О новых правилах в гостиничном бизнесе
А. Бычков,
юрист,
г. Москва
Газета "эж-ЮРИСТ", N 45, ноябрь 2015 г.
Гостиничный бизнес, хотя и не является высокомаржинальным, тем не менее способен генерировать его владельцам регулярный денежный поток. Для успешной работы на этом рынке участникам гражданского оборота следует учитывать новые правила, которые были утверждены Правительством РФ.
Как было
В современной России всего насчитывается три редакции правил предоставления гостиничных услуг. Первая редакция была утверждена Постановлением Правительства РФ от 15.06.1994 N 669. Она предусматривала право гостиницы взимать плату за бронирование в размере 25% стоимости бронируемого номера, возможность внеочередного размещения не только для социально уязвимых категорий населения (инвалидов, ветеранов), но и для работников правоохранительных органов, устанавливала 6-месячный срок для хранения забытых вещей постояльцев с правом после этого реализовать их через комиссионную сеть.
Вторая редакция, действовавшая до недавнего времени, была утверждена Постановлением Правительства от 25.04.1997 N 490. Наиболее существенным недостатком было правило о том, что при размещении до расчетного часа (с 0 до 12 ч) плата за проживание не взимается. Такая преференция потребителям должна была предоставляться при их раннем заезде в гостиницу, когда они размещаются среди ночи, а оплачиваемый период начинается с расчетного часа 12 часов. Однако из буквального толкования данного положения можно сделать вывод о том, что право на бесплатное проживание до расчетного часа не было обусловлено обязанностью потребителя проживать в гостинице после него, что создавало возможность бесплатного проживания в период с 0 до 12 ч с учетом того, что гостиница была лишена права отказать в заключении публичного договора на размещение (ст. 426 ГК РФ).
Если гость заселился в период с 0 до 12 ч, затем продлил проживание и прожил полные сутки, плату можно было взимать только за сутки, за время раннего заезда ее устанавливать было нельзя (Решение АС Республики Башкортостан от 31.01.2011 по делу N А07-21851/2010).
В связи с этим гостиница была обязана бесплатно селить клиентов при раннем заезде, за исключением случая, когда она могла доказать, что бронирование состоялось до 0 ч (например, по заявке, поданной по телефону, факсу или электронной почте), что дает ей право получить плату за полные сутки (Решение АС Санкт-Петербурга и ЛО от 10.11.2014 по делу N А56-34657/2014).
Как стало
Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 N 1085 были утверждены новые Правила предоставления гостиничных услуг в РФ (далее - Правила). Теперь при заезде с 0 до 12 ч с потребителей взимается плата в размере половины стоимости суток. Поскольку в Правилах ничего не сказано насчет того, действует ли такая льгота при последующем проживании в гостинице или независимо от этого, следует признать, что потребитель вправе оплатить только половину суток при раннем заезде.
Это не касается случая, когда клиент заехал в период с 0 до 12 ч, но при этом номер был им забронирован с предыдущих суток. В этой ситуации гостиница вправе выставить ему плату за полные сутки, так как услуга заключается в бронировании для него номера в согласованное время. Клиент сам выбрал время своего фактического заселения, притом что гостиница зарезервировала для него номер.
При проживании после расчетного часа гостиница устанавливает размер платы за свои услуги (п. 26 Правил), в то время как раньше была вправе взимать только почасовую оплату при задержке не более 6 ч, за половину суток при задержке от 6 до 12 ч и за полные сутки в случае задержки более 12 ч.
На период проведения мероприятий (церемоний) государство вправе ввести регулируемые цены на гостиничные услуги, например на период проведения в России Чемпионата мира по футболу, что для гостиницы повлечет необходимость скорректировать свою тарифную политику (п. 25 Правил).
Гостиница вправе выселить потребителя, нарушающего условия проживания (имеют место причинение ущерба имуществу, совершение иных противоправных действий) (п. 33 Правил), однако не вправе в дальнейшем отказывать такому потребителю в размещении, вносить его в черные списки и т.д. Тот факт, что потребитель ранее нарушал правила проживания в гостинице, не свидетельствует о том, что он обязательно допустит такие нарушения при последующем обращении в гостиницу (Постановление ФАС ЗСО от 16.06.2014 по делу N А70-10682/2013).
Правилами конкретизирован перечень документов, которые потребитель предъявляет при заселении в гостиницу. Перечень не является исчерпывающим, что дает гостинице право заселять клиентов при предъявлении иных документов (например водительского удостоверения), с учетом того, что законом не установлены ограничения по составу документов, предъявляемых при заключении договора.
Нововведением стало установление требования о праве оказывать гостиничные услуги только при наличии свидетельства о присвоении гостинице соответствующей категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения, утвержденной Минкультуры России. В настоящее время таких законодательных требований нет, но, судя по всему, скоро они будут введены, поэтому следует поторопиться и провести классификацию. Ведь от классификации зависит получение налоговой льготы, которая заключается в праве уменьшить налоговую базу по налогу на имущество на кадастровую стоимость увеличенной на коэффициент 2 минимальной площади номерного фонда гостиницы при наличии по состоянию на 1 января налогового периода выданного аккредитованной организацией свидетельства о присвоении гостинице категории, предусмотренной системой классификации гостиниц и иных средств размещения (п. 2.2 ст. 4.1 Закона Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций").
