Организация в рамках заключенного с государственным органом контракта обязалась от имени управления государственного органа совершить действия по реализации имущества должников, арестованного во исполнение судебных актов, вынесенных в пользу взыскателей. Полученные денежные средства организация обязалась переводить на счет государственного органа. В период действия указанного контракта судебный пристав-исполнитель передал организации на хранение в целях дальнейшей реализации арестованное имущество должников. Указанное имущество не было реализовано и в дальнейшем было утрачено. Правомерно ли предъявление требований о возврате утраченного имущества, предъявляемое службой судебных приставов-исполнителей непосредственно к государственному органу?
Материал подготовлен специалистами
Центра методологии бухгалтерского учета и налогообложения
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", N 2, январь 2016 г., с. 45-47.
Требование службы судебных приставов неправомерно. В действующем законодательстве отсутствует обязанность уполномоченного госоргана (Росимущества) возвращать имущество в натуре. В то же время ФССП РФ имеет права требовать возмещения денежных средств в размере утраченного имущества.
Обоснование. Пункты 1 и 7 ст. 87 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) устанавливают, что при отсутствии спора о стоимости имущества должника, которая не превышает 30 000 руб., должник вправе реализовать такое имущество самостоятельно.
Принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Специализированная организация обязана в десятидневный срок со дня получения имущества должника по акту приема-передачи размещать информацию о реализуемом имуществе в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, а об имуществе, реализуемом на торгах, также в печатных средствах массовой информации.
Судебный пристав-исполнитель обязан передать специализированной организации, а специализированная организация обязана принять от судебного пристава-исполнителя для реализации имущество должника в течение десяти дней со дня вынесения постановления о передаче имущества должника на реализацию. Передача специализированной организации имущества должника для реализации осуществляется судебным приставом-исполнителем по акту приема-передачи.
Пункт 1 ст. 89 Закона N 229-ФЗ гласит, что реализация на торгах имущества должника, в том числе имущественных прав, производится организацией или лицом, имеющими в соответствии с законодательством Российской Федерации право проводить торги по соответствующему виду имущества.
Следовательно, функцию по реализации имущества должника осуществляет не ФССП РФ.
В соответствии с п. 1.2 Порядка взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, утвержденного совместным приказом ФССП РФ N 347 и Росимущества N 149 от 25.07.2008 данную функцию исполняет Росимущество и привлекаемые им физические и юридические лица, отобранные им на конкурсной основе (далее - специализированные организации).
В то же время при реализации такого имущества отношения складываются исключительно между Росимуществом и ФССП РФ.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 04.03.2014 N 18275/13 было отмечено, что Росимущество вправе привлекать на конкурсной основе физических и юридических лиц для реализации в установленном порядке арестованного имущества. Однако факт проведения реализации такими лицами не отменяет обязанностей Росимущества по обеспечению сохранности данного имущества, осуществлению оплаты вырученных от его продажи денежных средств или возврату этого имущества судебным приставам-исполнителям.
Таким образом, в результате утраты в процессе реализации арестованного имущества исполнение судебных актов не произведено по причине невыполнения Росимуществом названных обязанностей, что препятствует службе судебных приставов осуществить свою государственную функцию по принудительному исполнению судебных актов, а также создает потенциальную угрозу для взыскания убытков со службы судебных приставов по искам взыскателей либо собственников имущества.
Следовательно, служба судебных приставов вправе потребовать в судебном порядке исполнения Росимуществом его обязанности, предусмотренной Положением о Росимуществе, по перечислению денежных средств в установленном порядке не только за реализованное, но и утраченное при реализации имущество.
Однако правила положения не возлагают на Росимущество обязанности по возвращению принятого на реализацию имущества при отсутствии реализации.
В постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.08.2014 по делу N А53-22790/2013 было указано, что невыполнение обязанности по возврату районному отделу арестованного имущества стало следствием его невозврата специализированной организацией, которой названное имущество передано на реализацию. Поскольку арестованное имущество передано на реализацию специализированной организации, но не возвращено последней территориальному управлению Росимущества, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из отсутствия правовых оснований для обязания территориального управления возвратить спорное имущество службе судебных приставов.
В постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 07.08.2014 N А03-14633/2013 было отмечено, стоимость имущества, арестованного УФССП РФ в рамках исполнительного производства, переданного по поручению Росимуществу для реализации и утраченного хранителем, подлежит взысканию Росимущества за счет казны Российской Федерации.
Следовательно, вне зависимости от участия специализированных организаций и добросовестности выполнения ими возложенных функций, обязанность Росимущества по передаче денежных средств наступает после получения на реализацию имущества от ФССП.
15 января 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях"
Учредитель: АООТ "Фининнова"
Издатель: ООО "Издательский дом "Финансы и Кредит"
Журнал зарегистрирован в Государственном комитете Российской Федерации по печати. Свидетельство о регистрации N 017199
Редакция журнала:
111401, Москва, а/я 10,
ООО "ИД "Финансы и Кредит"
Телефон/факс: (495) 721-85-75
E-mail: post@fin-izdat.ru
Адрес в Internet: http://www.fin-izdat.ru
Журнал реферируется в ВИНИТИ РАН. Журнал включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).