Закупка лекарственных препаратов с применением различных способов
А. Мандрюков,
магистр права, эксперт журнала "Учреждения здравоохранения:
бухгалтерский учет и налогообложение"
Журнал "Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 2, февраль 2016 г., с. 44-52.
Деятельность медицинских организаций связана с приобретением лекарственных препаратов. В случае если закупка осуществляется за счет средств бюджетов и средств ОМС, казенные и бюджетные учреждения обязаны руководствоваться нормами Федерального закона N 44-ФЗ*(1), который предусматривает несколько способов осуществления закупок. Среди них проведение конкурсов и аукционов, запрос котировок, запрос предложений, закрытые способы и закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). В статье освещены некоторые особенности осуществления закупок лекарственных препаратов различными способами.
Прежде чем перейти к детальному анализу законодательства о закупках лекарственных препаратов различными способами, следует остановиться на общих особенностях осуществления заказов на поставку лекарств.
Во-первых, при закупках жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов существуют дополнительные основания для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика или для отказа от заключения контракта с победителем.
К сведению. Перечень стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории РФ, утвержден Распоряжением Правительства РФ от 06.07.2010 N 1141-р.
Так, в соответствии с ч. 10 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика или отказ от заключения контракта с победителем осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что:
- предельная отпускная цена лекарственных препаратов, предлагаемых таким участником закупки, не зарегистрирована;
- предлагаемая данным участником закупки цена закупаемых лекарственных препаратов превышает их предельную отпускную цену, указанную в государственном реестре предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее - перечень ЖНВЛП), и от снижения предлагаемой цены при заключении контракта участник закупки отказывается. Отметим, что данное положение применяется в случае, если участник закупки является производителем таких лекарственных препаратов или если при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 000 000 руб., а при осуществлении закупок для обеспечения нужд субъекта РФ, муниципальных нужд - размер, который установлен высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и составляет не более 10 000 000 руб.
Следует отметить, что согласно Письму Минэкономразвития РФ N Д28и-592*(2) определение понятия "предельная отпускная цена лекарственного препарата" в данном случае употреблено в значении, соответствующем терминологии Федерального закона N 61-ФЗ*(3).
Таким образом, при заключении государственных (муниципальных) контрактов на поставку лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, цена на указанные лекарственные препараты определяется без учета применения предельных надбавок.
Заказчик должен внимательно отслеживать информацию, содержащуюся в государственном реестре предельных отпускных цен.
Если будет установлено, что предельная отпускная цена на лекарственный препарат, включенный в перечень ЖНВЛП, на момент рассмотрения первой части заявок зарегистрирована в Государственном реестре цен, решение заказчика об отстранении участника закупки будет признано неправомерным (Решение Курганского УФАС РФ от 27.08.2015 по жалобе N 05-02/142-15).
Во-вторых, документация о закупке лекарственных препаратов должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или (при отсутствии таковых) химические, группировочные наименования (п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ).
Из данного правила есть исключение. В частности, заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых производится в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов путем запроса предложений (п. 7 ч. 2 ст. 83 Федерального закона N 44-ФЗ) вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Данный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством РФ.
Однако в настоящее время перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, Правительством РФ не утвержден. Действует только Постановление Правительства РФ N 1086*(4), которым установлены правила формирования названного перечня лекарственных средств.
Следует отметить, что если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть:
- лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или (при отсутствии таковых) химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством РФ;
- лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таковых - с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями.
Нарушением данного правила является включение заказчиком в один лот поставку лекарственного средства в различных формах выпуска (Постановление АС ПО от 16.07.2015 N Ф06-25496/2015 по делу N А65-26531/2014).
Также неправомерным признается включение заказчиком в документацию требования к закупаемым лекарственным препаратам в виде формы (таблетки), дозировки, способа ее деления и фасовки (Постановление АС ЦО от 14.07.2015 N Ф10-1998/2015 по делу N А68-7869/2014).
В-третьих, согласно ч. 9 ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ участник закупки лекарственных препаратов, предложивший цену контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта.