Больше свободы усмотрения
Правила регулируют отношения между гостиницей и потребителем, который ее услуги заказывает для своих личных, семейных, бытовых и иных домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, и не распространяются на отношения между гостиницей и коммерсантами (Постановление ФАС ЗСО от 08.10.2002 по делу N Ф04/3781-476/A75-2002).
С такими клиентами гостиница наделена большей свободой усмотрения и вправе предусматривать в заключаемых с ними договорах выгодные для себя условия (неустойку за просрочку оплаты, солидарную ответственность компании за виновные действия ее сотрудников и клиентов, подсудность по месту своего нахождения с отнесением всех судебных расходов на заказчика и др.).
В договоре с коммерсантом гостиница может установить фиксированные цены с условием о своем праве в одностороннем порядке изменить их в любое время с предварительным или последующим уведомлением об этом заказчика по любым доступным каналам связи. Такой порядок изменения цен не противоречит закону (Постановление ФАС СЗО от 06.08.2013 по делу N А56-42439/2012). Свои тарифы гостиница при этом всегда может корректировать для клиентов за счет использования специальных предложений в виде скидок и бонусов.
В договоре на предоставление гостиничных услуг с коммерсантом гостиница может предусмотреть условие о своем праве на получение компенсации за отказ заказчика от исполнения договора в виде определенной суммы или части причитающегося вознаграждения, что допускается п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16, при условии, что данная плата помещена в раздел о вознаграждении и не рассматривается как мера ответственности.
При отсутствии в договоре этого условия заказчик сможет в любое время в одностороннем внесудебном порядке отказаться от договора с оплатой гостинице только фактически понесенных ею расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ), которые той еще предстоит доказать. Однако такие правовые последствия прекращения договора на оказание гостиничных услуг влекут только его расторжение по инициативе заказчика. Простое освобождение его клиентами или сотрудниками номера раньше срока само по себе не означает, что они именно отказались от дальнейшего проживания, поскольку без расторжения договора номера за ними сохраняются в течение всего оплаченного периода проживания, что дает гостинице право сохранить за собой полученную плату (п. 1 ст. 779 ГК РФ). Это касается как заказчиков-коммерсантов, так и обычных потребителей.
Формы сотрудничества
Удобной формой сотрудничества с коммерсантами для гостиницы будет передача номеров в аренду, что позволяет ей извлечь гарантированный доход в виде арендных платежей, которые вносятся независимо от того, заселяются в них гости или нет.
В договоре аренды нужно идентифицировать передаваемое арендатору имущество путем указания следующих сведений: конкретных номеров или с перечислением категорий, адреса гостиницы, номера этажа и др. информации. В договоре аренды гостиничных номеров должны быть указаны гостиница и ее адрес, кадастровый номер здания, номер (категория, порядковый номер, этаж). Вместе с тем, если какой-либо из индивидуальных признаков номеров, сдаваемых в аренду, не указан, но договор его сторонами фактически исполнялся и при отсутствии информации о наличии у арендодателя других гостиниц, он не может быть признан незаключенным (Постановление ФАС ДО от 03.12.2007 N Ф03-А59/07-1/5365).
Договором можно предусмотреть предоставление спальных мест с возможностью для заказчика их использовать по своему усмотрению. В данном случае услугой по договору являются предоставление спальных мест и соответствующее обслуживание. Заказчик вправе в любое время заселять помещения своими сотрудниками без согласования с ответчиком времени и дат заселения. Таким образом, помещения, которые были предоставлены заказчику, но по каким-то причинам не были заняты его сотрудниками, не могут быть использованы гостиницей в течение всего согласованного срока, на который они были ею предоставлены заказчику, что для последнего влечет обязанность оплатить такую услугу в полном объеме (Постановление АС СКО от 06.07.2015 N Ф08-4066/2015).
При отказе заказчика произвести оплату за оказанные ему гостиничные услуги гостиница вправе в судебном порядке взыскать с него дебиторскую задолженность с начислением неустойки или штрафных процентов по ст. 395 ГК РФ при условии, что она сможет доказать факт их оказания. В качестве подтверждения гостиница может использовать акт об оказанных услугах, подтвержденные заявки на бронирование, переписку, отчеты о заселении, регистрационные карты, гарантийные письма, факты полной или частичной оплаты услуг, видеозаписи, свидетельские показания и др. Даже отсутствие договора не освобождает заказчика от обязанности оплатить фактически оказанные ему и принятые услуги (Решение АС Владимирской области от 15.06.2015 по делу N А11-3918/2015).
Гостиница должна удостовериться в том, что она предоставляет услуги компании перед их оказанием, поскольку в случае спора свои требования она сможет адресовать только гражданину, получившему услуги, а не компании (Решение АС Кировской области от 13.07.2015 по делу N А28-3913/2015).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru