных требований. До указанной даты специальных правил определения даты фактического получения данного вида дохода статья 223 НК РФ не содержала; | подп. 4 п. 1 ст. 223 НК РФ, подп. "б" п. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ |
29.2 | - доход, получаемый в результате списания безнадежного долга с баланса организации, - день списания в установленном порядке безнадежного долга с баланса организации. Ранее специальных правил определения даты фактического получения данного вида дохода статья 223 НК РФ не содержала; | подп. 5 п. 1 ст. 223 НК РФ, подп. "б" п. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ |
29.3 | - материальная выгода, полученная от экономии на процентах при займах (кредитах) (подп. 1 п. 1 ст. 212 НК РФ), - последний день каждого месяца в течение срока, на который были предоставлены заемные (кредитные) средства. Ранее это был день уплаты процентов по полученному займу (кредиту) (подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ); | подп. 7 п. 1 ст. 223 НК РФ, подп. "б" п. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ |
29.4 | материальная выгода, полученная при приобретении ценных бумаг (подп. 3 п. 1 ст. 212 НК РФ): - день приобретения ценных бумаг - день перехода права собственности на ценные бумаги (как до, так и после 01.01.2016); - с 01.01.2016 - день совершения соответствующего платежа в оплату стоимости приобретенных ценных бумаг для случаев, если оплата приобретенных ценных бумаг производится после перехода к налогоплательщику права собственности на них; | подп. 3 п. 1 ст. 223 НК РФ, подп. "а" п. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ |
29.5 | - доходы, возникающие в связи с возмещением работнику командировочных расходов, - последний день месяца, в котором утвержден авансовый отчет после возвращения работника из командировки. Ранее специальных правил определения даты фактического получения данного вида дохода статья 223 НК РФ не содержала. | подп. 6 п. 1 ст. 223 НК РФ, подп. "б" п. 1 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ |
30 | С 01.01.2016 определена специальная дата для перечисления НДФЛ в бюджет при выплате доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков - не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты. НДФЛ по всем остальным доходам нужно перечислять в бюджет не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода физическому лицу. Ранее сроки перечисления НДФЛ были разные - в зависимости от вида дохода и способа его выплаты. | п. 6 ст. 226 НК РФ, подп. "г" п. 2 ст. 2, ч. 3 ст. 4 Закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ |
31 | С 01.01.2016 индивидуальные предприниматели на ЕНВД или ПСН, состоящие на учете в ИФНС по месту ведения "вмененной"/"патентной" деятельности, обязаны перечислять исчисленные с доходов наемных работников и удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту своего учета в связи с ведением такой деятельности. Также в ИФНС по месту ведения указанной деятельности нужно представлять расчеты и справки 2-НДФЛ (в том числе и о невозможности удержать налог) в отношении наемных работников. | п. 7 ст. 226 НК РФ, подп. "в", "д" п. 2, подп. "а" п. 3 ст. 2 Закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ |
32 | С 01.01.2016 организации, имеющие несколько обособленных подразделений: - должны представлять расчеты 6-НДФЛ и справки 2-НДФЛ в отношении физических лиц, которые получили доходы от этих обособленных подразделений, в ИФНС по месту нахождения обособленных подразделений; - сумма НДФЛ, подлежащая уплате в бюджет по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из суммы дохода, начисляемого и выплачиваемого физическим лицам по договорам, заключенным с этими обособленными подразделениями. То есть теперь по месту нахождения обособленного подразделения подлежит уплате налог, исчисленный с доходов физического лица (а не только работника обособленного подразделения, как это было установлено ранее), заключившего договор (любой - трудовой или гражданско-правовой) с этим обособленным подразделением. С 01.01.2016 организации, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, имеют право выбора: они могут представлять отчетность и перечислять НДФЛ в отношении физических лиц, получивших доходы от их обособленных подразделений, либо в ИФНС по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика, либо в ИФНС по месту учета каждого обособленного подразделения. | п. 7 ст. 226, п. 2 ст. 230 НК РФ, подп. "д" п. 2, подп. "а" п. 3 ст. 2 Закона от 02.05.2015 N 113-ФЗ, п. 8 ст. 1, п. 2 ст. 3 Закона от 28.11.2015 N 327-ФЗ |
