• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Конституционные основы финансирования судебной власти в Российской Федерации (И.Р. Латыпова, "Право. Журнал Высшей школы экономики", N 3, июль-сентябрь 2015 г.)

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Получить бесплатный доступ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Латыпова И.Р. Конституционные основы финансирования судебной власти в Российской Федерации

 

И.Р. Латыпова - преподаватель кафедры судебной власти Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики"

 

I.R. Latypova - lecturer, Department of Judicial Power, Law Faculty, National Research University Higher School of Economics

 

Статья представляет собой детальный анализ ст. 124 Конституции Российской Федерации. В работе исследуются вопросы законодательного регулирования порядка финансирования судов из федерального бюджета, рассматриваются причины несоответствия положений федерального законодательства Конституции Российской Федерации в части, касающейся материального обеспечения судебной системы, изучается проблема количественного и качественного определения объема финансирования судебной системы, обеспечивающего ее независимость, транспарентность и открытость. Проблема достаточности финансирования судов анализируется в тесной взаимосвязи с принципом независимости судебной власти, ставится вопрос о необходимости законодательного закрепления перечня государственных органов и должностных лиц, уполномоченных осуществлять материальное обеспечение судебной системы. Особое внимание уделено изучению опыта ведущих стран мира в вопросах бюджетного финансирования судебной власти. На примере законодательства США, Японии, Нидерландов, Литовской республики продемонстрирована модель финансирования судов на основе отдельного бюджета, формируемого органами судебной власти самостоятельно, описана процедура согласования судебных расходов с органами исполнительной власти, гарантирующая права и законные интересы судов. В заключение автор формулирует предложения по совершенствованию законодательства, приходит к выводу о необходимости принятия федерального закона, подробно регламентирующего все вопросы финансового обеспечения судебной власти с целью создания в России независимого, открытого и саморегулируемого суда, ориентированного на высокий результат. На необходимость принятия отдельного федерального закона, регулирующего вопросы финансирования судебной системы, указывает ст. 124 Конституции Российской Федерации, закрепляющая, что финансирование судов производится в соответствии с федеральным законом. В статье сформулированы ключевые разделы предлагаемого закона, которые призваны закрепить источники финансирования судебной власти; процедуру составления судебного бюджета; структуру бюджета суда и его основные показатели; порядок согласования бюджета судебной власти с Правительством Российской Федерации; контроль за расходованием бюджетных средств органами судебной власти. Автор предлагает три основных параметра, составляющие бюджет суда, а также определяет перечень государственных органов, обладающих правом получать средства из бюджета и распределять их между судами.

 

The article is a detailed analysis of article 124 of the Constitution of Russia. The article explores the issues of legislative regulation of court financing from the federal budget; discusses the causes of discrepancy between the provisions of the federal legislation and the Constitution of Russia concerning the material support of the judiciary; studies the problem of quantitative and qualitative measures of funding the judicial system, ensuring its independence, transparency and openness. Other issues for the discussion presented are the adequacy in funding courts and the question of the need to arrange a list of state bodies and officials authorized to perform the material support of judiciary. A special attention is paid to studying experience of the leading countries in the matters of budgetary financing of judiciary. For example, the legislation in the U.S., Japan, the Netherlands, the Republic of Lithuania demonstrate the model of financing courts on the basis of a separate budget line, formed by the bodies of judicial power independently, the procedure of harmonization of legal expenses with the executive authorities, guaranteeing the rights and legitimate interests of the courts. Finally, the author formulates proposals for improving the legislation and comes to the conclusion on the necessity to adopt a federal law regulating the issues of financial security of the judiciary to create in Russia an independent, open and self-regulating court motivated to present high standards. The need to adopt a separate federal law regulating the financing of the judicial system is shown in article 124 of the Constitution of Russia, fixing that funding shall be in accordance with federal law. The article identified the following key provisions of the proposed law: sources of funding of the judiciary; the judicial procedure for the preparation of the budget; the budget structure of the court and its main indicators; the procedure for approving the budget of judiciary with the Russian Government; the control over the expenditure of budgetary funds by the judiciary. The author proposes three majour parameters that make up the budget of the Court, as well as determine the list of public bodies having the right to receive funds from the budget and distribute them among the courts.

 

Ключевые слова: финансирование судебной власти, бюджет суда, закон о финансировании судов, нормативы рабочей нагрузки судей, статья 124 Конституции, нормативы финансирования, материальное обеспечение мировых судей.

 

Keywords: financing the judiciary; the budget of the court; the law on the financing courts, standards of workload of judges; the Article 124 of the Constitution; standards of financing; material support of the magistrates.

 

"Право. Журнал Высшей школы экономики"

 

Ежеквартальный научно-аналитический журнал

Издается с 2008 г.

 

Журнал учреждается в качестве печатного органа Высшей школы экономики с целью расширения участия ВШЭ в развитии правовой науки, в совершенствовании юридического образования.

Основные задачи:

- стимулирование научных дискуссий;

- опубликование материалов по наиболее актуальным вопросам права;

- содействие реформе юридического образования, развитию образовательного процесса, в том числе разработке новых образовательных курсов;

- укрепление взаимодействия между учебными и научными подразделениями ГУ-ВШЭ;

- участие в расширении сотрудничества российских и зарубежных ученых-юристов и преподавателей;

- вовлечение молодых ученых и преподавателей в научную жизнь и профессиональное сообщество;

- организация круглых столов, конференций, чтений и иных мероприятий.