Такое обоснование может включать в себя:
- гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара;
- документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки;
- иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой цене.
Следует отметить, что предоставленное участником закупки обоснование должно точно свидетельствовать о наличии товара у участника закупки и подтверждать возможность поставить требуемый заказчику товар по предложенной цене. В противном случае оно будет признано ненадлежащим.
Например, в Решении Хабаровского УФАС РФ от 18.08.2015 N 178 по делу N 7-1/302 указано следующее. В ходе электронного аукциона обществом снижена начальная (максимальная) цена контракта на 27%, в связи с чем в целях исполнения требований ч. 9 ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ общество представило собственное гарантийное письмо без номера и даты, в котором оно обязалось передать заказчику лекарственные препараты в количестве и ассортименте, указанных в спецификации.
Из представленного письма члены комиссии не смогли сделать однозначный вывод о возможности участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемой им цене, сниженной более чем на 25% от начальной (максимальной) цены.
Данное письмо имеет исключительно декларативный характер, но не является документом, подтверждающим наличие товара у участника закупки, и не подтверждает возможность общества поставить требуемый заказчику товар по предложенной в процессе проведения аукциона цене.
Тут следует отметить, что вышеуказанные антидемпинговые меры не принимаются, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством РФ перечень ЖНВЛП, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на 25% относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены (ч. 12 ст. 37 Федерального закона N 44-ФЗ).
Таким образом, если лекарственный препарат включен в перечень ЖНВЛП на соответствующий год и предложение предусматривает снижение цены не более чем на 25% относительно их зарегистрированной предельной отпускной цены, антидемпинговые меры не принимаются (Решение ФАС РФ от 02.03.2015 по делу N К-148/15).
Большая часть лекарственных препаратов закупается путем проведения конкурсов и аукционов, другие способы применяются в строго определенных случаях.
Закупка лекарственных препаратов путем запроса котировок
Под запросом котировок понимается способ определения поставщика, при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных (муниципальных) нужд товарах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок. Победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Федерального закона N 44-ФЗ).
Особенности осуществления закупок лекарственных препаратов путем запроса котировок установлены ст. 76 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 76 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупки лекарственных средств, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения, путем проведения запроса котировок независимо от цены контракта в следующих случаях:
- если судом вынесено определение об обеспечении иска, поданного заказчиком в связи с неисполнением контракта, решение о расторжении контракта на поставки лекарственных средств, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан и отсутствие которых приведет к нарушению их нормального жизнеобеспечения;
- если контрольный орган в сфере закупок выдал предписание об отмене результатов конкурса или электронного аукциона и принял решение о возможности осуществления закупки данного товара путем проведения запроса котировок;
- при расторжении ранее заключенного контракта в связи с односторонним отказом заказчика от его исполнения.
Такой контракт заключается на срок, не превышающий срока, необходимого для проведения конкурса или электронного аукциона на право заключить контракт на поставку данного товара (ч. 2 ст. 76 Федерального закона N 44-ФЗ).
Кроме того, при заключении этого контракта количество поставляемого товара не может превышать количество товара, необходимое для нормального жизнеобеспечения граждан в течение указанного срока.
Заказчику также следует помнить об обязанности направления запроса о предоставлении котировок не менее чем трем лицам, которые могут осуществить поставки лекарственных препаратов, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок (ч. 4 ст. 74 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с ч. 5 ст. 74 Федерального закона N 44-ФЗ такой запрос о предоставлении котировок может направляться с использованием любых средств связи, в том числе в форме электронного документа.
Закупка лекарственных препаратов путем запроса предложений
Согласно п. 1 ст. 83 Федерального закона N 44-ФЗ под запросом предложений понимается способ определения поставщика, при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных (муниципальных) нужд товарах сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений. Победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару.
То есть победителем закупки, осуществленной путем запроса предложений, является участник закупки, предложение которого оказалось наилучшим.
Между тем круг контрактов, заключаемых путем запроса предложений, ограничен.
Согласно пп. 7 п. 2 ст. 83 Федерального закона N 44-ФЗ заказчик вправе осуществлять закупку путем проведения запроса предложений при осуществления закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Каждая закупка в силу п. 1 ст. 18 Федерального закона N 44-ФЗ подлежит обоснованию при формировании плана закупок и плана-графика закупок. Согласно п. 5 Постановления Правительства РФ N 555*(5) обоснование закупок лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии у него медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям), осуществляется в соответствии с решением врачебной комиссии.
Данное решение врачебной комиссии должно включаться одновременно с контрактом, заключенным по результатам проведения закупки, в реестр контрактов (ст. 103 Федерального закона N 44-ФЗ).
При этом решение врачебной комиссии должно быть обезличено, то есть заказчиком должны быть совершены действия, в результате которых становится невозможным без использования дополнительной информации определить принадлежность персональных данных конкретному пациенту (ст. 3 Федерального закона N 152-ФЗ*(6)).
Другой особенностью закупки лекарственных препаратов путем запроса предложений является то, что объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения.
Кроме того, при осуществлении вышеуказанных закупок предметом одного контракта не могут быть лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам.
Не стоит забывать о том, что согласно п. 6 ч. 1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ в документации о закупке заказчик вправе указывать торговые наименования лекарственных средств.
Закупка лекарственных препаратов у единственного поставщика
В силу п. 28 ч. 1 ст. 93 Федерального закона N 44-ФЗ закупка у единственного поставщика осуществляется заказчиком при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии у него медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое отражается в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии.
Следует отметить, что данный способ закупки лекарственных препаратов является правом, а не обязанностью заказчика и заказчик вправе избрать другой способ закупки (Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.03.2015 по делу N А74-6580/2014).
В Определении ВАС РФ от 30.07.2013 N ВАС-9962/13 указано, что обстоятельства, которые могут служить обоснованием причин заключения контракта с единственным исполнителем в случае, если возникла потребность в определенных товарах вследствие непреодолимой силы, при необходимости срочного медицинского вмешательства, в связи с чем применение иных способов размещения заказа, требующих затрат времени, нецелесообразно, должны обладать свойствами внезапности, чрезвычайности и непредотвратимости.
При закупке лекарственных препаратов у единственного поставщика заказчик вправе заключить контракт на поставку лекарственных препаратов на сумму, не превышающую 200 000 руб.
Объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем таких препаратов, необходимый пациенту в течение срока, необходимого для осуществления закупки лекарственных препаратов путем запроса предложений.
Как и в случае проведения закупки лекарственных препаратов путем запроса предложений, предметом одного контракта, заключенного с единственным поставщиком, не могут быть лекарственные препараты, предназначенные для назначения двум и более пациентам. А решение врачебной комиссии должно размещаться вместе с заключаемым контрактом в государственном реестре контрактов, и должно быть обеспечено обезличивание персональных данных.
* * *
В заключение подведем итог:
- при закупках жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов существуют дополнительные основания для отстранения участника закупки от участия в определении поставщика или для отказа от заключения контракта с победителем;
- документация о закупке лекарственных препаратов должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или (при отсутствии таковых) химические, группировочные наименования;
- участник закупки лекарственных препаратов, предложивший цену контракта, которая на 25% и более ниже начальной (максимальной) цены контракта, обязан представить заказчику обоснование предлагаемой цены контракта;
- основными способами закупки лекарственных препаратов являются проведение конкурсов и аукционов, запрос котировок, запрос предложений и закупка лекарственных препаратов у единственного поставщика, они могут быть применены заказчиком только в предусмотренных законом случаях.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(2) Письмо Минэкономразвития РФ от 13.03.2015 N Д28и-592 "О разъяснении положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
*(3) Федеральный закон от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств".
*(4) Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 N 1086 "Об утверждении Правил формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан".
*(5) Постановление Правительства РФ от 05.06.2015 N 555 "Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования".
*(6) Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"