33 | С 01.01.2016 введены новые правила освобождения от обложения НДФЛ доходов физических лиц - налоговых резидентов РФ от продажи недвижимого имущества: освобождение от НДФЛ доходов от продажи объектов недвижимого имущества, приобретенных после 01.01.2016, зависит от сочетания следующих факторов: - как приобретено налогоплательщиком право собственности на данный объект недвижимого имущества; - в течение какого срока объект недвижимого имущества находился в собственности налогоплательщика. Срок нахождения имущества в собственности увеличен с 3 до 5 лет. Пятилетний срок нахождения недвижимости в собственности не применяется в отношении имущества, полученного налогоплательщиком в порядке наследования от членов семьи и (или) близких родственников; в результате приватизации; по договору дарения от членов семьи и (или) близких родственников; в результате передачи налогоплательщику как плательщику ренты имущества по договору пожизненного содержания с иждивением. К такому имуществу применяются старые правила и достаточно, чтобы оно находилось в собственности налогоплательщика 3 года и более. Срок нахождения имущества в собственности 5 лет и более установлен в отношении объектов недвижимости, полученных налогоплательщиком в иных случаях, то есть в тех, которые не указаны в п. 3 ст. 217.1 НК РФ. Законом субъекта РФ 5-летний срок может быть уменьшен вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества. 3 года и 5 лет (либо меньше, если пятилетний срок был уменьшен законом субъекта РФ) - это минимальный срок, в течение которого объект недвижимого имущества должен находиться в собственности налогоплательщика для того, чтобы доходы от продажи такого объекта не облагались НДФЛ (минимальный предельный срок владения объектом недвижимого имущества). Если налогоплательщик продаст объект недвижимости ранее, чем будет достигнут минимальный предельный срок владения таким объектом, полученные доходы от НДФЛ не освобождаются. Налог придется уплатить с учетом в том числе положений п. 5 и подп. 2 п. 6 ст. 217.1 НК РФ. Новые правила применяются в отношении объектов недвижимого имущества, приобретенных в собственность после 01.01.2016. Указанные правила не распространяются на доходы физических лиц от продажи имущества, непосредственно используемого в предпринимательской деятельности. До 01.01.2016 для того, чтобы доходы от продажи недвижимости или иного имущества не облагались НДФЛ, достаточно было, чтобы имущество находилось в собственности три года и более. | п. 17.1 ст. 217, ст. 217.1 НК РФ, подп. "в" п. 10, п. 11 ст. 2, чч. 2, 3 ст. 4 Закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ |
34 | С 01.01.2016 установлен новый алгоритм определения доходов, полученных от продажи недвижимости и подлежащих налогообложению, исходя из кадастровой стоимости, умноженной на коэффициент 0,7 (по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на продаваемый объект). То есть если налогоплательщик укажет в договоре купли-продажи стоимость объекта недвижимости менее 70% кадастровой стоимости, то налоговый орган будет вправе вменить ему доход, равный 70% кадастровой стоимости, и именно с этого дохода будет исчислен НДФЛ. Это значит, что с 2016 года уже не получится продать в центре Москвы квартиру за 1 млн. руб. и, получив вычет в 1 млн. руб., вообще не заплатить НДФЛ. Размер коэффициента может быть уменьшен законом субъекта РФ вплоть до нуля для всех или отдельных категорий налогоплательщиков и (или) объектов недвижимого имущества. В случае если кадастровая стоимость объекта недвижимого имущества не определена по состоянию на 1 января года, в котором осуществлена государственная регистрация перехода права собственности на указанный объект, новый порядок определения доходов не применяется. Данные положения действуют в отношении доходов от продажи объектов недвижимого имущества, приобретенных после 01.01.2016. | абз. 1, 2 пп. 5, 6 ст. 217.1 НК РФ, п. 10 ст. 2, пп. 2 и 3 ст. 4 Закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ |
35 | С 01.01.2016 социальные налоговые вычеты по расходам на обучение и лечение могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода работодателем. Для этого налогоплательщик должен будет обратиться к работодателю с письменным заявлением и представить подтверждение права на получение социальных налоговых вычетов (уведомление, выданное налоговой инспекцией). Приказом ФНС России от 27.10.2015 N ММВ-7-11/473@ утвержден бланк уведомления о подтверждении права налогоплательщика на получение социальных налоговых вычетов, которое работник, желающий получить вычет по НДФЛ по расходам на лечение и/или обучение по месту работы, должен представить своему работодателю вместе с соответствующим заявлением. Заполнять налоговую декларацию 3-НДФЛ налогоплательщику в этом случае не придется. В связи с указанным нововведением в обновленный бланк справки 2-НДФЛ (приказ ФНС от 30.10.2015 N ММВ-7-11/485@) добавлены новые графы, касающиеся отражения налоговых вычетов, в частности добавлена строка для указания данных об уведомлении, выданном ИФНС, подтверждающем право на такой вычет и представляемом работодателю. | п. 2 ст. 219 НК РФ, ст. 1, ч. 2 ст. 4 Закона от 06.04.2015 N 85-ФЗ, приказ ФНС России от 27.10.2015 N ММВ-7-11/473@ |
36 | С 01.01.2016 при продаже доли в уставном капитале участник ООО вправе уменьшить сумму своих облагаемых НДФЛ доходов, возникающих в связи с выходом из общества, на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества (имущественных прав). В состав расходов налогоплательщика, связанных с приобретением доли в уставном капитале общества, могут включаться расходы в сумме денежных средств и (или) стоимости иного имущества, внесенных в качестве взноса в уставный капитал при учреждении общества или при увеличении его уставного капитала; расходы на приобретение или увеличение доли в уставном капитале общества. При отсутствии документально подтвержденных расходов на приобретение доли в уставном капитале общества имущественный налоговый вычет предоставляется в размере доходов, полученных налогоплательщиком в результате прекращения участия в обществе, не превышающем в целом 250 000 руб. за налоговый период. До указанной даты при выплате физическому лицу сумм в связи с выходом из состава участников ООО, налогообложению НДФЛ подлежала вся полученная физическим лицом сумма без каких-либо вычетов на ранее произведенные расходы, уменьшающих сумму полученного дохода. | подп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ, подп. "б" п. 2 ст. 1, ч. 2 ст. 2 Закона от 08.06.2015 N 146-ФЗ |
37 | С 01.01.2016 увеличен размер стандартного налогового вычета на ребенка-инвалида. Теперь его величина зависит от того, кто обеспечивает ребенка-инвалида. Родитель, усыновитель, жена или муж родителя могут получить 12 тыс. руб., а приемный родитель, опекун, попечитель, жена или муж приемного родителя - 6 тыс. руб. До указанной даты вычет составлял 3 тыс. руб. Также с 01.01.2016 увеличены и стандартные налоговые вычеты на учащегося по очной форме, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы. | подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, ст.ст. 1, 2 Закона от 23.11.2015 N 317-ФЗ |
38 | С 01.01.2016 увеличен с 280 000 до 350 000 рублей размер дохода, при достижении которого (нарастающим итогом с начала года) стандартные налоговые вычеты на ребенка работнику не предоставляются. | подп. 4 п. 1 ст. 218 НК РФ, ст.ст. 1, 2 Закона от 23.11.2015 N 317-ФЗ |
39 | С 23.11.2015 освобождены от налогообложения НДФЛ доходы в виде возмещенных налогоплательщику на основании решения суда судебных расходов, предусмотренных гражданским процессуальным, арбитражным процессуальным законодательством, законодательством об административном судопроизводстве, понесенных налогоплательщиком при рассмотрении дела в суде. В судебные расходы входят услуги адвоката, госпошлина и т.д. | п. 61 ст. 217 НК РФ, подп. "б" п. 3 ст. 1, п. 1 ст. 3 Закона от 23.11.2015 N 320-ФЗ |
40 | С 01.01.2016 внесены уточнения в статьи 214.2 и 214.2.1 НК РФ, предусматривающие обеспечение единого подхода к налогообложению НДФЛ доходов физических лиц, полученных от размещения денежных средств во вклады в банках, расположенных на территории РФ, а также в кредитных потребительских кооперативах и сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. | ст.ст. 214.2, 214.2.1 НК РФ, подп. 1, 2 ст. 1, пп. 2, 4, 5 ст. 3 Закона от 23.11.2015 N 320-ФЗ |
41 | С 01.01.2016 определены особенности порядка определения налоговой базы по НДФЛ при осуществлении урегулирования взаимных требований вследствие ненадлежащего исполнения (неисполнения) второй части РЕПО в случае, если предметом соответствующего договора являются клиринговые сертификаты участия. | пп. 11, 11.1 ст. 214.3 НК РФ, п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ |
42 | С 01.01.2016 введены особенности налогообложения НДФЛ финансового результата по операциям, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете. Регламентирован порядок определения налоговой базы, убытка, а также порядок исчисления и уплаты налога по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, учитываемым на индивидуальном инвестиционном счете налогоплательщика. Финансовый результат по операциям, учитываемым на инвестиционном счете, определяется отдельно от финансового результата по иным операциям и не уменьшается на сумму отрицательного результата по операциям, не учитываемым на данном счете. Убыток по итогам налогового периода принимается в уменьшение положительного результата по таким операциям в иных налоговых периодах. Обязанность по исчислению и уплате налога осуществляется налоговым агентом. | ст. 214.9, абз. 1 п. 2 ст. 226.1 НК РФ, п. 2 ст. 1, п. 2 ст. 3 Закона от 28.11.2015 N 327-ФЗ |
Налог на прибыль
43 | С 01.01.2016 амортизируемым будет считаться имущество стоимостью более 100 000 руб. (а не 40 000 руб., как это было ранее). Нововведение касается объектов, введенных в эксплуатацию с 1 января 2016 года. Для объектов, введенных в эксплуатацию до указанной даты, возможности пересмотра их отнесения к амортизируемому имуществу, основным средствам в связи с указанными нововведениями не предусмотрено. | п. 1 ст. 256, п. 1 ст. 257 НК РФ, пп. 7, 8 ст. 2, чч. 4, 7 ст. 5 Закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ |
44 | С 01.01.2016 увеличены значения показателей средней величины доходов и лимита выручки от реализации для целей получения (сохранения) права уплачивать только квартальные авансовые платежи по прибыли по итогам отчетного периода: - предельная сумма среднего квартального дохода от реализации, исчисляемая на основе четырех предыдущих кварталов, составляет теперь 15 млн. руб. за квартал вместо прежних 10 млн. руб.; - для вновь созданных организаций предельная сумма выручки от реализации установлена в размере 5 млн. руб. в месяц (вместо прежнего 1 млн. руб.) либо 15 млн. руб. в квартал (вместо прежних 3 млн. руб.). В результате больше компаний смогут платить авансы по прибыли ежеквартально. | п. 3 ст. 286, п. 5 ст. 287 НК РФ, пп. 9, 10 ст. 2, ч. 4 ст. 5 Закона от 08.06.2015 N 150-ФЗ |
45 | С 01.01.2016 изменены предельные значения процентных ставок по обязательствам из контролируемых сделок. Если рублевые долговые обязательства возникли из контролируемых сделок, то при расчете налога на прибыль предельные значения процентов по таким обязательствам составляют 75% и 125% ключевой ставки ЦБ РФ. | подп. 1 п. 1.2 ст. 269 НК РФ, подп. "б" п. 2 ст. 1 Закона от 08.03.2015 N 32-ФЗ |
46 | С 01.01.2016 при определении налоговой базы для целей налога на прибыль организаций не учитываются доходы в виде клиринговых сертификатов участия, а также в виде имущества, полученного при погашении клиринговых сертификатов. Установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на оплату услуг клиринговых организаций, связанных с выдачей, обслуживанием обращения и погашением клиринговых сертификатов участия. Также при определении налоговой базы по налогу не учитываются расходы в виде клиринговых сертификатов участия, предъявленных к погашению. В целях исчисления налога на прибыль организаций не признается реализацией или иным выбытием ценных бумаг следующие операции: - погашение клиринговых сертификатов участия при получении от клиринговой организации соответствующих таким сертификатам ценных бумаг и иного имущества, внесенного в имущественный пул; - передача клиринговой организации ценных бумаг в счет выдаваемых такой клиринговой организацией клиринговых сертификатов участия. Предусмотрены особенности определения рыночной стоимости клиринговых сертификатов и расходов продавца по первой части РЕПО в случае невыкупа сертификатов по второй части РЕПО, которые определяются исходя из номинальной стоимости клиринговых сертификатов, установленной клиринговой организацией, выдавшей сертификаты. | подп. 13.2 п. 1 ст. 251, подп. 48.8 п. 1 ст. 264, п. 11.2 ст. 270, п. 8.1 ст. 280, пп. 6, 6.1 ст. 282 НК РФ, подп. "а" п. 6, пп. 8, 9, 11, 12 ст. 1, п. 2 ст. 2 Закона от 28.11.2015 N 326-ФЗ |
Специальные налоговые режимы
47 | С 01.01.2016 организации, применяющие УСН, вправе не учитывать в доходах предъявленный покупателям НДС. Но и в расходах его учесть нельзя. В связи с этим с указанной даты налогоплательщики, применяющие УСН, в случае выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы НДС не должны учитывать при определении объекта налогообложения суммы НДС, причем ни в составе доходов, ни в составе расходов. | п. 1 ст. 346.15, подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ, пп. 3, 4 ст. 1, ст. 3 Закона от 06.04.2015 N 84-ФЗ |
48 | С 01.01.2016 субъектам РФ предоставлено право: - снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы", с 6% до 1% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности; - устанавливать ставку 0% для налогоплательщиков на УСН из Крыма и Севастополя и для налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей на УСН, осуществляющих бытовые услуги населению. Ранее субъекты РФ, по общему правилу, могли изменять ставку налога, перечисляемого при применении УСН с объектом "доходы минус расходы". | пп. 1, 4 ст. 346.20 НК РФ, подп. "а", "в" п. 1 ст. 2, ст. 4 Закона от 13.07.2015 N 232-ФЗ |
49 | С 01.01.2016 организации, имеющие обособленные подразделения в форме представительств, тоже смогут применять УСН. До указанной даты организации, у которых были филиалы и представительства, не могли применять УСН. Теперь это ограничение частично снято, соответственно, организация вправе применять УСН, если у нее нет филиалов, но есть просто обособленные подразделения (например, территориально обособленный склад, цех, розничный магазин) и/или представительства. | подп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, п. 2 ст. 1, ст. 3 Закона от 06.04.2015 N 84-ФЗ |
50 | С 01.01.2016 увеличено количество видов предпринимательской деятельности, в отношении которых можно применять ПСН, с 47 до 63. | п. 2 ст. 346.43 НК РФ, п. 3 ст. 2 Закона от 13.07.2015 N 232-ФЗ |
51 | На 2016 год для целей налогообложения утверждены новые коэффициенты-дефляторы. Эти коэффициенты устанавливаются ежегодно на каждый следующий календарный год с учетом изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в РФ в предшествующем календарном году. По сравнению с 2015 годом увеличились следующие коэффициенты в 2016 г.: - коэффициент-дефлятор для УСН составляет теперь 1,329 (вместо прежнего 1,147); - коэффициент-дефлятор для ПСН составляет теперь 1,329 (вместо прежнего 1,147); - коэффициент-дефлятор по НДФЛ составляет теперь 1,514 (вместо прежнего 1,307). Впервые введен коэффициент для торгового сбора - 1,154. На него надо индексировать максимальную ставку торгового сбора для деятельности по организации розничных рынков - 550 рублей за 1 кв. метр (п. 4 ст. 415 НК РФ). Предельная ставка в 2016 г. выросла до 634,7 руб. (550 руб. х 1,154). Пока торговый сбор введен только в Москве, где ставка ниже максимальной и составляет всего 50 руб. за 1 кв. метр. Коэффициент-дефлятор для ЕНВД, на который умножается базовая доходность, изначально был повышен до 2,083, но затем оставлен на прежнем уровне - 1,798. Коэффициент-дефлятор для УСН (1,329) позволяет определить, вправе ли организация перейти или остаться на УСН, на него надо умножать лимиты доходов в 60 млн. и 45 млн. руб. Новые значения лимитов такие: - 79,74 млн. руб. (60 млн. руб. х 1,329) - лимит доходов за год, который позволит остаться на УСН в 2016 г.; - 59,805 млн. руб. (45 млн. руб. х 1,329) - лимит доходов за 9 месяцев 2016 г., который позволит перейти на УСН с 2017 г.; - 51,615 руб. (45 млн. руб. х 1,147) - лимит доходов за 9 месяцев 2016 г., который позволит перейти на УСН с 2016 г. (в этом случае применяется коэффициент 2015 г.). Коэффициент-дефлятор для ПСН (1,329) надо умножать на максимальный размер потенциального дохода. В пределах максимума субъекты РФ устанавливают свои размеры доходов. Коэффициент-дефлятор по НДФЛ увеличивает фиксированный аванс по НДФЛ, который платит иностранный гражданин за патент. Он равен 1 200 руб. в месяц за период действия патента. В 2015 г. этот платеж с учетом индексации составлял 1 568,4 руб. (1 200 руб. х 1,307), в 2016 г. налог составляет 1 816,8 руб. в месяц (1 200 руб. х 1,514). Сумма налога будет больше, если субъектом РФ будет введен региональный коэффициент (пп. 2, 3 ст. 227.1 НК РФ). | приказы Минэкономразвития РФ от 20.10.2015 N 772, от 18.11.2015 N 854, информация Минэкономразвития России от 25.11.2015 "Об установлении коэффициентов-дефляторов на 2016 год", информация ФНС России от 08.12.2015 |
Налог на имущество организаций
52 | С 01.01.2016 унитарные предприятия определяют налог на имущество по кадастровой стоимости недвижимости. Правило касается юридических лиц, владеющих на праве хозяйственного ведения объектом недвижимости, по которому налоговая база определяется как его кадастровая стоимость. Ранее было предусмотрено, что исчислять налог на имущество организаций по кадастровой стоимости объекта должны только их собственники. Если недвижимое имущество, по которому налоговая база определяется с учетом установленных в ст. 378.2 НК РФ особенностей, принадлежит организации на праве хозяйственного ведения и учитывается у нее на балансе как объект основных средств, то налог следовало исчислять исходя из среднегодовой стоимости объекта. | подп. 3 п. 12 ст. 378.2 НК РФ, п. 27 ст. 2, ч. 2 ст. 4 Закона от 29.11.2014 N 382-ФЗ, информация ФНС России от 08.12.2015 |
53 | С 01.01.2016 по налогу на имущество организаций отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих налог исходя из кадастровой стоимости, теперь являются первый, второй и третий кварталы календарного года. | п. 2 ст. 379 НК РФ, подп. "б" п. 11 ст. 1, п. 2 ст. 3 Закона от 28.11.2015 N 327-ФЗ |
Имущественные налоги физических лиц
54 | С 23.11.2015 изменен единый срок уплаты имущественных налогов физических лиц: транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц подлежат уплате в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Ранее налоги надо было уплатить не позднее 1 октября. | п. 1 ст. 363, п. 1 ст. 397, п. 1 ст. 409 НК РФ, пп. 5, 6, 7 ст. 1 Закона от 23.11.2015 N 320-ФЗ |
Страховые взносы, социальное страхование
55 | На период до 2018 года включительно сохранены действующие тарифы страховых взносов во внебюджетные фонды для основных категорий плательщиков. Таким образом, в 2016 году (как и ранее) тарифы страховых взносов установлены в размере 30% (ПФР - 22%, ФСС РФ - 2,9%, ФФОМС - 5,1%) в пределах установленной величины базы для начисления страховых взносов и в размере 10% в бюджет ПФР сверх установленной предельной величины базы для начисления страховых взносов. Изменение не затрагивает лиц, уплачивающих страховые взносы по пониженным тарифам. | ст. 58.2 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, ст. 33.1 Закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, ст.ст. 1, 2, 3 Закона от 28.11.2015 N 347-ФЗ |
56 | С 01.01.2016 предельная величина доходов, с которой уплачиваются взносы в ФСС РФ, составляет 718 000 руб. (в 2015 г. - 670 000 руб.), в ПФР - 796 000 руб. (в 2015 г. - 711 000 руб.). Свыше указанных сумм страховые взносы не начисляются. Взносы в ФФОМС взимаются в общем случае по ставке 5,1% без учета предельной базы с полной суммы выплат. | постановление Правительства РФ от 26.11.2015 N 1265 |
57 | С 01.02.2016 коэффициент индексации размера ежемесячной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, назначенной до 01.02.2016, составит 1,064. Ранее этот коэффициент индексации составлял 1,055. | п. 11 ст. 12 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, постановление Правительства РФ от 01.12.2015 N 1299 |
58 | С 01.01.2016 изменены КБК для перечисления страховых взносов. В частности, изменены КБК для уплаты страховых взносов в ПФР, пеней и процентов по взносам в ФСС РФ, а также коды для перечисления взносов по дополнительным тарифам в отношении работников, имеющих право на досрочную пенсию. Организации должны платить взносы в ПФР на разные КБК в зависимости от того, с какой суммы начислены взносы - с предельной базы или сверх лимита. При перечислении взносов с выплат в пределах лимита в платежном поручении надо записать КБК - 392 1 02 02010 06 1100 160, а с выплат сверх лимита (по тарифу 10%) - 392 1 02 02010 06 1200 160. Новые КБК предусмотрены и для индивидуальных предпринимателей, которые платят страховые взносы в ПФР за себя. Фиксированные взносы с дохода до 300 000 руб. надо платить по коду 392 1 02 02140 06 1100 160, а взносы по тарифу 1% с дохода, превышающего лимит, - по коду 392 1 02 02140 06 1200 160. | приказ Минфина России от 08.06.2015 N 90н |
59 | С 01.01.2016 тариф на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний персонала, предоставленного по договору о предоставлении труда работников (персонала), зависит от принимающей стороны. Принимающая сторона должна передать страхователю (компании, временно направившей своих сотрудников по договору о предоставлении труда работников) информацию, которая нужна для определения страхового тарифа, надбавок, скидок. При расчете суммы взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний страхователь должен руководствоваться сведениями об основном виде деятельности принимающей стороны, учитывая результаты спецоценки условий труда на ее рабочих местах и иную полученную информацию. | п. 2.1 ст. 22 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, ст.ст. 2, 7 Закона от 05.05.2014 N 116-ФЗ, ст. 18.1 Закона от 19.04.1991 N 1032-1, гл. 53.1 ТК РФ |
60 | С 04.12.2015 внесение изменений в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", а также приостановление действия или признание утратившими силу положений этого Закона должно осуществляться отдельными федеральными законами и не может быть включено в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих действие или признающих утратившими силу) другие законодательные акты РФ или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования. До указанной даты аналогичный порядок был установлен для изменения законодательства о налогах и сборах. Нововведение применяется к проектам федеральных законов, внесенным в Госдуму не ранее 05.12.2015. | п. 6 ст. 1 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, ст.ст. 1, 2 Закона от 23.11.2015 N 316-ФЗ |
Трудовое законодательство
61 | С 01.07.2016 профессиональные стандарты, утвержденные Минтрудом России для отдельных профессий (должностей), носят обязательный характер для организаций тех отраслей экономики, где законодательством установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения им трудовой функции. Например, ПС "Бухгалтер", утвержденный приказом Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н, обязаны применять только те организации (ОАО/ПАО, НПФ и др.), для которых требования к бухгалтеру установлены законом, в частности ч. 4 ст. 7 Закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Для организаций тех отраслей экономики, где законодательством не установлены требования к квалификации работника для выполнения им трудовой функции, характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателем в качестве основы для определения требований к квалификации главбуха (бухгалтера) с учетом особенностей выполняемых им трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда. В период с 07.02.2015 до 01.07.2016 профессиональные стандарты носят рекомендательный характер. Для организаций, в локальном нормативном акте которых работодатель сам принимает на себя обязательство руководствоваться профессиональными стандартами, они носят обязательный характер (ч. 1 ст. 8, абз. 7 ч. 1 ст. 22 ТК РФ). | чч. 1, 2 ст. 195.3 ТК РФ, п. 3 ст. 1 Закона от 02.05.2015 N 122-ФЗ, подп. "а" п. 25 Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23 |
62 | С 01.01.2016 установлен запрет заемного труда, т.е. труда, осуществляемого работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем юридического или физического лица, не являющегося работодателем данного работника. Круг лиц, которые вправе предоставлять труд работников (персонала), а также обстоятельства, при которых им разрешается осуществлять эту деятельность, жестко ограничены. Деятельность по предоставлению персонала смогут осуществлять только: - частные агентства занятости - юридические лица, прошедшие аккредитацию на право осуществления данного вида деятельности, с уставным капиталом не менее 1 млн. руб., отсутствием задолженности по платежам в бюджет, наличием у руководителя частного агентства занятости высшего образования, стажа работы в области трудоустройства или содействия занятости населения не менее двух лет за последние три года, а также отсутствием у него судимости за совершение преступлений против личности или преступлений в сфере экономики. При этом такие агентства не могут применять специальные налоговые режимы, в том числе УСН; - другие юридические лица, в т.ч. иностранные юрлица и их аффилированные лица (за исключением физлиц), в тех случаях, если работники с их согласия направляются временно к: - юридическому лицу, являющемуся аффилированным лицом по отношению к направляющей стороне; - юридическому лицу, являющемуся акционерным обществом, если направляющая сторона является стороной акционерного соглашения об осуществлении прав, удостоверенных акциями такого акционерного общества; - юридическому лицу, являющемуся стороной акционерного соглашения с направляющей стороной. Особенности регулирования труда работников, направленных временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), установлены главой 53.1 ТК РФ. | ст. 56.1 ТК РФ, ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1, абз. 5-10 п. 2 ст. 1, пп. 3, 4 ст. 5, ст. 7 Закона от 05.05.2014 N 116-ФЗ, постановление Правительства РФ от 29.10.2015 N 1165 |
Действие Классификаторов
63 | Переходный период применения ОКВЭД продлен на весь 2016 год, в течение которого будут действовать одновременно и старая, и обновленная версии классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД и ОКВЭД 2). Окончательный переход на новый классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) также состоится с 01.01.2017. Продолжат действовать до конца 2016 года классификаторы видов деятельности, продукции и услуг (ОКДП), продукции (ОКП) и услуг населению (ОКУН). ОКВЭД 2 и ОКПД 2 введены с 2014 года. Изначально предполагалось, что переходный период, в течение которого будут применяться как старые, так и новые редакции классификаторов, продлится до 2015 года. Однако с тех пор этот срок увеличивается уже второй раз. Изменение актуально для многих организаций, так как, например, в отчетности по налогам и взносам нужно указывать сведения о виде деятельности по ОКВЭД. Также до конца 2016 года можно применять классификаторы деятельности, продукции и услуг (ОКДП), продукции (ОКП) и услуг населению (ОКУН). | приказы Росстандарта от 10.11.2015 N 1745-ст, от 31.01.2014 N 14-ст |
64 | Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-2014 (СНС 2008) начнет действовать с 01.01.2017, а не с 01.01.2016, как это предполагалось ранее. Общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ) ОК 013-94 будет отменен с 01.01.2017. Соответственно, новые коды по ОКОФ будут применяться только с 2017 года. ОКОФ используется, например, для определения амортизационной группы основных средств. Код присваивается каждому амортизируемому объекту. Поэтому при заполнении формы N 11 "Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов" за 2015 год основные фонды нужно распределять по ОКОФ ОК 013-94. Эту форму обязаны представить не позднее 01.04.2016 все организации, за исключением субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, которые должны заполнять краткий отчет. | приказы Росстандарта от 10.11.2015 N 1746-ст, от 12.12.2014 N 2018-ст, Росстата от 24.11.2015 N 563 |
Размер МРОТ
65 | С 01.01.2015 повышается размер МРОТ с 5 554 руб. до 5 965 руб. в месяц. | ст. 1 Закона от 02.12.2013 N 336-ФЗ, Закон от 01.12.2014 N 408-ФЗ |
Банковское дело
66 | С 01.01.2016 ключевая ставка Банка России будет прописана во всех правительственных актах вместо ставки рефинансирования. С 01.01.2016 значение ставки рефинансирования РФ (проценты в годовом исчислении, подлежащие уплате Банку России за кредиты, предоставленные им банкам и небанковским кредитным организациям) приравнивается к значению ключевой ставки Банка России, определенному на соответствующую дату. С указанной даты самостоятельное значение ставки рефинансирования не устанавливается. В дальнейшем изменение ставки рефинансирования будет происходить одновременно с изменением ключевой ставки Банка России на ту же величину. На момент подписания номера ключевая ставка Банка России составляла 11%, а ставка рефинансирования - 8,25%. До 01.01.2016 ставка рефинансирования использовалась в качестве справочной, поскольку к ней привязаны законодательные акты РФ. Напомним, что размер пеней при несвоевременной уплате налогов и сборов напрямую зависит от действующей ставки рефинансирования. Пеня начисляется исходя из 1/300 ставки рефинансирования со дня, следующего за последним днем уплаты налога (взноса), установленного законом, и по день фактической уплаты. | постановление Правительства РФ от 09.12.2015 N 1340, информация Банка России от 11.12.2015 "О ставке рефинансирования Банка России" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1
www.nalvest.ru